Проект "В мире эмоций"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Проект разработан для детей старшего дошкольного возраста. Цель проекта: формирование положительных эмоций во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_emotsiy.docx | 30.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 26»
Проект «В мире эмоций»
Выполнила:
Кашаева Елена Николаевна,
воспитатель высшей квалификационной категории.
Арзамас, 2020г.
Актуальность проекта:
Сейчас дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они всегда не способны не только понять чужие эмоции, но и осознать свои, не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то зачастую в резкой форме. Отсюда возникают проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. К тому же обеднённая эмоциональная сфера является причиной замедления развития сферы интеллектуальной. У детей с угнетённой эмоциональной сферой процесс социализации проходит довольно трудно, им сложно усвоить правила поведения в обществе, и это может привести к негативным последствиям. Поэтому, эмоции играют важную роль в жизни детей. Проявляясь в поведении, они информируют взрослого о том, что ребёнку нравится, что сердит, что огорчает. По мере того, как ребёнок растёт, его эмоциональный мир становится богаче и разнообразнее. В последние годы появляется все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относится эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Замыкаясь на телевизорах, компьютерах, дети стали меньше общаться с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. В дошкольном возрасте проявляются различные взаимоотношения – дружеские и конфликтные, здесь выделяются дети, испытывающие трудности в общении. Известно, что общение осуществляется с помощью различных коммуникативных средств. Важную роль при этом играет умение внешне выражать свои внутренние эмоции и правильно понимать эмоциональное состояние собеседника. Надо ли развивать эмоциональную отзывчивость в современном обществе? Безусловно, надо, ведь эмоциональная отзывчивость была и будет отправной точкой развития гуманных чувств. Страшный дефицит нашего времени- дефицит доброты! Данное явление имеет отношение к психологическому здоровью детей. Поэтому считаю работу, направленную на развитие эмоциональной сферы актуальной.
Изучением проблем эмоционального развития дошкольников занимались такие ученные как: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, B.C. Мухина, А.А. Смирнова, Л.Ф. Обухова, А.В. Запорожец, C.JL Рубинштейн, М.Ю. Лебединский, Р.Б., С.А. Козлова, В.А. Петровский, А.М. Виноградова, Е.С. Евдокимова, С.В. Кульневич, А.С. Белкина, Е.В. Бондаревская, И.С. Якиманская, Т.А. Репина, Г. Степанова, М.И. Лисина, К.Д. Ушинский и др., которые утверждали, что положительные эмоции создают оптимальные условия для познания мира.
Цель проекта: способствовать развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
- формировать представления о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
- научить детей понимать собственное эмоциональное состояние;
- формировать умения выражать свои чувства и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации;
- формировать осознание собственной ценности, умение принимать себя такими, какие есть, доверять себе и другим людям;
- развивать навыки совместной деятельности, общения.
- вовлечь родителей в процесс совместной работы над проектом.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Вид проекта: средне-срочный (2-3 месяца).
Предполагаемые результаты проекта:
Дети научились выражать свое эмоциональное состояние вербально, мимикой, в рисунке, движениями; стали лучше понимать эмоциональное состояние других людей; узнали о способах, как выплеснуть свои эмоции и никому не навредить. Расширение у детей круга понимаемых эмоций; дети эмоционально отзывчивы по отношению к окружающим; повышение уровня саморегуляции; выработка у детей положительных черт характера, способствующих лучшему взаимопониманию при общении.
Родители глубже осознали свою роль в эмоциональном благополучии ребенка.
Этапы работы над проектом.
Подготовительный этап:
- подбор и анализ методической литературы;
- подготовка дидактического и наглядного материала;
- разработка плана занятий с детьми;
- подбор и разработка для педагогов и родителей консультаций, памяток и буклетов по эмоциональному воспитанию дошкольников;
- подбор аудио-, видеоматериалов, художественной литературы.
Основной этап:
Проведение цикла занятий, упражнений и игр с детьми.
Проведение консультаций с родителями.
Семинары-практикумы с педагогами.
Итоговый этап:
Проведение развлечения для детей совместно с родителями.
1 этап реализации проекта: подготовительный (сентябрь, 2018г.)
Информационно–аналитический:
- Изучение научно-методической литературы по проблеме, анализ интернет-ресурсов по выбранной теме, обсуждение вопросов актуальности проблемы на сегодняшний день.
В ходе анализа научно – методической литературы и имеющегося практического опыта по данной теме были подобраны такие источники:
- АндреенкоТ.А, Алекинова О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников.
- Минаева В.М. Развитие эмоций дошкольников. Занятия. Игры.
- Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать.
