Проект "В мире эмоций"
проект по психологии
Проект по формированию психологической грамотности у детей дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_emotsiy_wecompress.com_.docx | 70.75 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ «В мире эмоций»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Современные дети стали все больше времени проводить у телевизора, компьютера и меньше общаться друг с другом, как в детском саду, так и в семье. Очень часто, наблюдение за ребенком показывает наличие определенных нарушений в общении – уход от контактов со сверстниками, конфликты, драки, нежелание считаться с мнением или желанием другого человека. А ведь именно общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Поэтому, надо больше уделять внимания развитию эмоциональной сферы ребенка. Не развивая эмоционально детей, им будет очень тяжело социально адаптироваться в дальнейшем, подготовиться к новым взаимоотношениям с окружающими, выйдя из стен детского сада.
В настоящее время взрослые зачастую забывают о важности эмоционально - личностного развития, которое напрямую связано с психологическим и социальным благополучием ребёнка. Развитию эмоциональной сферы ребёнка не всегда уделяется достаточное внимание, в отличие от его познавательного развития. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других, они не всегда способны осознать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения. Очень важно научить ребенка рассказывать о своем внутреннем мире, слушать, слышать и понимать окружающих.
Отсюда следует, что актуальность данной проблемы очевидна. Она заключается в следующем: рассмотрение вопроса о развитии эмоциональной сферы и личности ребенка дошкольника предполагает всестороннее изучение его личности, поведения и деятельности, взаимоотношений с окружающими людьми, особенностей его переживаний, мировоззрения и качеств личности.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
«В мире эмоций»
Авторы:
Вид проекта: информационно - творческий, коллективный.
Сроки реализации: краткосрочный
Участники проекта: педагог-психолог, 4 ребенка группы и дети второй младшей группы.
Цель проекта: Создание условий для совместного проекта «В мире эмоций» педагога-психолога, детей старшего дошкольного возраста и младшего дошкольного возраста.
Задачи:
Формировать представление о профессии педагога-психолога, о необходимости и важности его труда.
Закреплять у детей знания об основных эмоциях: радость, удивление, печаль, испуг и др.
Развивать у детей желание проявлять положительные эмоции и умение справляться с отрицательными.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Подготовительный этап.
- формирование темы проекта, его цели и задач;
- подбор и анализ методической литературы;
- разработка плана занятий с детьми подготовительной группы;
- подбор наглядного материала
Основной этап.
План мероприятий проекта «В мире эмоций»
День недели/дата | Мероприятие |
Понедельник | 1.Беседа с детьми (подготовительной группе) «Мир профессий». Знакомство детей с профессией психолога. 2. Сюжетно-ролевые игры « Мы в профессии». 3. Обсуждения с детьми проекта «В мире эмоций» |
Вторник | Дети подготовительной группы знакомят детей 2 мл группы с эмоцией Радость |
Среда | Дети подготовительной группы знакомят детей 2 мл группы с эмоцией Грусть |
Четверг | Дети подготовительной группы знакомят детей 2 мл группы с эмоцией Удивление |
Пятница | Занятия «Путешествие в страну Эмоций» (дети подготовительной группы прводят занятия), продукт - проекта наглядное пособия «В мире эмоций» |
Приложение
Коррекционно - развивающее занятие в младшей группе на тему: «Радость».
Цели:
1.Познакомить детей с эмоцией радость;
2. Создать благоприятную атмосферу на протяжении всего занятия;
3. Привлечь внимание детей к эмоциональному миру человека.
Материалы: радостные странички для каждого ребенка, картинка гномика с радостным настроением, радостные смайлики для каждого ребенка, клей, восковые мелки, музыкальное сопровождение песня «Облака» из мультфильма «Трям, здравствуйте!».
Ход занятия :
I этап. Организационный
Сегодня я пришла не одна, а со своими помощниками.
Приветствие «Улыбка» (Проводит Амина)
Стоя в круге. Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть! А сейчас передадим по кругу нашу замечательную улыбку.
II этап. Мотивационный
Ребята, а вы любите ходить в гости? (да).
Сегодня нас пригласил к себе в гости гномик Весельчак. Хотите побывать у него в гостях? (да).
