Дополнительная общеразвивающая программа "Край родной"
рабочая программа (средняя, старшая, подготовительная группа)
Особенность программы "Край родной":
Сохранение самоценности дошкольного детства, как наиболее благоприятного периода для формирования положительного отношения к национальной культуре, развития нравственно- патриотического потенциала личности ребенка;
Сочетание научности и доступности исторического материала с учетом приоритета ведущей деятельности дошкольника- игры;
Взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности.
Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет, срок реализации программы – 3 года, занятия проходят 2 раза 25-30 минут для детей 5-7 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malysheva_n.v._programma_raboty_pedagoga_madou_detskiy_sad_no_450.doc | 738 КБ |
Предварительный просмотр:
Дополнительная общеразвивающая программа
«Край родной»
Возраст детей: от 4 до 5 лет, от 5 до 6 лет от 6 до 7 лет /в группах общеразвивающей направленности/
Срок реализации программы: 3 года
Авторы:
Малышева Наталья Валентиновна- воспитатель МАДОУ «Детский сад № 450»
г. Нижний Новгород
2019 г.
Содержание страница | |
Паспорт программы | 3 |
Пояснительная записка | 5 |
Цели и задачи программы | 6 |
Ожидаемые результаты освоения программы | 7 |
Способы определения результативности освоения программы | 7 |
Учебно-тематический план | 10 |
Основные разделы программы | 12 |
Содержание программы | 13 |
Методическое обеспечение программы | 27 |
Приложение № 1 Буклет для родителей «прогулки по Нижнему Новгороду» | 35 |
Приложение № 2 Синквейны о Нижнем Новгороде | 37 |
Литература | 40 |
Паспорт программы
Вид образовательной программы | Дополнительная общеобразовательная |
Направленность программы | Дополнительная общеразвивающая |
Авторы программы | Малышева Н.В.- воспитатель МАДОУ «Детский сад № 450» |
Возраст детей, участвующих в реализации программы | 4-7 лет |
Срок реализации | 3 года |
Место реализации программы | Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 450 «Рябинка» |
Цель программы | Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре. |
Ожидаемые результаты | Ребенок проявляет интерес к прошлому и настоящему России и Нижегородского края. Имеет представления о символике Нижнего Новгорода и России Принимает участие в социально- значимых для города и страны событиях: городские акции, праздники 9 Мая, День матери. Выражает позитивное желание в будущем трудиться на благо родной страны и города, защищать Родину от врагов. |
Нормативно- правовая база программы |
|
Пояснительная записка.
Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов - авторитета, достойно завоёванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своём культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке... Национальные отличия сохранятся и в 21 веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний.
Д.С. Лихачёв
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей- эти идеи воспитания являются основополагающими в дошкольном детстве. Именно в дошкольном возрасте происходит наиболее интенсивное развитие личности, в основе которого, безусловно, лежит приобщение к отечественной истории и культуре. При этом акцент делается на воспитание любви к родному краю, природе, культуре малой Родины.
В дошкольном возрасте начинают развиваться те чувства, черты характера, которые незримо связывают ребенка со своим народом. Корни этой связи - в языке народа, его песнях, музыке, играх, во впечатлениях получаемых, маленьким человеком от природы родного края, в деталях быта, обычаях и нравах людей, среди которых он живет. Именно поэтому родная культура, как отец и мать должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.
Академик Д.С.Лихачёв: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать. Но как воспитать эту любовь? Она начинается с малого – с любви к своей семье, к своему дому. Постоянно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своему государству, к его истории, его прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству».
В этом контексте патриотическое и гражданское воспитание является не самоцелью, а естественным процессом и результатом всей проводимой работы по знакомству детей сродным краем. При этом ребенок приобретает такие ценностные установки, которые существенно влияют на развитие его личности. В частности формируется отношение к познанию как к ценности, развивается представление о культуре в широком смысле слова, происходит процесс осознания себя в окружающем мире.
Цель:
Нравственно- патриотическое воспитание дошкольников посредством приобщения к русской национальной культуре.
Задачи:
- Развитие у детей интереса к родному городу, его достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
- Содействие проявлению инициативности и желанию принимать участие в традициях города, горожан, культурных мероприятиях, социальных акциях
- Формирование представления о России как о большой Родине, освоение понятия «Я - гражданин России»
- Знание обычаев, символики родного Нижегородского края и своей большой родины- России.
Особенность программы:
Сохранение самоценности дошкольного детства, как наиболее благоприятного периода для формирования положительного отношения к национальной культуре, развития нравственно- патриотического потенциала личности ребенка;
Сочетание научности и доступности исторического материала с учетом приоритета ведущей деятельности дошкольника- игры;
Взаимосвязь и взаимопроникновение разных видов искусства и разнообразных видов детской деятельности.
Программа предназначена для детей от 4 до 7 лет, срок реализации программы – 3 года, занятия проходят 2 раза 25-30 минут для детей 5-7 лет.
Основная форма организации детей- занятия.
По форме занятия делятся на: групповые; подгрупповые (с участием родителей); индивидуальные (для детей, пропустивших занятия).
Результаты освоения программы:
- Проявление интереса к событиям настоящего и прошлого родного города и родной страны.
- Имеет представление о символике своего города, своей страны.
- Участие в общих делах социально- гуманистической направленности: участие в традициях города и горожан, социальных акциях.
Способы определения результативности освоения программы
Знание символики
1. Найди герб и флаг России среди гербов и флагов разных стран.
Вопросы детям:
• Что изображено на гербе России? (Двуглавый орел, всадник, поражающий копьем змея.)
- Что означает изображение орла? (Солнце, единство и независимость нашей страны.)
- Что означает изображение всадника? (Победу добра над злом, справедливости над несправедливостью.)
- Назови цвета флага нашей страны. (Белый, синий, красный.)
- Что означают цвета российского флага? (Это — цвета природы, добра и красоты, белый цвет означает мир и чистоту, синий — небо, правду, красоту, красный —
огонь, отвагу, любовь.) - Зачем нужны стране герб и флаг? (Объединять людей,
живущих в нашей стране, быть отличительным знаком.) - Где можно увидеть изображение герба и флага России?
(На монетах, на машинах, самолетах, на зданиях.)
