Дополнительная общеразвивающая программа «Мой родной край»
материал по окружающему миру (средняя группа)

1.Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой родной край» определяется в рамках краеведческой направленности;

2.Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой родной край» ориентировано на:

  • формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном развитии;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
  • социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_programma_po_kraevedeniyu.docx56.25 КБ

Предварительный просмотр:

Принята на заседании

педагогического совета

МКДОУ д/с «Ромашка»

Протокол №1 от 30.08.2022г

УТВЕРЖДЕНО

Заведующим МКДОУ д/с «Ромашка»

___________ Вострикова А.А.

30.08.2022г     Приказ №95

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ПРОГРАММА

«Мой родной край»

Направленность программы: туристско-краеведческая

Уровень программы: ознакомительный

Возраст обучающихся: 4-5 лет

Срок реализации программы: 1 год

Составители: Сергиевич Н.Д.,

Кудряшова А.И.,

педагоги дополнительного образования

Тайшет, 2022г


Содержание

I. Общие положения.        3

II. Содержание дополнительной общеразвивающей программы        3

III. Характеристика дополнительной общеразвивающей программы        3

IV. Структура дополнительной общеразвивающей программы        4

1.        Пояснительная записка        4

2.        Цели и задачи программы        5

3.        Комплекс основных характеристик программы        5

3.1 Содержание программы        5

3.2 Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы        7

4.        Комплекс организационно-педагогических условий        8

4.1 Учебно – тематический план        8

4.2 Календарный учебный график        9

4.3 Формы контроля и оценочные материалы        9

4.4 Методическое обеспечение        9

5. Иные компоненты        9

5.1 Условия реализации программы        9

5.2 Список литературы        10

5.3 Календарный учебно-тематический план        11


I. Общие положения.

1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Мой родной край» реализуется для детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет в соответствии со статьями 2,31,32 Федерального закона № 273-ФЗ.

1.2. Дополнительная общеразвивающая программа «Мой родной край» разработана на основании «Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области»

1.3. При организации образовательной деятельности по дополнительной общеразвивающей программе «Мой родной край» используется договор на обучение по дополнительной образовательной программе (Приказ № 29 «а» от 25.07.2020г) на основании примерной формы договора об образовании, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25октября 2013года № 1185

1.4. Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за реализацию не в полном объеме дополнительной общеразвивающей программы (ст.28, ч.7).

1.5. Основаниями для проектирования и реализации дополнительной общеразвивающей программы являются:

  • Свобода выбора образовательной программы и режим освоения;
  • Соответствие образовательной программе и форме дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
  • Вариативность, гибкость и мобильность образовательной программы;
  • Ориентация на личностные результаты образования;
  • Творческий и продуктивный характер образовательной программы;
  • Открытый характер реализации.

II. Содержание дополнительной общеразвивающей программы

2.1. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой родной край» определяется в рамках краеведческой направленности;

2.2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой родной край» ориентировано на:

  • формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
  • удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном развитии;
  • выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников;
  • создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
  • социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе.

2.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой родной край» ежегодно обновляется с учетом развития технологий и социальной сферы, с учетом запроса социума. Дополнительная общеразвивающая программа утверждается заведующей дошкольного образовательного учреждения на каждый учебный год.

 

III. Характеристика дополнительной общеразвивающей программы

3.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Мой родной край» отражает (№273-ФЗ):

Комплекс основных характеристик программы:

  • объем, содержание программы;
  • планируемые результаты освоения программы;

Комплекс организационно-педагогических условий:

  • учебный план;
  • формы аттестации (формы контроля и оценочные материалы)
  • календарный учебный график;
  • условия реализации программы, планируемые результаты освоения программы:
  • перечень литературы, календарный учебно-тематический план, режим занятий, содержание занятий.

IV. Структура дополнительной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Направленность программы – краеведческая.

Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы – ценность программы в том, что она может успешно использоваться отдельно от основной общеразвивающей программы, а каждый ее образовательный модуль – самостоятельно применяться в различных формах образовательно процесса. Программа направлена на организацию деятельности дошкольников по изучению родного края.

Изучение истории родного края по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной культуры, а также формирование умений практического характера.

Программа направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции, в усилении внимания дошкольников к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, экологическая грамотность. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.

Новизна программы заключается в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением детей, жизнью города Тайшета и Иркутской области.

Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение, исследование.

Отличительные особенности программы:

Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края. Благодаря обучению по программе у дошкольников формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю. Дети учатся проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.

Адресат программы – возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 4-5 лет.

Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения – 38 занятий.

Форма обучения: 

Очная, подгрупповая (занятия проводятся в подгруппах, численный состав подгрупп: средняя группа – 16 детей)

Форма организации занятия – подгрупповая.

Формы проведения занятий – игра, познавательно-исследовательская деятельность, различные виды художественно-творческой деятельности.

Режим занятий: 

Учебно-тематический план составлен на 34 академических часа в год, 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность занятия 20 минут.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности.

Задачи программы:

1. Обучающие: формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к природе, культуре родного края; формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение; формирование умения оперировать краеведческими знаниями; формирование элементов творческой деятельности.

2. Развивающие: развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся; формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры; развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края; развитие внимания к собственной речи и речи собеседника; развитие образного и логического мышления.

3. Воспитательные: осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни; воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.

  1. Комплекс основных характеристик программы

Объем программы – всего 34 занятия по 20 минут.

3.1 Содержание программы

  1. Раздел. Введение – 2 часа.

Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Знакомство с детьми, их интересами. Инструктаж по технике безопасности, знакомство с правилами поведения на занятиях. Стартовая диагностика. 1 час.

Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации. Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно. Викторина «Что ты знаешь о родном крае». 1 час.

  1. Раздел «Я – Россиянин» – 10 часов.

Что я знаю о России? Какие места люди называют своей Родиной. Понятие Родина, малая родина, родной край, район, область. Практическая работа: работа с картой. Загадки, пословицы о Родине – 1 час.

Символика Российской Федерации. Флаг. Беседа о символике России - флаге. Что значит триколор? Практическая работа: рисование флага. 1 час

Символика Российской Федерации. Герб. Беседа о символике России - гербе. Практическая работа: составление из мозаики герба. 1 час

Символика Российской Федерации. Гимн. Беседа о символике России - гимне. Практическая работа: прослушивание гимна. 1 час

Моя столица. Какие города называют столицами? Беседа о Москве. Достопримечательности Москвы. Практическая часть: работа с картой. Собирание пазлов с видами Москвы. 1 час.

Традиции русского народа. Беседа о традициях русского народа. Понятие традиция. Загадки, пословицы о предметах русского быта. Практическая работа: украшение самовара. 2 часа.

Исконные символы России. Символы России – берёза, матрешка, балалайка, самовар, валенки. Практическая часть: рисование дерева. 2 часа.

Русская народная одежда. Понятие кокошник, сарафан, лапти. Сравнение национальной и современной одежды. Практическая работа: рисование русский народный костюм. 1час.

  1. Раздел «Иркутская область» - 10 часов.

Что я знаю об Иркутской области? Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Иркутской области. Символика края. Практическая работа: работа с картой. Просмотр презентации. 1 час.

Символика иркутской области (герб, флаг). Беседа о символике Иркутской области. Практическое занятие: дорисуй герб Иркутской области. 1 час.

Достопримечательности Иркутской области. Виртуальная экскурсия на Мыс Бурхан, священную гору Ехэ-Ердо, Уковский водопад. Практическая часть: работа с картой. 1 час.

Знаменитые люди Иркутской области. Знаменитые писатели, художники, проживающие в Иркутской области. Практическая работа: коллаж «Знаменитые люди Иркутской области. 1 час.

