Дополнительная общеразвивающая программа «Мой край- Кузбасс»
рабочая программа (старшая группа)
Направленность программы: Программа социально-педагогической направленности предполагает совершенствование связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность:
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.
Основным речевым материалом является информация о Кузбассе. Данная программа актуальна и значима в рамках подготовки к празднованию 300-летия Кузбасса. Программа «Мой край Кузбасс» рассчитана на совершенствование связной речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с особенностями родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_moy_kray_-_kuzbass.docx | 39.04 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 252»
Принято: на педагогическом совете Протокол №1 от 30.08.2019г. | Утверждаю: Заведующий МБ ДОУ «Детский сад №252» Черноусова Д.В._______ Приказ № от 30.08.2019г. |
Дополнительная
общеразвивающая программа
«Мой край- Кузбасс»
Направленность: социально-педагогическая
Уровень программы: стартовый
Возраст обучающихся: 5-6 лет
Срок реализации: 8 месяцев
Составитель:
Галкина Е.И. –
воспитатель высшей
квалификационной категории
Новокузнецкий городской округ, 2019г
Содержание
Пояснительная записка………………………………………………….…………..3
Учебный план………………………………………………………….……….……6
Содержание программы………………………………………….……...………….7
Планируемые результаты…………………………………….……………………..8
Календарный учебный график…………………………….………………………..8
Условия реализации программы………………………….………….……………..9
Формы аттестации……………………………………….………….………………..9
Оценочные материалы…………………………………….………….……………...6
Методические материалы …………………………….……………………………..9
Список литературы………………………………….…………..…………………..10
Пояснительная записка
Направленность программы: программа социально-педагогической направленности предполагает совершенствование связной речи детей старшего дошкольного возраста.
Актуальность:
Общительность, потребность в эмоциональном контакте во многом зависит от того опыта, который сложился у человека. Если в семье, во дворе, в группе отношения напряжённые – ребёнок может уйти в себя и замкнуться. Всем педагогам приходилось иметь дело с детьми, которые в силу своих личностных особенностей, таких как застенчивость, замкнутость, нерешительность, робость, испытывают сложности при общении со сверстниками и взрослыми.
Помочь ребёнку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – задача воспитателей, и родителей. Она вполне разрешима, если начать заниматься своевременно. Ведь с течением времени у застенчивого, нерешительного и неуверенного в себе ребёнка уже складывается определённый стиль поведения, он начинает замечать имеющийся «недостаток». Осознание своих особенностей характера не только не помогает, а наоборот мешает их преодолеть. Для того, чтобы помочь ребёнку в решении его коммуникативных проблем, необходимо понять причины. Умение эффективно общаться зависит от многих факторов и, в большей степени, от отношений со значимыми взрослыми.
Основным речевым материалом является информация о Кузбассе. Данная программа актуальна и значима в рамках подготовки к празднованию 300-летия Кузбасса. Программа «Мой край Кузбасс» рассчитана на совершенствование связной речи детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с особенностями родного края.
Отличительные особенности программы заключаются в совершенствовании связной речи детей в условиях актуализации краеведческих знаний.
Адресат программы:дети старшей группы комбинированной направленности.
Объём программы:15 занятий.
Формы обучения:групповая. Форма проведения занятий: совместная деятельность педагога и детей, беседы, мини-экскурсии.
Режим занятий: Один раз в неделю по 25 минут.
Цель: совершенствование связной речи у детей старшего дошкольного возраста на основе изучения краеведения.
Задачи:
Образовательные:
- развивать речевые способности детей.
- научить владеть основными элементами правильной точной речи;
- расширять и систематизировать знания детей о Кузбассе.
Развивающие:
- развивать речь детей через систему специальных продуктивных упражнений;
- развивать компоненты устной речи детей (лексической стороны, грамматического строя речи, произносительной стороны речи; связной речи - диалогической и монологической форм);
- развиватьсвободное общениесо взрослыми и детьми;
- развивать основные свойства устной речи дошкольника: окраска голоса, громкость, темп и др.;
- развивать коммуникативные качества ребенка.