- Чистякова М.И. Психогимнастика.
Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе:
Дидактические игры «Лото эмоций», «Конструктор эмоций». Созданы и размещены в группе «Уголок эмоций», «Цветок успеха». Для ознакомления и рассматривания: книги, журналы, семейные фотоальбомы, «Альбом эмоций».
- этап реализации проекта – практический (октябрь, 2018г.).
Работа с детьми:
- Беседы с детьми: «Что такое эмоции», «Какие бывают эмоции», «Как можно узнать настроение человека», «Когда мне грустно. Когда мне радостно», «Нужно ли ссориться».
- этические беседы на тему дружбы и доброго отношения к окружающим.
- ООД «Спешите делать добро». Ц: Познакомить со способами разрешения конфликта, а также способами управления и регуляции своих эмоций.
- ООД «Наше хорошее настроение». Ц: умение выражать эмоции «радость»; создание доброжелательной атмосферы в группе; развивать активный словарь эмоциональных состояний.
- психогимнастика.
- Игровые упражнения по развитию мимики:
• “Съели кислый лимон” (дети морщатся).
• “Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).
• “Встретили знакомую девочку” (улыбаются).
• “Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
• “Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).
• “Обиделись” (опускают уголки губ).
• “Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).
- Игровые упражнения по развитию пантомимики:
• “Расцвели, как цветы”, “Завяли, как травка”, “Полетим, как птицы”, “Идет медведь по лесу”, “Крадется волк за зайцем”, “Плывут уточки”, “Идут пингвины”, “Жук перевернулся на спину”, “Скачут лошадки” (“рысью”, “галопом”), “Мчатся олени”.
- Этюды "Тренируем эмоции" Ц: дать детям понятие о разделении эмоций на положительные и отрицательные;
Нахмуриться как: осенняя туча, рассерженный человек, злая волшебница.
Улыбнуться, как: кот на солнце, само солнце, как Буратино, как хитрая лиса, как радостный ребенок, как будто ты увидел чудо.
Позлись, как: ребенок, у которого отняли мороженое, как человек, которого ударили.
Испугайся, как: ребенок, потерявшийся в лесу, заяц, увидевший волка, котенок, на которого лает собака.
Устань, как: папа после работы, муравей, поднявший тяжелый груз,
Отдохни, как: турист, снявший тяжелый рюкзак, ребенок, который много потрудился, но помог маме, как уставший воин после победы.
- Игры и педагогические ситуации на развитие эмоциональной отзывчивости:
«Это я, узнай меня». Ц: Снятие эмоционального напряжения, агрессии, развитие эмпатии, тактильного восприятия, создание положительного эмоционального климата в группе.
«Подарки», «Подари радость другому». Ц: развитие умение доставлять друг другу радость, быть доброжелательным.
«Волшебный цветок» Ц: подбирать к музыке оттенки настроения, умение различать эмоциональные состояния на примере музыкальных произведений.
«Радостная песенка». Цель: положительный настрой, развитие чувства единства.
«Постарайся отгадать». Ц: Развитие эмпатии, умения соразмерять свои движения, развитие навыков общения, сплочение группы.
«Танцуем вместе». Цель: изменение эмоционального состояния музыкальными средствами, эмоциональная разрядка, сближение детей, развитие внимания.
«Помоги сверстнику», «Две подруги». Цель: Развивать умение замечать ребенком эмоциональное неблагополучие сверстника и оказывать ему посильную помощь.
«Поссорились и помирились» Ц: умение выражать свои эмоции, выразительность движений).
- Дид.игры «Волшебный мешочек», «Лото настроений», «Конструктор эмоций».
- проигрывание различных ситуаций (на формирование адекватных форм поведения).
- упражнения на развитие словаря эмоций (придумывание окончания фраз «Мне весело, когда …», «Я удивляюсь, когда …»);
- Чтение, обсуждение, инсценировка художественных произведений и стихотворений. Ц: Развитие умение услышать, увидеть, почувствовать и пережить различные эмоциональные состояния и поведения героев, предложенные в литературных произведениях.
В. Осеева. Рассказы для детей («Синие листья», «Плохо», «Чего нельзя, того нельзя», «Бабушка и внучка», «Печенье», « Обидчики», « Кто наказал его?».
В. Г. Сутеев. Сказки и рассказы («Кот-рыболов», «Под грибом», «Яблоко».)
Носов Н. Рассказы («Живая шляпа», «Огурцы»…)
Л. Толстой «Два товарища», «Котенок», «Три медведя».
Р.Н.С. «Гуси-лебели».