Характеристика уровня знаний
Высокий уровень
Уверенно выбирает изображения герба и флага России и описывает герб и флаг нашей страны. Знает символическое значение изображений герба (орел — солнце, единство и независимость нашей страны, всадник — победа добра над злом, справедливости над несправедливостью). Определяет цвета российского флага как природные (снег, березы, небо, вода, огонь), знает, что они означают красоту и добро. Знает, что белый цвет означает мир и чистоту, синий — небо, правду, красоту, красный — огонь, отвагу, любовь. Имеет элементарные представления о том, что герб и флаг нужны для того, чтобы объединять людей и быть их отличительным знаком. Знает, что можно увидеть изображение герба и флага России на монетах, на машинах, самолетах, на зданиях.
Средний уровень
Уверенно выбирает изображения герба и флага России, может, глядя на рисунки, описать герб и флаг нашей страны. Знает основы символического значения изображений герба (орел — солнце, всадник — победа добра над злом). Определяет цвета российского флага как природные (снег, березы, небо, вода, огонь), знает, что они означают красоту и добро. Знает, что можно увидеть изображение герба и флага России на монетах, на машинах, самолетах, на зданиях.
Ниже среднего
Узнает герб и флаг России, выбирает их изображения среди изображений гербов и флагов других стран. Затрудняется описать рисунок герба и флага, определить символическое значение изображений герба и цветов флага России, но может назвать цвета флага и изображения на гербе (орел, всадник).
Ознакомление старших дошкольников с ближайшим окружением и родным городом
Вопросы детям:
- Знаешь ли ты название улицы, на которой ты живешь? Почему она носит такое название?
- Как называется город, в котором ты живешь?
- Как называются жители нашего города?
- Что тебе больше всего нравится в твоем городе?
- Какие интересные места, достопримечательности своего родного города ты знаешь? Какие интересные места в нашем городе ты посетил с родителя
ми? - Что ты можешь сделать, чтобы твой родной город стал красивее?
Характеристика уровней знаний
Высокий уровень
Знает название города (поселка), в котором живет, а также, почему он так называется, как называют его жителей. Имеет представление о том, как выглядит городская символика. Знает название улиц ближайшего окружения, свой домашний и адрес детского сада. Проявляет активный интерес к истории и достопримечательностям родного города (поселка), имеет представление о наиболее значимых событиях в истории родного города (поселка). Задает вопросы об истории родного города (поселка). Помогает взрослым, проявляя инициативу, в благоустройстве территории детского сада (убирать мусор, сажать растения, ухаживать за ними).
Средний уровень
Знает название города (поселка), в котором живет, а также, почему он так называется, как называют его жителей. Знает название улиц ближайшего окружения, свой домашний адрес. Проявляет интерес к истории и достопримечательностям родного города (поселка), имеет представление о наиболее значимых событиях в истории родного города (поселка). Помогает взрослым в благоустройстве территории детского сада (убирать мусор, сажать растения, ухаживать за ними).
Ниже среднего
Знает название города (поселка), в котором живет, свой домашний адрес. Имеет представление о том, что каждый житель города (поселка) должен содействовать его благоустройству.
Таблица
Критерии | Баллы |
Знает название города (поселка), в котором живет, свой домашний адрес | 2 |
Имеет представление о том, что каждый житель города (поселка) должен содействовать его благоустройству | 2 |
Знает название улиц ближайшего окружения | 2 |
Проявляет интерес к истории и достопримечательностям родного города (поселка). Рассматривает фотографии, репродукции и пр., задает вопросы. | 3 |
Имеет представление о наиболее значимых событиях в истории родного города (поселка) | 3 |
Помогает взрослым в благоустройстве территории детского сада (убирать мусор, сажать растения, ухаживать за ними) | 3 |
Знает, почему город (поселок), в котором живет, так называется, а также как называют его жителей | 2 |
Имеет представление о том, как выглядит городская символика (выбирает ее среди других изображений) | 2 |
Задает вопросы об истории родного города (поселка) | 2 |
Уровни оценки | |
Уровни | Баллы |
Ниже среднего | 2—4 |
Средний | 6—14 |
Высокий | 16—21 |
Формы подведения итогов: открытые просмотры, КВН, конкурсы .
Учебно- тематический план занятий
№ | Содержание | Количество занятий | ||
Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа | ||
1. | Моя семья | 4 | 2 | 2 |
2. | Я и моя семья | 2 | 2 | 2 |
3. | Составление генеалогического древа | 3 | 2 | 2 |
4. | Наша дружная семья | 1 | 1 | 1 |
5. | Мужчины и женщины в семье | 3 | 2 | 2 |
6. | Мир человека «Между своим и чужим» | 2 | 2 | 2 |
7. | Организация быта в семье | 2 | 2 | 2 |
8 | Спортивный семейный досуг «Веселые старты» | 1 | 1 | 1 |
9 | Семейный праздник «Цветок семейного счастья» | 1 | 1 | 1 |
10 | Семейные посиделки | 1 | 1 | 1 |
11 | История возникновения родного города | 2 | 2 | 2 |
12 | Достопримечательности Нижнего Новгорода | 2 | 2 | 2 |
13 | Узнаем город | 2 | 1 | 1 |
14 | Театры родного города | 1 | 2 | 1 |
15 | Что такое музей ? | 2 | 2 | 2 |
16 | Архитектура родного города | 2 | 2 | 2 |
17 | Наш город | 2 | 2 | 1 |
18 | Конкурс знатоков родного города | 1 | 1 | 1 |
19 | День защитника Отечества | 1 | 1 | 1 |
20 | Мы гордимся своими земляками | 2 | 2 | 2 |
21 | Русская матрешка | 2 | 2 | 2 |
22 | Наша Родина - Россия | 2 | 2 | 3 |
23 | Белый, синий, красный | 1 | 2 | 2 |
24 | Как возникла Россия | 1 | 2 | 3 |
25 | Москва- столица России | 1 | 2 | 3 |
26 | Московский кремль | 1 | 2 | |
27 | История России- царь Петр 1 | 2 | 2 | |
28 | Культура и традиции русского народа | 4 | 1 | 1 |
29 | Мы все – жители планеты Земля | 3 | 3 | |
30 | Литературная викторина по русским народным сказкам | 2 | 2 | 1 |
31 | Рассказ- беседа о Дне Победы | 2 | 2 | 1 |
32 | День радостных встреч | 2 | 2 | 1 |
33 | Защитники Отечества | 2 | 2 | 1 |
34 | Великие люди России | 2 | 2 | 2 |
35 | Осенняя ярмарка | 2 | 1 | 2 |
36 | Масленица широкая | 2 | 1 | 2 |
37 | Русская красавица | 2 | 2 | 2 |
Итого: | 64 | 64 | 64 |
Основные разделы программы:
Раздел 1« Я И МОЯ СЕМЬЯ »
Задачи раздела:
- Формировать представления об общем ходе возрастного развития человека: младенец, дошкольник, школьник, молодой человек, пожилой человек.
