Дополнительная общеразвивающая программа «Мой родной край»
материал по окружающему миру (средняя группа)
1.Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой родной край» определяется в рамках краеведческой направленности;
2.Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой родной край» ориентировано на:
- формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
- удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном развитии;
- выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_programma_po_kraevedeniyu.docx | 56.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Принята на заседаниипедагогического советаМКДОУ д/с «Ромашка»Протокол №1 от 30.08.2022г | УТВЕРЖДЕНОЗаведующим МКДОУ д/с «Ромашка»___________ Вострикова А.А.30.08.2022г Приказ №95 |
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ
ПРОГРАММА
«Мой родной край»
Направленность программы: туристско-краеведческая
Уровень программы: ознакомительный
Возраст обучающихся: 4-5 лет
Срок реализации программы: 1 год
Составители: Сергиевич Н.Д.,
Кудряшова А.И.,
педагоги дополнительного образования
Тайшет, 2022г
Содержание
II. Содержание дополнительной общеразвивающей программы 3
III. Характеристика дополнительной общеразвивающей программы 3
IV. Структура дополнительной общеразвивающей программы 4
3. Комплекс основных характеристик программы 5
3.2 Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы 7
4. Комплекс организационно-педагогических условий 8
4.1 Учебно – тематический план 8
4.2 Календарный учебный график 9
4.3 Формы контроля и оценочные материалы 9
4.4 Методическое обеспечение 9
5.1 Условия реализации программы 9
5.3 Календарный учебно-тематический план 11
I. Общие положения.
1.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Мой родной край» реализуется для детей дошкольного возраста с 4 до 5 лет в соответствии со статьями 2,31,32 Федерального закона № 273-ФЗ.
1.2. Дополнительная общеразвивающая программа «Мой родной край» разработана на основании «Методических рекомендаций по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области»
1.3. При организации образовательной деятельности по дополнительной общеразвивающей программе «Мой родной край» используется договор на обучение по дополнительной образовательной программе (Приказ № 29 «а» от 25.07.2020г) на основании примерной формы договора об образовании, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25октября 2013года № 1185
1.4. Дошкольное образовательное учреждение несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за реализацию не в полном объеме дополнительной общеразвивающей программы (ст.28, ч.7).
1.5. Основаниями для проектирования и реализации дополнительной общеразвивающей программы являются:
- Свобода выбора образовательной программы и режим освоения;
- Соответствие образовательной программе и форме дополнительного образования возрастным и индивидуальным особенностям детей;
- Вариативность, гибкость и мобильность образовательной программы;
- Ориентация на личностные результаты образования;
- Творческий и продуктивный характер образовательной программы;
- Открытый характер реализации.
II. Содержание дополнительной общеразвивающей программы
2.1. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой родной край» определяется в рамках краеведческой направленности;
2.2. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой родной край» ориентировано на:
- формирование и развитие творческих способностей воспитанников;
- удовлетворение индивидуальных потребностей воспитанников в интеллектуальном развитии;
- выявление, развитие и поддержку талантливых воспитанников;
- создание и обеспечение необходимых условий для личностного развития;
- социализацию и адаптацию воспитанников к жизни в обществе.
2.3. Содержание дополнительной общеразвивающей программы «Мой родной край» ежегодно обновляется с учетом развития технологий и социальной сферы, с учетом запроса социума. Дополнительная общеразвивающая программа утверждается заведующей дошкольного образовательного учреждения на каждый учебный год.
III. Характеристика дополнительной общеразвивающей программы
3.1. Дополнительная общеразвивающая программа «Мой родной край» отражает (№273-ФЗ):
Комплекс основных характеристик программы:
- объем, содержание программы;
- планируемые результаты освоения программы;
Комплекс организационно-педагогических условий:
- учебный план;
- формы аттестации (формы контроля и оценочные материалы)
- календарный учебный график;
- условия реализации программы, планируемые результаты освоения программы:
- перечень литературы, календарный учебно-тематический план, режим занятий, содержание занятий.
IV. Структура дополнительной общеразвивающей программы
Пояснительная записка
Направленность программы – краеведческая.
Значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы – ценность программы в том, что она может успешно использоваться отдельно от основной общеразвивающей программы, а каждый ее образовательный модуль – самостоятельно применяться в различных формах образовательно процесса. Программа направлена на организацию деятельности дошкольников по изучению родного края.
Изучение истории родного края по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание духовно-нравственной культуры, а также формирование умений практического характера.
Программа направлена на личностное развитие ребёнка и формирование стойкой жизненной «Я» - позиции, в усилении внимания дошкольников к таким важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков, экологическая грамотность. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Новизна программы заключается в подборе тем, отражающих историю, проблемы, связанные с непосредственным окружением детей, жизнью города Тайшета и Иркутской области.
Освоение материала, который содержит программа, строится по принципу комбинирования различных видов деятельности: беседа, игра, викторина, наблюдение, исследование.
Отличительные особенности программы:
Программа помогает постичь основы краеведения, сделать первые шаги по исследованию родного края. Благодаря обучению по программе у дошкольников формируются основы гражданственности, любви и уважению к родному краю. Дети учатся проводить исследования, работать вместе со взрослыми, совершать маленькие открытия, делиться своими знаниями с окружающими.
Адресат программы – возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы 4-5 лет.
Срок освоения программы: программа рассчитана на 1 год обучения – 38 занятий.
Форма обучения:
Очная, подгрупповая (занятия проводятся в подгруппах, численный состав подгрупп: средняя группа – 16 детей)
Форма организации занятия – подгрупповая.
Формы проведения занятий – игра, познавательно-исследовательская деятельность, различные виды художественно-творческой деятельности.
Режим занятий:
Учебно-тематический план составлен на 34 академических часа в год, 1 раз в неделю по 1 часу, продолжительность занятия 20 минут.
Цели и задачи программы
Цель программы: Создание среды для нравственного, патриотического воспитания и развития личности ребенка средствами краеведческой деятельности.
Задачи программы:
1. Обучающие: формирование представлений о малой Родине, развитие гордости за героическое прошлое своего родного края, интереса к природе, культуре родного края; формирование информационной грамотности, т.е. совокупности знаний, умений и навыков, позволяющих самостоятельно выявлять и использовать информацию с целью удовлетворения потребностей, имеющих образовательное и практическое значение; формирование умения оперировать краеведческими знаниями; формирование элементов творческой деятельности.
2. Развивающие: развитие творческих способностей, всестороннее развитие обучающихся; формирование нравственной основы личности, повышение уровня духовной культуры; развитие у ребенка чувства собственного достоинства, осознания своей роли в жизни родного края; развитие внимания к собственной речи и речи собеседника; развитие образного и логического мышления.
3. Воспитательные: осознание ребенком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём; формирование уважительного отношения к своему родному краю, его природе и культуре, истории и современной жизни; воспитание бережного отношения к истории своего края, историческим памятникам, объектам природы.
Комплекс основных характеристик программы
Объем программы – всего 34 занятия по 20 минут.
3.1 Содержание программы
- Раздел. Введение – 2 часа.
Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. Знакомство с детьми, их интересами. Инструктаж по технике безопасности, знакомство с правилами поведения на занятиях. Стартовая диагностика. 1 час.
Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации. Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно. Викторина «Что ты знаешь о родном крае». 1 час.
- Раздел «Я – Россиянин» – 10 часов.
Что я знаю о России? Какие места люди называют своей Родиной. Понятие Родина, малая родина, родной край, район, область. Практическая работа: работа с картой. Загадки, пословицы о Родине – 1 час.
Символика Российской Федерации. Флаг. Беседа о символике России - флаге. Что значит триколор? Практическая работа: рисование флага. 1 час
Символика Российской Федерации. Герб. Беседа о символике России - гербе. Практическая работа: составление из мозаики герба. 1 час
Символика Российской Федерации. Гимн. Беседа о символике России - гимне. Практическая работа: прослушивание гимна. 1 час
Моя столица. Какие города называют столицами? Беседа о Москве. Достопримечательности Москвы. Практическая часть: работа с картой. Собирание пазлов с видами Москвы. 1 час.
