Краткосрочный проект по опытно-экспериментальной деятельности «Вода-источник жизни».
проект (старшая группа)

Горохова Ольга Юрьевна

Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл voda-istochnik_zhizni.docx147.05 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 48 Калининского района г. Санкт-Петербурга.

ПРОЕКТ

«Вода-источник жизни»


Картинки по запросу вода источник жизни

Воспитатели:

Горохова Ольга Юрьевна

Грачева Татьяна Сергеевна

2018г.

Введение.

Ребенок по своей натуре исследователь.

Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение- их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. 3адача педагога – не игнорировать эту деятельность, а наоборот, активно помогать и воспитывать с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней.

Приоритетным направлением нашей работы это развитие познавательной активности дошкольников.

 Опытно-исследовательская  деятельность в условиях ГБДОУ как одно из условий успешной реализации требований ФГОС. Огромное значение имеет познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе. Необходимо использовать наглядные методы и приемы обучения для активизации мыслительной деятельности. У детей вырабатывается навык слушать, анализировать, наблюдать, действовать самостоятельно. Как показывает практика, знания, полученные во время проведения опытов, запоминаются надолго.

Методика организации познавательной деятельности с исследовательской направленностью.

Для того чтобы поддерживать заинтересованность ребенка на протяжении занятия, необходимо выполнить следующие условия. Создать проблемную ситуацию. Начинать нужно с простых заданий и переходить к более сложным. Провести анализ ситуации вместе с детьми. Воспитатель при этом внимательно выслушивает и помогает принять правильное решение. Придумав несколько вариантов, необходимо выбрать один, который нужно будет проверить. Это может быть наблюдение, сравнение, проведение опыта, показ модели. В заключение необходимо правильно сделать вывод, но дети должны пытаться сами его сформулировать.

Как проводится экспериментирование.

В ходе проведения экспериментов с детьми необходимо придерживаться следующего плана: Поставить задачу или создать проблемную ситуацию. Обязательно необходимо ознакомить детей с правилами безопасности при проведении эксперимента. Рассмотреть план последующих действий. Выбрать необходимые средства и оборудование для эксперимента. Если работа командная, необходимо разделить детей и выбрать - ответственного. Подвести итоги и проанализировать полученные результаты.

Экспериментирование как специально-организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.        Для детей очень важно познание. Познавательно-исследовательская деятельность, прежде всего, дает возможность ребенку найти ответы на многие вопросы.

Проект в старшей группе № 4 «Вода-источник жизни» " с элементами экспериментирования.  Образовательная деятельность Познавательное развитие.

Актуальность темы: Вода для нас – самое привычное и простое вещество. В то же время вода таит в себе множество загадок. Вода - необходимое условие существования всех живых организмов на нашей планете, одна из самых насущных потребностей человека. К воде необходимо относиться очень бережно, ведь воды, пригодной для питья, на Земле не так уж много, несмотря на то, что водой покрыто 3/4 площади Земли. Исходя из этого, важно познакомить детей дошкольного возраста с важностью воды, с её свойствами в процессе образовательной и экспериментальной деятельности.

Цель проекта: формирование представлений детей о воде, важности воды для всех живых организмов, расширение знаний детей о свойствах воды и установление причинно-следственных связей; формирование экологической культуры личности.

Постановка проблемы: Развитие познавательной активности детей. Вовлечь детей в активное освоение окружающего мира, помочь им овладеть способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды. Вода-это бесценный дар природы, который надо бережно охранять.

Задачи:

Обучающие: Продолжать знакомить детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Расширять представления о роли воды в жизни растений, животных, человека и ее влиянии на здоровье. Формировать представления о свойствах воды, о состояниях воды, Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу, закладывать основы экологической культуры личности.

Развивающие: Развивать наблюдательность, интерес к познавательно-исследовательской деятельности, эмоционально – эстетические чувства, самостоятельность, активность, инициативность. Развивать умение работать в группе;

Воспитательные: Воспитывать интерес к явлениям в природе, бережное отношение к воде, экономному ее использованию. Воспитывать любознательность, доброжелательное взаимодействие детей друг с другом;

Предполагаемый результат:

• Воспитание у детей бережного отношения к объектам окружающего мира, умения видеть красоту окружающего мира.

• Формирование представлений о некоторых природных объектах, явлениях, закономерностях; привитие навыков экологически грамотного поведения в природе и в быту.

• Умения прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде; желания предпринимать определенные действия по ее сохранению и улучшению.

• Обогащение словаря, развитие наблюдательности, любознательности, интереса к познавательной деятельности.

• Формирование у детей умения ставить проблему, находить пути решения, планировать, самостоятельно работать с информацией, быть ответственным партнером, уважать мнение собеседника.

• Появление стимула для работы и познания с удовольствием, с желанием; формирование у детей опытно – исследовательских навыков.

