Развитие креативного мышления у дошкольников старшего возраста через загадки
консультация (подготовительная группа)
Креативное мышление - это способность мыслить нестандартно и находить неожиданные решения проблем в самых разных ситуациях!
Загадки ставят перед детьми задачу найти ответ, который не очевиден с первого взгляда. Это требует от детей нестандартного мышления и поиска альтернативного решения. Так очень быстро развивается креативное мышление у детей.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие креативного мышления у дошкольников старшего возраста через загадки
Загадки - это увлекательные головоломки для детей, которые помогают развивать креативное мышление.
Креативное мышление - это способность мыслить нестандартно и находить неожиданные решения проблем в самых разных ситуациях!
Загадки ставят перед детьми задачу найти ответ, который не очевиден с первого взгляда. Это требует от детей нестандартного мышления и поиска альтернативного решения. Так очень быстро развивается креативное мышление у детей.
Загадки нужны для развития воображения. Почти всегда загадка содержит необычные и неожиданные образы, ситуации, от которых у детей начинает работать воображение. Дошкольники 6-7 лет начинают представлять ситуации в своем воображении Загадки развивают творческое мышление. Загадки зачастую имеют несколько ответов, что требует творческого мышления. Также дети могут предлагать свои собственные варианты ответов, что очень сильно развивает логику и мышление.
Дети учатся анализировать и сравнивать, отгадывая загадки. Некоторые загадки (на логику и математические) содержат информацию, которую дети должны анализировать и сравнивать, чтобы найти ответ. Этот процесс требует от детей умения анализировать информацию, делать выводы и сравнивать различные варианты ответов. Так развивается логическое мышление.
В целом, загадки помогают детям 6-7 лет развивать креативное мышление, воображение, творческое и аналитическое мышление, а также способность искать альтернативные пути решения проблем. Разгадывание загадок - это еще и познавательная игра!
Смысл загадки, обороты, выражения, как никогда тщательно разбираются именно в подготовительной группе, поскольку дети должны не только понимать их, но и объяснить содержание, их смысл самостоятельно.
Примерное содержание загадок для детей подготовительной к школе группы: Хоть сама и снег и лед,
А уходит - слезы льет
Ответ: зима
Сидит девица в темнице,
А коса на улице
Ответ: морковь
Угадайте, что за шапка;
Меха целая охапка.
Шапка бегает в бору,
у стволов грызет кору.
Ответ: заяц
Посреди двора стоит копна:
Спереди - вилы, сзади - метла
Ответ: корова
Нашел я шар, разбил его,
Увидел серебро и золото
Ответ: яйцо
Предлагать такие загадки имеет смысл ребятишкам, которые уже знают буквы и умеют на слух выделять в словах отдельные звуки. Эти веселые стихи донесут до малыша важную мысль: каждая буква должна стоять на своем месте. Иной раз замена всего одной буквы в слове совершенно меняет смысл не только самого слова, но и вся фраза превращается в смешную бессмыслицу.
Куклу, выронив из рук, Маша мчится к маме:
— Там ползет зеленый лук с длинными усами!
Жучка будку не доела: неохота, надоело.
Тает снег. Течет ручей. На ветвях полно врачей.
На виду у детворы крысу красят маляры.
Методика работы с загадками
Обучение детей отгадыванию загадок требует большого терпения и подготовительной работы. Обучение отгадывать загадки начинается не с их загадывания, а с воспитания умения наблюдать жизнь, воспринимать предметы и явления с разных сторон, видеть мир в разнообразных связях и зависимостях, в красках, звуках движении и изменении.
Развитие всех психических процессов дошкольника является основой при отгадывании загадки, а предварительное ознакомление детей с предметами и явлениями, о которых пойдет речь, является главным условием, обеспечивающим понимание и правильное отгадывание загадки.
Необходимы также знания, специально подводящие детей к отгадыванию. Для этого необходимо организовывать наблюдения детей за повадками животных, за трудом взрослых, за изменениями природы, за обыденной жизнью… Большое значение для закрепления полученного опыта играют дидактические игры и игровые занятия.
И конечно помимо фактических знаний детям необходимо знание языка. Каждое действие, признак предмета, предмет и любое явление имеют языковое обозначение. Для их освоения необходимо всевозможное побуждение ребенка к высказываниям – на прогулке, в группе, дома.
Учитывая особенности загадки как логической задачи Ю.Г. Илларионова, советует соблюдать последовательность тех мыслительных действий, которые совершаются при отгадывании:
- выделить указанные в загадке признаки неизвестного объекта, т.е. произвести анализ;
- сопоставить и объединить эти признаки, чтобы выявить возможные между ними связи, т.е. произвести синтез;
- на основе соотнесенных признаков и выявленных связей сделать вывод, т.е. отгадать загадку.
Отгадывание загадок в детском саду может стать групповой деятельностью, которая требует сотрудничества между детьми.
Разгадывание загадок развивает коммуникативные навыки детей. Дети думают вместе, задают друг другу вопросы, объясняют свои идеи.
Уважение к мнению других детей в группе.
Успешное разгадывание загадки развивает уверенность в себе и веру в свои способности.
Загадки могут быть интересным и увлекательным способом проведения времени вместе с детьми. Наши дети подготовительной группы, очень любят отгадывать и загадывать загадки!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста
Методы и приёмы, применяемые для развития критического мышления детей старшего дошкольного возраста....
Развитие логического мышления у детей старшего возраста через математические игры.
Взаимозависимость математического развития и формирования логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. С первых минут своей ...
Пути развития логического мышления у дошкольников старшего возраста.
Пути развития логического мышления у дошкольников...
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.
Развитие критического мышления у дошкольников старшего возраста.Лишь совершенно не так давно почти все преподаватели начали высказывать волнение по поводу слабого критического мышления у дошкольн...
"Развитие креативного мышления у детей дошкольного возраста через интерактивные игры"
В современном мире, среди основных качеств человеческой личности наиболее значимы для профессиональной деятельности, являются «креативность» или «творческое мышление». Раз...
Конспект квест-игры по развитию креативного мышления у детей старшего возраста по теме: «Три царевны подземного царства»
Данное образовательное событие проходило в рамках проекта «Красота вокруг нас – красота внутри каждого». Целью занятия является развитие креативных способностей у детей дошколь...
Методическая разработка «ТИКО МАСТЕРА. Развитие пространственных представлений у дошкольников старшего возраста через практические занятия с ТИКО – конструктором для объёмного моделирования» Для детей с 5 до 6 лет
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения «ТИКО» – это набор ярких плоскостных фигур из пластмассы, которые шарнирно соединяются между собо...