Традиции русского народа. Беседа о традициях русского народа. Понятие традиция. Загадки, пословицы о предметах русского быта. Практическая работа: украшение самовара. 2 часа.
Исконные символы России. Символы России – берёза, матрешка, балалайка, самовар, валенки. Практическая часть: рисование дерева. 2 часа.
Русская народная одежда. Понятие кокошник, сарафан, лапти. Сравнение национальной и современной одежды. Практическая работа: рисование русский народный костюм. 1час.
- Раздел «Иркутская область» - 10 часов.
Что я знаю об Иркутской области? Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Иркутской области. Символика края. Практическая работа: работа с картой. Просмотр презентации. 1 час.
Символика иркутской области (герб, флаг). Беседа о символике Иркутской области. Практическое занятие: дорисуй герб Иркутской области. 1 час.
Достопримечательности Иркутской области. Виртуальная экскурсия на Мыс Бурхан, священную гору Ехэ-Ердо, Уковский водопад. Практическая часть: работа с картой. 1 час.
Знаменитые люди Иркутской области. Знаменитые писатели, художники, проживающие в Иркутской области. Практическая работа: коллаж «Знаменитые люди Иркутской области. 1 час.
Русский лес – край чудес. Деревья, животные, грибы растущие в сибирских лесах. Просмотр презентации. Практическая работа: рисование сибирского леса. 1 час.
Озеро Байкал - жемчужина Сибири. Знакомство с формой озера, его месторасположением. Климат, природа. Охраняемые объекты. Открытие озера, история его изучения. Богатства озера, использование их жителями побережья. Практическая работа: игра-путешествие. 1 час.
Легенды Байкала. Читаем легенды Байкала. Практическая работа: конкурс рисунков. 1 час.
Нерпа - млекопитающее озера Байкал. Особенности строения, питание, охрана. Практическая работа: изготовление поделки. 1 час.
Эндемики озера. Что означает слово «Эндемики»? Показ иллюстраций эпишуры, голомянки, омуль, осетр. Практическая работа: коллаж «Жители озера Байкал». 1 час.
Заповедные места Прибайкалья. Проблема исчезновения животных, растений, разрушение пещер и т.д. Поведение туристов на Байкале. Необходимость охраны флоры и фауны исторических объектов побережий Байкала. Баргузинский заповедник.
Месторасположение, климат, охраняемые территории. Просмотр презентации. 1 час.
- Раздел «Мой город» - 10 часов.
История моего города. Знакомство с картой района, границы, история образования Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего города. Легенды и предания. 1 час.
Улицы города. Виртуальная экскурсия по улицам города. Дети знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Беседа о своём городе, история города. Просмотр презентации. 1 час.
«Город моей мечты». Рисуем город мечты. 1 час
Виртуальная экскурсия в краеведческий музей – 1 час.
Достопримечательности нашего города. Игра – путешествие. Практическая работа: составление карты достопримечательностей города Тайшета. 1 час
Природа Тайшетского района. Зелёные лёгкие. Беседа о значении леса для человека. Практическая работа: конкурс рисунков в защиту леса. 1 час
Природа Тайшетского района. Реки. Беседа о реках Тайшетка и Бирюса. Значение названий рек. Речные обитатели. Практическая часть: конкурс рисунков «Как защитить нашу воду». 1 час
Природа Тайшетского района. Животный мир. Практическая работа: изготовление декоративно-прикладных работ «Животный мир нашего края», организация выставки. Проект «Малая Красная книга». 1 час.
Природа Тайшетского района растительный мир. Конкурс рисунков 1 час.
Красная книга Тайшетского района. Беседа об охране природы. Проект «Малая Красная книга Тайшетского района». 1 час.
- Раздел «Подведение итогов».
Итоговая аттестация. Обобщающая викторина «Мой родной край». Тестовые задания. 2 часа.
3.2 Планируемые (ожидаемые) результаты освоения программы
Результат освоения программы представлен в виде образовательного результата, а именно, способности ребенка (коммуникативная, регуляторная, познавательная, творческая). Знания, умения и навыки рассматриваются в данном случае в качестве важнейшего средства не только общего развития ребенка, но и обеспечения базы для формирования ключевых компетенций.
