Краткосрочный экологический проект "Вода - источник жизни"
проект (подготовительная группа)
Проект рассчитан на 1 неделю для детей подготовительной группы и их родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt.docx | 572.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический проект
«Вода – источник жизни»
Руководители:
Воспитатели подготовительной группы:
Гудыма Н.Ю., Шалабай Н.В.
Саратов, 2022г.
Актуальность проекта
О воде надо помнить с большой буквы,
так как она не только необходима для жизни,
она сама жизнь. (Экзюпери)
Вода – одно из главных богатств на Земле. Вода - это слово известно нам с самого рождения. Подчас мы даже не задумываемся о том, что оно обозначает и что для нас значит. А ведь вода - это главная составляющая всего живого нашей планеты. Без воды никто и ничто на земле не сможет существовать. Наши предки пили только чистую, живую воду, и складывали о ней легенды и сказки. Невозможно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода. А такая угроза существует. Пресной воды в мире всего 3 %. Эти запасы истощаются, пресной воды становится всё меньше и меньше. От загрязненной воды страдает все живое вокруг. Вода – наше главное богатство.
По результатам бесед с детьми мы выяснили, что дети мало знают о том, что происходит с водой в природе; какие у неё свойства; сможет ли человек и всё живое прожить без воды; сколько воды на земле; как вода попадает в наши квартиры. Поэтому мы решили узнать, как бережно её расходовать. Для исследования мы выбрали тему: «Вода – источник жизни».
Вид проекта: исследовательский, познавательно-творческий.
Цель проекта: Формирование у детей знания о значении воды в жизни всего живого на земле: вода-источник жизни, а также осознанного, бережного отношения к воде, как к важному природному ресурсу, то есть воспитание экологического сознания.
Задачи:
1. Закреплять и систематизировать знания детей о воде и её свойствах.
2. Познакомить с круговоротом воды в природе.
3. Развивать познавательные способности детей, учить проявлять самостоятельность при получении знаний во время опытов, экспериментов.
4. Дать представление о роли воды в жизни человека и живых организмов.
5. Развивать любознательность детей, умение наблюдать, анализировать, делать выводы.
6. Продолжать знакомить детей с основными правилами гигиены и поведения на воде.
7. Воспитывать бережное отношение к воде.
Участники проекта:
- дети подготовительной группы (6-7 лет),
- родители,
- воспитатели.
Работа с родителями:
1.Консультация для родителей «Закаливание водой».
2.Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».
3. Совместное с детьми изготовление рыбок к макету аквариума.
Срок реализации проекта: 3 неделя марта 2022 года в подготовительной группе ТНР от 6 до 7 лет.
Краткосрочный (1 неделя).
Ожидаемые результаты проекта:
- У детей сформированы начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов.
- Детьми приобретен экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе.
- У детей сформированы исследовательские умения, соответствующие возрасту.
- Повышена воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.
Этапы реализации проекта:
1 этап - подготовительный
- подбор дидактического и учебного материала для проведения исследовательской работы с детьми;
- подбор подвижных, речевых и пальчиковых игр по теме;
- подбор иллюстрированного материала;
- подбор стихов, загадок, рассказов, сказок по теме проекта.
- составление перспективного плана мероприятий.
2 этап - основной
- образовательная деятельность с детьми по перспективному плану проекта (НОД, беседы, исследовательская и игровая деятельность, чтение худ. литературы).
- взаимодействие с родителями по реализации плана проекта.
Познавательное развитие
Ознакомление с природой:
- «Вода в жизни человека»;
- «Вода и ее свойства»;
- развивающие мультфильмы «Откуда в нашем доме вода», «Круговорот воды в природе», «Вода и жизнь».
Исследовательская деятельность:
- «Вода жидкая, не имеет формы, вкуса, запаха и цвета»;
- «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускаются на дно»;
- «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются»;
- «Вода – это пар, пар – это вода»,
- «Снег – это вода».
Конструирование:
- изготовление сухого аквариума с детьми уголка для природы
Наблюдения:
- «Почему снег тает»;
- « Можно ли пить талую воду».
Речевое развитие
Коммуникация:
Беседы: «Вода вокруг нас», «А без воды «…и не туды, и не сюды» (значение воды в жизни человека), «Пей, да понапрасну воду не лей!», «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки», «Кто в озере, в реке живет?».