Чтобы нам попасть к Весельчаку, нам нужно найти облачко такого же настроения, как и у гномика. И тогда на этом облачке мы к нему и полетим. Давайте попробуем! (на мольберте прикреплены облачка разного настроения, дети должны найти веселое).
III этап. Практический
1. Беседа «Я радуюсь, когда…» (Проводит Даша)
Вот мы и оказались в гостях у гномика Весельчака.
Он очень обрадовался, что мы пришли к нему в гости.
Весельчак хочет узнать: А чему радуетесь вы? И предлагает поиграть нам в игру
«Я радуюсь, когда…»
Давайте я начну первая: Я радуюсь, когда светит солнышко!
А теперь ваша очередь (дети по очереди говорят, чему они радуются)
2. Упражнение «Радостная эмоция в зеркале» (проводит Соня)
Ребятки, скажите, что делает человек, когда ему радостно? (Улыбается).
Давайте покажем наше лицо, когда мы улыбаемся. (выполняем упражнение перед зеркалом, наблюдаем за мимикой). Молодцы, ребята! Здорово у вас получилось.
3. Динамическая пауза «Солнечная зарядка» (проводит Амина)
Ребята, посмотрите, к Весельчаку в гости еще кто – то идет. (вывешивается картинка веселого солнышка). Это солнышко, оно принесло нам солнечную зарядку. Хотите сделать зарядку с солнышком? (да). Встанем около своих стульчиков.
Вот как солнышко встает,
Выше, выше, выше.
К ночи солнышко зайдет,
Ниже, ниже, ниже.
Хорошо, хорошо
Солнышко смеется,
А под солнышком нам всем
Весело живется.
4. Отдохнули? (да). Гномик не просто так позвал нас в гости. Он приготовил нам несколько заданий, но чтобы их выполнить он просит поиграть с пальчиками Пальчиковая гимнастика «Веселый гном» (проводит Соня)
Жил да был весёлый гном
С круглыми ушами.
Он на сахарной горе Спал под воротами. Вдруг откуда ни возьмись Великан явился.
Скушать гору он хотел Только подавился! Ну, а что весёлый гном? Так и спит глубоким сном! | дети поднимают руки над головой, изображая колпак описывают вокруг ушей большие круги локти на столе, руки прямо, ладони сложены так, чтобы образовался треугольник пальцы изображают ворота. Руки высоко подняты над головой
движения, будто едим руками Хватаем воздух ртом и надуваем щеки Дети изображают спящего гнома
|
Молодцы ребята, гномику очень понравилось, как мы поиграли с пальчиками и первое задание называется «Радостная страничка»
Проходим за столы.
Перед вами лежит радостная страничка и рожицы с разными эмоциями, найдите веселую рожицу и приклейте ее на страничку.
Посмотрите, нас на радостной страничке живут два мишки, одного зовут Смешинка, потому что у него всегда радостное настроение, а другого Грустинка, потому что он всегда грустный. И у каждого медвежонка есть своя любимая музыка. Хотите ее послушать? (да)
Давайте послушаем первую мелодию и угадаем какому мишке она нравится (веселый музыкальный момент П.И.Чайковский «Полька»).
Как вы думаете какой мишка любит эту мелодию? (Смешинка).
Почему? (музыка веселая).
А эту музыку кто любит? (грустный музыкальный момент П.И.Чайковского «Болезнь куклы»)
(Грустинка) Почему? (музыка грустная)
Ребята, а наша страничка как называется? (веселая, радостная). Раз у нас страничка радостная, раскрасьте Смешинку, веселого мишку в тот цвет, который вам нравится.
Молодцы, ребята! Со всеми заданиями гномика мы справились. И нам пора возвращаться в детский сад. На чем мы с вами прилетели к гномику? (на облачке). Давайте найдем радостное облачко, чтобы вернуться обратно. (на мольберте прикреплены облачка разного настроения, дети выбирают радостное облачко под фонограмму «Облака»)
IV этап. Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания
Ребята, Вам понравилось в гостях у гнома? Что вам больше всего понравилось и запомнилось?
А сейчас по кругу мы передадим нашу замечательную улыбку и попрощаемся словами
Вот и кончилась игра и прощаться нам пора!
Занятие «Грусть»
Цели и задачи: Знакомство с эмоцией «грусть».
Различение эмоций «радость» и «грусть».
Привлечение внимания к эмоциональному миру человека.
Ход занятия
1. Организационный момент (сидим на ковре в кругу)
Психолог: Здравствуйте, ребята! (кивает головой).
Что я сейчас сделала? Правильно поздоровалась и кивнула. То есть мы можем здороваться не только с помощью слов, но и с помощью жестов. Поздоровайтесь, пожалуйста, со мной, кивнув головой.
Со мной пришли сегодня мои помощницы.
2. Основная часть
Давайте вспомнить сказку «Курочка Ряба». Соня будет показывать вам картинки, и мы вместе с вами будем «читать» эту сказку.
Соня показывает картинки, одновременно проговаривая текст сказки вместе с детьми.
А теперь скажите мне, пожалуйста, какие бабушка с дедушкой в начале сказки? (смотрим на картинку) – Радостные.
А какие в конце? (смотрим на картинку) – Грустные, печальные.
Почему они плачут? – Яичко разбилось. Им грустно от этого.
А давайте подумаем, когда нам бывает грустно?
Упражнение «Я грущу, когда…»:
Я грущу, когда на улице идет дождь.
Я грущу, когда меня обижают…
Когда человеку грустно, его лицо улыбается? – Нет.
Постарайтесь показать в зеркальце, как выглядит ваше лицо, когда вы грустите.
Бровки «домиком», ротик «опущен» (по кругу смотрим в зеркальце).
Очень хорошо у вас получается.
Посмотрите, пожалуйста, ребята, где грустный гномик, а где веселый (психолог показывает картинки грустного и веселого гномика).
Где грустный, а где веселый колобок (психолог показывает картинки грустного и веселого колобка).
Почему вы так решили? (обсуждаем черты лица, когда радость и когда грусть).
Давайте вспомним, какую зарядку мы с вами делали для гномика, чтобы он не грустил:
Физкультминутка (проводит Даша)
Жил да был веселый гном (изображаем колпак)
С круглыми ушами (описываем руками круг, как у Чебурашки)
Он на сахарной горе (руки перед собой треугольником)
Спал под воротами (ладошки складываем «под щеку»)
Вдруг откуда ни возьмись («пожимаем» плечами)
Великан явился (поднимаем руки вверх)
Скушать гору он хотел (движения, как будто едим руками)
Только подавился (надуваем щеки)
Ну а что веселый гном («пожимаем» плечами)
Так и спит глубоким сном (ладошки под щеку)
Вот перед вами стоят веселый гном и грустный гном, веселый и грустный колобок (психолог ставит картинки перед детьми).
Давайте послушаем мелодии, и подумаем, какую мелодию любят наши грустные герои, а какую веселые.
Психолог ставит фрагменты мелодий П.И.Чайковского, а дети определяют, какая это мелодия -грустная или веселая:
Полька
Болезнь Куклы
Немецкая песенка
Сладкая греза
Неаполитанская песенка
Старинная французская песенка
Молодцы, все правильно!
Подвижная игра «Веселый – грустный»
Психолог: Вика поиграет с вами игру «Веселый – грустный»
посмотрите у нее грустный гном и веселый колобок (картинки).
Когда она будет показывать веселого колобка – вы будете прыгать и улыбаться.
Когда грустного гнома – изображать грусть (руки вниз, переваливаемся с ноги на ногу, лицо грустное)
Молодцы!
3. Рефлексия, прощание.
Встаем в круг и делаем упражнение, которое называется «Бабочка».
Наши плечики – это крылышки. Плечики отводим назад и вздыхаем (сводим вместе лопатки), делаем выдох – возвращаем плечики на место.
Вот и закончилось наше занятие. Вам понравилось, ребята?
До свидания!
Конспект занятий «Удивление»
Цели:
развитие коммуникативных навыков, преодоление тактильных барьеров;
привлечение внимания к эмоциональному миру человека;
обучение распознаванию и выражению эмоций: радость, грусть, гнев, удивление.
Материалы: удивленное облако, удивительный карандашик, бланки с заданиями, цветные и простые карандаши, игрушка Притворщик, удивленные пиктограммы, газета, музыкальное сопровождение.
ход
I этап. Организационный
Приветствие «Облако» (Проводит Даша)
(встали в круг)
Легкое облачко в небе плывет,
Нас впереди приключение ждет.
Прежде, чем с вами отправимся в путь,
Друга приветствовать ты не забудь.
(здравствуй, Никита! И т.д.по кругу)
(Психолог показывает детям облачко)
Облачко «Здравствуйте» вам говорит.
Какое, ребята, оно на вид? (дети называют эмоцию облака)
Удивленное облако нас в гости зовет,
И мы за ним полетели. Вперед!
(под медленную музыку дети двигаются по комнате)
II этап. Мотивационный
Облако рассказывает ребятам стихотворение:
Р.Сеф «Чудо»
Ты еще
Не видел
Чуда?
Никогда
Не видел
Чуда?
Вот беда –
Не видел Чуда!
Так сходи
И посмотри.
Ты увидишь
Просто чудо,
Удивительное
Чудо…
Возле дома
Номер три,
Сквозь асфальт
У перекрестка
Пробивается
Березка.
III этап. Практический
1. Задание «Я удивляюсь, когда…» (Проводит Амина)
А вы умеете удивляться? Вспомните случай, когда вас что-то удивило. Что это было? Удивленное облачко знакомит детей с удивленным карандашиком, который поможет записать ваши удивлялки.
«Я удивляюсь, когда…» (детские ответы записываем на удивленном облачке)
2. Задание «Притворщик» (перед зеркалом)(Проводит Соня)
Когда человек удивляется, что он делает? Покажи, как выглядит твое лицо, когда ты удивляешься.
Только наш гость еще не удивился. Давайте сделаем ему удивленное лицо. Очень хорошо у нас получилось!
3. Подвижная игра «Удивительная газета»
(На пол кладется развернутая газета) Пока играет музыка, вы бегаете. Как только музыка остановится, вы должно все встать на газету. На пол заступать нельзя. (На следующем этапе газета складывается пополам и игра продолжается. Потом еще раз пополам. Дети должны понять. Что для победы им нужно обняться)
Удивительно, правда. Что на такой маленькой газете поместилось столько человек?!
4. Задание «Пиктограммы» (на бланке)(Проводит Соня)
Выберите нужную рожицу и наклейте на удивленное облачко.
5. Пальчиковая гимнастика «Облака» (Проводит Даша)
6. Музыкальное задание (на бланке)
Слушаем музыку. Какое у нее настроение? Найдите и раскрасьте котенка с таким же настроением.
IV этап. Рефлексивный
Подведение итогов, рефлексия, ритуал прощания «Облака»
Вот и прощаться настала пора,
Облаку мы говорим: «До свидания! Пока!»
Эту эмоцию знаем, друзья? (дети отвечают хором название эмоции)
(облако) : «Новой встречи буду ждать я!»
(психолог ): «Встретимся, облачко снова, поверь –
В страну Настроений открыта нам дверь!»
До свидания, ребята!
Конспект занятия
«Страна эмоций»
Цель занятия – обогащение эмоциональной сферы ребенка.
Задачи:
- развивать умение детей распознавать эмоции по мимике;
- упражнять детей в изображении изучаемых эмоций;
- обогащать и активизировать словарь детей понятиями, обозначающими различные эмоции.
Подготовительная работа: карточки с изображением эмоций (грустный, веселый, задумчивый, сердитый, удивлённый), конверт с письмом, карточки с различной эмоциональной окраской (грустные и веселые).
Ход занятия:
1. Приветствие. Создание эмоционального настроя.
Педагог-психолог: «Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть. Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и скажем «Добрый день»! Молодцы!
Мы с вами уже много путешествовали. А сегодня я хочу предложить вам отправиться в новое путешествие, в страну Эмоций!
Жители Страны Эмоций, обращаясь друг к другу, говорят свое имя ласково. Например, не Таня, а Танечка. Давайте и мы с вами попробуем!
2. Упражнение «Ласковое имя»
Дети называют своё имя в ласкательной форме.
Педагог-психолог: Когда мы обращаемся к человеку ласково, то мы дарим ему свою доброту, заботу, своё тепло. Мы показываем, как хорошо к этому человеку относимся. Правильно ребята?
Дети: да!
Педагог-психолог: Ребята, жителям этой страны очень хотят с вами познакомиться и поэтому они передали карточки со своим изображением. Давайте посмотрим. Всегда ли мы умеем понимать другого человека? Можно ли по лицу человека понять какое у него настроение? Сейчас мы с вами попробуем угадать, какое настроение на этих лицах.
