Проект "В мире эмоций" (для воспитателей)
проект (средняя группа)
Проект имеет теоретическую и практическую значимость для воспитателей детских садов. Методические материалы педагогического проекта могут быть использованы в педагогической практике воспитателей. Реализация проекта позволяет задействовать различные виды детской деятельности во всех образовательных областях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_v_mire_emotsiy.docx | 218.71 КБ |
Предварительный просмотр:
«Детский сад № 278 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности
по художественно-эстетическому направлению развития детей»
Проект
«В мире эмоций»
Красноярск 2022Автор – составитель:
Е.В.Манаева –воспитатель
Актуальность
"Почему в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность и почему все понимают одаренность и талантливость применительно лишь к интеллекту? Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать. Любовь может сделаться таким же талантом и даже гениальностью, как открытие дифференциального исчисления. И здесь и там человеческое поведение принимает исключительные и грандиозные формы..."
Л.С.Выготский
Изменился ли "односторонний" взгляд на человеческую личность? Практика свидетельствует: психическому развитию ребенка стали уделять внимание и в детском саду и в семье. Основной акцент, как правило, делается на интеллектуальные и волевые качества, однако эмоциональной сфера ребенка зачастую уделяется недостаточно внимания.
Дошкольный возраст – благоприятный период для организации работы по эмоциональному развитию детей. Ребенок-дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей.
Эмоции играют важную роль в жизни детей, воспринимать действительность и правильно реагировать на нее. Чувства господствуют над всеми сторонами жизни дошкольника, придавая им особую окраску и выразительность, поэтому эмоции, которые он испытывают, легко прочитываются на лице, в позе, жестах, во всем поведении. Поведение ребенка, развитие его эмоциональной сферы является важным показателем в понимании мира маленького человека и свидетельствует о его психическом состоянии, возможных перспективах развития.
У многих детей снижается самооценка, возрастает уровень детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста с признаками тревожного поведения и даже с признаками выраженной агрессии. Чтобы помочь преодолеть эти трудности, научить детей правильно реагировать на ситуации, события, ориентироваться в состояниях, настроениях окружающих людей, научить регулировать свое эмоциональное поведение, нами был разработан проект «Мир эмоций», как компонент воспитания в системе работы по сохранению и укреплению психологического здоровья воспитанников нашего ДОУ.
Цель проекта: формирование представления детей о разнообразном мире эмоций, понимать свои чувства и чувства других людей.
Задачи проекта:
Для достижения поставленной цели выделили следующие задачи:
Для детей:
- Познакомить детей с миром эмоций;
- Формировать умения ребенка выражать свои эмоции и чувства;
- Развивать способность выражать свои чувства гнева, страха, злости в социально приемлемой форме (не толкаться, не бить другого, не кидать игрушку);
- Формировать нормы общения, принятые в обществе (приветствовать других людей при встрече и прощаться, вежливо разговаривать, благодарить за помощь или угощение и прочее)
Для педагогов
- Повысить профессиональный уровень и профессиональную компетентность педагогов;
- Создать информационную базу по данной теме;
- Разнообразить формы взаимодействия детского сада и семьи.
Для родителей
- Привлечь внимание родителей к эмоциональному миру их детей, познакомить их способам воздействовать на эмоциональную сферу ребенка.
- Вызвать желание родителей участвовать в жизни детского сада;
- Повышение педагогической компетентности у родителей.
Ожидаемые результаты:
На уровне ребенка:
- формирование культуры совместного общения и деятельности детей;
- развитие эмоционально-ценностной сферы воспитанников;
На уровне педагога:
- повышение педагогической компетентности педагогов ДОУ.
- создание материально - технической базы для плодотворной работы по данной теме.
- вовлечение родителей в педагогический процесс ДОУ.
На уровне родителей:
- укрепление детско-родительских отношений, за счет совместной деятельности с детьми.
- рост уровня информированности родителей о деятельности ДОУ.
Участники проекта: воспитанники группы, воспитатель, родители.
Возраст: средняя группа.
Продолжительность проекта: долгосрочный ( 3.10.2022 – 5.12.2022)
Тип проекта: проект носит практико-ориентировочный, познавательно – игровую направленность.
Ресурсное обеспечение проекта:
- Материалы Интернет-ресурсов;
- Технические средства обучения: использование мультимедиа, видео, аудио материала;
- Наглядный материал: иллюстрации, книги;
- Детская художественные произведения, потешки, песенки.