Русский лес – край чудес. Деревья, животные, грибы растущие в сибирских лесах. Просмотр презентации. Практическая работа: рисование сибирского леса. 1 час.

Озеро Байкал - жемчужина Сибири. Знакомство с формой озера, его месторасположением. Климат, природа. Охраняемые объекты. Открытие озера, история его изучения. Богатства озера, использование их жителями побережья. Практическая работа: игра-путешествие. 1 час.

Легенды Байкала. Читаем легенды Байкала. Практическая работа: конкурс рисунков. 1 час.

Нерпа - млекопитающее озера Байкал. Особенности строения, питание, охрана. Практическая работа: изготовление поделки. 1 час.

Эндемики озера. Что означает слово «Эндемики»? Показ иллюстраций эпишуры, голомянки, омуль, осетр. Практическая работа: коллаж «Жители озера Байкал». 1 час.

Заповедные места Прибайкалья. Проблема исчезновения животных, растений, разрушение пещер и т.д. Поведение туристов на Байкале. Необходимость охраны флоры и фауны исторических объектов побережий Байкала. Баргузинский заповедник.

Месторасположение, климат, охраняемые территории. Просмотр презентации. 1 час.

  1. Раздел «Мой город» - 10 часов.

История моего города. Знакомство с картой района, границы, история образования Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего города. Легенды и предания. 1 час.

Улицы города. Виртуальная экскурсия по улицам города. Дети знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Беседа о своём городе, история города. Просмотр презентации. 1 час.

«Город моей мечты». Рисуем город мечты. 1 час

Виртуальная экскурсия в краеведческий музей – 1 час.

Достопримечательности нашего города. Игра – путешествие. Практическая работа: составление карты достопримечательностей города Тайшета. 1 час

Природа Тайшетского района. Зелёные лёгкие. Беседа о значении леса для человека. Практическая работа: конкурс рисунков в защиту леса. 1 час

Природа Тайшетского района. Реки. Беседа о реках Тайшетка и Бирюса. Значение названий рек. Речные обитатели. Практическая часть: конкурс рисунков «Как защитить нашу воду». 1 час

Природа Тайшетского района. Животный мир. Практическая работа: изготовление декоративно-прикладных работ «Животный мир нашего края», организация выставки. Проект «Малая Красная книга». 1 час.

Природа Тайшетского района растительный мир. Конкурс рисунков 1 час.

Красная книга Тайшетского района. Беседа об охране природы. Проект «Малая Красная книга Тайшетского района». 1 час.

  1. Раздел «Подведение итогов».

Итоговая аттестация. Обобщающая викторина «Мой родной край». Тестовые задания. 2 часа.

3.2 Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы

Результат освоения программы представлен в виде образовательного результата, а именно, способности ребенка (коммуникативная, регуляторная, познавательная, творческая). Знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования ключевых компетенций.

Коммуникативная способность ребенка:

  • различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели партнеров по общению;
  • понимать состояния и поступки других людей;
  • выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими;
  • сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах;
  • проявлять инициативу в установлении контактов;
  • высказывать свое отношение к поступкам окружающих людей, происходящим событиям.

Регуляторная способность ребенка:

  • соблюдать основные правила самоорганизации, безопасного поведения для себя и окружающих, договариваться о них, объяснять свои поступки;
  • контролировать свое поведение, снимать эмоциональное напряжение;
  • устанавливать контакты, поддерживать разговор на основе элементарных морально- нравственных норм и правил;
  • определять спектр своих возможностей (физических, психических) в различных ситуациях жизнедеятельности;
  • бережно, ответственно относиться к культурно-природному окружению;
  • оказывать действенную помощь близким;
  • планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия;
  • действовать в соответствии с воспринятой и самостоятельно проанализированной внешней инструкцией (вербальной, знаково-символической, образно-двигательной);
  • оценивать свои        достижения, осуществлять контроль        деятельности: само и  взаимоконтроль.

Познавательная способность ребенка:

  • задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;
  • совершать на элементарном уровне действия по обработке информации (сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения и др.);
  • присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать), классифицировать ее по различным основаниям (новая -известная, понятная - непонятная, интересная - неинтересная);
  • делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы, высказываться в связи с высказываниями других;
  • выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами, в исследовании явлений);
  • организовывать, проектировать свою деятельность (разложить материалы, отбирать необходимое, определять последовательность действий и др.);
  • комментировать свои        действия, самостоятельно формулировать выводы, при  высказывании своего мнения;
  • расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, приобщения к тому, что известно и неизвестно;

Творческая способность ребенка:

  • формулировать свой интерес, предпочтение, намерение;
  • выходить за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт;
  • оценивать результат собственной продуктивной деятельности, соотнести с действующими эталонами;
  • выражать в слове, речи, движении, изображении, жесте свои эмоциональные переживания и суждения;
  • воплощать разнообразные сменяющиеся замыслы;
  • реализовывать в различных видах деятельности.

К концу обучения дети должны знать/ понимать:

  • историю своей страны, ее символику;

- историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, традициях и культуре;

  • замечательных людей своего родного края;
  • природу родного края,

- необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти.

Должны уметь:

  • описывать основные этапы развития населенного пункта;
  • систематизировать информацию о родном крае.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий

4.1 Учебно – тематический план

Название разделов

Количество часов

(занятий)

Форма промежуточной (итоговой) аттестации

Всего

Теория

Практика

1

Введение

2

1

1

Не предусмотрена

2

«Я – россиянин»

10

5

5

Викторина

3

«Иркутская область»

10

5

5

Викторина

4

«Мой город»

10

5

5

Викторина

5

Подведение итогов

2

2

Тест, викторина

4.2 Календарный учебный график

Раздел \ месяц

октябр ь

ноябр ь

декабрь

январь

февраль

март

апрель

май

Раздел 1. Введение

2

Раздел 2.

«Я – россиянин»

2

4

4

Раздел 3. «Иркутская область»

1

3

4

2

Раздел 4.

«Мой город»

3

4

3

Раздел 5. Подведение итогов

2

Всего

4

4

5

3

4

5

4

5

4.3 Формы контроля и оценочные материалы

Формы контроля реализации программы:

- тестовые задания,

- викторины,

- педагогическая диагностика.

Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мой родной край» применяются входящий, и итоговый виды контроля. Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний детей, определить формы и методы работы. Формы оценки – анкетирование, собеседование.

Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.

Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: тесты, викторина.

4.4 Методическое обеспечение

Материально-техническое оснащение:

1. Учебно-методические материалы (конспекты занятий, наглядный материал).

2. USB-флеш-носитель (информационная поддержка: презентации к занятиям, виртуальные экскурсии).

3. Раздаточные материалы для занятий, материалы для воспитателей.

5. Иные компоненты

5.1 Условия реализации программы

 Организация образовательного процесса предусматривает:

  • игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные);
  • творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно- творческой деятельности детей (изобразительной, театрально-игровой, двигательной, речевой);
  • экскурсии;
  • исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
  • прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские объекты);
  • развлечения;
  • проектирование решения проблемы;
  • познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
  • чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
  • трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).

При реализации программы используются:

  • образовательные технологии:
  • развивающее обучение;
  • проблемное обучение;
  • исследовательские, проектные методы обучения;
  • технология игрового обучения;
  • обучение в сотрудничестве (групповая работа);
  • здоровье сберегающие технологии.

5.2 Список литературы

  1. Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль, 2003 г.
  2. М.Л.Бородина, Т.С.Харламова и др. Патриотическое воспитание. Иркутск, 2017- 217 с.
  3. Братющенко Е.В. К летописи Тайшета (Историко – библиографический и краеведческий обзор) Самиздат. - Тайшет, 2007 - 280 с.
  4. Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978 г.
  5. Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительные группы). –М.: ВАКО, 2005.- 240 с.
  6. Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. –

М., 1981 г.

