Проект В мире эмоций
проект (старшая группа)

Шарифуллина Альмира Мирдаяновна

Цель проекта: Познакомить детей с миром эмоций, чувств и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния. Развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению управлять своим поведением.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «В мире эмоций».

Вид проекта: Групповой.

Тип проекта: Практико-ориентированный.

Продолжительность: 12.10.2021-19.10.2021г

Участники проекта: Воспитатели, дети старшего дошкольного возраста, родители.

Цель проекта: Познакомить детей с миром эмоций, чувств и способами адекватного выражения своего эмоционального состояния. Развивать умение общаться, понимать чувства других людей, сочувствовать им, адекватно реагировать в сложных ситуациях, находить выход из конфликта, т.е. научить детей умению управлять своим поведением.

Задачи проекта:

  • Познакомить детей с основными эмоциями: интересом, радостью, удивлением, грустью, гневом, страхом, стыдом;
  • Обогащать словарь детей за счет слов, обозначающих различные эмоции, чувства, настроения;
  • Научить соотносить эмоции с цветом, явлениями, предметами и выражать их художественными средствами;
  • Учить определять эмоциональное состояние других по мимике и пантомимике;
  • Развивать способность делиться своими переживаниями, описывать свои эмоции и чувства;
  • Формировать умение контролировать свои эмоциональные реакции;
  • Учить сотрудничать при выполнении совместных задач;
  • Развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в мультфильмах;
  • Сформировать представления о положительных и отрицательных эмоциях. 

Актуальность: В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребёнка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. У детей наблюдаются недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать своё эмоциональное состояние. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутриличностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Ребёнок - дошкольник очень впечатлителен, у него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, воображения, мышления. Эмоции оказывают влияние на все формы активности детей, окрашивают общение, процесс познания, отражения действительности, дают возможность наиболее ярко раскрыться, самореализоваться в деятельности. Таким образом, эмоциональное развитие дошкольников в настоящее время - одна из актуальных проблем, которая должна решаться сегодня всеми, кто имеет отношение к детям. 

Материалы по сопровождению проектной деятельности: 

• Игры на развитие эмоциональной сферы ребёнка: упражнения на релаксацию; арт-терапевтическое упражнение.

• Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости. • Упражнения на развитие мимики.

• Упражнения по развитию пантомимики.

• Упражнения «Тренируем эмоции».

• Чтение, обсуждение художественных произведений.

• Демонстрационный материал «Поступки».

• Просмотр мультфильмов, обсуждения. 

Предполагаемые итоги реализации проекта: 

• Повышение уровня эмоционального развития детей;

• Преобладание положительных эмоций;

• Проявление дружеских отношений со сверстниками;

• Понимание чувств других людей; чувства приобретают устойчивость;

• Приобретение умений и навыков в проявлении сдерживания бурных и резких выражений своих чувств;

• Формирование адекватной эмоциональной реакции ребёнка на конкретную ситуацию;

• Заинтересованность родителей, как участников образовательного процесса; • Эффективное и рациональное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Этапы реализации проекта.

1 этап. Подготовительный этап.

-Наблюдение за детьми в разных видах деятельности и опрос.

-Опрос родителей по теме: «Какие черты вы в первую очередь пытаетесь воспитывать в своем ребенке?».

-Подбор информационных ресурсов по теме проекта (методическая и художественная литература).

-Наглядный материал; мультимедиа, СD и DVD- диски.

-Подбор игр и упражнений на развитие эмоциональной сферы.

-Обогащение развивающей среды по предстоящей теме.

2 этап. Практический.

 Знакомство с эмоциями в совместной деятельности: беседы; презентации; дидактические игры; сюжетно-ролевые игры; речевые игры; рисование; лепка; работа с раскрасками; игры на развитие эмоциональной сферы; педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости; чтение и обсуждение художественных произведений; просмотр мультфильмов.

План проекта.

Беседа об эмоциональных ситуациях.

Цель: Выявить наличие сформированных знаний о социальных эмоциях.

Проведение исследования: Наблюдение за детьми в разных видах деятельности, опрос по теме.

Примерные вопросы:

-Можно ли смеяться, если твой товарищ упал? Почему?
-Можно ли обижать животных? Почему?
-Нужно ли делиться игрушками с другими детьми? Почему?
-Если ты сломал игрушку, а воспитатель подумал на другого ребенка, нужно ли сказать, что это ты виноват? Почему?
-Можно ли шуметь когда другие отдыхают? Почему?
-Можно ли драться, если другой ребенок отобрал у тебя игрушку? Почему?