Содержание реализации проекта
Реализация проекта проходила в 3 этапа:
Этапы проекта | Содержание деятельности педагога |
1 этап Организационные | 1. Изучение литературы, поиск информации в интернете, обработка данной информации для детей: - Подбор художественной литературы для чтения. - Подбор наглядно – информационного материала. - Подбор мультфильмов. - Подбор музыкальных произведений. - Подбор наглядно – демонстрационного материала и оборудования. 2. Разработка перспективного плана по реализации проекта. 3. Разработка плана мероприятий с родителями. |
2 этап Практический | 1. Создание условий и предметно-развивающей среды 2. Осуществление взаимодействий между участниками проекта, проведение совместной работы в образовательном процессе. 3. Анализ и систематизация материала. |
3 этап Заключительный | 1. Выставка рисунков «Мои эмоции» 2. Коллективная работа аппликация «Эмоции» 3. Создание в группе «Уголка настроения» 4. Презентация проекта. |
Организация деятельности детей в рамках проекта нашла отражение в каждой из образовательных областей.
Речевое развитие | Беседы: «Эмоции это?», «Как узнать настроение?»; Чтение художественной литературы: - Стихотворения: «Радость», «Обида», «Я злюсь», «Жалость», «Безразличие», «Я улыбаюсь» «Я плачу», «Я смеюсь», «Я боюсь», «Я удивляюсь». - Энциклопедия для малышей Елена Ульева «Что ты чувствуешь?»
|
Познавательное развитие | Дидактические игры: «Разрезные картинки», «Найди такую же», «Покажи эмоцию» |
Социально- коммуникативное развитие | Беседы: «Спешите делать добро». «Наше хорошее настроение». Игровые упражнения по развитию мимики. Сюжетно-отобразительные игры: «Подари радость другу», «Угостим друзей чаем». |
Физическое развитие | Подвижные игры: «Молекулы», «Море волнуется», «Пузырьки» Пальчиковая игра: «Зайцы», «Цветок», «Дождик», «Прогулки в лес» Дыхательная гимнастика: «Часики», «Паровозик» «Подуй на снежинку», «Надуй шарик» |
Художественно- эстетическое развитие | Музыкальная деятельность: прослушивание песни «Хорошее настроение» - хор «Волшебники двора»; Сергей Васильев и Марина Ланда «Грусть, прощай» для сериала «Летающие звери» Просмотр мультфильма: «Учим эмоции», «Монсики», «Эмоции» https://youtu.be/upK6NNjS8jw Малышарики Конструктивно-модельная деятельность: «Дом эмоцый»; Изобразительная деятельность: Аппликация: «Эмоции», Рисование: «Мои эмоции» |
Работа с родителями
Форма | Тема | Цель |
Консультация | «Эмоции все важны» | Обогащение знаний и привлечение внимания родителей на важность всех эмоций ребенка. |
Папка-передвижка | « Эмоции и чувства в жизни ребенка» | Обогащение знаний родителей об детских эмоциях. |
Буклет | Стихотворения про эмоции. | Создание условий и привлечения внимания родителей, домашнему чтению совместно с ребенком. |
Мастер-класс | Изготовление колпачков эмоций для детей. | Вовлечения родителей в образовательный процесс ДОУ посредством изготовления колпачков. |
Заключение:
Система работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников в рамках проекта «Мир эмоций» позволила:
1) развивать эмоционально-ценностную сферу воспитанников, повысить уровень их эмоциональности;
2) сформировать у детей умение регулировать свое эмоциональное поведение;
3) научить детей адекватно реагировать на различные ситуации, события, проявления эмоций окружающих;
4) приобщить родителей к решению проблемы сохранения психологического здоровья дошкольников;
5) создать РППС в группе, способствующую развитию эмоций детей дошкольного возраста.
Во время реализации проекта, дети узнали, что такое эмоции. Родители приобрели положительный опыт совместной творческой деятельности. Педагоги повысили свой профессионально-творческий уровень, что, несомненно, сказывается на качестве образовательного процесса, подталкивает к активному взаимодействию всех специалистов ДОУ, родителей, воспитанников.
Проект оправдал наши ожидания, принёс эмоционально радостное настроение. Дал большой толчок в творческом развитии детей, раскрепостил и сблизил всех участников проекта.
Таким образом, в результате проведенной работы дети получили знания «Что такое эмоции?», «Как выражать свои эмоции в социально приемлемой форме » . За время проведения проекта в группе была атмосфера радости.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Выготский Л.С. Проблема возраста/Собр. Соч. в 6 т. М. 1984. Т.4.
2. Ежова Н. Развитие эмоций в совместной с педагогом деятельности // Дошкольное воспитание. 2003. № 8.
3. Кошелева А.Д., Перегуда В.И., Шаграева О.А. Эмоциональное развитие дошкольников. - М., 2002.
4. Психологический словарь. / Под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова.- М., 1996.
5. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста.- Ростов н/Д: Феникс
6. Белопольская Н.А. и др. «Азбука настроения». Развивающая эмоционально-коммуникативная игра.
7. Клюева И.В., Касаткина Ю.В. «Учим детей общению». – Ярославль: Академия развития, 1996 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ
Беседа 1 «Эмоции»
Цель: обобщить и закрепить знания детей об основных эмоциях (радость, грусть, страх, злость, удивление; научить детей передавать настроение мимикой и жестами. Развивать словарный запас детей; учить отвечать на поставленные вопросы полным ответом; развивать умение правильно пользоваться терминами: радость, грусть, страх, злость, удивление.
Ход занятия.
Воспитатель:
Сегодня мы с вами поговорим о эмоциях.( воспитатель показывает сюжетные картинки) Какие эмоции вы знаете.(ответы детей)
Воспитатель:
У каждого человека бывают положительные эмоции и отрицательные. Положительные эмоции вызывают приятные переживания, а отрицательные – неприятные переживания. Но все эмоции очень, нужны человеку. Они, как краски, окрашивают нашу жизнь в разные цвета. Без эмоций наша жизнь была бы скучной и однообразной.
Ребята, посмотрите на характерные особенности эмоций. (воспитатель показывает пиктограммы с эмоциями, дети рассматривают пиктограммы у себя на столах) Ответы детей.
«Радость» - глаза слегка прищурены, уголки рта приподняты вверх, выражение лица весёлое. Изобразите радость.(Дети изображают каждую эмоцию)
«Грусть» - глаза смотрят вниз, брови сдвинуты к переносице, уголки рта опущены вниз, выражение печали на лице, плечи опущены.
«Страх» - брови высоко подняты, глаза широко открыты, рот приоткрыт.
«Злость» - брови нахмурены, глаза смотрят из-под бровей, губы плотно сжаты.
«Удивление» - глаза широко открыты, губы растянуты и похожи на букву «О». Удивление возникает неожиданно и быстро проходит.
«Спокойствие» - брови, глаза, рот находятся в спокойном состоянии.
«Обида» - брови опущены вниз, глаза печальные, уголки рта опущены вниз, из глаз капают слёзы.
А теперь послушайте стихотворение:
Дали мальчику Антону
За обедом макарону.
Макарона на тарелке
Свилась в узел, как змея.
Она выглядела страшно,
Но Антон её отважно
Продырявил тут же вилкой,
Только охнула семья!
— Дайте, — вымолвил Антоша, —
Макарону мне побольше!
Все с восторгом посмотрели
На него со всех сторон.
И медаль большую дали,
И картину написали,
Где он храбро побеждает
Стадо хищных макарон.
-Что вы почувствовали, прослушав это стихотворение? (дети показывают пиктограмму с соответствующей эмоцией, отвечают)
-Какое у вас сейчас настроение?
-Радость это приятное или не приятное чувство?
А вот другое стихотворение:
Мне приснился грустный сон,
Но я его забыл.
Только помню, что во сне
Я без мамы был.
Мне не хочется играть
И мультфильм смотреть,
Даже битву рисовать,
Даже песни петь.
Ничему-то я не рад,
Может, дождик виноват?
– Какое настроение у героя стихотворения? (дети показывают пиктограмму с соответствующей эмоцией)
– Что вы почувствовали, слушая это стихотворение?
– Вспомните, было ли у вас плохое настроение, почему?
– Какое сейчас у вас настроение?
Ответы детей.
Воспитатель: Ребятки , а давайте поднимем себе настроение.( все становятся в круг)
Здравствуй дружочек,
здравствуй дружок.
Скорей становись
в наш веселый кружок.
Руку мне дай, и я тебе дам,
И будет весело нам. (произнося эти строки, воспитатель привлекает внимание детей и собирает их в кружок)
Воспитатель: А теперь ребята мы с вами станем волшебниками и научимся превращаться.
Игра «Превращения»
Вам нужно выполнить задание, но задание это необычное, оно волшебное.
нахмурься - как:
- осенняя туча,
- рассерженная мама
улыбнуться, как:
- само солнце,
- как хитрая лиса,
- как будто ты увидел чудо.
позлись, как:
- ребенок, у которого отняли мороженое,
- голодный волк
- разъяренный лев
испугайся, как:
- заяц, увидевший волка,
устань, как:
- папа после работы.
Молодцы детки вы здорово умеете превращаться.
Беседа 2 «Как узнать настроение»
Цель: Развитие умение узнавать настроение по выражению лица;
Систематизирование представления детей о настроении человека;
Воспитывать желание дарить другим положительные эмоции.
Материалы:
- фотографии эмоций и настроения
- смайлики с хорошим и плохим настроением на каждого ребенка
Ход беседы:
Ребята, у меня сегодня очень хорошее настроение. А у вас? (Ответы).