  1. Золотова Е.И. Знакомим дошкольника с миром животных. – М., 1982 г.
  2. Карнаухов В.Н. От Удинской землицы до земли Тайшетой. Красноярск, 2015 - 428с.
  3. Мир природы и ребенок. – СПб., 1998 г.
  4. Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1994 г.
  5. Николаева С.М. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996 г.
  6. Мариничева О.В., Н.В.Елкина Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль, 2002
  7. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под ред.О.В.Дыбиной – М.,2005
  8. Протасова Н.И. Очерки о Тайшете – Иркутск: Изд-во «Макаров С.Е.», 2000.-244 с.
  • Большая детская энциклопедия / пер. Ким А.И., Делевин В.В. – М.: «Росмэн»,2003.
  • Барков А.С. Зоология в картинках. – М.: «Росмэн»,1999.
  • Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия: науч.поп. изд. для детей. – М.: ООО

«Изд-во «Росмэн-пресс»,2001.

  • Детская энциклопедия. 1001 вопрос и ответ. Под ред. В. Иген и Н. Чемпиона; Пер. с англ. А.А. Бряндинской. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002.
  • Мир вокруг нас/ пер. с англ. Ю.Р. Соколова. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Изд. АСТ», 2001.

Интернет-ресурсы

http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал) http://ru.wikipedia.org (Википедия.Свободная энциклопедия). http://www.virtan.ru (Природа России). http://www.mycicerone.ru(сайт по краеведению России).

http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html (сайт виртуальных экскурсий) http://www.ru-regions.ru/(Информационный портал «Знакомство с Россией»). http://russia-karta.ru (Электронная карта России).

http://azbukivedi-istoria.ru/

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441- b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 ЦОР «Живая родословная»

http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyuposhagovaya-instruktsiya/ Как составить родословную

http://geno.ru/news/7771/ Программа «Российские династии» http://www.excurs.ru/pravila.htm Основные правила геральдики http://redirina.ucoz.ru/ Сайт-проект «Фамильный герб»

5.3 Календарный учебно-тематический план

Месяц

Название раздела

Тема занятия

Объем часов

Содержание занятия

Октябрь

Введение

Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения.

1

Знакомство с детьми, их интересами. Инструктаж по технике безопасности, знакомство с правилами поведения на занятиях. Стартовая диагностика.

Что изучает краеведение.

1

Источники краеведческих знаний: карта как источник информации. Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно. Викторина «Что ты знаешь о родном крае».

«Я – Россиянин»

Что я знаю о России?

1

Какие места люди называют своей Родиной. Понятие Родина, малая родина, родной край, район, область. Практическая работа: работа с картой. Загадки, пословицы о Родине

Символика Российской Федерации. Флаг.

1

Беседа о символике России - флаге. Что значит триколор? Практическая работа: рисование флага.

Ноябрь

Символика Российской Федерации. Герб.

1

Беседа о символике России - гербе. Практическая работа: составление из мозаики герба.

Символика Российской Федерации. Гимн.

1

Беседа о символике России - гимне. Практическая работа: прослушивание гимна.

Моя столица.

1

Какие города называют столицами? Беседа о Москве. Достопримечательности Москвы. Практическая часть: работа с картой. Собирание пазлов с видами Москвы.

Традиции русского народа.

2

Беседа о традициях русского народа. Понятие традиция. Загадки, пословицы о предметах русского быта. Практическая работа: украшение самовара.

Декабрь

Исконные символы России.

2

Символы России – берёза, матрешка, балалайка, самовар, валенки. Практическая часть: рисование дерева.

Русская народная одежда.

1

Понятие кокошник, сарафан, лапти. Сравнение национальной и современной одежды. Практическая работа: рисование русский народный костюм.

 «Иркутская область»

Что я знаю об Иркутской области?

1

Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Иркутской области. Символика края. Практическая работа: работа с картой. Просмотр презентации.

Январь

Символика Иркутской области (герб, флаг).