Игровые упражнения по развитию мимики.

Цель: Развивать у детей внимание, умение различать эмоциональный настрой речи. Развивать умение передавать голосом определённое эмоциональное состояние, настроение.

«Съели кислый лимон» (дети морщатся).

«Рассердились на драчуна» (сдвигают брови).

«Встретили знакомую девочку» (улыбаются).

Д/игра «Угадай эмоцию».

Цель: Научить распознавать схематичное изображение эмоции и уметь передать ее с помощью средств невербального общения.

Описание игры: На столе картинкой вниз выкладываются схематические изображения эмоций. Дети берут по очереди любую карточку, не показывая ее остальным. Задача ребенка: по схеме узнать эмоцию, настроение и изобразить ее с помощью мимики, пантомимики, голосовых интонаций. Взрослый просит ребенка придумать (вспомнить) ситуацию, в которой возникает эта эмоция. Остальные дети (зрители) должны угадать, какую эмоцию переживает, изображает ребенок, что происходит в его мини-сценке.

Сюжетно-ролевая игра «Детский сад».

 Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации. Расширять знания детей. Воспитывать дружеские отношения, уважение к труду взрослых.

Чтение художественной литературы. В. Осеева «Обидчики».

Цель:

-Развивать умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях; 

-Ставить себя на место героев произведений;

-Развивать умения оценивать ситуацию и поведение героев с моральной точки зрения;

-Учить продумывать различные варианты поведения героев и находить оптимальный для данной ситуации.

Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости.

Игра «Радостная песенка».

Цель: Положительный настрой, развитие чувства единства.

Описание игры: У меня в руках клубочек. Я сейчас обмотаю нитку вокруг пальца и передам клубочек своему соседу справа Диме и спою песенку про то, как я рада его видеть – «Я очень рада, что Дима в группе есть…».  Кто клубочек получает, обматывает нитку вокруг пальца и передает его следующему, сидящему справа от него ребенку, и мы вместе (все, у кого в руках нитка) поём ему радостную песенку. И так, пока клубочек не вернётся ко мне. Отлично! - Клубочек ко мне вернулся, он пробежал по кругу и всех нас соединил. Наша дружба стала ещё крепче, а настроение улучшилось.

Беседы с использованием презентации: «Такие разные эмоции».

Цель: Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, злость, страх (испуг), удивление.

Задачи:

Образовательные: Привлечение внимания к эмоциональному миру человека. Обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, злость, страх (испуг), удивление. Обогащение и активизация словаря детей за счет слов, обозначающих различные эмоции.

Коррекционно-развивающие: Обучать способам выражения негативных эмоций в социально приемлемой форме. Развивать умение владеть различными мышцами (лица, рук, ног), развивать волевую регуляцию поведения. Развитие внимания и воображения.

Воспитательные: Способствовать сплочению детского коллектива и установлению положительного эмоционального настроя в группе.

Упражнения "Тренируем эмоции".

Цель: Научиться понимать эмоции других, выражать собственные эмоции и чувства.

Нахмуриться как:

-  осенняя туча,

-  рассерженный человек,

-  злая волшебница.

Улыбнуться, как:

-  кот на солнце,

-  само солнце,

-  как Буратино,

-  как хитрая лиса,

-  как радостный ребенок,

-  как будто ты увидел чудо.                                              

Позлись, как:

-  ребенок, у которого отняли мороженое,

-  два барана на мосту,

-  как человек, которого ударили.

Испугайся, как:

-  ребенок, потерявшийся в лесу,

-  заяц, увидевший волка,

-  котенок, на которого лает собака.

Устань, как:

-  папа после работы,

-  муравей, поднявший тяжелый груз,

Отдохни, как:

-  турист, снявший тяжелый рюкзак,

-  ребенок, который много потрудился, но помог маме,

-  как уставший воин после победы. 

   

Составление рассказов по сюжетным картинкам о разных поступках людей.

Цель: Обучение связному, последовательному изложению событий по серии сюжетных картин.  

Задачи: 

Образовательные: Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин. 

Развивающие: Развивать способность самостоятельно придумывать события. 

Воспитательные: Воспитывать уважение к чужому труду. Развивать наблюдательность.

Упражнения перед зеркалом.

«Удивилки»-поднять брови.

«Поразилки»-поднять брови, открыть рот.