Коммуникативная способность ребенка:
- различать ситуации общения, на этой основе определять собственные цели и цели партнеров по общению;
- понимать состояния и поступки других людей;
- выбирать адекватные способы поведения в данной ситуации и уметь преобразовывать ее с целью оптимизации общения с окружающими;
- сотрудничать (со взрослыми и с детьми разного возраста) в предложенных формах;
- проявлять инициативу в установлении контактов;
- высказывать свое отношение к поступкам окружающих людей, происходящим событиям.
Регуляторная способность ребенка:
- соблюдать основные правила самоорганизации, безопасного поведения для себя и окружающих, договариваться о них, объяснять свои поступки;
- контролировать свое поведение, снимать эмоциональное напряжение;
- устанавливать контакты, поддерживать разговор на основе элементарных морально- нравственных норм и правил;
- определять спектр своих возможностей (физических, психических) в различных ситуациях жизнедеятельности;
- бережно, ответственно относиться к культурно-природному окружению;
- оказывать действенную помощь близким;
- планировать совместную работу, соподчинять и контролировать свои желания, согласовывать мнения и действия;
- действовать в соответствии с воспринятой и самостоятельно проанализированной внешней инструкцией (вербальной, знаково-символической, образно-двигательной);
- оценивать свои достижения, осуществлять контроль деятельности: само и взаимоконтроль.
Познавательная способность ребенка:
- задавать вопросы и отвечать на вопросы в пределах своей осведомленности и опыта;
- совершать на элементарном уровне действия по обработке информации (сравнивать, обобщать, выделять признаки, замечать изменения и др.);
- присваивать полученную в простой форме информацию (слушать, наблюдать), классифицировать ее по различным основаниям (новая -известная, понятная - непонятная, интересная - неинтересная);
- делать спонтанные и подготовленные высказывания в пределах определенной заранее темы, высказываться в связи с высказываниями других;
- выполнять простые правила, следовать простому алгоритму (в работе с предметами, в исследовании явлений);
- организовывать, проектировать свою деятельность (разложить материалы, отбирать необходимое, определять последовательность действий и др.);
- комментировать свои действия, самостоятельно формулировать выводы, при высказывании своего мнения;
- расширять собственный опыт за счет удовлетворения потребности в новых знаниях, приобщения к тому, что известно и неизвестно;
Творческая способность ребенка:
- формулировать свой интерес, предпочтение, намерение;
- выходить за пределы исходной ситуации и в процессе ее преобразования создать новый продукт;
- оценивать результат собственной продуктивной деятельности, соотнести с действующими эталонами;
- выражать в слове, речи, движении, изображении, жесте свои эмоциональные переживания и суждения;
- воплощать разнообразные сменяющиеся замыслы;
- реализовывать в различных видах деятельности.
К концу обучения дети должны знать/ понимать:
- историю своей страны, ее символику;
- историю своего населенного пункта в контексте основных исторических событий, традициях и культуре;
- замечательных людей своего родного края;
- природу родного края,
- необходимость бережного отношения к природному, историческому, культурному наследию, сохранению исторической памяти.
Должны уметь:
- описывать основные этапы развития населенного пункта;
- систематизировать информацию о родном крае.
Комплекс организационно-педагогических условий
4.1 Учебно – тематический план
№ | Название разделов | Количество часов (занятий) | Форма промежуточной (итоговой) аттестации | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Введение | 2 | 1 | 1 | Не предусмотрена |
2 | «Я – россиянин» | 10 | 5 | 5 | Викторина |
3 | «Иркутская область» | 10 | 5 | 5 | Викторина |
4 | «Мой город» | 10 | 5 | 5 | Викторина |
5 | Подведение итогов | 2 | 2 | Тест, викторина |
4.2 Календарный учебный график
Раздел \ месяц | октябр ь | ноябр ь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май |
Раздел 1. Введение | 2 | |||||||
Раздел 2. «Я – россиянин» | 2 | 4 | 4 | |||||
Раздел 3. «Иркутская область» | 1 | 3 | 4 | 2 | ||||
Раздел 4. «Мой город» | 3 | 4 | 3 | |||||
Раздел 5. Подведение итогов | 2 | |||||||
Всего | 4 | 4 | 5 | 3 | 4 | 5 | 4 | 5 |
4.3 Формы контроля и оценочные материалы
Формы контроля реализации программы:
- тестовые задания,
- викторины,
- педагогическая диагностика.