Воспитательные:
- воспитывать в детях потребности соблюдения речевого этикета, добра и позитивного мировосприятия;
- воспитывать любовь к родному языку.
Учебный план
п/п | Название раздела/ темы | Количество часов | |||
Всего | Теоретических занятий | Практических занятий | Формы аттестации/ контроля | ||
1. | «Мой край- Кузбасс» | 1 | 1 | Первичный мониторинг | |
2. | «Новокузнецк – город Кузбасса» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
3. | «Деревья нашего края» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
4. | «Ягоды Кузбасса» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
5. | «Грибы Кузбасса» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
6. | «Район, в котором я живу» | 2 | 0,5 | 1,5 | |
7. | «Открываем Бабушкин сундук» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
8. | Люди, прославившие наш город» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
9. | «Народные умельцы» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
10. | «Этих дней не смолкнет слава» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
11. | «Чтение сказок народов, населяющих Кузбасс» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
12. | «Коренные жители Кузбасса» | 1 | 1 | ||
13. | «Народные промыслы Кузбасса» | 1 | 0,5 | 0,5 | |
14. | «Путешествие по Кузбассу» | 1 | 0,5 | 0,5 | Итоговый мониторинг |
Итого часов: | 15 | 6 | 9 |
Содержание программы
«Мой край- Кузбасс», «Путешествие по Кузбассу». Выявить представления детей о Кузбассе в начале реализации программы и по завершении.
«Новокузнецк – город Кузбасса»
Теория. Познакомить детей с символикой родного города, историей города, с основными профессиями людей.
Практика
«Деревья нашего края»
Теория. Сформировать представление детей о типичных видах растений Кузбасса.
Практика. Загадывание загадок.
«Ягоды Кузбасса»
Теория. Расширять представление о ягодах
Практика.Загадывание загадок
«Грибы Кузбасса» Формировать представление детей о грибах растущих на территории Кузбасса. Умение отличать съедобные от не съедобных.
Практика. Составление описательного рассказа
«Район в котором я живу» Формировать интерес к своей малой родине, улицам , жилым домам.
Практика. Учить домашний адрес.
Открываем Бабушкин сундук» расширяем представление о русской старинной одежде. Формировать представление о русском фольклоре( песнях, играх, потешках).
Практика Заучивание потешек.
«Люди прославившие наш город» Познакомить детей со знаменитыми земляками ( поэтами, художниками)
ПрактикаРассматривание альбома с поэтами, художниками Кузбасса.
«Народные умельцы нашего города» Формировать представление детям о людях в честь которых названы улицы нашего района.
Практика. Познакомить с людьми в честь которых названы улицы.
«Этих дней не смолкнет слава» Расширить представление детей о ВОВ.
Практика.Чтение художественной литературы о ВОВ.
« Чтение сказок народов населяющих Кузбасс»
Продолжать учить детей слушать художественные произведения.
Практика.Чтение « Шорские сказки- составитель А. И. Чудояков.
« Коренные жители Кузбасса»
Практика. Познакомить детей с трудом мастеров зодчества.Учить составлять описательный рассказ об умельцах Кузбасса
«Народные промыслы»
Теория. Формировать представление детей об истории возникновения народныхпромыслов.
Практика.Рассмотреть с детьми какие бывают народные промыслы.
Планируемые результаты
После реализации программы дети:
- будут владеть основными элементами правильной точной речи;
- смогут рассказать о природе Кузбасса;
- пополнят словарный запас;
- смогут грамотно построить предложение.
Календарный учебный график
Начало учебного периода | 16 сентября 2019 г. |
Окончание учебного периода | 15 мая 2020 г. |
График каникул | Зимние – с 1 января по 8 января 2020 г. |
Продолжительность учебного периода, всего | 33 недели |
Образовательная нагрузка, количество НОД | 1 раз в 2 недели |
Объем образовательной нагрузки НОД (в минутах) | 25 минут |
Регламентирование образовательного процесса (первая и вторая половина дня) | Вторая половина дня |
Итоговый мониторинг | 20 апреля - 24 апреля 2020 г. |
Условия реализации программы
Материально-техническое обеспечение:
Занятия проводятся в групповом помещении. Группа № 8 находится на втором этаже здания ДОУ, площадь группового помещения 47.3кв метров
Перечень оборудования, необходимых для реализации программы: столы, стулья по количеству детей, мольберт, фланелеграф.