- Формировать представления о семье, семейных и родственных отношениях: члены семьи, ближайшие родственники по линии матери и отца. Понимание того, как поддерживаются родственные связи, как проявляются в семье забота, любовь, уважение друг к другу.
- Воспитывать бережное отношение к каждому члену своей семьи, родственникам.
- Воспитывать чувство любви к своей семье и гордости за неё, уважение к родителям.
Раздел 2 «МЫ – НИЖЕГОРОДЦЫ »
Задачи раздела:
- Дать знания детям о родном городе: история, символика, достопримечательности, промышленные объекты, их вред и польза, экологическая ситуация в городе.
- Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
- Расширить знания детей о флоре и фауне города Нижний Новгород.
- Учить работать с картой Нижегородской области, определять по условным знакам реки, леса, находить г.Н.Новгород и 4-5 городов Нижегородской области.
- Воспитывать любовь к родному городу, краю, умение видеть прекрасное, гордиться им.
- Познакомить с народными промыслами Нижегородского края.
- Познакомить с творчеством Нижегородских поэтов, художников.
- Формировать экологическую культуру у детей.
Раздел 3 « МЫ РОССИЯНЕ »
Задачи раздела:
- Формировать у детей начальные представления о нашей стране, нашей «большой» Родине – России.
- Развивать интерес к прошлому своего народа и истории своей страны.
- Воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.
- Поддерживать интерес и стремление детей к активным способам познания (рассматривание энциклопедий, фотоальбомов, коллекционирование значков, монет и др.), к творческому использованию полученных знаний.
Содержание изучаемого курса:
Раздел 1 « Я И МОЯ СЕМЬЯ »
- «Моя семья» (цикл рассказов детей по семейным альбомам)
Программное содержание: Углублять знания детей о своей семье, воспитывать доброе отношение к членам своей семьи.
- Создание условий для сюжетно-ролевой игры «Семья».
- Словесная игры «Кто есть кто», «Какие у меня родители».
- Чтение художественной литературы (Аким Я. «Кто кому кто?»,; Благинина Е. «Посидим в тишине»; Драгунский В. «Сестра моя Ксения» и др.).
- «Я и моя семья»
Программное содержание: Углубить представления о семье и её членах (брат, сестра). Знать имена всех членов семьи, половую принадлежность. Воспитывать у детей заботливое отношение, сострадание к членам своей семьи, культуру поведения.
- Беседа «Фото моей семьи».
- Рассказы из опыта детей «С кем я живу».
- Игра «Кому это принадлежит?»
- Игра – ситуация «Выходные в семье», «Мы встречаем гостей».
- Творческая работа «Портрет моей семьи».
- «Составление генеалогического древа»
Программное содержание: Дать представление о родственных связях. Вызвать желание узнать о членах семьи, их занятиях, интересах. Поддерживать чувства любви и уважения к членам семьи.
- Рассматривание семейных фотографий.
- Рассказ воспитателя о родственниках.
- Рассказ детей о своих родственниках.
- Рисование дерева с мощным стволом и раскидистыми ветвями, приклеивание фотографий к рисунку.
- Обсуждение поговорок о семье.
- Беседа «Наша дружная семья» ( с использованием генеалогического древа)
Программное содержание: вызвать интерес детей к своей родословной.
- Составление генеалогического древа по картинкам (бабушка, дедушка, мальчик, девочка и т.д.).
- Д/и «Колесо истории».
- Рассказы детей о своей семье.
- «Мужчины и женщины в семье»
Программное содержание: Закрепить представления детей о том, что такое семья, о некоторых родственных отношениях, об обязанностях членов семьи. Познакомить с некоторыми особенностями поведения мужчин и женщин в обществе и семье. Воспитывать в мальчиках уважительное, внимательное отношение к женщинам и девочкам, стремление оказывать им посильную помощь; у девочек заботливое отношение ко всем окружающим, стремление к аккуратности и порядку.
- Беседа об особенностях поведения мужчин и женщин в обществе и семье.
- Рассказы детей из личного опыта об обязанностях членов семьи, профессиях родителей.
- Чтение и обсуждение рассказа В.Донниковой «Канавка».
6. «Мир человека: между своим и чужим»
Программное содержание: Познакомить детей с историей возникновения таких сказочных героев, как Домовой, Водяной, Леший, баба Яга, которые берут своё начало в религии славян. Дать представление о берегинях, которые «охраняли» быт наших предков; обогащать словарный запас детей; воспитывать уважение к традициям народной культуры.
- Д/и «Отгадай сказку».
- Беседа о сказочных героях.
- Рисование любимого сказочного героя.
7. «Организация быта в семье»
Программное содержание: Поддерживать уважение к семейным традициям. Воспитывать чувство гордости за свою семью. Учить составлять рассказ, интересный для окружающих.
- Рассказ детей об отдыхе в семье с демонстрацией фотографий.
- Рисование картинок на тему «Отдыхаем всей семьёй», «Мои любимые игрушки» и т.д.
- Игра «Что мы видели – не скажем, а что делали – покажем»
- Спортивный досуг вместе с родителями «Весёлые старты»
Программное содержание: Формирование интереса и потребности к здоровому образу жизни и личной физической культуре через спортивный досуг, посредством педагогического и семейного влияния. Укрепление здоровья, развитие двигательной
и гигиенической культуры детей. Формирование у детей представлений о том, что полезно и что вредно для организма.
- Защита семейного девиза.
- Конкурсы, эстафеты.
- Подведение итогов, награждение.
- Чаепитие.
9. Семейный праздник «Цветок семейного счастья»
Программное содержание: Расширять представления детей о своей семье, родственных отношениях. Познакомить детей с понятием «генеалогическое древо». Воспитывать у детей чувство привязанности, любви, уважения, заботы к членам семьи. Побуждать детей открыто, искренне выражать свои чувства.
