Методические рекомендации для педагогов «Детский совет» программа «Вдохновение»
консультация

Методические рекомендации для педагогов.

 

Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности

 

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей… предполагают:

…уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

 

(III. «Требования к условиям реализации…», п. 3.2.5)

 

В традиции нашей группы входит «Детский совет», он становится важным моментом дня и для детей и педагогов.

 «Детский совет» предназначен, прежде всего, для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. Подсказкой для меня послужила книга Л.В. Свирской «Детский совет: методические рекомендации для педагогов».

 

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам - возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, в соответствии с собственными интересами. Для этого в течение дня должно быть отведено время на занятия по выбору и создана образовательная и игровая среда, которая должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Потому что все мы знаем что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

С учетом этого основными задачами утреннего совета являются:

 

Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Развивать эмпатию.

Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.

Разработать план действий.

Учить детей делать осознанный ответственный выбор.

Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

 

Структура детского совета…

Единственно верной структуры НЕТ.

Детский совет НЕ занятие. Участие в нем НЕ может быть принуждением.

Сигналом к «Детскому совету»  в нашей группе служит звук колокольчика (сначала я звонила сама, теперь могу поручить подать сигнал кому -нибудь из детей; словом сигналом может служить мелодия, звук музыкального инструмента и многое другое, как  пожелаете ).

Ребята собирают игрушки, заканчивают свои дела и рассаживаются в круг. Выбор места по желанию, кому с кем комфортно. Если тема проекта не выбрана то ее необходимо выбрать, если этот этап пройден то начинаем работать над планированием работы по проэкту.

Выбор темы проекта, образовательного события.Планирование – одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.

Ориентация на образовательную программу ДОУ, ситуацию в развитии и интересы детей, культуросообразность, потенциал местного сообщества.

Баланс инициатив взрослых и детей.

Интеракция как условие планирования

 

Первое направление – выбор темы образовательного проекта (события, акции).

Второе направление – разработка плана проекта, плана образовательного события).

Третье направление – планирование дел и действий на текущий день.

Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых.

 

Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу.

 

Что требуется от педагога:

1. Постоянное изучение и хорошее знание индивидуальных особенностей: темперамента, черт характера, взглядов, привычек,  реального уровня сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей.

2. Опора на сильные стороны, активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.

3. Внимание к социальным и культурным событиям, принятие решения о том, какие важны для позитивной социализации, для  развития ребенка

После «детского совета» дети выбирают центр активности, где они сегодня будут работать.

Работа в центрах активности: деятельность детей по реализации собственных (индивидуальных) проектов и планов или участие в общих проектах. Наблюдение, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми воспитателя.

Итоговый сбор: анализ и самоанализ действий и оценка результатов, определение перспектив

В группе есть доска выбора . На доске выбора указаны центры в которых дети могут работать. На эту доску дети вешают свой брелок с фотографией.

 

 

В нашей группе имеются следующие центры активности:

Центр «Творческая мастерская»

Центр «Развивайка»

Центр «Книжный  мир»

Центр «Сюжетно-ролевой игры»

Центр «Природы науки и экспериментирования»

Центр «Театра и музыки»

Центр «Строительный уголок»

Выбор центров это развитие целеполагания детей.

Планирование  работы.

1). «Я хочу…»

2).«Для этого мне нужно…»

3).«Я буду делать с ……....»

4).«Я буду делать для кого или для чего …………»

5).«Получился результат...»

Самоанализ

       Я узнал….  .

       Я сумел ….. .

       Я научился……

       Я удивился….

   Цель: организовать работу так, чтобы дети сами участвовали в своем образовании.

  1. выбор темы, видов деятельности осуществляют дети,
  2. детям предоставляется выбор материалов,
  3. предусматривается разноуровневость заданий,
  4. самостоятельность обеспечивает наличие подсказок,
  5.  планирование  индивидуальных проектов.

 

Мы ведем мониторинг центров которые выбирают дети. Это позволяет наблюдать за выбором предпочтений детей, а также скорректировать деятельность детей в различных видах деятельности.

 

Вне зависимости от названия, детский совет – это место

и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл detskiy_sovet.docx26.29 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации для педагогов «Детский совет» программа «Вдохновение»

 
                      Методические рекомендации для педагогов.

Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а так же поддержка  инициативы  детей в различных видах деятельности

Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей… предполагают:

…уважительное отношение к каждому ребенку, к его чувствам и потребностям;

поддержку индивидуальности и инициативы детей через создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности; создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей.

создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также имеющим различные (в том числе ограниченные) возможности здоровья.

(III. «Требования к условиям реализации…», п. 3.2.5)

В традиции нашей группы входит «Детский совет», он становится важным моментом дня и для детей и педагогов.

 «Детский совет» предназначен, прежде всего, для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых. Подсказкой для меня послужила книга Л.В. Свирской «Детский совет: методические рекомендации для педагогов».

Детская инициатива проявляется в свободной деятельности детей по выбору и интересам - возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять, в соответствии с собственными интересами. Для этого в течение дня должно быть отведено время на занятия по выбору и создана образовательная и игровая среда, которая должна стимулировать развитие поисково-познавательной деятельности детей. Потому что все мы знаем что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребёнок что-то делал сам: ощупывал, вырезал, строил, составлял, изображал.

С учетом этого основными задачами утреннего совета являются:

Создать условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых.

Развивать эмпатию.

Учить выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично.

Учить формулировать суждения, аргументировать высказывания, отстаивать свою точку зрения.

Выбрать тему нового проекта / подвести итоги проекта.

Разработать план действий.

Учить детей делать осознанный ответственный выбор.

Развивать умение договариваться о совместной деятельности, распределять роли и обязанности и др.

Структура детского совета…

Единственно верной структуры НЕТ.

Детский совет НЕ занятие. Участие в нем НЕ может быть принуждением.

Сигналом к «Детскому совету»  в нашей группе служит звук колокольчика (сначала я звонила сама, теперь могу поручить подать сигнал кому -нибудь из детей; словом сигналом может служить мелодия, звук музыкального инструмента и многое другое, как  пожелаете ).

Ребята собирают игрушки, заканчивают свои дела и рассаживаются в круг. Выбор места по желанию, кому с кем комфортно. Если тема проекта не выбрана то ее необходимо выбрать, если этот этап пройден то начинаем работать над планированием работы по проэкту.

Выбор темы проекта, образовательного события.Планирование – одна из ведущих и одна из самых сложных составляющих детского совета. Прилагая максимум усилий для того, чтобы вовлечь детей в активное выдвижение идей, обсуждение возможных вариантов действий и в итоге к выбору темы образовательного проекта, акции, праздника или иного события, взрослые поддерживают их инициативу и креативность, демонстрируют партнерский стиль взаимоотношений, позитивный эмоциональный настрой, предвкушение успеха, основанного на ценности совместных действий.

Ориентация на образовательную программу ДОУ, ситуацию в развитии и интересы детей, культуросообразность, потенциал местного сообщества.

Баланс инициатив взрослых и детей.

Интеракция как условие планирования

Первое направление – выбор темы образовательного проекта (события, акции).

Второе направление – разработка плана проекта, плана образовательного события).

Третье направление – планирование дел и действий на текущий день.

Все идеи детей вносятся в общий план наравне с идеями взрослых.

Совместное планирование, вовлечение детей в планирование свидетельствуют о профессиональной состоятельности воспитателей – умении вести диалог со своими воспитанниками, следовать за их инициативой, учитывать их интересы, раскрывать содержание образовательной работы, используя необходимый комплекс форм и методов, индивидуализировать работу.

Что требуется от педагога:

1. Постоянное изучение и хорошее знание индивидуальных особенностей: темперамента, черт характера, взглядов, привычек,  реального уровня сформированности личностных качеств, мотивов и интересов детей.

2. Опора на сильные стороны, активность, развитие инициативы, самодеятельности детей.

3. Внимание к социальным и культурным событиям, принятие решения о том, какие важны для позитивной социализации, для  развития ребенка

После «детского совета» дети выбирают центр активности, где они сегодня будут работать.

Работа в центрах активности: деятельность детей по реализации собственных (индивидуальных) проектов и планов или участие в общих проектах. Наблюдение, дифференцированная и индивидуальная работа с детьми воспитателя.

Итоговый сбор: анализ и самоанализ действий и оценка результатов, определение перспектив

В группе есть доска выбора . На доске выбора указаны центры в которых дети могут работать. На эту доску дети вешают свой брелок с фотографией.

В нашей группе имеются следующие центры активности:

Центр «Творческая мастерская»

Центр «Развивайка»

Центр «Книжный  мир»

Центр «Сюжетно-ролевой игры»

Центр «Природы науки и экспериментирования»

Центр «Театра и музыки»

Центр «Строительный уголок»

Выбор центров это развитие целеполагания детей.

Планирование  работы.

1). «Я хочу…»

2).«Для этого мне нужно…»

3).«Я буду делать с ……....»

4).«Я буду делать для кого или для чего …………»

5).«Получился результат...»

Самоанализ

       Я узнал….  .

       Я сумел ….. .

       Я научился……

       Я удивился….

   Цель: организовать работу так, чтобы дети сами участвовали в своем образовании.

  1. выбор темы, видов деятельности осуществляют дети,
  2. детям предоставляется выбор материалов,
  3. предусматривается разноуровневость заданий,
  4. самостоятельность обеспечивает наличие подсказок,
  5.  планирование  индивидуальных проектов.

Мы ведем мониторинг центров которые выбирают дети. Это позволяет наблюдать за выбором предпочтений детей, а также скорректировать деятельность детей в различных видах деятельности.

Вне зависимости от названия, детский совет – это место

и время делового и духовного общения взрослых с детьми, задающего смысл и стиль всей жизни группы – маленького уникального сообщества со своей историей, культурой, интересами, потребностями и возможностями

Литература:

1. Свирская Л. В. «Детский совет»Методические рекомендации для педагогов. – М.: Национальное образование, 2015 – 80с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов по внедрению технологии "Детский совет"

Данная консультация будет интересна для практикующих педагогов ДОУ...

Методические рекомендации для педагогов «Утренний совет или дружно в садике живем»

В данной статье раскрывается вопрос организации свободного общения воспитанников...

Детский совет программа вдохновение

Я предлагаю свой опыт работы по программе "вдохновение" по проведению детского совета и планированию работы в центрах...

Методические рекомендаций для педагогов детского сада по внедрению практической работы по организации и проведению «Мини-экспедиций в природу» в практику ДОО

Методические рекомендаций для педагогов детского сада по внедрению практической работы по организации и проведению «Мини-экспедиций в природу» в практику ДОО...

Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Практические советы.

В период пандемии многие педагоги оказались в ситуации, когда необходимо организвать дистанционное обучение воспитанников, т.к. прерывать образовательный процесс на такое длительное время является неп...