Для оценки результативности дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мой родной край» применяются входящий, и итоговый виды контроля. Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале учебного года. Цель - определить исходный уровень знаний детей, определить формы и методы работы. Формы оценки – анкетирование, собеседование.
Промежуточный контроль осуществляется в конце I полугодия учебного года. Формы оценки: тестирование, кроссворды, викторины, участие в конкурсах.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года. Формы оценки: тесты, викторина.
4.4 Методическое обеспечение
Материально-техническое оснащение:
1. Учебно-методические материалы (конспекты занятий, наглядный материал).
2. USB-флеш-носитель (информационная поддержка: презентации к занятиям, виртуальные экскурсии).
3. Раздаточные материалы для занятий, материалы для воспитателей.
5. Иные компоненты
5.1 Условия реализации программы
Организация образовательного процесса предусматривает:
- игровую деятельность (развивающие игры: настольно-печатные, динамические, словесные);
- творческие задания, предполагающие организацию разных видов художественно- творческой деятельности детей (изобразительной, театрально-игровой, двигательной, речевой);
- экскурсии;
- исследование, экспериментирование (игровое экспериментирование и опыты с предметами и материалами);
- прогулки в природу в разные сезоны (на различные городские объекты);
- развлечения;
- проектирование решения проблемы;
- познавательные беседы (с использованием разнообразного наглядно-иллюстративного материала, музыкального сопровождения, художественного слова, развивающих игр упражнений, заданий);
- чтение, просмотр познавательной, энциклопедической и художественной литературы;
- трудовую деятельность (труд в природе и хозяйственно-бытовой труд).
При реализации программы используются:
- образовательные технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- исследовательские, проектные методы обучения;
- технология игрового обучения;
- обучение в сотрудничестве (групповая работа);
- здоровье сберегающие технологии.
5.2 Список литературы
- Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. – Ярославль, 2003 г.
- М.Л.Бородина, Т.С.Харламова и др. Патриотическое воспитание. Иркутск, 2017- 217 с.
- Братющенко Е.В. К летописи Тайшета (Историко – библиографический и краеведческий обзор) Самиздат. - Тайшет, 2007 - 280 с.
- Виноградова Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. М., 1978 г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительные группы). –М.: ВАКО, 2005.- 240 с.
- Дрязгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. –
М., 1981 г.
- Золотова Е.И. Знакомим дошкольника с миром животных. – М., 1982 г.
- Карнаухов В.Н. От Удинской землицы до земли Тайшетой. Красноярск, 2015 - 428с.
- Мир природы и ребенок. – СПб., 1998 г.
- Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1994 г.
- Николаева С.М. Место игры в экологическом воспитании дошкольников. – М., 1996 г.
- Мариничева О.В., Н.В.Елкина Учим детей наблюдать и рассказывать. – Ярославль, 2002
- Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста / под ред.О.В.Дыбиной – М.,2005
- Протасова Н.И. Очерки о Тайшете – Иркутск: Изд-во «Макаров С.Е.», 2000.-244 с.
- Большая детская энциклопедия / пер. Ким А.И., Делевин В.В. – М.: «Росмэн»,2003.
- Барков А.С. Зоология в картинках. – М.: «Росмэн»,1999.
- Гальперштейн Л.Я. Моя первая энциклопедия: науч.поп. изд. для детей. – М.: ООО
«Изд-во «Росмэн-пресс»,2001.
- Детская энциклопедия. 1001 вопрос и ответ. Под ред. В. Иген и Н. Чемпиона; Пер. с англ. А.А. Бряндинской. – М.: Издательский дом «ОНИКС 21 век», 2002.