3. Упражнение «Отгадай настроение».
Дети пытаются отгадать, по возможности аргументируя свой ответ. Например, этот человек веселый. Потому что уголки его губ смотрят вверх, а глаза радостные. Педагог-психолог комментирует каждое изображение, предлагая детям повторить (изобразить) данную эмоцию самостоятельно.
4. Упражнение «Конверт эмоций».
Педагог-психолог: ребята, когда я сегодня к вам шла, то встретила почтальона. Он передал мне необычное письмо. Давайте посмотрим что же нам пишут? Так, детский сад «Кубик - Рубик» детям. Это письмо для вас! От кого же оно? Жители страны Эмоций (читаю письмо из конверта).
Здравствуйте, ребята! Пишут вам жители страны Эмоций. Мы очень любим составлять интересные истории по картинкам. Про грустного мальчика Сережу, который не любил ходить в школу. Про добрую и веселую девочку Алёну, которая всегда помогала своей бабушке. Но недавно произошло несчастье. В нашу страну пришел злой волшебник и все наши картинки перепутал. Мы теперь не знаем какие картинки грустные, а какие веселые. Помогите, пожалуйста разобраться.
Педагог-психолог: ребята, ну что поможем?
Дети: да!
Педагог-психолог: ну тогда подходите к своим столикам.
На столе детей ждут карточки с разной эмоциональной окраской.
Педагог-психолог: ну что, ребята, мы справились с заданием? Помогли нашим новым друзьям? А теперь самое время показать какие мы веселые, дружные и как ловко мы умеем делать зарядку.
5. Физкультминутка.
Для здоровья и настроения сделаем мы упражненье:
Быстро встали улыбнулись,
Выше-выше подтянулись.
Ну-ка плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Вправо –влево повернитесь,
Рук коленями коснитесь.
А теперь представим детки,
Будто руки наши-ветки.
Покачаем ими дружно,
Словно ветер дует южный.
6. Заключительный этап. Рефлексия.
Ребята, наше путешествие заканчивается. Сегодня мы с вами познакомились с новыми друзьями. Узнали, что настроение, наши эмоции бывают разные: веселые, грустные, задумчивые, сердитые, удивленные. Научились определять эмоции по картинкам и даже показывать их. Давайте подарим на память жителям страны Эмоций общую фотографию с нашими улыбками.
До свидания!
Игры и пособия изготовили дети подготовительной группы
Дидактические пособия
«Часики эмоций»
Психолог: «Ребята посмотрите на эти волшебные часы. Эти часики не простые, они показывают не время, а эмоции человека. Давайте поиграем. Сейчас каждый из вас будет крутить стрелку на наших часах, и на какой эмоции стрелка окажется, ту эмоцию вы и должны будите показать нам всем».
Ребенок крутит стрелку и с помощью мимики лица изображает выпавшую эмоцию. Для лучшего усвоения эмоциональных состояний можно предложить ребенку смотреться в зеркало.
«Покажи эмоцию»
Карточки перемешиваются и кладутся стопкой на столе лицевой стороной вниз. Дети поочерёдно берут карточки и смотрят на рисунок, а затем изображают эмоцию мимикой лица.
Сквиши - эмоции
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в рамках ФГОС во 2 младшей группе. Тема: «В мире эмоций»
Развивать стремление видеть и понимать эмоциональное состояние человека....
" В мире эмоций: психологический портрет (авторский материал)"
Данный материал содержит авторские психологические портреты с описанием различных эмоциональных состояний, а также обоснование актуальности...
Ребёнок в мире эмоций.
Рекомендации для родителей для общения с ребёнком....
Открытое занятие по эмоциональному развитию детей в средней группе «В мире эмоций»
ЗАДАЧИ:· Закрепить представления детей о различных эмоциональных состояниях, умения по мимике понимать чувства персонажей, передавать их неречевыми средствами...
Ребёнок в мире эмоций.
Данная методическая разработка поможет сформировать у старших дошкольников навыки культуры общения со взрослыми и со сверстниками, речевого этикета в разных ситуациях,учит преодолевать застенчивость, ...
Презентация "В мире эмоций"
Презентация направлена на закрепление эмоций дошкольниками....
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...