Проект "В мире эмоций"
проект
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_emotsiy.docx | 19.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «В мире эмоций»
Участники проекта: воспитанники второй группы раннего возраста, родители, воспитатели.
Актуальность
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в мир культуры межличностных отношений, усвоением культурных ценностей. Дошкольный возраст – благодатный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения. Нельзя не отметить, что в последние годы увеличивается число детей с нарушениями психоэмоционального развития. К типичным симптомам этих нарушений у дошкольников относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность и т. д., что серьезно осложняет взаимоотношения ребенка с окружающим миром. Кроме того, на фоне таких нарушений легко возникают вторичные личностные отклонения, обуславливающие негативный характер способов поведения и общения, деформацию личностного роста детей в целом. Соответственно организованная педагогическая работа в этом направлении может не только обогатить эмоциональный опыт дошкольников, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.
Цель проекта: вовлечение детей раннего возраста, а также создание условий для ознакомления с миром эмоций.
Задачи:
1. Познакомить детей с основными эмоциями человека.
2. Формировать умение различать эмоции по различным изображениям.
3. Развивать выразительность жестов, мимики, пантомимики.
4. Воспитывать интерес к своим чувствам и чувствам других людей.
5. Привлекать родителей к развитию эмоциональной сферы детей.
Срок реализации: средней продолжительности.
Ожидаемые результаты:
1. Дети знакомы с основными эмоциями человека.
2. Дети умеют различать эмоции по изображениям.
3. У детей появляется выразительность жестов, мимики, пантомимики.
4. Дети интересуются своими чувствами и чувствами других, сопереживают, радуются.
5. Родители вовлечены в процесс развития эмоциональной сферы детей.
В настоящее время, заботясь о физическом и познавательном развитии ребенка, взрослые зачастую забывают о важности его эмоционально-личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребенка. Развитию эмоциональной сферы ребенка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Однако, как справедливо указывали педагоги Л.С Выготский и А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности. К сожалению, в последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами. Все чаще и чаще человеком овладевают негативные чувства и эмоции, такие как грусть, злость, страх, равнодушие, тревожность. Печально осознавать, что защититься от таких негативных проявлений тяжелее всего детям. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Почему эту проблему нужно обсуждать и решать: у детей раннего возраста наблюдается недостаточно сформированные умения распознавать и описывать свои эмоции, а также выражать свое эмоциональное состояние социально приемлемым способом. Из-за этого возникают конфликты внутри детской группы, у дошкольников появляются внутри личностные проблемы, которые вытекают в тревожность, гиперактивность, застенчивость, агрессивность, замкнутость и т.д. И чтобы постараться этого избежать мы решили начать знакомство с эмоциями во второй группе раннего возраста.
Этапы проекта:
Подготовительный этап.
- Определение цели и задач;
- Изучение художественной и методической литературы;
- Разработка перспективного плана, консультации для родителей;
- Изготовление атрибутов.
Основной этап.
Реализация перспективного плана.
Познавательное развитие
Познакомить детей с обобщающим понятием «Эмоции».
Развивать у детей способность узнавать и отображать основные эмоции человека.
«Дерево настроения»
У каждого ребенка прищепка с его фото, по приходу в сад ребенок определяет с каким настроение пришел и вешает свое фото под эмоциональной совой, стараясь описать и рассказать почему такое настроение.
Дидактическая игра «Подбери настроение Снеговику»
Цель: создание эмоционального настроения, повторение понятий об особенностях и приметах времени года зима.
Дидактическая игра - вкладыши «Подбери настроение».
Цель: формировать у детей способность подбирать эмоции медвежатам в зависимости от заданной ситуации.
Дидактическая игра «Собери эмоцию».
Цель: собрать какую-либо эмоцию, прикрепив части лица по предложенному образцу.
Игра кубик «Мир эмоций».
Цель: знакомить детей с различными эмоциями и их проявлениями.
Игра –пазл «Собери пазл по ситуации».
Цель: соединить эмоцию и ситуацию, в которой она проявилась, в один пазл. Так ребёнок познакомится с широким спектром человеческих выражений и научится их распознавать.
Игра: «Собери людей, у которых похожее настроение».
Цель: формировать у детей умение узнавать эмоции, классификация карточек по одному признаку.
Художественно –эстетическое развитие
Способствовать возникновению у детей положительных эмоций от занятий творчеством. Побуждать детей выражать основные эмоции с помощью цвета.