- Мир вокруг нас/ пер. с англ. Ю.Р. Соколова. – М.:ООО «Издательство Астрель»: ООО «Изд. АСТ», 2001.
Интернет-ресурсы
http://www.protown.ru (Федеральный краеведческий портал) http://ru.wikipedia.org (Википедия.Свободная энциклопедия). http://www.virtan.ru (Природа России). http://www.mycicerone.ru(сайт по краеведению России).
http://journal-shkolniku.ru/virtual-ekskursii.html (сайт виртуальных экскурсий) http://www.ru-regions.ru/(Информационный портал «Знакомство с Россией»). http://russia-karta.ru (Электронная карта России).
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/f6c85ff7-9567-4b28-b441- b270d163899c/?sort=order&interface=tla&rubric_id[]=89593&rubric_id[]=89623 ЦОР «Живая родословная»
http://naar.ru/articles/kak-sostavit-rodoslovnuyuposhagovaya-instruktsiya/ Как составить родословную
http://geno.ru/news/7771/ Программа «Российские династии» http://www.excurs.ru/pravila.htm Основные правила геральдики http://redirina.ucoz.ru/ Сайт-проект «Фамильный герб»
5.3 Календарный учебно-тематический план
№ | Месяц | Название раздела | Тема занятия | Объем часов | Содержание занятия |
Октябрь | Введение | Знакомство детей с содержанием программы, с предметом изучения. | 1 | Знакомство с детьми, их интересами. Инструктаж по технике безопасности, знакомство с правилами поведения на занятиях. Стартовая диагностика. | |
Что изучает краеведение. | 1 | Источники краеведческих знаний: карта как источник информации. Беседа об истории возникновении краеведения. Для чего это нужно. Викторина «Что ты знаешь о родном крае». | |||
«Я – Россиянин» | Что я знаю о России? | 1 | Какие места люди называют своей Родиной. Понятие Родина, малая родина, родной край, район, область. Практическая работа: работа с картой. Загадки, пословицы о Родине | ||
Символика Российской Федерации. Флаг. | 1 | Беседа о символике России - флаге. Что значит триколор? Практическая работа: рисование флага. | |||
Ноябрь | Символика Российской Федерации. Герб. | 1 | Беседа о символике России - гербе. Практическая работа: составление из мозаики герба. | ||
Символика Российской Федерации. Гимн. | 1 | Беседа о символике России - гимне. Практическая работа: прослушивание гимна. | |||
Моя столица. | 1 | Какие города называют столицами? Беседа о Москве. Достопримечательности Москвы. Практическая часть: работа с картой. Собирание пазлов с видами Москвы. | |||
Традиции русского народа. | 2 | Беседа о традициях русского народа. Понятие традиция. Загадки, пословицы о предметах русского быта. Практическая работа: украшение самовара. | |||
Декабрь | Исконные символы России. | 2 | Символы России – берёза, матрешка, балалайка, самовар, валенки. Практическая часть: рисование дерева. | ||
Русская народная одежда. | 1 | Понятие кокошник, сарафан, лапти. Сравнение национальной и современной одежды. Практическая работа: рисование русский народный костюм. | |||
«Иркутская область» | Что я знаю об Иркутской области? | 1 | Понятие край, область, регион. Территория и географическое положение Иркутской области. Символика края. Практическая работа: работа с картой. Просмотр презентации. | ||
Январь | Символика Иркутской области (герб, флаг). | 1 | Беседа о символике Иркутской области. Практическое занятие: дорисуй герб Иркутской области. | ||
Достопримечательности Иркутской области. | 1 | Виртуальная экскурсия на Мыс Бурхан, священную гору Ехэ-Ердо, Уковский водопад. Практическая часть: работа с картой. | |||
Знаменитые люди Иркутской области. | 1 | Знаменитые писатели, художники, проживающие в Иркутской области. Практическая работа: коллаж «Знаменитые люди Иркутской области. | |||
Русский лес – край чудес | 1 | Деревья, животные, грибы сибирского леса. Просмотр презентации. Практическая работа: изображение сибирского леса. | |||
Февраль | Озеро Байкал - жемчужина Сибири. | 1 | Знакомство с формой озера, его месторасположением. Климат, природа. Охраняемые объекты. Открытие озера, история его изучения. Богатства озера, использование их жителями побережья. Практическая работа: игра-путешествие. | ||