• Повысить компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Взаимодействие с родителями:

1. Создание альбома «Мир воды».

2. Изготовление книжек-малышек «Путешествие капельки».

             3. Консультация для родителей «Эксперимент в детском саду».

4. Консультация по теме: «Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников».

4. Консультация по теме: «Почему нужно беречь воду?».

5. Помощь в подготовке необходимого оборудования для проведения опытов с водой.

6. Чтение с ребенком детской литературы для накопления информации о воде.

План реализации проекта:

Подготовительный этап:

1. Подобрать и изучить методическую литературу по теме проекта.

2. Пополнить развивающую среду:

• Подбор художественной литературы по теме;

• Подбор энциклопедий, карт, схем;

• Составление картотек загадок, стихов, поговорок;

• Составление картотеки опытов с водой;

• Подготовка оборудования для опытов с водой.

• Вовлечь родителей в проектную деятельность.

Основной этап проекта:

  1. Разработать перспективный план занятий познавательного цикла.
  2. Разработать конспекты по теме проекта.

3. Подготовить информацию для родителей по темам:

• Эксперимент в детском саду;

• Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников

• Почему воду нужно беречь?

Перспективный план работы с детьми

период

содержание

I неделя.

15.01.2018 – 22.01.2018 г

Введение

Беседа «Вода вокруг нас»

Беседа «Чем отличается вода в морях и океанах от речной, озерной?»

Просмотр слайдов и иллюстраций: Природные водоёмы

        

Прослушивание аудиозаписей из цикла звуки природы («Шум океана», «Шум моря», «Звонкий ручей» и т.д.).

Наблюдение - за водой.

П/и: «Пройди через речку по мостику», «Ручеёк»

 

Д/и:  «4-й лишний», «загадки о роднике, ручейке, озере, море, океане», «Волны», «Что это?»

Чтение худ. литературы: «Ручеёк» (Т. Жиброва), «Что случилось с рекой» (Б. Заходер), «Жила – была Река», чтение стихотворения «Речка зимой»(В. Фетисов, “Моряк” (Е. Стеквашова).

Заклички, пословицы, поговорки.

Творческая деятельность: рисование «Природные водоёмы: родник, ручей, озеро, река». пластилинография «Морское дно»

II неделя

22.01.2018г.-28.01.2018 г

Вода в природных явлениях

Беседа «Дождь», «Туман», «Град и снег», «Роса», «Путешествие капельки».

Просмотр иллюстраций с природными явлениями.

Прослушивание аудиозаписи  – детская песенка “Дождь в ладошках”.

Наблюдение - за сосульками, за облаками, за снежинками, за снегом

Опыт № «Вода бывает тёплой, холодной и горячей»

Опыт №5 «Испарение»

Опыт №6 «Превращение пара в воду»

Опыт №7 «Вода при замерзании расширяется»

Опыт №8 «Лёд – твёрдая вода, тает в тепле»

Опыт №10 «Где снег?»

П/и: «Снежиночки-пушиночки», «Вышел дождик погулять»,

Д/и: «Отгадай и нарисуй», «Ходят капельки по кругу».

Создание ледяных построек, украшение территории детского сада разноцветными льдинками.

Загадки о воде, снеге, дожде и т.д.

Чтение стихотворений «Алёшка и снежок» (Е. Андреева), «Сколько знаю я дождей» (А. Тараскин), « Капля дождевая» (Т. Маршалова

Заклички, пословицы, поговорки.

Рисование «Круговорот воды в природе, как я его понимаю»

III неделя

29.01.2018-04.02.2018 г

Свойства воды

 Беседа «Вода - какая она?»

Опыт №1 «Форма воды».

Опыт №2,3,4 «У воды нет цвета, вкуса и запаха»

Опыт №5 «В воде некоторые вещества растворяются, некоторые – не растворяются»

Опыт №11 «Лёгкие предметы не тонут, тяжёлые опускают на дно»

Опыт №12 «В солёной воде предметы не тонут»

Чтение литературы : «Трудолюбивая вода» (В. Иванова)

 Заклички, пословицы, поговорки.

IV неделя

05.02.2018-11.02.2018 г.

Вода в жизни человека

Беседа «Как человек использует воду?

Беседа «Использование человеком льда, пара».

Рассматривание предметных картинок с сюжетами использования воды.

Просмотр слайдов: искусственные водоёмы, водный транспорт, водные виды спорта.

Чтение литературы  «Мойдодыр» (К. Чуковский), «Как люди речку обидели», «Девочка чумазая» (А.Барто),

Д/и: «Кому нужна вода», «Что ты знаешь о…»

Заклички, пословицы, поговорки.

Загадки о бассейне, аквариуме, фонтане.

Рисование искусственных водоёмов: фонтан, бассейн, аквариум.

V неделя

12.02.2018-18.02.2018 г.

Беседа «Вода может быть опасной»

Опыт «Таяние снега (чистый или грязный)» 

Беседа «Что такое очистные сооружения?»

П/и: «Море волнуется раз…»,

Просмотр обучающего мультфильма «Азбука безопасности – за бортом», “Безопасность на воде летом”.

VI  неделя

19.02.2018-25.02.2018г.

Беседа «Вода в жизни животных и растений»

Просмотр слайдов и иллюстраций: «Подводный мир водоемов», «Вода в жизни растений». Рассматривание энциклопедии «Тайны моря»

Наблюдение за растениями.

Опыт «В воде есть воздух»  

Опыт «Живая вода»

Чтение литературы «История одного пруда», «Русалочка» Г. -Х. Андерсен  

Подвижные игры «Мы – водные животные», «Караси и щука»

Аппликация «Жители водоемов» Лепка «Озеро с камышами».

Заключительный этап:

VII неделя

26.02.2018-04.03.2018 г.

Беседа «Волшебница вода»

Беседа «Вода нужна всем»

Беседа «Как и для чего нужно беречь воду».

Продукт проектной деятельности: 

1.Создание альбома «Мир воды» (творческие работы детей, фотоотчеты родителей о походе в «Музей воды»).

2.Лэпбук «Вода - источник жизни»

Результаты деятельности:

1. Дети многое узнали о том, что вода – это жизнь, бесценное богатство Земли. Вода уникальна и не заменима. Запасы пресной воды ограничены, потребность в ней огромна. Без воды невозможна жизнь растений, животных и человека (вода помогает человеку содержать тело в чистоте, что способствует сохранению здоровья). Вода – источник всех земных благ человека.

2. Сосульки, снег, лед  тают от любого источника тепла, превращаясь в воду.

3. Вода не имеет запаха, цвета, вкуса.

4.Дети научились бережно относиться к воде и экономить ее. Бережно относиться к родникам.

5.У детей сформировался устойчивый интерес к экспериментальным работам

4. Обогатился словарный запас и активизировалась речь.

5. Сформировалась мыслительная деятельности, память, слух, фантазия.

6. Воспитатели совместно с детьми оформили книгу сказок придуманных детьми «Путешествие капельки».

7.Родители оказывали помощь своим детям в оформлении работ по теме проекта, тем самым повысилась компетентность родителей в экологическом образовании дошкольников.

Список используемой литературы:

1. О.А. Воронкевич, «Дневник занимательных экспериментов для детей 5-6 лет», СПб ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016

2. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»: Методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО – ПРЕСС, 2011.

3. А. И. Иванова «Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду»: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

4. Н. В. Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду: Сценарии занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2004.

5. Л. Г. Горькова,  А. В. Кочергина,  Л. А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию: Средняя, старшая, подготовительная группы. – М.: ВАКО, 2008.

6. О. В. Дыбина, Н. П. Рахманова,  В. В. Щетинина «Неизведанное рядом»,  Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2011.

8. О. А. Скорлупова «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме«Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.

9. Т. А. Шорыгина «Беседы о воде в природе» Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2013.

10. С. Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». Москва «Просвещение», 2005.

14. Н. Ф. Виноградова «Рассказы – загадки о природе: книга для детей 5- 6 лет / Н. Ф. Виноградова. – 2-е изд. дораб. – М.: Вентана – Граф, 2012.

15. Интернет-ресурсы: Maam.ru, Ns-portal


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по исследовательской деятельности "Вода - источник жизни" подготовительная группа.

Проект по исследовательской деятельности "Вода - источник жизни" подготовительная группа....

Конспект непосредственно опытно-экспериментальной образовательной деятельности Тема "Ах, картошка!"

Сюрпризный момент - приглашение Степашки в овощной магазин. Беседа о картофеле. Дидактическая игра "Про что я говорю". Загадки про овощи. Исследование картофеля. Игра-эстафета "Посади к...

Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"

Проектная деятельность "Вода-источник жизни". Презентация занятия по ознакомлению с природой в подготовительной группе. Тема: "Три состояния воды"...

Перспективное планирование опытно – экспериментальной исследовательской деятельности в старшей группе по теме «Вода в жизни человека».

Цель проекта: формирование знаний у детей о значении воды в жизни человека, животного и растительного мира; формирование наблюдательности у детей старшего дошкольного возраста через опыты, игры с водо...

Конспект занятия по образовательной деятельности «Вода - источник жизни»

Конспект занятия по образовательной деятельности  «Вода - источник жизни»     Цель: Познакомить детей с агрегатным состоянием воды, ее физическими свойствами....

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ "ВОДА- ИСТОЧНИК ЖИЗНИ"

Экологический проект «Вода-источник жизни»Тема проекта: «Вода – источник жизни». Вид проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность проекта: долгос...