«Улыбалки»-улыбнуться, показав зубки, и с закрытым ртом.

«Хмурилки»-нахмурить брови.

«Сердилки»-нахмурить брови, надуть губы, сжать кулачки.

Сюжетно-ролевая игра «Поликлиника».

Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации. Расширять знания детей. Воспитывать дружеские отношения, уважение к труду взрослых.

Игры на развитие эмоциональной сферы ребенка. Упражнение на релаксацию.

Цель: Обучение методам саморегуляции, снятие психоэмоционального напряжения.

Описание игры: Радостному настроению помогает расслабление. Сядьте поудобнее. Вытянитесь и расслабьтесь. Закройте глаза, погладьте себя по голове и скажите себе: «Я очень хороший» или «Я очень хорошая». Представьте себе чудесное солнечное утро. Вы находитесь возле тихого прекрасного озера. Чуть слышно ваше дыхание. Вдох-выдох. Ярко светит солнце, и вы чувствуете себя всё лучше и лучше. Вы чувствуете, как солнечные лучи согревают вас. Вы абсолютно спокойны. Светит солнце, воздух чист и прозрачен. Всем телом вы ощущаете тепло солнца. Вы спокойны и неподвижны. Вы чувствуете себя спокойным и счастливым. Вы наслаждаетесь покоем и солнечным теплом. Вы отдыхаете… Вдох-выдох. А теперь откройте глаза. Потянулись, улыбнулись и проснулись. Вы хорошо отдохнули, у вас бодрое и весёлое настроение, и приятные ощущения не покинут вас в течение всего дня.

Беседа «Как узнать настроение».

Цель: Систематизировать представления детей о настроении человека.
Развивать умение узнавать настроение по выражению лица. Воспитывать желание дарить другим положительные эмоции.

Игровые упражнения по развитию пантомимики.

• «Расцвели, как цветы».

• «Завяли, как травка».

• «Полетим, как птицы».

• «Идет медведь по лесу».

• «Крадется волк за зайцем».

• «Плывут уточки».

• «Идут пингвины».

• «Жук перевернулся на спину».

• «Скачут лошадки» («рысью», «галопом»).

• «Мчатся олени»

Складывание разрезных картинок.

Цель: Учить складывать целое из частей, угадывать полученную эмоцию.

Речевая игра «Расскажи стихотворение в разном настроении».

Цель: Учить рассказывать стихотворение, используя, предложенную воспитателем эмоцию (грустно, радостно и т.д.) М.Д. Яснов «Мирная считалка».

Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации. Расширять знания детей. Воспитывать дружеские отношения, уважение к труду взрослых.

Упражнение на развитие эмоционального интеллекта «Прочитай письмо».

Цель: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям и объединять разные эмоции единым сюжетом.

Описание игры: Почтальон приносит письмо, но не обычное, а зашифрованное: в каждом письме по 2-3 эмоциональных состояния, и их надо расшифровать.  

Пример:

Шёл мелкий дождь. Вася сидел у окна и грустил, но вот выглянуло солнышко, дождь прекратился, и Коля радостно побежал на улицу.

Сережа обиделся на друга, который не разрешил ему поиграть в свой самолетик. Грустный Сережа вернулся домой, зашел в свою комнату и удивился: на кровати большую, красивую коробку. Что же в ней? Да ведь это новая красная машинка! Увидев игрушку, Сережа обрадовался и позабыл все свои обиды.

Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости.

«Танцуем вместе».

Цель: Изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания, межполушарного взаимодействия.

Описание игры:

Музыкальные движения повышают настроенье.

Некогда нам унывать – будем дружно танцевать.

Звучит песня «Танец маленьких утят»

Во время припева нужно найти себе пару и, сцепившись руками, кружиться.

Беседа на тему: «Что такое хорошо, и что такое плохо».

Сюжетно-ролевая игра «Мы идём в гости».

Цель: Способствовать обогащению игрового опыта детей посредством объединения отдельных действий в единую сюжетную линию. Учить детей придумывать и изображать различные действия в игровой ситуации. Расширять знания детей. Воспитывать дружеские отношения.

Сюжетно-ролевая игра «Дочки – матери».

Цель: Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевой игре, помочь создать игровую обстановку. Учить развитию игры как формы, в которой ребёнок переходит к передаче отношений в мире взрослых (мама, папа заботятся о дочке, сыночке). Согласовывать игровые действия с принятой ролью. Воспитывать дружеские взаимоотношения в игре.