- Представление родословных.
- Д\и «Добрые ласковые слова».
- Конкурс «Помощники» (совместное приготовление салата).
- Конкурс «Где много песен поётся - там и весело живется».
- Конкурс «Семейная мастерская».
- Презентация напитков «В здоровом теле - здоровый дух».
- Представление семейных газет.
10. «Семейные посиделки»
Программное содержание: Познакомить детей с посиделками как явлением старорусского быта. Закрепить представления о традиционных видах труда мальчиков и девочек на Руси. Формировать интерес к отечественной, бытовой культуре, желание вносить её отдельные элементы в современную жизнь. Развивать смекалку, творчество, эмоциональную отзывчивость.
- Рассматривание предметов рукоделия.
- Чтение потешек, пословиц и поговорок.
- Дегустация пирогов.
- Конкурс между мальчиками и девочками «Кто больше загадок загадает».
- Чаепитие.
Раздел 2 « МЫ – НИЖЕГОРОДЦЫ »
- «История возникновения родного города»
Программное содержание: закрепить знания детей о родном городе: название города, основные достопримечательности. Познакомить с историей возникновения города, его названия, древними постройками, именем основателя. Воспитывать интерес к истории родного города и страны.
- Беседа с опорой на соответствующие теме иллюстрации.
- Чтение художественных произведений о Н.Новгороде.
- Д/и «Нижний Новгород».
2. «Достопримечательные места Нижнего Новгорода»
Программное содержание: Закреплять знания детей о достопримечательностях города (Кремль, площадь Ленина, площадь Горького, памятники). Развивать умение ориентироваться по схеме. Воспитывать любознательность и активность в познании.
- Д/и «Отгадай загадку».
- Д/и «Назови и покажи все башни Кремля».
- Решение проблемной ситуации «Нужен ли Кремль сегодня?».
- Д/и «Что в волшебном сундучке» (стимуляция детских вопросов).
- Д/и «Придумай символ».
3. «Узнаём город»
Программное содержание: Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города, в частности Сормовского района
- Игра «Узнай, где я нахожусь? »
- Рассматривание альбома «Нижний Новгород».
- Экскурсия в музей им. Н.А.Зайцева
- Просмотр презентации «Мой город».
4. «Театры родного города». Кукольный театр.
Программное содержание: Уточнить знания детей о местах отдыха в родном городе. Дать знания о том, что такое театр, о разных видах театров. Познакомить с кукольным театром. Вызвать в детях желание посетить театр.
- Беседа с опорой на соответствующие теме иллюстрации.
- Рассказы детей из личного опыта посещения театра.
- Театрализованная игра «Волшебная сказка».
5. «Что такое музей?»
Программное содержание: Познакомить детей с историей создания музеев, кто в России открыл первый музей, какие бывают музеи. Дать знания об историческом или краеведческом музее города.
- Рассматривание домашних коллекций (открыток, минералов, значков, монет и т.д.).
- Беседа об истории создания первого музея.
- Д/и «Из какого музея этот предмет?»
- Беседа о музеях Нижнего Новгорода.
6.«Архитектура родного города»
Программное содержание: Закрепить знания детей о достопримечательностях родного города. Дать детям знания о том, что такое архитектура, познакомить с некоторыми новыми для них архитектурными памятниками родного города. Воспитывать в детях чувство восхищения красотой своего родного города, любовь к родному городу, желание сделать его ещё красивее.
- Рассматривание карты России.
- Д/и «Построим дом».
- Беседа об архитектуре Нижнего Новгорода.
- Рассматривание альбома «Архитектура Нижнего Новгорода».
7. «Наш город»
Программное содержание: закреплять представления детей о городе. Формировать умения отражать увиденное в практической деятельности. Подводить детей к самостоятельным выводам, инициативным высказываниям. Воспитывать доброе отношение к своему городу и людям, живущим в нём.
- Беседа о родном городе.
- Игра «Можно – нельзя».
- «Экскурсия по городу» (дети в роли экскурсоводов, каждый рассказывает о своём объекте).
- Рисование «Мой любимый город»
8. Итоговое занятие «Конкурс знатоков родного города».
Программное содержание: Закрепить знания детей об истории родного города, о его достопримечательностях. Воспитывать чувство гордости за свой город, стремление сделать его ещё красивее.
- Викторина «Наш город».
- Сравнение Нижегородского и Московского Кремля.
- Д/и «Найди Нижегородский герб».
- Чтение художественных произведений о Нижнем Новгороде.
- Исполнение песни «Сормовичи».
- «День защитника Отечества».
Программное содержание: Продолжать знакомить детей с людьми, прославившими Россию, с памятниками защитникам Отечества в родном городе. Воспитывать в детях гордость за историческое прошлое своей страны.
- Беседа о героях, прославивших наш город.
- Рассматривание иллюстраций с памятниками героям.
- Просмотр презентации «Памятники нашего города».
- «Мы гордимся своими земляками»
Программное содержание: Познакомить с земляками, прославившими город. Пополнить знания детей об историческом прошлом города. Воспитывать чувство гордости за свой край.
- Беседа о знаменитых земляках, рассматривание фотографий.
- Обсуждение вопросов: «Что значит знаменитый?», «Легко ли стать знаменитым?», «Всегда ли слава бывает заслуженной?» и т.п.
- Рисование картинок по теме.
- «А.М.Горький»
Программное содержание: Закрепить представления детей о А.М.Горьком – писателе (писал книги для детей и взрослых). Сообщить детям новые сведения о детстве Алёши Пешкова, его трудной жизни, о псевдониме писателя. Довести до понимания детей то, что крепкие узы связывали жизнь и творчество А.М.Горького с родным городом. Нижний Новгород – город его рождения, детства и юности, его первых литературных выступлений. Вызвать интерес к личности писателя и его книгам.
- Рассматривание карты Нижнего Новгорода.
- Рассматривание фотографий Максима Горького.
- Беседа о детстве Алёши Пешкова.
- Решение проблемы «Почему Пешков выбрал именно слово «Горький» ».
- Д/и «Кем работал Алёша Пешков» с использованием модели.
- Беседа о музее «Домик Каширина».
- Загадки о творчестве Горького.
- Д/и «Горьковские места» (подбор достопримечательных мест, связанных с именем Горького).