Легенды Байкала. | 1 | Читаем легенды Байкала. Практическая работа: конкурс рисунков. | |||
Нерпа - млекопитающее озера Байкал. | 1 | Особенности строения, питание, охрана. Практическая работа: изготовление поделки. | |||
Эндемики озера. | 1 | Что означает слово «Эндемики»? Показ иллюстраций эпишуры, голомянки, омуль, осетр. Практическая работа: коллаж «Жители озера Байкал». | |||
Март | Заповедные места Прибайкалья. | 1 | Проблема исчезновения животных, растений, разрушение пещер и т.д. Поведение туристов на Байкале. Необходимость охраны флоры и фауны исторических объектов побережий Байкала. Баргузинский заповедник. Месторасположение, климат, охраняемые территории. Просмотр презентации. | ||
«Мой город» | История моего города. | 1 | Знакомство с картой района, границы, история образования Понятие «город». Происхождение названия города. Исторические корни нашего города. Легенды и предания. | ||
Улицы города. | 1 | Виртуальная экскурсия по улицам города. Дети знакомятся с названием улицы, расположением домов. Исторические объекты, мемориальные доски. Беседа о своём городе, история города. Просмотр презентации. | |||
«Город моей мечты». | 1 | Рисуем город мечты. | |||
Апрель | Виртуальная экскурсия в краеведческий музей | 1 | Виртуальная экскурсия в краеведческий музей | ||
Достопримечательности нашего города. | 1 | Игра – путешествие. Практическая работа: составление карты достопримечательностей города Тайшета. | |||
Природа Тайшетского района. Зелёные лёгкие. | 1 | Беседа о значении леса для человека. Практическая работа: конкурс рисунков в защиту леса. | |||
Природа Тайшетского района. Реки. | 1 | Беседа о реках Тайшетка и Бирюса. Значение названий рек. Речные обитатели. Практическая часть: конкурс рисунков «Как защитить нашу воду». | |||
Май | Природа Тайшетского района. Животный мир. | 1 | Практическая работа: изготовление декоративно-прикладных работ «Животный мир нашего края», организация выставки. Проект «Малая Красная книга». | ||
Природа Тайшетского района. Растительный мир. | 1 | Конкурс рисунков | |||
Красная книга Тайшетского района. | 1 | Беседа об охране природы. Проект «Малая Красная книга Тайшетского района». | |||
«Подведение итогов». | Итоговая аттестация. | 2 | Обобщающая викторина «Мой родной край». Тестовые задания. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа "Край родной"
Особенность программы "Край родной":Сохранение самоценности дошкольного детства, как наиболее благоприятного периода для формирования положительного отношения к национальной культуре, ...
Дополнительная образовательная программа "Мой родной край"
Много лет живут бок о бок люди разных национальностей в содружестве. В условиях многонациональности идея воспитания детей в духе патриотизма к родной стране, республике, краю и одновременного взаимоув...
Дополнительная общеразвивающая программа "Край родной"
Программа предусматривает знакомство детей 4-7 лет с Нижегородским краем. Основныве задачи, которые решаются в ходе освоения содержания программы :Развитие у детей интереса к родному городу, его досто...
Дополнительная общеразвивающая программа «Мой край- Кузбасс»
Направленность программы: Программа социально-педагогической направленности предполагает совершенствование связной речи детей старшего дошкольного возраста.Актуальность:Общительность, потре...
Дополнительная общеразвивающая программа по обучению родному языку
Программа разработана с учетом Федеральных государственных образовательных стандартов, то есть относится к части формируемой участниками образовательных отношений, а именно относится к иным программам...
Дополнительная общеразвивающая программа по художественно-эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет) старшей группы «Родничок» «Волшебные узоры» на 2022-2023 учебный год
[[{"type":"media","view_mode":"media_original","fid":"29967573","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"756","style":"float: left;","width":"794"}}]]...