Игровые упражнения по развитию мимики.

Цель: Развивать у детей внимание, умение различать эмоциональный настрой речи. Развивать умение передавать голосом определённое эмоциональное состояние, настроение.

- «Испугались забияку» (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).

- «Удивились» (приподнимают брови, широко открывают глаза).

- «Обиделись» (опускают уголки губ).

- «Умеем лукавить» (моргают то правым глазом, то левым).

Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости. «Это я, узнай меня».

Цель: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.

Описание игры: Дети сидят на ковре. Один из них поворачивается спиной к сидящим. Дети по очереди ласково поглаживают его по спине ладошкой и говорят: «Это я. Узнай меня». Водящий ребенок (которого поглаживают) должен отгадать, кто до него дотронулся. Взрослый помогает ребенку отгадать, называя по очереди по имени всех участвующих в игре детей.

Желательно, чтобы каждый ребенок побывал в роли ведущего.

Чтение художественной литературы.

Цель: Развивать умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния, предложенные в литературных произведениях; ставить себя на место героев произведений; развивать умения оценивать ситуацию и поведение героев с моральной точки зрения; учить продумывать различные варианты поведения героев и находить оптимальный для данной ситуации.

- В. Сутеев «Под грибом», «Яблоко».

- Носов Н. Рассказы («Живая шляпа», «Огурцы»…)

- Л. Толстой «Два товарища», «Котенок», «Три медведя».

- Русская народная сказка «Гуси-лебеди».

Рассматривание иллюстраций людей в разном настроении.

Цель: Развивать умение понимать своё настроение и настроение других людей, формировать коммуникативные навыки, расширять словарный запас в области чувств и эмоций.

Задачи:

- Дать понятие психических явлений: «настроение», «чувства», «мимика»;

- Развивать умение владеть своими эмоциями, анализировать эмоции и понимать, чем они вызваны, под влиянием чего меняются;

- Воспроизводить эмоции, уметь анализировать собственные эмоции.

Прослушивание музыкальных произведений.

Цель: Развитие способности определять эмоциональное состояние по музыкальному произведению.

Детские пьесы П. Чайковского «Новая кукла», С. Майкапара «Тревожная минута», «Раздумье», С. Прокофьева «Петя и волк», Мусоргского М. «Картинки с выставки», Вивальди А. «Времена года».

Рисование «Дорисуй портрет».

Цель: закрепить полученные знания. Детям предлагают дорисовать предложенными эмоциями лица детей.

Лепка «Смайлики».

Цель: закрепить полученные знания. Детям предлагают слепить смайлики с их настроением на данный момент.

3 этап. Заключительный.

Создание уголка настроения и психо-эмоциональной разгрузки в группе.

Цель: Создать положительную, благоприятную обстановку в группе. Педагогу следить за эмоциональным состоянием для своевременной помощи ребенку.

В качестве оборудования для уголка представлены подушки радости и грусти, мягкие игрушки. Для снятия эмоционального напряжения и умения выразить такую негативную эмоцию, как гнев используются мягкие подушки, ведерко для крика. Немаловажный атрибут психологического, целью которого является-научить разнообразным способам примирения после ссоры, служит «Коврик примирения». Поссорившиеся дети встают на коврик, берутся за руки, произносят стихи-мирилки, могут обняться.

Уголок уединения для детей служит палатка, где ребенок чувствует себя защищенным, может отдохнуть в тишине, поиграть, да и просто погрустить.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Мульттерапия и сказкотерапия».


Что такое сказкотерапия и мульттерапия? Это способы решить какие-то проблемы и трудности определенного ребенка. Сказкотерапия поможет донести до ребенка, что хорошо, а что плохо, поможет создать доверительные отношения.
Общая техника безопасности:
- Мультфильм и сказка - вместЕ с родителями, а не вместО родителей.
- Новые мультфильмы и сказки важно смотреть только вместе со взрослыми (а лучше - самим взрослым хотя бы знакомиться с темой).
- До 2 лет - нет полезных мультфильмов. Есть более-менее безопасные и те, которые помогают немного отдохнуть родителям.
- Мы не сможем забрать у ребёнка планшет - и, наверное, не нужно. Важно, чтобы весь мир в планшет не переместился.
- Однозначно нет плохих и хороших мультфильмов - есть те, которые не соответствуют возрасту, и те, которые ребёнок смотрит сам.
- Каждый мультфильм может быть для конкретного ребёнка (или взрослого) как исцеляющим, так и травматичным (поэтому важно быть рядом и наблюдать за реакциями ребенка).
Каждый мультфильм или сказку можно использовать для того, чтобы потом поговорить на сложную тему. Или не говорить. А просто посидеть, обнявшись.

Польза мультфильмов и сказок.

Мультфильм с двойной силой воздействует на психику ребенка, так как затрагивает два органа восприятия зрение и слух одновременно! Хорошие мультфильмы и сказки помогают создать у ребенка представления о добре и зле, правильном и опасном поведении, дружбе, взаимовыручке, учат детей сострадать, сопереживать. Сравнивая себя с любимыми героями, ребёнок учится справляться со своими страхами, уважительно относиться к другим, учится адекватно оценивать свои поступки.

Мультфильмы и сказки  в доступной форме объясняют ребенку многие физические процессы, знакомят с миром, удовлетворяют познавательные и эмоциональные потребности.

Полезные мультфильмы.

Это старые, добрые советские мультфильмы: "Простоквашино", "Винни-Пух", "Домовенок Кузя", "Бременские музыканты", "Котенок по имени Гав", "Малыш и Карлсон", "Мешок яблок", "Приключения кота Леопольда", "Возвращение блудного попугая", "Цветик-семицветик","Аленький цветочек" и другие.

Их персонажи учат быть отзывчивыми, добрыми и помогать друзьям в беде. Героям этих мультфильмов не свойственны жестокость и насилие, они наивны, простодушны. Они станут отличными помощниками в воспитании Вашего ребенка.

А из современных полезным можно назвать мультфильм «Фиксики», «Лунтик», «Холодное сердце», «Смешарики», «Красавица и чудовище».

 Мультфильм рассказывает о том, как важно помогать родителям, быть добрым, ответственным, щедрым. «Фиксики» дают простые ответы на сложные детские вопросы на доступном каждому ребёнку языке и являются хорошими помощниками для родителей по адаптации ребёнка к современному миру технологий.

Полезные сказки.

«Королевство кривых зеркал», «Варвара Краса длинная коса», «Морозко», «Там на неведомых дорожках», «Приключения Буратино», «Двенадцать месяцев», «Сказка о потерянном времени».

  В заключение хотелось бы сказать, если есть желание сделать ребенка лучше, добрее, умнее и счастливее, создавайте подборку мультфильмов и сказок для ребенка, устраивайте совместные просмотры, но не заменяйте общение с ребенком телевизором. Не забывайте, что в дошкольном возрасте психика детей находится в процессе формирования и очень подвержена влиянию извне! Проводите с ребенком больше времени на прогулках, читайте с ним книги, делайте аппликации, рисуйте, ухаживайте за домашними животными. Окружите ребенка интересными занятиями, добрыми, веселыми мультфильмами (в меру) и в вашей семье все будет в порядке.                                                                          

 



Предварительный просмотр:

Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей дошкольного возраста.

«Сочувствуя, мы переходим в душевное состояние другого;

 мы как бы выселяемся из самих себя,

 чтобы поселиться в душу другого человека"»

Сэмлоэл Смайлс.

Представим самую обычную ситуацию: на детской площадке во время игры один из малышей сломал свою любимую игрушку. Кто-то из детей поспешит утешить расстроенного друга, кто-то продолжит заниматься своими делами, а кто-то и вовсе посмеется и даже позлорадствует. Эти три модели поведения наглядно показывают уровень развития эмпатии у детей. Посочувствовать попавшему в неприятную ситуацию ребенку могут далеко не все малыши, и это тревожный знак для родителей, т.к. умение сопереживать — важный социальный навык.

Понимание проблем окружающих необходимо закладывать в ребенка уже лет с трех, потому что именно в этот период происходит первичное становление социальных норм. Если малыш в старшем дошкольном возрасте сухо или даже агрессивно реагирует на неудачи и расстройства товарищей и близких, то велика вероятность, что и в будущем он не будет проявлять должного внимания проблемам других людей.

Давайте немного поговорим, что же такое «эмпатия»?

Одна из наиболее трудных и сложных задач воспитания – научить ребенка «видеть и чувствовать людей». Умение сопереживать близким и чужим - и обозначается термином «эмпатия», под которым понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживания других людей, понимать их мысли, чувства, проникать в их внутренний мир, делая их частью своей личности.