- «Русская матрёшка»
Программное содержание: Продолжать знакомить с промыслами Нижегородского края. Познакомить с историей возникновения Семёновской матрёшки, с трудом мастеров по изготовлению матрёшки. Расширять знания детей о Семёновской матрёшке, уточнить стиль росписи. Воспитывать у детей интерес к Нижегородским промыслам.
- Рассматривание матрёшек.
- Беседа о Семёновской росписи.
- Д/и «Вопрос – ответ».
- Д/и «Кто больше скажет хороших слов о матрёшке».
Раздел 3 « МЫ – РОССИЯНЕ »
1. «Наша Родина – Россия»
Программное содержание: Дать детям представление о родине – России, её столице. Развивать у детей умение ориентироваться по карте, глобусу, находить свою страну, город, в котом живут. Воспитывать любовь к своей Родине чувство гордости за свою страну.
- Чтение рассказа из книги Н.Ф.Виноградовой «Что такое Родина?».
- Беседа о Родине.
- Работа по карте и глобусу.
- Творческая работа «Мой рассказ»
- Обсуждение вопроса: как нужно относиться к родине?
2. «Страна, в которой мы живём. Природа России»
Программное содержание: Закрепить знания детей о названии страны, её природе. Познакомить с географической картой, учить «читать» её. Дать детям знания о богатствах России, воспитывать стремление беречь и приумножать их. Воспитывать в детях чувство гордости за свою страну.
- Знакомство с физической картой России (реки, моря, леса, горы, пустыни и степи).
- Чтение главы «Самая большая, самая богатая» из книги С.Баруздина «Страна, где мы живём».
- Д/и «Что расскажет нам карта».
3. «Белый, синий, красный»
Программное содержание: дать элементарные представления о происхождении знамён; об истории происхождения российского флага. Познакомить детей со значением флага в современной жизни. Воспитывать эстетическое отношение к цветам российского флага и знакомить с их символическим значением.
- Д/и «Найди флаг».
- Рассказ об истории происхождения знамени.
- Решение проблемной ситуации «Зачем раскрашивали флаги?»
- Разучивание стихотворения Степанова «Флаг России».
- Конструирование из бумаги российского флага.
4. «Как возникла Россия. Символика страны – герб, флаг, гимн»
Программное содержание: Закрепить знания детей о природе России. Познакомить их с историей возникновения страны, с её символикой. Воспитывать у детей интерес к истории своей страны, чувство любви и гордости за свою страну.
- Разгадывание кроссворда (Россия, герб, гимн, флаг, Родина и т.д.).
- Д/и «Колесо истории».
- Решение проблемных вопросов (Почему у орла две головы? Что обозначает корона? …).
- Рисование флага России.
5. «Москва – столица России. Герб Москвы.»
Программное содержание: Уточнить знания детей о Москве столице России. Дать знания о том, что такое столица, что такое герб, объяснить символику герба. Воспитывать в детях чувство привязанности и любви к столице нашей Родины.
- Беседа с детьми о возникновении города, его основателе, откуда такое название.
- Рассматривание герба Москвы, что обозначает символика герба.
6. «Московский Кремль»
Программное содержание: Закрепить знания детей об истории создания Москвы, строительстве Кремля. Дать знания о плане Кремля, названии его башен, их назначении. Воспитывать в детях любовь к столице нашей Родины.
- Беседа с опорой на соответствующие теме иллюстрации.
- Сравнение Московского и Нижегородского Кремля.
- Рисование Кремля.
7. «История России – царь Пётр 1»
Программное содержание: Закрепить знания детей об некоторых моментах истории своей страны. Познакомить с отдельными событиями в истории России времён Петра 1: создание русского флота, основание города Санкт- Петербурга. Воспитывать в детях интерес к истории своей Родины, гордость за неё.
- Рассматривание фотографий Петра 1.
- Беседа о Петре 1.
- Сравнение планов Москвы и Петербурга.
- Д/и «Сравни гербы».
- «Культура и традиции русского народа»
Программное содержание: Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, некоторых исторических событиях, культуре (устное народное творчество, народно – прикладное искусство).
- Беседа о природе России.
- Д/и «Угадай сказку».
- Игра – хоровод.
- Игровая ситуация «Ярмарка».
- Беседа о семейных традициях.
- Д/и «Русские блюда».
9.«Мы все – жители планеты Земля»
Программное содержание: Формировать у детей представления о Земле и жизни людей на Земле. Воспитывать интерес и уважение к людям разных стран и национальностей, к их деятельности и культуре. Воспитывать чувство патриотизма, любви к своей стране.
- Рассматривание глобуса.
- Разгадывание кроссворда.
- Д/и «Кто как разгадывает».
- Д/и «Выбери то, что относится к России».
- Беседа о традиции чаепития в разных странах.
10. «Литературная викторина по русским народным сказкам»
Программное содержание: Закрепить знания детей о русских народных сказках. Воспитывать в них любовь к русскому устному народному творчеству.
- 1-й конкурс «Вспомним названия русских народных сказок».
- 2-й конкурс «Узнай сказку по прочитанному отрывку».
- 3-й конкурс «Узнай сказку по картинке».
- 4-й конкурс «Конкурс капитанов».
- 5-й конкурс «Драматизация отрывка из сказки».
11. «Рассказ – беседа о Дне Победы»
Программное содержание: Закрепить знания детей о том, как защищали свою Родину русские люди в годы Великой Отечественной войны, как живущие помнят о них. Воспитывать чувство уважения к ветеранам Великой Отечественной войны, желание заботиться о них.
- Поиск ответа на вопрос «Что такое День Победы?».
- Беседа о Великой Отечественной войне.
- Просмотр презентации «Эта страшная война».
- Возложение цветов к стеле.
12.«День радостных встреч»
Программное содержание: Формировать у детей интерес к прошлому русского народа. Вызвать эмоциональный отклик. Активизировать образную речь.
- Беседа о весне.
- Чтение детьми дразнилок.
- Игра «У дедушки Трифона семеро детей».
- Заклички о солнце, дожде, радуге-дуге.
- Игра «Золотые ворота».
- Заклички об урожае в исполнении детей.
- Украшение берёзки яркими ленточками.
- Чтение стихотворения о пользе берёзки.
13. «Защитники Отечества»
Программное содержание: Познакомить детей с русскими богатырями (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович), их одеждой, оружием. Вызывать у детей желание узнавать об их подвигах, интерес к истории России.
