Развитие креативного мышления у дошкольников через призму интерактивных игр
статья

статья

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №64 «Солнечный зайчик» города Смоленска

Развитие креативного мышления у дошкольников через призму интерактивных игр

Подготовила: воспитатель Кузьменкова А.А

2022

Развитие креативного мышления у дошкольников через призму интерактивных игр

В современном мире, качествами человеческой личности наиболее значимы для профессиональной деятельности, являются «креативность», иначе говоря, «творческое мышление». Развитию креативного мышления и познавательной активности у детей дошкольного возраста способствует такая организация обучения, при которой дети вовлекаются в процесс самостоятельного поиска и открытия новых знаний, решение проблемных задач. Включение интерактивных игр и упражнений на занятиях формирует у дошкольника стремление к размышлению и поиску, вызывает у него чувство уверенности в своих силах в возможностях своего интеллекта, предполагает создание эмоционально-психологического фона. Происходит постепенное становление у детей развитых форм самопознания, самовоспитания. Творчество справедливо считается проявлением настоящего таланта. Если ребенок умен, он хорошо и быстро учится и применяет свои знания в повседневных ситуациях. Создание чего-то нового, не похожего ни на что другое вот это  и есть настоящий талант.

В настоящее время существует социальный заказ на развитие творческого потенциала ребенка. Отвечая на проявления в обществе такого заказа, дошкольные образовательные организации предоставляют широкий спектр услуг по созданию условий для творческого развития детей: образовательные программы, программы дополнительного образования, имеющие вектор на развитие художественного, технического и научного творчества.

Интерактивные игры могут быть средством развития творческих способностей детей. Игра  одно из самых сильных воспитательных средств в руках педагога. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны личности ребенка, удовлетворяются многие его интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Весьма важно, что они позволяют приобщить детей к миру современной техники. Основная цель интерактивной игры – повышение интереса к образовательному процессу. Важно, чтобы игра была интересной для детей, ставила перед ними конкретные задачи и помогала находить их решение, давала простор для проявления творческой самостоятельности, которая основывается на полученных знаниях и умениях.

Игра – есть самый эффективный способ обучения детей дошкольного возраста. Через интерактивные игры, задания можно ознакомить детей с приемами, методами и инструментами творчества. В качестве обязательных элементов эти игры должны содержать творческие изобретательские задачи. Интерактивные игры можно использовать во всех образовательных областях и при проведении любой образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста.

Интерактивная игра – это активный метод обучения, основанный на опыте, полученном через специально организованное социальное взаимодействие, в результате которого у участников возникает новое знание и опыт, родившиеся непосредственно в ходе игрового процесса, либо являющиеся результатом этой игры.

Виды интерактивных игр для дошкольников:

Развивающие игры

Обучающие игры

Логические игры

Игры-забавы.

Интерактивная игра «Продолжи рассказ»

Ход игры: Один из игроков начинает рассказывать историю и останавливается после нескольких предложений, а следующий игрок продолжает рассказ. При этом ограничений в количестве игроков нет. Историю можно записать на диктофон или на бумаге, чтобы впоследствии распространить ее среди участников игры. Это очень забавная игра, которая обучает ребенка мыслить творчески (а если вы тоже участвуете в этой игре, то и вас).

Интерактивная игра «Волшебная палитра»

Ход игры:

Ведущий задает участникам игры простые вопросы:

 Какие основные цвета вы знаете?

Предполагаемые ответы: красный, синий, желтый.

 Как можно получить другие цвета?

Предполагаемые ответы: другие цвета можно получить путем смешивания основных цветов.

Ведущий: Вы правы, существует три основных цвета, и новые цвета можно получить путем их смешивания. Предлагаю вам поиграть с волшебной палитрой. Для игры приглашаю одного из участников, он станет волшебником красочной палитры. Остальные все внимательно наблюдают за правильностью выполнения задания. Игра заканчивается, когда все участники побывают в роли волшебника.

Задание: Какие цвета нужно смешать, чтобы получить зеленый цвет? Фиолетовый? Оранжевый? Участник, отвечает на вопрос, затем опытным путём проверяет свой ответ.

Интерактивная игра «Гномик»

Ход игры: Участникам дается инструкция: «Представь себе, что на люстре в комнате сидит гномик. Расскажите, что он может видеть отсюда»…

Важно помочь детям сделать описание комнаты с необычной для них пространственной точки видения, нужно, чтобы дети представили, недоступные места для их глаз.

Интерактивная игра «Несуществующая рыба».

Ход игры: Существует множество забавных названий рыб. Например, рыба-пила, рыба-игла, рыба-меч, рыба-кабан, рыба-ангел, рыба-клоун, рыба-луна, рыба-попугай, рыба-лягушка и другие (во время проговаривания, можно показывать соответствующие фото карточки рыб). Можно заняться изучением жизни обитателей морских глубин. После этого, предложите детям придумать и нарисовать свою рыбу, например: рыба-дом, рыба-кровать, рыба-арбуз. Каждый участник должен после того как рисунок будет закончен, описать свою рыбку: Как она выглядит, чем питается, где обитает?

(Дополнительное задание для развития невербальной креативности: «Нарисуйте свой подводный мир с причудливыми обитателями»).

Интерактивная игра «Цепочка противоречий»

усложнение игры «Хорошо-плохо»

Ход игры: Ведущий начинает - «А» хорошо, потому что «Б». Первый участник продолжает  «Б» плохо, потому что «В». Следующий говорит - «В» хорошо, потому что «Г».

(Пример: Гулять  хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.)

Интерактивная игра «Сложи пазл»

Ход игры: Распечатайте несколько фотографий на бумаге формата А4. Разрежьте каждую из них на девять частей (или больше, если вы хотите сделать игру более сложной). Теперь предложите ребенку сложить фотографии из фрагментов в первоначальный вид. После того как он справится с этим заданием, вы можете смешать фрагменты, чтобы ребенок мог создавать новые картины, объединяя фрагменты разных фотографий (лучше с самого начала подобрать исходные фотографии с расчетом на это). Начните с перемешивания фрагментов двух фотографий и постепенно переходите к большему количеству исходных изображений. Начните с крупных фрагментов, которые составляют ¼ исходного изображения, постепенно переходя к использованию более мелких фрагментов. Постепенно переходите к более сложным изображениям, которые включают в себя более мелкие детали.

Интерактивная игра «Зимние узоры»

Данная игра предназначена для решения обучающей задачи, формирует когнитивные стратегии и стимулирует творческое мышление.

Ход игры: Ребенок должен самостоятельно составить узоры из счетных палочек (можно из геометрических фигур), воспитатель может помочь, предложив памятку «Как составить узор». Оценивание производится по пяти основным характеристикам:

а) Беглость – подсчет количества выполненных рисунков.

б) Гибкость – число изменений категории рисунка, начиная от самого первого рисунка.

в) Оригинальность – местоположение. Чем выше оригинальность, тем больше различных комбинаций и «внутри», и «снаружи».

г) Разработанность – насколько картинка не похожа на привычное представление о чем-либо.

д) Название – богатство словарного запаса.

Творческие личности предпочитают активно менять что-либо благодаря неожиданному сочетанию различных комбинаций, нежели придерживаться одного пути или одной категории.

В заключении, хотелось бы еще раз отметить, что наше время – это время перемен. Сейчас нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Важнейшим условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста является наличие интересных развивающих игр и разнообразных игровых материалов. Основная цель использования занимательного материала - формирование представлений и закрепление уже имеющихся знаний. Особое внимание следует уделить эмоциональному комфорту ребенка в процессе игровой деятельности.

Таким образом, формирование творческих способностей у дошкольников успешно осуществляется в процессе использования интерактивных игр. Это возможно при условии систематического использования игр, как во время образовательной деятельности, так и, в самостоятельной деятельности ребенка. Говоря о значении интерактивных игр в творческом развитии дошкольников, хочется подчеркнуть, что «знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, становятся бесполезными». Пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Играя, гораздо легче выучить, лучше узнать, проявить при этом творчество».

Список литературы:

Алфеева Е.В. Креативность и личностные особенности детей дошкольного возраста (4-7 лет): Дис. канд. псих. наук. - М, 2010.

Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М., 2013.

Венгер Н.Ю. Путь к развитию творчества. - Дошкольное воспитание. 2012, №11

Гаврина, С.Е. Большая книга развития творческих способностей для детей 3-6 лет / С.Е. Гаврина. - М.: Академия развития, 2020. - 610 c.

Орлова, М. А. Игры для развития творческих способностей / М.А. Орлова. - М.: Лада, 2015. - 160 c.

Поддьяков Н. Н. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста.- Волгоград, 2014.

Скворцова, В. О. Интеллект + креатив. Развитие творческих способностей дошкольников / В.О. Скворцова. - М.: Феникс, 2018. - 224 c.

CD-ROM. Развитие интеллектуальных и творческих способностей дошкольников. ФГОС ДО. - Москва: Мир, 2018. - 258 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие креативного мышления у дошкольников

Основы креативного мышления. Педагогические методы развития креативного мышленияКреативное мышление - процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро реш...

Развитие креативного мышления у дошкольников

Консультация для родителей«Развитие креативного мышления у дошкольников»Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения...

Консультации для воспитателей. Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр.

Консультации для воспитателей.Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр....

Развитие креативного мышления у дошкольников с помощью элементов методики ТРИЗ

Развивать креативное мышление необходимо еще в дошкольном возрасте, когда восприятие ребенка особенно эмоционально, а яркие и насыщенные занятия, основанные на развитии креативного мышления и воображе...

Презентация «Круги Луллия, в развитии креативного мышления у дошкольников»

Учите ребенка, каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- Он будет долго напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, Он усвоит их на лету. К.Д.Ушинский ...

Мастер-класс для педагогов: «Развитие креативного мышления у дошкольников с использованием техники друдлы»

Цель мастер – класса: повышение мотивации у педагогов к использованию технологии, способствующей развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста.Задачи:систематизировать знани...

Развитие креативного мышления у дошкольников

Существует множество методов, подходящих для развития творческого и креативного мышления. Когда речь идет о детях, идеальной формой образовательной деятельности является игра. Именно она позволяет одн...