К сожалению, не только у детей, но и у некоторых взрослых, это качество не всегда развито, либо маскируется под каким - нибудь другим качеством. Ведь эмпатия, требует душевных затрат, это душевный труд, понять другого, и поэтому часто, люди вместо того, чтобы понять, идут по более лёгкому пути, ведь легче осудить человека, ведь при осуждении, за его же страдания, проблемы, чем понять его, тем более в нашем, современном мире, насыщенном событиями.

Вместе с эмпатией у детей воспитывается забота об окружающих, бережное отношение к природе, появляется адекватное эмоциональное восприятие происходящего. А все это крайне необходимо в процессе становления дошкольников как полноценных членов общества.

Как же воспитать в детях понимание к другим людям?

Когда вы знакомите ребёнка с окружающим миром, читаете ему, рассказываете ему что-нибудь, старайтесь подчеркнуть нравственную сторону происходящего: «Смотри, вот дядя бабушку через улицу переводит. Какой молодец!»,«Вот видишь — мальчик собачку ударил. Это плохо, так делать нельзя». Любовь и привязанность к близким уже в начале раннего детства могут принимать действенный характер: малыш жалеет маму, которая обожгла палец; он не играет в шумные игры, когда кто-то спит. Разумеется, это не получается само собой. Главное условие — малыш должен видеть проявления сочувствия членов семьи друг к другу, и старшие его самого должны наталкивать на такое поведение. Также, если ребёнок будет видеть в группе, проявление сочувствия, он будет более терпимее и добрее к другому. Старайтесь при каждом удобном случае напоминать детям о необходимости считаться с другими.

Очень важно, чтобы ребенок рос в атмосфере доброжелательности, доброты, сопереживания к окружающим и окружающей его действительности.

Чтобы сформировать у дошкольника эмоциональную отзывчивость, необходимо следовать простым правилам:

- Создайте благоприятную эмоциональную обстановку в семье. Это ключевой момент в формировании адекватного эмоционального восприятия событий ребенком. Если в семье принято сочувствовать, поддерживать друг друга, то малыш сможет перенять такую модель поведения.

- Будьте хорошим примером. Проявляйте себя как достойный член общества — помогайте людям, попавшим в неприятные ситуации, уделяйте внимание окружающим при необходимости. Чтобы изменить мир, действительно, иногда лучше начать с себя.

- Благодарите ребенка, когда он вас поддерживает. Хвалите его, когда он сочувствует окружающим. Даже если малыш переживает за птичку на улице — это уже проявление сочувствия, которое достойно уважения.

- Не ругайте ребенка, если он нарушает нормы поведения. Лучше доступно объясните ему, почему так делать нельзя. Наказания и слишком жесткая критика могут накалить ситуацию и вызвать у малыша протест.

- Будьте более эмоциональны и открыты с ребенком. Рассказывайте о своих переживаниях, но не жалуйтесь. Так малыш поймет, что вы доверяете ему, будет и сам делиться с вами своими эмоциями. Важно правильно реагировать на проблемы ребенка — поддерживайте его словом, обнимайте. Это послужит отличным примером для малыша.

- Чтобы научить ребенка сочувствию, необходимо окружить его заботой. Эмоциональный интеллект, прежде всего, формируется под воздействием атмосферы, в которой малыш растет. Естественно, чрезмерная опека не будет эффективной — ребенок в условиях «активной» заботы, как правило, вырастает менее восприимчивым к проблемам окружающих. Поэтому следует соблюдать баланс, который позволит воспитать ребенка с чувством эмпатии.

Помните, что ребенок, как зеркало, отражает поведение своих родителей. Развивайтесь сами духовно, и ваш малыш будет расти вслед за вами!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "В мире эмоции"

Краткосрочный проект для детей второй младшей грыппы....

Проект "В мире эмоций"

Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта: формирование положительных эмоций во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками....

ПАСПОРТ ПРОЕКТА «В мире эмоций»

Цель проекта:Создание условий для знакомства детей с миром эмоций, развитие умений их различать и понимать, обучение способам адекватного выражения своего эмоционального состояния....

ПРОЕКТ «В мире эмоций» По вовлечению детей раннего возраста в мир эмоций.

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в ...

Проект "В мире эмоций"

Проект по формированию психологической грамотности у детей дошкольного возраста....

Проект "В мире эмоций" (для воспитателей)

Проект имеет теоретическую и практическую значимость для воспитателей детских садов. Методические материалы педагогического проекта могут быть использованы в педагогической практике воспитателей. Реал...

Проект "В мире эмоций"

Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в ...