- Беседа с опорой на соответствующие теме иллюстрации.
- Чтение пословиц о Родине.
- Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».
- Викторина «Древнерусские воины».
- Отгадывание загадок.
- Музыкальная игра на ложках.
- Игра «Перетяни канат».
- П/и «Всадники».
14. «Великие люди России»
Программное содержание: Знакомить детей с биографиями и творчеством писателей. Прививать интерес к литературе, любовь и уважение к великим русским писателям и поэтам.
- Знакомство детей с биографией и творчеством А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого.
- Чтение и обсуждение произведений А.С.Пушкина и Л.Н.Толстого.
- Викторина «Сказки Пушкина».
15. Праздник «Осенняя ярмарка»
Программное содержание: Познакомить детей с разными формами русского народного творчества. Пробудить интерес к русской народной культуре. Развивать выразительность речи и эстетические чувства детей.
- Путешествие во времени.
- Докучная сказка «Жил-был царь…»
- Музыкальный оркестр.
- Народные загадки.
- Закличка «Дождик».
- Попевка «Котенька-коток».
- Выставка старинных игрушек.
- Песня «Матрёшки».
- Инсценировка ярмарочного торга с заклинанием.
- Потешная песня «Дроздок».
- Русская народная игра «Горелки».
- Хоровод.
- «Масленица широкая»
Программное содержание: Познакомить детей со старинными народными праздничными обрядами. Упражнять детей в осознанном использовании средств интонационной зависимости. Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
- Заклички скоморохов.
- Встреча Масленицы.
- Хоровод вокруг Масленицы.
- Представление и объяснение дней праздничной недели.
- Песня про блины.
- Игра «Пронеси блин на голове».
- Игра «Перетягивание каната».
- Сценка-игра «Коршун».
- Песня «Жаворонок».
- Хороводная песня «Ходит матушка весна».
- Попевка «Солнышко».
- Прощание с Масленицей.
17. «Русская красавица»
Программное содержание: Познакомить детей с историей появления матрёшки на Руси. Рассказать о характерных особенностях разных видов матрёшек.
- Организационный момент.
- Сообщение темы, постановка задач.
- Изложение содержания заданий.
- Практическая работа.
- Итог и уборка рабочего места.
Методическое обеспечение программы
1.Генеалогические древа
2.Конспекты занятий
Конспект занятия «Знатоки Нижегородского кремля».
Задачи:
Образовательные:
- Продолжат знакомить с достопримечательностями родного города.
- Углублять и закреплять знания о Нижегородском Кремле, о его башнях.
Развивающие:
- Развивать любознательность.
- Развивать логическое мышление, мыслительные процессы анализа и сравнения ( работе с блоками Дьенеша и схемами к ним)
- Развивать связную речь с опорой на схему.
Воспитательные:
Воспитывать любовь к родному городу, вызывать желание узнавать о нем новое и делиться полученными знаниями и опытом.
Материал:
Фотографии башен Нижегородского кремля, конверты с символами башен, блоки Дьенеша, схемы к блокам Дьенеша на каждого ребенка, два обруча, схема рассказа о башнях кремля.
Предварительная работа:
Чтение художественной литературы о кремле (легенд о башнях кремля), отгадывание загадок, дидактическая игра «Нижний Новгород», беседы, рассматривание иллюстраций с изображением башен кремля, сравнение Нижегородского кремля с Московским, разработка маршрутных листов для родителей «Прогулки по Нижегородскому кремлю».
Методы и приемы на занятии:
Вопросы, уточнения, проблемные ситуации, рассматривание иллюстраций, моделирование, практические (конструирование),загадки.
Ход занятия:
Воспитатель: ребята, у нас сегодня в гостях Незнайка. Он приехал из Цветочного города и что- то хочет вам рассказать.
Незнайка: Путешествуя по вашему городу, я оказался в очень красивом месте и сфотографировал его (показывает фотографию кремля). Что это за место, узнали?
Дети: да, узнали. Это наш нижегородский кремль.
Незнайка: я очень хотел бы узнать про ваш кремль.
Воспитатель: Незнайка, а мы сейчас тебе поможем. Ребята, хотите рассказать Незнайке про наш кремль?
Дети: хотим.
Воспитатель: У нас сегодня состоится викторина «Знатоки Нижегородского кремля» Незнайка останется в жюри. Мы разделимся на две команды «Рябинка» и «Сормович».
За каждый правильный ответ команда получает фишку.Кто больше наберет фишек в течение викторины, тот и выиграл.
Воспитатель объявляет первый конкурс «Знатоки истории»
Вопросы первой команде:
- Как называется место, где был построен Нижегородский кремль (Дятловы горы)
- Почему было выбрано именно это место? (удобное местоположение)
- Из какого материала был построен вначале кремль и почему (из дерева, потому что рядом был лес)
Вопросы второй команде
- Кто приказал построить кремль на Дятловых горах (Юрий Всеволодович)
- Из какого материала сейчас Нижегородский кремль и почему (каменный, потому что прочнее дерева)
- Сколько башен в Нижегородском кремле? (12)
Незнайка оценивает ответы детей (раздает фишки)
Воспитатель: сколько башен было у кремля с самого начала?
Дети: 13. Зачатская башня разрушена
Воспитатель : а вы знаете, что сейчас ее будут восстанавливать. Хотите помочь строителям в реставрации башни?
Дети: да, хотим.
Воспитатель: тогда следующий конкурс. У каждой команды своя строительная площадка (обручи), на которой надо собрать строительный материал для строительства башни (блоки Дьенеша).
Незнайка раздает карточки с изображением символов блоков каждому ребенку.
Дети: каждая команда по сигналу собирает кирпичики (блоки) в соответствии со схемой на карточке и строит башню.
Незнайка с воспитателем оценивают точность правильность подобранных блоков и башню каждой команды и раздают фишки.
Воспитатель: ребята, Незнайка приготовил для вас загадки в конвертах.
Дети каждой команды открывают конверты и достают символы, которые изображают название башни.
Воспитатель: отгадайте по символу название башен.
Дети первой команды .часы - часовая, девушка с коромыслом - коромысловая , маска- Тайницкая.
Дети второй команды : пушка - Пороховая, чистый лист бумаги- Белая, сундук- Кладовая.
Воспитатель: вы хорошо справились с заданием, теперь ваша задача найти эти башни на фотографиях.
Дети каждой команды выбирают фотографии в соответствии с символом башни.
Незнайка: молодцы ребята.. Вы знаете , почему у башен разные названия?
Дети: знаем.
Воспитатель Незнайка, ребята могут рассказать тебе о башнях по схеме. За правильный рассказ- фишка.
Дети: каждая команда рассказывает о башнях кремля по схеме (название, форма, назначение).
Воспитатель: ребята, посчитаем ваши фишки и определим команду победителей.
Воспитатель: Как можно назвать команду ребят, которые заработали больше фишек?
Дети: Знатоки, умники, эрудиты.
Воспитатель: Ребята, а кому вы можете рассказать о том, что узнали сегодня о Нижнем Новгороде?
Дети: маме, бабушке, папе, дедушке.
Конспект занятия «Мой город Нижний мне самый ближний».
Задачи:
Образовательные:
- Учить узнавать и называть по открыткам знакомые места Нижнего Новгорода.
- Познакомить с историей Нижегородского кремля.
- Дать понятие «верхней - Нагорной», «нижней - Заречной» частей города.
Развивающие:
Развивать память, внимание, умение сравнивать схематичное изображение с реальным.
Воспитательные:
Пробудить интерес к историческому прошлому Н.Новгорода.
Материалы:
Слайд- шоу «Мой Нижний Новгород», макет Нижнего Новгорода, фотографии Нижнего Новгорода.
Методы и приемы:
Рассказ воспитателя, мультимедийная презентация, дидактическая игра «Волшебный сундучок», беседа, проблемные вопросы, моделирование.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций, книг, открыток о Нижнем Новгороде.
Ход занятия
Воспитатель предлагает отправиться в путешествие по Нижнему Новгороду.
Дети смотрят с воспитателем слайд шоу о Нижнем Новгороде.
Воспитатель спрашивает детей: какой наш город
Дети: красивый, светлый, старинный, большой.
Воспитатель останавливается на изображении нижегородского кремля. Как называется это место?
Дети: кремль
Воспитатель : когда-то давно здесь поставили люди свои первые дома (вид откоса, где расположен кремль). Место это им понравилось, как вы думаете почему?
Дети: рядом вода, которая была нужна для питья и приготовления пищи.
Воспитатель: Рядом с Нижним было три реки: Почайна, Волга, Ока. Волга и Ока сливаются вместе, знаете, как называется это место?
Дети: Стрелка.
Воспитатель показывает изображение Стрелки на экране. Еще это было лесистое место. Чем привлекал людей лес?
Дети : в лесу можно было найти грибы, ягоды, дичь.
Воспитатель: Место, на котором поселились люди, было очень высоким. Как вы думаете, почему именно это место привлекло людей?
Дети: отсюда было хорошо видно, что происходило вокруг, можно издалека заметить врагов.
Физкультминутка: подвижная игра «Богатыри»
Воспитатель: кремль стоит на Дятловых горах. Почему эти горы так названы?
Дети предполагают : много водилось птиц дятлов.
Рассказ воспитателя (легенда)
Воспитатель сначала кремль был деревянным
Дидактическая игра «Хорошо - плохо»
Дети: деревянный - хорошо (это крепкий, прочный, строительный материал рядом);
Деревянный - плохо, дерево горит.
Дидактическая игра «Волшебный сундучок»
Воспитатель вносит «Волшебный сундучок», в нем фотографии видов города.
Дети отгадывают, что изображено на фотографиях.
Конспект занятия «На слиянии двух рек».
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с понятием карта, символикой карты, ее назначением.
- Закреплять знания о достопримечательностях Нижнего Новгорода.
Развивающие :
- Развивать пространственную ориентацию
- Развивать память, наблюдательность, воображение
Воспитательные
Воспитывать бережное отношение к достопримечательностям города, желание их сохранить, узнавать о них новое.
Материал
Карта Нижнего Новгорода, самоклеющаяся пленка, открытки, картинки, иллюстрации с изображением достопримечательностей Нижнего Новгорода, клей, кисточки для клея, волшебный сундучок.
Методы и приемы:
Показ, рассказ, рассматривание, беседа, проблемные вопросы, художественное слово.
Предварительная работа:
Рассматривание карты мира, глобуса, чтение художественной литературы о Нижнем Новгороде, экскурсия на проспект Кораблестроителей .
Ход занятия:
В группу приходит незнайка с картой Нижнего Новгорода.
Ребята, вы знаете, что у меня в руках
Дети- карта.
Незнайка: зачем нужна карта
Дети : чтобы не потеряться, чтобы не заблудиться, чтоб узнать, где и что находится.
Незнайка: вы знаете, что и как изображают на карте.
Дети синим цветом - воду, коричневым - горы, зеленым леса.
Незнайка: хотите сделать карту Нижнего Новгорода?
Дети: хотим.
Незнайка: как вы думаете, что в первую очередь мы изобразим на карте Нижнего?
Дети: варианты ответов.
Незнайка: вспомните, на чем стоит Нижний Новгород?
Дети: на слиянии двух рек Оки и Волги.
Незнайка: что изобразим в первую очередь?
Дети: изобразим реки Оку и Волгу.
Незнайка: как текут реки?
Дети: они сливаются, это место называется Стрелкой.
Дети с Незнайкой наклеивают на стенку две голубые полосы в виде стрелки.
Незнайка: вспомните, на какие две части делят реки наш город?
Дети: нагорную и заречную.
Незнайка приносит сундучок с открытками о Нижнем Новгороде. Давайте правильно разместим на карте достопримечательности города.
Дети достают их сундучка открытки и картинки и определяют, где находятся те или иные задания, постройки, заводы, театры и т.д.
Незнайка: ребята, какой наш город, как вы думаете?
Дети: красивый, современный, старинный, большой и т.д.
Незнайка : что еще можно встретить на каждой улице города?
Дети : магазины, дома
Незнайка: вспомните, что как называется улица, на которой были вчера на экскурсии, и что вы видели на ней.
Дети: проспект Кораблестроителей. На этой улице есть детский городок, остановки, стела.
Незнайка: на следующем занятии мы с вами украсим нашу карту современными домами, магазинами.
Уважаемые родители!
Приглашаем Вас и Ваших детей
на прогулку
по Нижнему Новгороду
Центр Сормово – историческое место города.
Судостроительный завод «Красное Сормово», где выпускаются судоходные теплоходы, баржи,, суда «река- море»
Сормовская кондитерская фабрика
Здесь делают шоколадные конфеты, зефир, пряники и другие сладости
Сормовский парк
Здесь прекрасная природа, зоопарк Лимпопо
Приложение 1 Буклет
Московский вокзал
отсюда на поезде можно отправиться в другой город, а на электричке уехать за город
Ярмарочный Дом
На ярмарке в старину торговали, устраивали гулянья, праздники. Благодаря Ярмарке наш город называли карманом России. Сейчас здесь есть множество павильонов, где проводятся разные выставки товаров России.
Канавинский мост.
Он соединяет две большие части города- Нагорную и Заречную
Стрелка
Место слияния двух великих рек Оки и Волги (справа Ока, слева Волга)
Речной вокзал.
От причалов отплывают пароходы в разные города.
Зеленский съезд
Площадь Минина и Пожарского
Центральная площадь города, так как сюда выходит главная башня Кремля - Дмитриевская. Раньше носила название Благовещенская, так как здесь стоял одноименный храм
Памятник Минину
Нижегородский Кремль
Задайте вашим ребятам вопросы об истории Кремля:
Как появился Кремль?
Кто был основателем Кремля?
Почему именно это место было выбрано, на каких горах?
Из какого материала был построен Кремль первоначально?
Как называются башни кремля? Сколько их?
Зачем строили Кремль раньше и зачем Кремль городу сейчас?
Приложение № 2
Синквейны о Нижнем Новгороде.
Правила написания синквейна.
1. Первая строка — тема стихотворения, выраженная ОДНИМ словом (обычно существительным).
2. Вторая строка — описание темы в ДВУХ словах (двумя прилагательными).
3. Третья Строка — описание действия в рамках этой темы ТРЕМЯ словами (обычно глаголами).
4. Четвертая строка — фраза из ЧЕТЫРЕХ слов, показывающая отношение к теме (чувство).
5. Пятая строка — это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.
Синквейны о Нижнем Новгороде
***
Нижний Новгород
Любимый, родной
Растёт, развивается, радует
Я люблю наш город
Кремль, откос, чкаловскую лестницу.
***
Мой город
Самый красивый, весёлый
Разрастается, расцветает, преображается
Город где я родилась
Башни кремля, Ока, Волга
Синквейны о башнях.
***
Дмитровская башня
Самая главная ,большая
Защищала,берегла,охраняла
Герб нашего города на ней
И нет в кремле её главней.
***
Коромыслова башня
Круглая, двухцветная
Напоминает о подвиге
Русских женщин
Сила, смелость, бесстрашие.
Синквейны о Сормовском районе.
***
Сормово
Родное, любимое
Развивается, строится, молодеет
Я живу здесь и расту
Танки, пароходы, корабли.
***
Сормовский район
Близкий и любимый
Прославился, стал знаменитым и известным
Я горжусь своим районом
Заводы, фабрики, мой дом.
Синквейны о детском саде.
***
Мой детский сад
Красивый, любимый
Живёт, веселится, радует
Я люблю свой детский сад
Рябинки, игрушки, добрые воспитатели.
***
Детский сад «Рябинка»
Уютный, весёлый
Встречает, воспитывает, выпускает
Я не забуду детский сад
Друзей, подруг и всех ребят.
Список литературы.
- «Приобщение к истокам русской народной культуры» О. Л. Князева, М. Д. Маханева. – СПб.: «Детство-пресс», 2002.
- Князева О.Л. «Как жили люди на Руси» /рабочая тетрадь для занятий по программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»/ - СПб: Детство-пресс, 1998
- Комратова Н.Г., Грибова Л.Ф. «Моя малая Родина». – Н.Новгород, 2005.
- Лопатина А., Скребцова М. «Беседы и сказки о семье для детей и взрослых». – М.: Русь, 2005.
- Алешина Н.В. «Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью: старшая и подготовительная группы» – М: ЦГЛ, 2004
- Алешина Н.В. «Патриотическое воспитание дошкольников». – М.: ЦГЛ, 2005.
- Моя страна. Возрождение национальной культуры и воспитание нравственно-патриотических чувств. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ // Авт.-сост.Натарова В.И. и др. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005. – 205 с.
- Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий и сценарии календарно-обрядовых праздников: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений / Авт.-сост. Л.С.Куприна, Т.А.Бударина, О.А.Маркеева, О.Н.Корепанова и др. – 3-е изд., перараб. и дополн. – СПб: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008. – 400с., ил.
- Груба Г.В., Помелова И.К. Ребенок познает мир. Методическое пособие. Нижний Новогород, 2003. – 160 с.
- Мосалова Л.Л. Я и мир: Конспекты занятий по социально-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2009. – 80 с. – (Библиотека программы «Детство».)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи начинается с малого"
Нравственно-патриотическое воспитание как педагогическое понятие Как известно, личность человека формируется и развивается под влиянием многочисленных факторов, объ...
"Мой дом в краю родном" проект на тему "Архитектура родного края"
Проектная деятельность дошкольников в изодеятельности. Архитектура родного края в рисовании, аппликации, лепке, конструировании. Проект расчитан на месяц, каждую неделю проводится НОД по изодеятельнос...
Проект - программа по изучению истории родного города «Мой родной город - Лениногорск»
Представленный материал поможет нам интересно и творчески решить трудную и благородную задачу - воспитание юного патриота России. Цель программы: Воспитание любви к родным местам, к ма...
Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Родничок» "КРАЙ МОЙ РОДНОЙ - ВОХОМСКИЙ" музыкальный руководитель МДОУ "Детский сад №2 п.Вохма" Попова Наталья Леонидовна
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №2 п.Вохма"Вохомского муниципального района Костромской области.Дополнительные материалы по краеведенью к фольклорному кружку «Род...
"Родной дом-родная деревня"
Конспект НОД образовательной области "Познание"в 2 младшей группе...
Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Сохранить «человеческое» в наших детях, заложить нравственные основы, которы...
Сообщение на тему: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. Любовь к родному краю, родной культуре, родной речи».
« Любовь к родному краю,родной культуре, родной речиначинается с малого –любви к своей семье, и своему жилищу,к своему детскому саду.Постепенно расширяясь, это любовьп...