А бывает ли настроением плохим? (Ответы)
Посмотрите на эти картинки (воспитатель показывает фотографии веселого и грустного человека).
Чем отличаются люди на этих фотографиях? (Настроением).
Правильно. А как вы узнали? (у веселого человека на лице улыбка, а у грустного улыбки нет).
Да, ребята, улыбка выражает радость. А как можно увидеть грусть? (нет улыбки, слезы, по взгляду)
А что у человека может вызвать радость, хорошее настроение? (подарки, приятные слова и т.д.)
Из-за чего настроение может испортиться? (если кто-то обидел и т.д.)
Вы правы. Предлагаю вам послушать одну историю.
В гости к белочке пришел ежик. Она была очень рада гостю. И предложила поиграть своими игрушками, ведь белочка не была жадной. Ежик взял любимую игрушку хозяйки, это была яркая, разноцветная юла, и, разыгрался так, что нечаянно ее сломал. Белочка очень расстроилась и заплакала. Настроение было испорчено, ведь это была ее самая любимая игрушка. Ежику стало стыдно, он пожалел белочку и попросил у нее прощения. Он взял сломанную юлу домой, отремонтировал ее и вернул белочке. Радости белочки не было предела, когда она увидела свою игрушку целую, как новенькую. Рад был и ежик.
Вопросы по прочитанному:
- Какой была белочка? (доброй, щедрой, веселой)
- Почему она заплакала?
- Каким стало ее настроение?
- Как менялось настроение ежика?
- Как ежик поднял белочке настроение?
Ребята, вы молодцы! Вы знаете, на лице человека мы можем увидеть не только радость и грусть. Есть еще и другие эмоции (показ фото с эмоциями):
Удивление, страх, злость, спокойствие.
Давайте попробуем изобразить эти эмоции:
1. Радость. Я улыбаюсь. Мои глаза слегка прищурены, уголки рта слегка приподняты. Я смеюсь.
2. Печаль. Мне грустно. Глаза слегка сужены. Уголки рта опущены. Я плачу.
3. Спокойствие. Мои движения плавны. Мое лицо спокойно. Глаза слегка приоткрыты.
4. Удивление. Мои брови приподняты. Рот слегка приоткрыт, округлен. Глаза широко раскрыты.
5. Страх. Мои брови приподняты. И слегка сведены к переносице. Глаза очень широко открыты.
6. Злость. Мои брови сильно сведены к переносице. Зубы и губы сомкнуты. Глаза сужены.
Теперь вы знаете, что такое эмоции и как меняется настроение. Предлагаю вам показать смайлик с тем настроением, какое у вас оно сейчас. (Дети показывают свои смайлики)
Спасибо, ребята. Я желаю, чтобы у вас всегда было хорошее настроение!
Чтение художественной литературы :
«Обида»
У меня в руке платок, слёзы вытираю,
Сегодня мой сосед – дружок,
Сказал мне : "Не играю!"
Я подарю ему ведро, в песочнице копаться.
И обещаю: " Никогда не буду больше драться!"
«Радость»
Я смеюсь, я хохочу,
улыбаюсь и шучу,
Мне так весело сегодня,
даже танцевать хочу!
«Безразличие»
Стали не нужны игрушки,
Ничего я не хочу,
Позовут меня подружки -
на диване я лежу,
Мультики уж надоели,
Книжки не хочу читать,
Ем конфеты - еле-еле,
Лень с дивана даже встать!
«Жалость»
Милый медвежонок глазками моргает,
Холодно и сыро совсем скоро станет,
Возьму мишку я на руки, принесу домой.
Покажу, его я маме: «Посмотри – худой!».
Молоком его накормим, вымоем водицей,
Наш мишутка сразу станет весело резвиться.
Я улыбаюсь!
Как прекрасно на свете нам жить!
Радость, счастье друг другу дарить!
Улыбаться, любить, помогать,
Восхищаться, творить и играть!
Чтобы было побольше друзей,
Их улыбкой своей обогрей.
Если слёзы увидишь, не жди,
Радость, счастье в глазах их зажги!
Ты – волшебник, ты – маг, чародей,
Лишь с улыбкой встречай новый день!
Папу с мамой люби, как себя,
Улыбайся, твори чудеса!
Я плачу.
Вот закапали слезинки, кап – кап,
Словно, бусинки – росинки, кап – кап.
Долго сдерживал я их, кап – кап,
Они сами полились, кап – кап.
Иногда я плачу зря, кап – кап,
Пожалели что б меня, кап – кап.
Но, бывает, упаду, кап – кап,
И реву, реву, реву, кап – кап.
Слёзок много у меня, кап – кап,
Два ведёрка, два таза, кап – кап.
Я не дам их никому, кап – кап,
Пригодятся самому, кап – кап.
Я злой.
Поглядите, сегодня я злой.
Не играет никто со мной.
Я ногами стучу – стучу,
Во всё горло кричу – кричу.
Все соседи ушли со двора,
Заревела сестрёнка моя.
Пёс Барбос забежал в конуру,
Потому что я злой и ору.
Кулаки я сжимал и пыхтел,
Хмурил брови, глазами вертел.
Посмотрел на себя в зеркала,
Испугался – так страшен был я.
Я смеюсь.
Мой весёлый звонкий смех!
С утра он будит в доме всех:
Деда, бабушку и маму,
Папу и собаку Альму.
Будит Мурзика кота,
И соседям не до сна.
Утром, только лишь проснусь.
Звонким смехом я смеюсь.
Вы задайте мне вопрос:
«Отчего смеюсь до слёз?».
Потому что мир прекрасен
И без смеха плохо! Ясно!
Я безразличен.
Мама с папой задали вопрос:
«В Новый Год тебе что подарить?».
«Не хочу, чтоб пришёл Дед Мороз,
Но если хочет, то может прийти».
На уборку вышли все во двор,
Подобрали мусор, подмели,
А мне, ребята, как – всё равно…
Могли б не убирать. и не мести.
Раз с друзьями мы пошли в кино,
Все смеялись в зале от души.
Только я смешного не нашёл.
Мне сказали: «Безразличен ты».
Я обижен.
Я обижен на всё и всегда:
Мне не дали конфетку – беда,
Фильм для взрослых не дали смотреть,
Кто – то лучше меня может петь.
Я обижен на дождь, что он льёт,
Мне, бедняжке, гулять не даёт.
Я обижен на папу, он гол
Вдруг забил мне, играя в футбол.
Ну, а мама компот не даёт,
Говорит, что сначала – компот.
Обижаться – то я не хочу,
Только вот без обид не могу.
Я боюсь.
Страх поселился в меня:
Я боюсь темноты, как огня,
Я боюсь тараканов, мышей,
Я боюсь длинношеих гусей.
А ещё я боюсь собак,
Я боюсь что – то сделать не так.
Я от кошки ползу под кровать,
И в войнушки боюсь я играть.
Научите меня смелым быть,
Чтоб я слабых сумел защитить,
Чтобы пап сказал мне: «Герой!
Мы гордимся, сынуля, тобой!»
Я удивляюсь.
Удивляюсь я всему:
Граду, снегу и дождю.
Капле маленькой росы.
Крыльям пчёлки и осы.
Удивляюсь красоте,
Пенью птичек по весне.
Утром солнцу удивляюсь,
Лунной ночью восхищаюсь.
Удивляюсь каждый день,
Удивляться мне не лень.
Удивляюсь я с утра
И до вечера всегда!
Я устал…
Я устал… я устал… я устал…
Я устал, потому что молчал.
Я устал от безделья, от сна,
И болит голова у меня.
Я устал… я устал… я устал…
Я устал, потому что лежал,
Я устал оттого, что весь день
Моей маме работать не лень.
Я устал… я устал… я устал…
И ногами шагать я устал…
Пожалейте меня, я устал,
Я устал оттого, что устал…
Я скромный.
Не хвалите меня – я краснею,
Не смотрите в глаза – я робею.
Подойти я стесняюсь, спросить,
Предложить, запретить, попросить.
Я так робок, обидно до слёз,
Что ответить боюсь на вопрос,
Даже в гости робею ходить
И с друзьями смеяться, шутить.
А так хочется песни мне петь,
Чтоб со сцены на маму смотреть,
Я артистом, друзья, стать хочу…
Как же с робостью быть, не пойму.
(Ирина Золотухина).
Что такое настроенье?
Что такое настроенье?
Это игры и веселье,
Это первый снег в окошке,
Это мамины ладошки.
Это бабушкины сказки,
Это кисточки и краски.
Это радуга сквозь тучи,
Это робкий солнца лучик.
Это ласковое море,
Это мир с тем, с кем ты в ссоре.
Что такое настроенье?
Это радости мгновенья!
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Познавательное развитие
«Разрезные картинки»
Цель: формирование представления целостных образов, умение собирать из частей целое. Развитие наглядно-образного мышления.
«Найди такую же»
Цель: формирование умений детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия; воспитывать наблюдательность, связную речь.
«Покажи эмоцию»
Цедь: развитие зрительного восприятия, мышления, внимания, развитие мимики.