1

Беседа о символике Иркутской области. Практическое занятие: дорисуй герб Иркутской области.

Достопримечательности Иркутской области.

1

Виртуальная экскурсия на Мыс Бурхан, священную гору Ехэ-Ердо, Уковский водопад. Практическая часть: работа с картой.

Знаменитые люди Иркутской области.

1

Знаменитые писатели, художники, проживающие в Иркутской области. Практическая работа: коллаж «Знаменитые люди Иркутской области.

Русский лес – край чудес

1

Деревья, животные, грибы сибирского леса. Просмотр презентации. Практическая работа: изображение сибирского леса.

Февраль

Озеро Байкал - жемчужина Сибири.

1

Знакомство с формой озера, его месторасположением. Климат, природа. Охраняемые объекты. Открытие озера, история его изучения. Богатства озера, использование их жителями побережья. Практическая работа: игра-путешествие.

Легенды Байкала.

1

Читаем легенды Байкала. Практическая работа: конкурс рисунков.

Нерпа - млекопитающее озера Байкал.

1

Особенности строения, питание, охрана. Практическая работа: изготовление поделки.

Эндемики озера.

1

Что означает слово «Эндемики»? Показ иллюстраций эпишуры, голомянки, омуль, осетр. Практическая работа: коллаж «Жители озера Байкал».

Март

Заповедные места Прибайкалья.

1

Проблема исчезновения животных, растений, разрушение пещер и т.д. Поведение туристов на Байкале. Необходимость охраны флоры и фауны исторических объектов побережий Байкала. Баргузинский заповедник. Месторасположение, климат, охраняемые территории. Просмотр презентации.

«Мой город»

История моего города.

1

Знакомство с картой района, границы, история образования Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего города. Легенды и предания.

Улицы города.

1

Виртуальная экскурсия по улицам города. Дети знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Беседа о своём городе, история города. Просмотр презентации.

«Город моей мечты».

1

Рисуем город мечты.

Апрель

Виртуальная экскурсия в краеведческий музей

1

Виртуальная экскурсия в краеведческий музей

Достопримечательности нашего города.

1

Игра – путешествие. Практическая работа: составление карты достопримечательностей города Тайшета.

Природа Тайшетского района. Зелёные лёгкие.

1

Беседа о значении леса для человека. Практическая работа: конкурс рисунков в защиту леса.

Природа Тайшетского района. Реки.

1

Беседа о реках Тайшетка и Бирюса. Значение названий рек. Речные обитатели. Практическая часть: конкурс рисунков «Как защитить нашу воду».

Май

Природа Тайшетского района. Животный мир.

1

Практическая работа: изготовление декоративно-прикладных работ «Животный мир нашего края», организация выставки. Проект «Малая Красная книга».

Природа Тайшетского района. Растительный мир.

1

Конкурс рисунков

Красная книга Тайшетского района.

1

Беседа об охране природы. Проект «Малая Красная книга Тайшетского района».

«Подведение итогов».

Итоговая аттестация.

2

Обобщающая викторина «Мой родной край». Тестовые задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа "Край родной"

Особенность программы "Край родной":Сохранение самоценности дошкольного детства, как наиболее благоприятного периода для формирования положительного отношения к  национальной культуре, ...

Дополнительная образовательная программа "Мой родной край"

Много лет живут бок о бок люди разных национальностей в содружестве. В условиях многонациональности идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране, республике, краю и одновременного взаимоув...

Дополнительная общеразвивающая программа "Край родной"

Программа предусматривает знакомство детей 4-7 лет с Нижегородским краем. Основныве задачи, которые решаются в ходе освоения содержания программы :Развитие у детей интереса к родному городу, его досто...

Дополнительная общеразвивающая программа «Мой край- Кузбасс»

Направленность программы:  Программа социально-педагогической направленности предполагает совершенствование связной речи детей старшего дошкольного возраста.Актуальность:Общительность, потре...

Дополнительная общеразвивающая программа по обучению родному языку

Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам...