Развитие креативного мышления у дошкольников с помощью элементов методики ТРИЗ
статья (средняя, старшая, подготовительная группа)
Развивать креативное мышление необходимо еще в дошкольном возрасте, когда восприятие ребенка особенно эмоционально, а яркие и насыщенные занятия, основанные на развитии креативного мышления и воображения, будут как нельзя лучше способствовать развитию способности к творчеству. Для развития и воспитания творческих людей, которые в условиях быстро меняющейся ситуации могли бы эффективно действовать и находить пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем, необходимо уделять целенаправленное внимание развитию креативного мышления детей уже на этапе дошкольного возраста, ведь именно в это время начинается формирование творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kreativnogo_myshleniya_u_doshkolnikov_s_pomoshchyu_elementov_metodiki_triz.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие креативного мышления у дошкольников с помощью элементов методики ТРИЗ
Развивать креативное мышление необходимо еще в дошкольном возрасте, когда восприятие ребенка особенно эмоционально, а яркие и насыщенные занятия, основанные на развитии креативного мышления и воображения, будут как нельзя лучше способствовать развитию способности к творчеству. Для развития и воспитания творческих людей, которые в условиях быстро меняющейся ситуации могли бы эффективно действовать и находить пути нестандартного разрешения ситуаций и проблем, необходимо уделять целенаправленное внимание развитию креативного мышления детей уже на этапе дошкольного возраста, ведь именно в это время начинается формирование творчески активной личности, способной эффективно и нестандартно решать жизненные проблемы.
Исследованием и сравнением творческого мышления детей и взрослых занимались Е. С. Белова, Е. И. Щебланова, И. Я. Лернер, исследованием творческих способностей, креативности занимались Д. Б. Богоявленская, В. Н.Дружинин, А. Маслоу. Вопросы возрастной динамики креативности рассматриваются в работах Н.С.Лейтеса, В.Н.Дружинина, П. Торренса. Изучением взаимосвязи креативности интеллекта занимались, Д.Б. Богоявленская, Дж. Гилфорд, К. Ямомото, П. Торренс и др.
Развитие креативных процессов детей в различных образовательных областях возможно при использовании различных педагогических технологий, наибольший интерес среди которых представляет педагогическая система, разработанная в 1946 г. Г.С. Альтшуллером, называющаяся ТРИЗ-педагогикой (теория решения изобретательских задач).
Цели ТРИЗ - не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов, дать в руки воспитателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств креативной (творческой) личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира, решать свои маленькие проблемы. ТРИЗ для дошкольников – это система коллективных игр, занятий, призванная не изменять основную программу, а максимально увеличивать её эффективность.
Алгоритм решения изобретательских задач.
Основным средством работы с детьми является педагогический поиск. Педагог не должен давать готовые знания, раскрывать перед детьми истину, он должен учить ее находить.
- если ребенок задает вопрос, не надо тут же давать готовый ответ. Наоборот, надо спросить его, что он сам об этом думает. Пригласить его к рассуждению. И наводящими вопросами подвести к тому, чтобы ребенок сам нашел ответ.
- если же не задает вопроса, тогда педагог должен указать противоречие. Тем самым он ставит ребенка в ситуацию, когда нужно найти ответ, т.е. в какой – то мере повторить исторический путь познания и преобразования предмета или явления.
На первом этапе дети знакомятся с каждым компонентом в отдельности в игровой форме. Это помогает увидеть в окружающей действительности противоречия и научиться их формулировать.
Игры начального уровня.
Игра "Да-Нет”
Например: воспитатель загадывает слово "Слон”, дети задают вопросы
(Это живое? Это растение? Это животное? Оно большое? Оно живет в
жарких странах? Это слон?), воспитатель отвечает только " да” или
"нет”, пока дети не угадают задуманное.
Когда дети научатся играть в эту игру, они начинают загадывать слова
друг другу.
Игра "Черное-белое”
Воспитатель поднимает карточку с изображением белого домика, и
дети называют положительные качества объекта, затем поднимает
карточку с изображением черного домика и дети перечисляют
отрицательные качества. (Пример: "Книга”.Хорошо – из книг узнаешь
много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся . . . и т.д.)
Можно разбирать в качестве объектов: "Гусеница”, "Волк”, "Цветок”,
"Стульчик”, "Таблетка”, "Конфетка”, "Мама”, "Птичка”, "Укол”, "Драка”,
"Наказание” и т.д.
Игра "Наоборот” (проводится с мячом).
Воспитатель бросает мяч ребенку и называет слово, а ребенок
отвечает словом, противоположным по значению и возвращает
ведущему мяч (хороший – плохой, строить - разрушать выход – вход).
Игра "Помоги Золушке”
Золушка замесила тесто. Когда надо было раскатать его, то обнаружила, что
скалки нет. А мачеха велела к обеду испечь пироги. Чем Золушке раскатать
тесто?
Ответы детей: надо пойти к соседям, попросить у них; сходить в магазин, купить новую; можно пустой бутылкой; или найти круглое полено, помыть его и им раскатать; резать тесто маленькими кусочками, а потом чем – нибудь тяжелым прижимать.
Методы используемые для развития креативного мышления.
Метод фокальных объектов (МФО) – перенесение свойств одного объекта или нескольких на другой.
Например, мяч. Какой он? Смеющийся, летающий, вкусный; рассказывающий на ночь сказки и т.д.
Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и управлять своим мышлением. Пользуясь методом МФО можно придумать фантастическое животное, придумать ему название, кто его родители, где он будет жить и чем питаться, или предложить картинки "забавные животные”, "пиктограммы”, назвать их.
Метод "Системный анализ” помогает рассмотреть мир в системе, как совокупность связанных между собой определенным образом элементов, удобно функционирующих между собой. Его цель – определить роль и место функций объектов и их взаимодействие по каждому подсистемному и надсистемному элементу.
Например: Система "Лягушонок”, Подсистема (часть системы) – лапки, глаза, кровеносная система, Надсистема (более сложная система, в которую входит рассматриваемая система) – водоем.
Воспитатель задает вопросы: "Что было бы, если бы все лягушки исчезли?”, "Для чего они нужны?”, "Какую пользу они приносят?” (Дети предлагают варианты своих ответов, рассуждений). В результате приходят к выводу, что все в мире устроено системно и если нарушить одно звено этой цепочки, то непременно нарушится другое звено (другая система).
Методика ММЧ (моделирование маленькими человечками) – моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое –жидкое –газообразное)
Игра "Кубики” (на гранях которого изображены фигурки "маленьких” человечков и знаковые взаимодействия между ними) помогает совершать малышу первые открытия, проводить научно – исследовательскую работу на своем уровне, знакомиться с закономерностями живой и неживой природы.
Приемы фантазирования:
Сделать наоборот.
Этот прием изменяет свойства и назначение объекта на противоположные, превращает их в антиобъекты.
Пример: антисвет делает предметы невидимыми, в то время, когда
свет делает предметы видимыми.
Увеличить – уменьшить.
Применяется для изменения свойства объекта. С его помощью можно изменять размер, скорость, силу, вес предметов.
Динамика – статика.
Применяется для изменения свойств объекта. Предварительно необходимо определить, какие свойства объекта являются постоянными (статичными), а какие переменными (динамичными).
Работа со сказками – это решение сказочных задач и придумывание новых сказок с помощью специальных методик.
Коллаж из сказок
- Придумывание новой сказки на основе уже известных детям сказок.
" Вот что приключилось с нашей книгой сказок. В ней все страницы перепутались и Буратино, и Красную Шапочку, и Колобка злой волшебник превратил в мышек. Горевали они, горевали и решили искать спасение. Встретили старика Хоттабыча, а он забыл заклинание . . .” Дальше начинается творческая совместная работа детей и воспитателя.
- Знакомые герои в новых обстоятельствах.
Этот метод развивает фантазию, ломает привычные стереотипы у детей, создает условия, при которых главные герои остаются, но попадают в новые обстоятельства, фантастическими и невероятными.
- Спасательные ситуации в сказках
Такой метод служит предпосылкой для сочинения
всевозможных сюжетов и концовок. Кроме умения сочинять,
ребенок учится находить выход из сложных обстоятельств.
"Однажды котенок решил поплавать. Заплыл он очень далеко
от берега. Вдруг началась буря, и он начал тонуть . . .” Предложите свои варианты спасения котенка.
- Сказки, по-новому.
Этот метод помогает по – новому взглянуть на знакомые сюжеты.
Моделирование сказок
Вначале необходимо обучить дошкольников составлению сказки по
предметно – схематической модели. Например, показать какой – то
предмет или картинку, которая должна стать отправной точкой детской фантазии.
Пример: черный домик (это может быть домик бабы Яги или кого – то
еще, а черный он потому что тот, кто живет в нем – злой . . .)
На следующем этапе можно предложить несколько карточек с уже
готовым схематичным изображением героев (люди, животные,
сказочные персонажи, явления, волшебные объекты).
В развитии мыслительной деятельности дошкольников особую роль играют занимательные задачи и развивающие игры, способствующие развитию креативного и самостоятельного мышления, рефлексии, а в целом – формированию интеллектуальной готовности к обучению в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование креативного мышления у дошкольников с помощью нетрадиционных изобразительных техник".
Статья предназначена для педагогов-психологов, специалистов по изодеятельности....
Игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии
Игры для детей младшего дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ОТСМ-ТРИЗ технологии...
Развитие креативного мышления у дошкольников
Основы креативного мышления. Педагогические методы развития креативного мышленияКреативное мышление - процесс, способный порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро реш...
Развитие креативного мышления у дошкольников
Консультация для родителей«Развитие креативного мышления у дошкольников»Под креативностью психологи понимают способность видеть вещи в новом и необычном свете и находить уникальные решения...
Консультации для воспитателей. Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр.
Консультации для воспитателей.Развитие креативного мышления старших дошкольников посредством творческих и сюжетно-ролевых игр....
Выступление на семинаре для педагогических работников ДОО БГО с темой: «Развитие логического мышления старших дошкольников с помощью элементов инновационных технологий обучения»
Цель: знакомство с опытом работы по развитию логического мышления старших дошкольников, используя инновационные технологии обучения. Способствовать повышению интереса педагогов к п...
Мастер-класс для педагогов детских садов "Применение ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми для развития креативного мышления у дошкольников"
Слайд №1: Добрый день, уважаемые педагоги! Тема моего выступления на мастер-классе «Применение ТРИЗ-технологии в совместной деятельности с детьми дошкольного возраста для развития креативного мы...