ПРИЛОЖЕНИЕ В
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ
Беседы 1: «Спешите делать добро»
Цель: продолжать знакомство с полярными понятиями «добро» и «зло»; формировать осознанное отношение к социальным нормам поведения, закреплять навыки доброжелательного поведения в повседневной жизни; продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Ход беседы:
Воспитатель:
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным
«С добрым утром», С добрым утром
С добрым утром –говорим!
Давайте всем гостям скажем «Доброе утро!»
Ребята, мы сейчас с вами пожелали всем добра. А кто скажет, что означает слово «добро»? Ответы детей.
В: Доброта -это отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление совершать правильные, хорошие поступки. Какие ещё слова приветствия вы знаете? Ответы детей.
В: Ребята, я предлагаю вам сесть на стульчики и поиграть. Я буду называть поступки, а вы,будете хлопать в ладоши или топать ногами. Если поступок хороший – хлопаете в ладоши, а если плохой- топаете ногами.
Воспитатель показывает слайды:
1. Вежливо здороваться, прощаться и всегда при этом улыбаться.
2. Забирать игрушки у друзей.
3. Грубо разговаривать, насмешливо дразниться
4. Помогать взрослым.
5. Мешать взрослым при разговоре.
6. В автобусе уступить место старшим.
7. Ругаться и драться со сверстниками.
8. Баловаться и кричать в общественном транспорте.
Игра «Добрые друзья» поможет нам быть здоровыми, бодрыми, поднять настроение себе и товарищу. (Звучит тихая музыка для релаксации)
В: Ребята, сделайте большой круг, положите свою ладонь на ладонь товарища и закройте глаза.
У друга мягкая и теплая ладошка.
Погладим друга по руке немножко.
Нам хорошо, когда мы вместе, рядом.
Ни ссориться, ни драться нам не надо!
В: Вы чувствуете, как между ладонями вспыхнула маленькая искорка, маленькое солнышко. Почувствуйте, как по нашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта. Если вы будете добрыми, вас будут любить и уважать, и у вас будет много друзей. Мне очень приятно, что вы умеете дружить. Молодцы, открывайте глазки, садитесь!
В: Хотелось бы в конце нашей беседы прочесть вам стихотворение:
Добрым быть совсем- совсем не просто.
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта не пряник, ни конфета.
Доброта с годами не стареет, доброта от холода согреет.
Если доброта как солнце светит.
Радуются взрослые и дети.
Вам понравилось быть добрыми ? И мне тоже.
Беседа 2 «Наше хорошее настроение».
Цель: формировать представление об эмоциональном состоянии человека – настроении
Задачи:
- способствовать развитию умения детей управлять своим настроением;
- повысить эмоциональный фон настроения;
- развитие коммуникативных качеств личности.
Ход беседы:
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о настроении человека, о том, какое оно
бывает, от чего зависит и как определить, какое у человека настроение.
Что такое настроение? (ответы детей )
Настроение – это душевное состояние человека, то, как человек себя чувствует.
Какое бывает настроение? (ответы детей)
Настроение бывает разным: весёлым, грустным, сердитым, недовольным, радостным, спокойным и др. То, что человек чувствует, как себя ощущает – это его настроение.
Как можно определить, какое у человека настроение? Как можно выразить своё настроение? Ответы детей
Настроение можно выразить:
- словами (рассказать о настроении, описать его, назвать);
- молчанием, с помощью мимики, жестов, позы;
- с помощью цвета;
- песней и др.
Ребятам предлагается с помощью данных способов показать различные виды настроения
А как вы думаете, от чего зависит настроение человека?
Необходимо выразить настроение словами. Закончим предложения:
« Моё настроение сейчас…»
«Оно такое потому, что …»
«Я хочу, чтобы сейчас…»
Выразим настроение цветом. Игра «Цветопись»
Красный цвет – прекрасное, хорошее настроение.
Жёлтый – приятное, весёлое настроение.
Зелёный – спокойствие.
Серый – тревожное, беспокойное настроение.
Чёрный – плохое настроение.
Вспомните ситуации, которые портят у вас настроение, вызывают раздражение и наоборот, ситуации, которые могут помочь вам «поднять настроение»?
Работа по группам. Обсуждение результатов.
Человек с хорошим настроением, человек с плохим настроением – с кем вам приятнее общаться?
Можно ли сделать так, чтобы настроение зависело и от нас?
Настроению свойственно меняться. Оно иногда похоже на изменения в природе: то дождь, то солнце, то тишина, то ветер. У каждого человека в течение жизни формируются собственные способы контроля своего настроения.
Что нужно для того, чтобы точнее определить, что чувствует человек, какое у него настроение?
Нужно смотреть в лицо, нужно быть внимательным, уметь понять выражение лица, смотреть, какая у человека поза, что он говорит, с какой интонацией.
Вопрос для диспута:
Необходимо ли регулировать своё настроение, влиять на него?
Умение контролировать своё настроение, свои эмоции, обладать самоконтролем и саморегуляцией можно считать важным свойством взрослого человека.
Некоторые принципы хорошего настроения:
1. Научитесь быть оптимистами, научитесь контролировать своё настроение;
2. Старайтесь смотреть на различные ситуации с разных сторон, учитесь анализировать и при необходимости находить хорошее в плохом;
3. Учитесь радоваться жизни, фиксировать все положительные моменты, не зацикливаться на неудачах;
4. Стремитесь к разумной организованности, дисциплинированности, умейте правильно планировать свои дела;
5. Учитесь говорить «Нет», когда это необходимо;
6. Регулярно занимайтесь физическими упражнениями, правильно питайтесь и высыпайтесь («В здоровом теле – здоровый дух»).
Как хорошо мы сегодня поговорили с вами, все мы молодцы.
Игровые упражнения по развитию мимики.
Цель: развивать умение выразить мимикой лица удивление, восторг, испуг, радость, грусть.Вызвать у детей положительные эмоции.
• “Съели кислый лимон” (дети морщатся).
• “Рассердились на драчуна” (сдвигают брови).
• “Встретили знакомую девочку” (улыбаются).
• “Испугались забияку” (приподнимают брови, широко открывают глаза, приоткрывают рот).
• “Удивились” (приподнимают брови, широко открывают глаза).
• “Обиделись” (опускают уголки губ).
• “Умеем лукавить” (моргают то правым глазом, то левым).
Сюжетно-отобразительные игры:
«Подари радость другу»
Цель: развивать умение правильно выражать свои эмоции и чувства посредством мимики, пантомимики; развитие коммуникативных навыков;
Ход занятия:
1. Игра “Сердечко по кругу”
Ой, ребята, а что это за звук? (биение сердца) Давайте посмотрим, где оно бьется (дети осматривают группу и находят воздушный шарик в форме сердца). Молодцы! У меня в руках сердце. У каждого человека есть сердце, покажите, где оно бьется. В сердце человека заключены любовь, тепло, дружба. Сегодня нам предстоит вместе поиграть. А давайте поиграем с нашими именами. Приятно, когда тебя называют по имени. Мы будем передавать сердечко по кругу, и называть свои имена, а вместе с ним дарить друг другу любовь и тепло. Меня зовут Наталья Сергеевна, передаем это сердечко по кругу и называем свои имена (дети называют свои имена). Замечательно. Сердечко вернулось ко мне.
2. Я знаю еще одну игру с именами. “Паровозик с именем”
Сначала я буду паровозиком, поеду по кругу, буду хлопать в ладоши и называть свое имя. Вот так. Теперь я подъехала к тебе, ты будешь мой паровозик, а я вагончик. Мы вместе едем, хлопаем в ладоши и повторяем твое имя. Дима - Дима. Замечательно. Теперь Даша наш паровозик и т.д. в роли паровозика должны побывать все дети.
3. А теперь пришла пора нам повеселиться, давайте с вами потанцуем. “Веселый танец”
(Дети выполняют движения, повторяя за педагогом)
Замечательно. Молодцы. Ну-ка, дружнее. Здорово!
4. Ребята, раз у нас у всех такое радостное настроение, давайте устроим “Радостный салют”. Подойдите к столу, я сейчас буду капать на бумагу разноцветные капли, а вы будете на них дуть через эти цветные трубочки. Вот так.
(Педагог капает разноцветными красками на ватман, Дети встают вокруг стола и раздувают капельки краски из трубочек)
Хорошо. Здорово. Чудесно. Прекрасно.
Мы замечательно провели с вами время и подарили друг другу радость.
У меня есть для Вас сюрприз. Чупачюпсы с эмоцией радости!
«Угостим друзей чаем».
Цель: Учить детей гостеприимству
Материал: детский стол, стулья, чайник, чашки, блюдца.
Ход игры:
Дети делятся на две группы. Затем воспитатель предлагает детям угостить гостей чаем. Предлагает ребёнку усадить гостей за стол.
-Ребятки, наших гостей, мы угостим их чаем. Сервировка стола.
ПРИЛОЖЕНИЕ Г
Физическое развитие
Подвижные игры:
«Море волнуется»
Цель: ИГРЫ НА РАСПОЗНАВАНИЕ И ПРОИЗВОЛЬНОЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЧУВСТВ.
Ход : Ведущий начинает так: «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, фигура радости (страха, стыда и т.д.) замри». Далее водящий выбирает наиболее яркую фигуру и игра повторяется.
«Молекула»
Цель: развитие чувства принадлежности к группе, опыт позитивного взаимодействия.