Стихи ( М. Яснов «Мирная считалка», Б. Вайтер «Доброе слово»
- Знакомство с пословицами и поговорками о доброте, вежливости, настроении.
- Театрализованная деятельность (драматизации отрывков из сказки К. Чуковского «Федорино горе», «Мойдодыр», Л. Толстого «Три медведя»).
- Работа с пиктограммами. Ц: развитие способности определять эмоциональное состояние по схематическим изображениям («Прочитай письмо», «Волшебные шары», «Кубик эмоций», «Найди пиктограмму»…)
- просмотр и обсуждение фрагментов знакомых мультфильмов («Лунтик», «Уроки доброты от тетушки Совы», «Ссора Топа и Тутти»).
- прослушивание музыкальных произведений, детских пьес П. Чайковского «Новая кукла», С. Майкапара «Тревожная минута», «Раздумье», С. Прокофьева «Петя и волк», Мусоргского М. «Картинки с выставки», Вивальди А. «Времена года».
- Продуктивная деятельность.
ООД: Рисование «Цветок настроений», «Облако эмоций», «Мои страшилки», Лепка «Веселый и грустный клоун».
- Подвижные игры: «Волшебный стул», «Море волнуется», «Хоровод сказочных героев».
- Развлечение с детьми «Путешествие с феей Доброты по сказочной стране».
- Участие воспитанников группы во Всероссийском конкурсе детского творчества «Чувства, эмоции человека».
Работа с родителями.
- Консультации «Влияние отношения взрослого на эмоциональное развитие ребенка-дошкольника», «В мире детских эмоций», «Как научить вежливости», «Ребёнок-зеркало семьи», «Дети и родители: как мы разговариваем», «Правила поведения в процессе общения с детьми».
Круглый стол «Детско-родительские отношения как фактор, оказывающий влияние на эмоциональную отзывчивость детей».
Тренинг «Управление эмоциональным состоянием».
Памятки для родителей по развитию эмоциональной отзывчивости ребенка.
Работа с педагогами:
Консультации «Возрастные особенности развития эмоций и чувств», «Эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста», «Влияние эмоций на здоровье».
Семинар- практикум «Как формировать у ребенка социальные эмоции».
Итоговый этап: (ноябрь, 2018г)
- Изготовление книжек-малышек «Вежливые слова- добрые эмоции», «Волшебные извинялочки».
- Альбом со стишками «Примирялки и прощалки».
-Детско-родительский досуг «В стране добрых эмоций».
Результаты проектной деятельности:
Дошкольники научились выражать свои чувства, эмоции и распознавать чувства других людей через мимику, жесты, выразительные движения, интонации; усовершенствовались навыки взаимопомощи, дети способны к сопереживанию и сочувствию другим людям, пониманию их внутренних состояний. Повысился уровень эмоционального развития и отзывчивости детей, умение откликаться на события, явления окружающей жизни. Повышена компетентность педагогов и родителей в области развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста.
Литература
1.Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. АндреенкоТ.А., Алекинова О.В. Развитие эмоциональной отзывчивости старших дошкольников. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
3. Дергунская В.А. Проектная деятельность дошкольников. – М.: Центр педагогического образования, 2016.
4.Клюева Н.В. Филлипова Ю.В. Общение детей 5-7 лет. - Ярославль, 2001.
5. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций детей 5-7 лет.- Ярославль, 2000.
6. МинаеваВ.М. Развитие эмоций дошкольников. - М., 2000.
7. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста. Под редакцией А.В. Запорожца, Я.З. Неверович. - М.: Педагогика, 1986.
8. Семенака С.И. Учимся сочувствовать, сопереживать. - М., 2003.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в рамках ФГОС во 2 младшей группе. Тема: «В мире эмоций»
Развивать стремление видеть и понимать эмоциональное состояние человека....
" В мире эмоций: психологический портрет (авторский материал)"
Данный материал содержит авторские психологические портреты с описанием различных эмоциональных состояний, а также обоснование актуальности...
Ребёнок в мире эмоций.
Рекомендации для родителей для общения с ребёнком....
Открытое занятие по эмоциональному развитию детей в средней группе «В мире эмоций»
ЗАДАЧИ:· Закрепить представления детей о различных эмоциональных состояниях, умения по мимике понимать чувства персонажей, передавать их неречевыми средствами...
Ребёнок в мире эмоций.
Данная методическая разработка поможет сформировать у старших дошкольников навыки культуры общения со взрослыми и со сверстниками, речевого этикета в разных ситуациях,учит преодолевать застенчивость, ...
Презентация "В мире эмоций"
Презентация направлена на закрепление эмоций дошкольниками....
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...