Чтение художественной литературы:
Цель: воспитывать интерес к худ. литературе, сказкам, рассказам; развивать связную речь, память, внимание.
Пословицы, поговорки, заклички о воде, стихотворение "Вы слыхали о воде?"
Экологические сказки о воде «Два ручья», «Жила – была река», «Сказка и человеке и золотой рыбке», «история одной капли». «Как тучка была в пустыне», «Сила дождя и дружбы», «История маленького лягушонка», «Все живое нуждается в воде»
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
В. Бианки «Рыбий дом»,
М.Гумилевская «Рассказ о водяной капельке».
Н.А.Рыжова «Как люди речку обидели».
Загадывание загадок. Цель: обогащать речь детей, развивать образное и инициативное мышление.
Физическое развитие
Подвижные игры:
- «Море волнуется». Цель: развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ;
- «Ходят капельки по кругу». Цель: продолжить знакомство детей с круговоротом воды в природе через подвижную игру.
Пальчиковая игра:
Цель: развивать мелкую моторику рук.
«Дождик», «Рыбки», «Гроза».
Социально-коммуникативное :
Дидактические игры.
- «Отгадай и сравни загадки о воде»
- «О двух братцах»
- «Знаем, знаем!»
- «Плавает - не плавает»
- «Зверь рыба, птица, небылица».
Трудовая деятельность.
Полив комнатных растений.
Цель: воспитание экологической культуры и бережного отношения к окружающей природе, подвести детей к пониманию необходимости воды для растений.
Посадка семян цветов.
Цель: познакомить детей с правилами посадки семян в почву, подвести детей к тому, что почву надо сначала увлажнить водой и только потом сажать семена.
Собирание снега в ведерки.
Цель: познакомить детей с методом получения воды при помощи сбора снега в ведерки, рассказать детям о том, что снег растает, и мы получим отличную воду для полива комнатных растений.
Мытье рук водой.
Цель: прививать интерес к чистоте и порядку.
Самостоятельная игровая деятельность
- раскрашивание раскрасок о воде,
- конструирование фигурок для макета из отдельных деталей; лепка и рисование по замыслу,
- подвижные игры,
- сочинение стихов, загадок,
- составление рассказов о воде.
Художественно-эстетическое развитие
Рисование «Морское дно».
Лепка «Морские животные».
Музыка: «Синяя вода», «Воду пьем», «Давайте беречь нашу землю».
3 этап – итоговый. Заключительный этап.
1. Анализ и обобщение результатов познавательно-исследовательской деятельности детей.
2. Выставка продуктивной деятельности детей «Зачем нужно беречь воду?».
3. Интеллектуальная квест-игра "Путешествие капельки».
4. Изготовление макета аквариума.
Перспективно-тематическое планирование проекта
Методы проекта:
- наблюдения за разным состоянием воды.
- беседы о воде.
- исследования, эксперименты с водой.
- слушание музыкальных произведений.
- наглядные (рассматривание иллюстраций, картин)
- продуктивная деятельность - рисование, оригами, лепка
Планирование и организация деятельности Понедельник |
1.Беседа «Вода. Свойства воды» Опытно-экспериментальная деятельность: «Вода жидкая, не имеет формы, вкуса, запаха и цвета». Совершенствовать представления детей о воде; способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах воды; развивать речь, любознательность, наблюдательность. 2. П. /и «Море волнуется». Развить фантазию, умение выражать в движении задуманный образ. 3. Чтение детям сказки «Два ручья». Учить детей воспринимать образное содержание произведения, его нравственный смысл; продолжать знакомство с жанровыми, композиционными, языковыми особенностями сказки; упражнять детей точно, последовательно и выразительно излагать свои мысли при построении предложений. 4.Трудовая деятельность «Полив комнатных растений». Расширить знания детей о потребностях растений в свете и влаге, научить, как по листьям узнавать влаголюбивые и засухоустойчивые. Развивать аккуратность при работе с водой и растениями, уверенность в своих действиях, трудовые умения и навыки. Воспитывать бережное отношение к окружающей природе, желание заботиться о ней. 5. Лепка: «Морское дно» (пластилинография) Ответственные: воспитатели, родители. |
Вторник |
1.Беседа «А без воды «…и не туды, и не сюды» (значение воды в жизни человека). Расширять представления детей о значении воды в жизни человека; обобщить знания об источниках питьевой воды, о некоторых видах природных водоемов. 2.Опытно-экспериментальная деятельность: «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускаются на дно». Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. 3. Познакомить детей пословицами, поговорками, закличками о воде. Развивать интерес детей к фольклору; обогащать словарный запас, слушать песни о воде. Ответственные: воспитатели, муз. руководитель. |