Ход: Дети бегают по комнате. При слове «молекула» все собираются в кучу, плотно прижимаясь, друг к другу.
«Пузырьки»
Цель: Способствовать формированию позитивных отношений между детьми; уметь сотрудничать.
Ход: Разделившись на группы по 3-4 человека, дети берутся за руки и, образуют круги-«пузырьки» и передвигаются по помещению группы или в бассейне так, чтобы не столкнуться с другими «пузырьками. Каждый «пузырек» придумывает свои движения.
Пальчиковые игры:
«Прогулка в лес»
— Мальчик-с-пальчик, где ты был?
(Большой палец левой руки четыре раза сгибается.)
Долго по лесу бродил!
(Большой палец правой руки четыре раза сгибается.)
Встретил я медведя, волка,
Зайку, ёжика в иголках,
(большой палец правой руки поочередно соприкасается с остальными),
Встретил белочку, синичку,
Встретил волку и лисичку,
Всем подарки подарил,
Всяк меня благодарил.
(четыре пальца последовательно сгибаются — «кланяются»).
Дождик
Меж еловых мягких лап
(поглаживание подушечками пальцев поверхности стола)
дождик кап-кап-кап
(постукивание пальцами по столу).
Где сучок давно засох
Серый мох, мох, мох
(касание стола первым и пятым пальцами раскрытой кисти рук).
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб (поднимание рук над столом, пальцы то складываются вместе, то раздвигаются широко).
Кто нашёл его, друзья? (Касание указательным пальцем правой
руки поочередно всех пальцев левой руки.)
это я, я, я! (Сжимание всех пальцев левой руки, кроме мизинца, его показ.)
Цветок
Вырос высокий цветок на поляне.
(руки в вертикальном положении, ладони — друг к другу, пальцы развести и слегка округлить).
Утром весенним раскрыл лепестки.
(развести пальцы рук).
Всем лепесткам красоту и питанье
(ритмичное движение пальцами вместе — врозь).
Дружно дают под землёй корешки.
(ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести).
Зайцы
Скачет зайка косой
(указательный и средний пальцы правой руки
вверх, остальные выпрямить и соединить).
Под высокой сосной
(ладонь правой руки вертикально вверх, пальцы широко расставлены).
Под другою сосной
(ладонь левой руки вертикально вверх, пальцы
широко расставлены).
Скачет зайка другой
(указательный и средний пальцы левой руки
вверх, остальные выпрямить и соединить).
Дыхательная гимнастика:
«Часики»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
ИП: стоя, ноги слегка расставить, руки опустить. Размахивая прямыми руками вперед и назад, произносить «тик-так».
«Паровозик»
Цель: формирование дыхательного аппарата.
Ходьба, делая попеременные движения руками и приговаривая: «чух-чух-чух». Через определенные промежутки времени можно останавливаться и говорить «ту-тууу».
«Подуй на снежинку»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
«Надуй шарик»
Цель: тренировать силу вдоха и выдоха.
ИП: ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф. «Шарик лопнул» - хлопнуть в ладоши, «из шарика выходит воздух» - ребенок произносит: «шшш», вытягивая губы хоботком, опуская руки и оседая, как шарик, из которого выпустили воздух.
Приложение А
Художественно- эстетическое развитие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в рамках ФГОС во 2 младшей группе. Тема: «В мире эмоций»
Развивать стремление видеть и понимать эмоциональное состояние человека....
" В мире эмоций: психологический портрет (авторский материал)"
Данный материал содержит авторские психологические портреты с описанием различных эмоциональных состояний, а также обоснование актуальности...
Ребёнок в мире эмоций.
Рекомендации для родителей для общения с ребёнком....
Открытое занятие по эмоциональному развитию детей в средней группе «В мире эмоций»
ЗАДАЧИ:· Закрепить представления детей о различных эмоциональных состояниях, умения по мимике понимать чувства персонажей, передавать их неречевыми средствами...
Ребёнок в мире эмоций.
Данная методическая разработка поможет сформировать у старших дошкольников навыки культуры общения со взрослыми и со сверстниками, речевого этикета в разных ситуациях,учит преодолевать застенчивость, ...
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций. Эмоция Радость»
Конспект занятия по психологии «Знакомство с миром эмоций.Эмоция Радость»Цель: Рассмотреть особенности содержательного наполнения радости. Развитие эмоциональной сферы старших дошкольников...
ПРОЕКТ «В мире эмоций» По вовлечению детей раннего возраста в мир эмоций.
Эмоциональное развитие дошкольников – целенаправленный педагогический процесс, тесно связанный с личностным развитием детей, с процессом их социализации и творческой самореализации, введением в ...