Информационное обеспечение:
- Наличие фотоаппарата для подготовки фотоотчетов
- Наличие доступа к Интернет-ресурсам для подготовки материалов
Кадровое обеспечение: Галкина Е.И., воспитатель высшей квалификационной категории, стаж работы в должности – 14 лет
Формы аттестации: диагностика.
Оценочные материалы:
- Диагностическая карта.
- Диагностические задания.
- Диагностическая карта.
Реализации программы «Мой край - Кузбасс» является диагностика, фиксация результатов.
Показателями эффективности программы являются:
• улучшение качества речи дошкольников;
• участие детей в праздниках, проводимых в детском саду;
Механизм определения результативности программы
Диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих
и специализированных умений и навыков по развитию речи.
Оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры)
2.Диагностические задания.
Уровни усвоения программы
Низкий – ребёнок затрудняется в установлении связей, поэтому допускает ошибки в пересказах и самостоятельных рассказах.
Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден.
Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём.
В построении предложений не затрудняется.
Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, инициативен самостоятелен в придумывании сказок, рассказов , не повторяя рассказы других.
Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый
словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Речь грамматически правильная , выразительная.
- Учебные и методические пособия.
-предметные и сюжетные картинки;
-наглядный материал;
-художественная и методическая литература;
-беседы;
2. Материалы для работы:
- художественная литература;
- картотека загадок;
-картотека игр на развития дыхания;
-картотека малых видов фольклора ;
- игры на классификацию предметов по форме , цвету , качеству;
- картотека бесед об истории возникновения праздника Нового года и Рождества.
-комплекс дидактических игр по связной речи.
Методические материалы
Форма организации образовательного процесса:групповая.
Категория обучающихся: дети группы комбинированной направленности.
Структура занятия:
- Вводная часть, объяснения материала;
- Эмоциональный настрой: беседа, чтение художественных произведений (загадок, сказок, скороговорок)
- Разминка для мозга (загадки)
- Теоретическая часть: изучение нового материала.
- Физминутка.
- Практическая часть: закрепление нового материала.
- Игры
- Подведения итогов.
Список литературы
1.Бударина, Т.А. Знакомство детей с устным народным творчеством [Текст] / Т.А. Бударина, О.Н. Корепанова, Л.С. Куприна, О.А. Маркеева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. – 15 с.
2. Гаврилова, И. Г. Истоки русской народной культуры в детском саду [Текст] / И.Г. Гаврилова. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2008.
3.Миловский, А.С. Песнь жар-птицы [Текст]: Рассказы о народных праздниках / А.С. Миловский. – М.: Просвещение, 1987. – 90 с.
4.Ривина, Е.Л. Герб и флаг России. Знакомим дошкольников с государственными символами. [Текст] / Е.Л. Ривина - М.: АРКТИ, 2002. - 180 с.
Россия. Полный энциклопедический иллюстрированный справочник [Текст] / Авт.-сост. П.Г. Дейниченко. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. – 65 с.
5.Шпигунова, Л.И. Детям о Новокузнецке [Текст] Л.И.Шпигунова, С.Е. Хрущева - Новокузнецк: Издательская фирма "СпортДизайн", 2006.-48с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеразвивающая программа "Край родной"
Особенность программы "Край родной":Сохранение самоценности дошкольного детства, как наиболее благоприятного периода для формирования положительного отношения к национальной культуре, ...
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МОЙ КРАЙ»
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край» туристско-краеведческой направленности и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Данная програ...
Дополнительная общеразвивающая программа "Край родной"
Программа предусматривает знакомство детей 4-7 лет с Нижегородским краем. Основныве задачи, которые решаются в ходе освоения содержания программы :Развитие у детей интереса к родному городу, его досто...
Дополнительная общеразвивающая программа «Мой родной край»
1.Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой родной край» определяется в рамках краеведческой направленности;2.Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой ...