Методические рекомендации для педагогов по внедрению технологии "Детский совет"
методическая разработка на тему
Данная консультация будет интересна для практикующих педагогов ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pedagogov.docx | 22.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по внедрению технологии «Детский совет»
В самом широком понимании утренний сбор группы предназначен для того, чтобы обеспечить возможность конструктивного, познавательно-делового развития детей в ситуации естественного социально-эмоционального общения со сверстниками и взрослыми, для формирования навыков понимания себя и других, согласовывания целенаправленной деятельности всей группы и каждого в отдельности.
Назначение группового сбора состоит:
- в создании общности детей и взрослых (например, группа «Гномики»);
- в воспитании уважения и интереса к личности каждого члена группы, к его индивидуальным особенностям;
- в умении распознавать, определять словом и корректировать эмоциональное состояние свое и других людей;
- в совершенствовании навыков и культуры общения (умение использовать различные формы приветствий, комплиментов);
- в создании эмоционального настроя (позитивного, делового);
- в развитии речи и коммуникативных умений: высказывать суждения, аргументировать свои идеи, отстаивать свою точку зрения; выбирать из личного опыта наиболее значимые, интересные события, рассказывать о них кратко, но последовательно и логично, внимательно слушать и проявлять конструктивное отношение к мнению других;
- в развитии способностей выбирать, планировать собственную деятельность, договариваться с другими о совместной деятельности, т.е. в развитии у детей ключевых компетентностей.
Технологически групповой сбор:
- прост в проведении;
- легко воспринимается взрослыми и детьми любого возраста;
- значительно меняет характер взаимоотношений между всеми участниками образовательного процесса и закладывает основу для других позитивных изменений;
- позволяет органично реализовать компетентностный подход в организации работы с детьми.
Групповой сбор мотивирует детей к инициативной, активной самостоятельной деятельности, обращаясь к таким человеческим потребностям, как:
- чувствовать себя значимым;
- управлять собой, своим временем, действительностью, отношениями с другими людьми;
- веселиться и развивать.
Принципы организации и проведения группового сбора
Групповой сбор основан на соблюдении принципов открытости, диалогичности и рефлективности.
Открытость обозначает:
- право свободного высказывания и отношения к высказываниям других;
- право участия в выборе предложенных идей в инициировании и осуществлении собственных планов;
- право участия (неучастия ребенка в групповом сборе).
Принцип диалогичности заложен в самой форме группового сбора, построенного на свободном, по регулируемом выработанными в субкультуре группы правилами ведения диалога со сверстниками и взрослыми, где взрослый организует, ведет разговор и групповой сбор в целом, но не подавляет детскую инициативу.
Реализация принципа рефлективности заключается в представлении каждому ребенку возможностей для проговаривания, а значит, и для осмысления своих чувств (мыслей, идей), для восприятия и понимания других людей. Вербализируя мысли, чувства, планы, дети получают ответную реакцию от взрослых, сверстников и вместе с этим – представление о том, что принимается, одобряется, вызывает интерес других, а что – нет.
Вторая сторона действия принципа рефлективности – это огромной важности работа по совместному планированию проектов, текущих событий, своих собственных поступков каждым участником, а по завершению дела, дня всего проекта – анализ результатов и достижений.
Педагогические задачи формулируются исходя из общего смысла группового сбора:
- создать положительный эмоциональный настрой на весь день – «задать тон»;
- обеспечить условия для межличностного и познавательно-делового общения детей и взрослых;
- активизировать навыки детей, касающиеся коммуникации, планирования и организации собственной деятельности;
- выбрать совместно с детьми тему нового проекта;
- разработать план реализации нового проекта;
- подвести итого проекта;
- развивать эмпатию;
- прививать навыки культуры общения (приветствия, комплементы).
Примеры образовательных задач для развития детей раннего возраста:
- формировать умение делать выбор и принимать решение (я хочу рисовать, играть);
- формировать умение ставить цель (я буду строить дом);
- развивать умение определять словами свои чувства, желания (мне весело, я хочу отдохнуть);
- развивать умение говорить предложениями;
- формировать умение различать и называть признаки предметов (цвет, форма, величина, пространственное положение);
- развивать умение устанавливать и поддерживать отношения с разными людьми (младшими, сверстниками, старшими, взрослыми).
Примеры образовательных задач для развития детей среднего и старшего дошкольного возраста
Примеры образовательных задач | Интегративные качества |
1. Формировать умение: инициировать разговор, поддерживать общение | 1. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
2. Обращаться к источнику получения знаний (узнавать это из книги…) | 2. Любознательный, активный |
3. Заявлять о своих представлениях, знаниях (я знаю, что белые медведи…) | 3. Любознательный, активный |
4. Понимать мотивы собственных действий и действий других людей (я так делаю, потому что…) | 4. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений |
5. Принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с ними в контексте ситуации (я играю в доктора) | 5. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
6. Управлять своим поведением и способами общения (я понимаю, что мама устала, буду играть тихо) | 6. Способный управлять своим поведением и планировать свои действия |
7. Сравнивать предметы (река широкая, ручеек узкий) | 7. Овладевший необходимыми умениями и навыками |
8. Аккумулировать действия и поступки, прогнозировать результаты действий и поступков | 8. Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности |
9.Считать предметы и называть итоговое количество | 9. Овладевший необходимыми умениями и навыками |
10. Связно рассказывать небольшие истории | 10. Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками |
11. Разрешить конфликтные ситуации | 11. Способный управлять своим поведением |
12. Отстаивать свою точку зрения (я считаю, что …) | 12. Овладевший средствами общения |
13. Работать самостоятельно и сотрудничать в группе | 13. Способный управлять своим поведением, овладевший средствами общения |
14. Решать математические задачи | 14. Овладевший необходимыми умениями и навыками |
15. Устанавливать причинно-следственные связи, закономерности | 15. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту |
16. Извлекать пользу из опыта своего и других (попробовал и понял) | 16. Любознательный, активный |
17. Использовать предметы для решения своих задач | 17. Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту |
18. Использовать знаки и символы для изображения предметов | 18. Овладевший необходимыми умениями и навыками |
Роль ребенка в групповом сборе
Важно помнить, что участие в групповом сборе конкретного ребенка не вменяется ему в обязанность, а предоставляется возможность приятного, эмоционального и познавательно насыщенного общения со сверстниками и взрослыми; позволяет вместе с другими мечтать и претворять мечты в реальность, развивать способность управлять собой, своим временем, дает возможность руководить другими (по согласованию), влиять на текущие события и формировать будущее.
Ребенок вправе самостоятельно принять решение: продолжить начатую до утреннего группового сбора работу или игру или принять участие в групповом сборе. Ребенку не запрещается включение в групповом сбор с опозданием. Ему лишь дают понять, что если он хочет быть вместе с другими, хочет вместе играть, петь, радоваться, влиять на события, следует рационально планировать свои действия, развивать способность управлять своим поведением и временем.
Роль воспитателя в групповом сборе
Роль воспитателя заключается в том. Чтобы:
- обеспечить комфортное и конструктивно-деловое участие всех детей в общем разговоре, игре, планировании;
- установить и удерживать культурную рамку (помогать детям осваивать сообразные культуре и ситуации стили поведения и общения, культуру ведения диалога и монолога);
- демонстрировать свое собственное педагогическое отношение к высказываниям и идеям детей, не навязывая его;
- стимулировать и поддерживать инициативы детей относительно выбора тем, содержания, материалов, форм и способов действий;
- предлагать детям свои идеи по содержанию, видам деятельности, заинтересовывать детей и тем самым решать образовательные задачи на том материале, который актуален для них;
- помогать детям выбирать и планировать работу;
- оказывать поддержку всем детям, в том числе имеющим особые образовательные потребности.
Структура группового сбора
В наиболее общем виде структура группового сбора выглядит так:
1. Приветствие (вариант: пожелания, комплименты, подарки) – 1-3 мин.
2. Игра (вариант: элементы тренинга, психогимнастика, пение, слушание) – 2-5 мин.
3. Обмен новостями – 2-10 мин.
4. Планирование дня (выбор темы проекта, планирование содержания, форм и видов деятельности на весь проект); презентация центров активности (взрослыми и детьми) – 5-12 мин.
Таким образом, общая длительность группового сбора колеблется от 10 до 30 мин.
Могут быть варианты, когда приветствие – очень короткое, игры нет вовсе, а обмен новостями или планирование займут все основное время.
Структура утреннего группового сбора может быть изменена. Начать групповой сбор можно с любой части, главное – не превращать его в рутинную и скучную обязанность.
Утренний сбор – одни из способов организации свободного общения и развития речи воспитанников. В ходе утреннего сбора дошкольники учатся правилам речевого диалога, умению выражать свои чувства, обогащается и активизируется их словарный запас. У детей развиваются эмоциональная отзывчивость, толерантность, эмпатия, формируются нравственные представления и понятие для анализа норм и правил поведения, появляется уверенность в том, что их любят и принимают такими, какие они есть. Благодаря творческому подходу к организации данного компонента режима пребывания в дошкольном учреждении как у детей, так и у педагогов формируется положительный настрой на весь день, что благоприятно сказывается на воспитательно-образовательном процессе в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методические рекомендации для педагогов ДОУ по изучению, обобщению, распространению и внедрению передового педагогического опыта
Изучение передового опыта может быть организовано заведующей или старшим воспитателем в любом дошкольном учреждении, даже если оно проработало 1 год, при условии, что в коллективе имеются хотя бы неск...
Методические рекомендации для педагогов «Утренний совет или дружно в садике живем»
В данной статье раскрывается вопрос организации свободного общения воспитанников...
Методические рекомендаций для педагогов детского сада по внедрению практической работы по организации и проведению «Мини-экспедиций в природу» в практику ДОО
Методические рекомендаций для педагогов детского сада по внедрению практической работы по организации и проведению «Мини-экспедиций в природу» в практику ДОО...
Методические рекомендации для педагогов по организации дистанционного обучения детей дошкольного возраста. Практические советы.
В период пандемии многие педагоги оказались в ситуации, когда необходимо организвать дистанционное обучение воспитанников, т.к. прерывать образовательный процесс на такое длительное время является неп...
Методические рекомендации для педагогов "Организация методической работы по самообразованию педагогов дошкольного учреждения"
Одним из направлений методической работы учреждения является организация повышения квалификации педагогов.В современном ДОУ практикуются разнообразные формы работы с педагогами, способствующие повышен...
Методические рекомендации для педагогов "Внедрение проектной деятельности в практику ДОО"
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИВнедрение проектной деятельности в практику дошкольной образовательной организации...
Методические рекомендации для педагогов «Детский совет» программа «Вдохновение»
Методические рекомендации для педагогов. Основным принципом ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок ст...