Среда 1. Беседа с детьми о том, почему нужно беречь воду «Пей, да понапрасну воду не лей!». 2.Развивающий мультфильм «Откуда в нашем доме вода». |
Объяснить детям, откуда берется вода в водопроводных трубах, что для получения чистой воды люди затрачивают много сил и средств; учить детей беречь водопроводную воду: плотно закрывать краны и не лить воду просто так. 3. Опытно-экспериментальная деятельность: «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются». Формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности. 4.Наблюдение «Снег - это вода», « Можно ли пить талую воду». Ответственные: воспитатели, родители |
Четверг |
1.Беседа «Круговорот воды в природе. Путешествие капельки». Дать детям первые элементарные знания о круговороте воды в природе. 2. Дидактическая игра «Круговорот воды в природе». Развивать у детей познавательный интерес к природе, развивать наблюдательность, мыслительную деятельность. 3. Подвижная игра: «Ходят капельки по кругу». Продолжить знакомство детей с круговоротом воды в природе через подвижную игру. 4. Пальчиковая игра «Дождик». Развивать мелкую моторику рук. Ответственные: воспитатели. |
Пятница |
1.Беседа «Кто в озере, в реке живет?» Продолжать знакомство с обитателями водоемов с пресной водой и их отличием от представителей морских глубин. 2. Рисование «Морское дно». Расширить представление детей о подводных обитателях и растениях, познакомить с нетрадиционной техникой изображения. 3.Опыт «Вода – это пар, пар – это вода». Учить находить причинно-следственные связи, воспитывать любовь и бережное отношение к природе, развивать творческое воображение. 4. Чтение М.Ильина «Приключения воды». Продолжать знакомство детей с произведениями детских писателей о природе. Взаимодействие с родителями: изготовить с детьми рыбок для аквариума при помощи оригами дома из цветной бумаги. Итоговое мероприятие: интегрированное занятие «Вода – источник жизни». Участники: воспитатели, дети. Вывод: во время проведения проекта у детей сформировались начальные представления о воде как источнике жизни живых организмов; дети приобрели экологически ценный опыт поведения и деятельности в природе; у детей появились исследовательские умения, соответствующие возрасту; дети узнают свойства воды и сумеют о них рассказать, повысится воспитательная компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников. Список используемой литературы: 1.Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011. 2.А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003. 3.Коломина Н. В. «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004. 4.Дыбина О.В., Поддъяков Н. Н., Рахманова Н. П., «Ребенок в мире поиска», Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / Под ред. О, В. Дыбиной. – М.: ТЦ Сфера, 2009. 5.Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008. 6. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011. 7. Шорыгина Т. А. «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по основам экологической культуры "Вода - источник жизни" (подготовительная группа)
Конспект НОД по основам экологической культуры "Вода - источник жизни" в подготовительной группе. Интеграция образовательных областей "Познание. Экология", "Здоровье", "Коммуникация", "Безопасность", ...
Экологический проект: «Вода-источник жизни на земле».
Цель:Раскрыть факторы загрязнения воды и меры по охране её чистоты...
Познавательный, практико-ориентированный, краткосрочный групповой проект для детей подготовительной к школе группы."Солнце-источник жизни на Земле."
Исходя из общей цели экологического образования, особенностей психического развития ребенка, в дошкольном возрасте возможно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот п...
Краткосрочный проект «Вода – источник жизни»
Человек – часть природы: он не может жить вне её, не может нарушать законы, согласно которым существует окружающий мир....
Экологический проект в подготовительной группе «Мечтатель» «Вода – источник жизни»
АКТУАЛЬНОСТЬ Окружающие нас водоемы загрязняются людьми. Вода становится непригодной для жизни животных и растений, а также для использования ее человеком. ЦЕЛЬ ПРОЕ...
Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности «Вода-источник жизни».
Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на на...
Краткосрочный проект«ВОДА – ИСТОЧНИК ЖИЗНИ»
Что такое вода? Что такое вода — интересно ребятам,Это то, без чего нам, друзья, не прожить.Человечеству послана она во благо,И водой мы, конечно, должны дорожить.Что такое вода? Это реки и море,...