Закреплять графические навыки отображения настроения при рисовании и лепке (смайлики).
Рисование: «Какого цвета радость?»
Цель: знакомить детей с эмоциональным состоянием человека. Мотивировать изображать радость. Побуждать детей радоваться самим и радовать других.
«Моё настроение» для оформления выставки.
Цель: вызывать у детей положительные эмоции при занятии творчеством.
Рисование «Солнышко»
Цель воспитывать желание любить, испытывать радость от общения со сверстниками и взрослыми.
Музыка: Музыкально – дидактическая игра «Весело – грустно»
Цель: вызывать у детей эмоциональный отклик на музыку весёлого и грустного характера.
Театрализованная деятельность: Инсценировка с детьми сказок «Репка», «Два гуся», «Теремок», «Три медведя», «Эмоциональные шарики».
Цель: Формировать навыки выражения эмоций героев с помощью мимики и жестов.
Физическое развитие
Пробуждать у детей положительные эмоции от подвижных игр и физических упражнений. Формировать умение передавать заданное эмоциональное состояние, используя мимические, пантомимические средства и приёмы.
Игра: «Солнышко - тучки».
Цель: формировать у детей способность отображать мимикой и жестами эмоции (радуемся – солнышку, грустим – когда тучки).
Элементы психогимнастики (весёлые клоуны, грустные гномики, удивлённые бабочки и т.д.)
Цель: формировать координацию движений, эмоциональную включенность, формировать у детей навык контролировать механизмы напряжения и расслабления мышц.
Речевое развитие
Формировать способность определять эмоциональное состояние и употреблять в своей речи слова, обозначающие его (сердитый, печальный, удивленный, веселый, радостный, грустный, спокойный).
Мотивировать детей составлять предложение по сюжетной картинке (по образцу взрослого), в котором прослеживается связь между настроением героя и ситуацией.
Словесная дидактическая игра «Продолжи предложение»
«Я радуюсь, когда…»,
«Мне грустно от того, что…».
Цель: обращать внимание детей на логические связи между настроением и жизненной ситуацией. Формировать способность понимать и высказывать причины своего настроения и настроения других. Вызывать у детей стремление рассказывать известные сказки по ролям, выражая переживания героев интонацией.
Социально – коммуникативное развитие
Формировать у детей способы адекватного взаимодействия с детьми и взрослыми. Формировать у дошкольников эмоциональную отзывчивость, способность сопереживать и радоваться за другого.
Ситуативный разговор с детьми на тему: «Почему Петя нахмурился?», « На что бабушка обиделась?», «Чем порадовать друга?», «Какое настроение у Осени?», «Какого цвета грусть?» и т.д.
Цель: формировать у детей стремление выражать желание к разрешению проблемных ситуаций, предлагать разные способы выхода из конфликтов, находить причину возникших ситуаций.
Игровое общение:
«Почему Баба Яга стала злой, как ей помочь?», «Почему у волка нет друзей?», «Где живёт улыбка?» и тд.
Цель: формировать у детей способность понимать причину проблемы и предлагать различные способы её решения.
Работа с родителями
Изготовление из фетра пальчикового театра «Эмоциональные шарики».
Изготовление дидактических игр на тему «Наши эмоции»
Заключительный этап.
Фотоотчет.
Заключение
Данный проект имеет большое значение, так как предполагает создание условий для вовлечения детей раннего возраста с миром эмоций, открывающих возможности для его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в рамках ФГОС во 2 младшей группе. Тема: «В мире эмоций»
Развивать стремление видеть и понимать эмоциональное состояние человека....
" В мире эмоций: психологический портрет (авторский материал)"
Данный материал содержит авторские психологические портреты с описанием различных эмоциональных состояний, а также обоснование актуальности...
Ребёнок в мире эмоций.
Рекомендации для родителей для общения с ребёнком....
Открытое занятие по эмоциональному развитию детей в средней группе «В мире эмоций»
ЗАДАЧИ:· Закрепить представления детей о различных эмоциональных состояниях, умения по мимике понимать чувства персонажей, передавать их неречевыми средствами...
Ребёнок в мире эмоций.
Данная методическая разработка поможет сформировать у старших дошкольников навыки культуры общения со взрослыми и со сверстниками, речевого этикета в разных ситуациях,учит преодолевать застенчивость, ...
Презентация "В мире эмоций"
Презентация направлена на закрепление эмоций дошкольниками....
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...