ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МОЙ КРАЙ»
методическая разработка (старшая группа)

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край» туристско-краеведческой направленности и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Данная программа реализуется на ознакомительном уровне, и предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №50 Г. ЙОШКАР-ОЛЫ «СОЛНЫШКО»

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «МОЙ КРАЙ»

ID программы:

Направленность программы: туристско - краеведческая

Уровень программы: стартовый

Категория и возраст обучающихся: 5-6 лет

Срок освоения программы: 8 месяцев

Объем часов: 32 часа

Разработчик программы: Галанова Ольга Геннадьевна,

старший воспитатель

                                                    г. Йошкар-Ола

2021г.

                                                            Содержание:

Раздел 1.Комплекс основных характеристик образования

1.1.Общая характеристика программы/пояснительная записка        2

1.2.Цели и задачи программы        3-4

1.3.Обьем программы        4

1.4.Содержание программы        4

1.5.Планируемые результаты        5

Раздел 2.Комплекс организационно-педагогических условий

2.1.Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы                                                                                                 6-9                      

2.2.Календарный учебный график        9-12

2.3.Рабочие программы учебных предметов, курсов        12-16

2.4.Условия реализации программы        17

2.5.Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации.        17

2.6.Оценночные материалы        21-23

2.7.Методические материалы        23-24

2.8.Иные компоненты        24

2.9.Список литературы        25-26

Раздел 1. Комплекс основных характеристик образования

  1. Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край» туристско-краеведческой направленности и ориентирована на детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. Данная программа реализуется на ознакомительном уровне, и предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предлагаемого для освоения содержания.

Актуальность программы заключается в том, необходимость данной программы вызвана как позитивными, так и негативными тенденциями развития российского общества. С одной стороны усиливаются демократические процессы в различных сферах общественной жизни, Россия активно включается в мировое сообщество. Всё это повышает запрос на духовно-нравственную, творческую, деятельную личность. С другой стороны, в последние годы падает уровень духовной культуры общества, подрастающего поколения, отсутствуют нравственно ориентированные ценности, проявляются непонимание значимости культурно-исторических памятников, идёт процесс углубления противоречий между старшим и молодым поколением. Программа призвана обеспечить ценностно-смысловую определенность нравственного и гражданско-патриотического воспитания. Ведущая идея программы – повышение общей культуры личности, патриотизм, гражданственность должны стать важной движущей силой российского общества, формирование национального самосознания молодёжи. Краеведение предполагает комплексное изучение родного края, дошкольники под руководством воспитателя знакомятся с природными, культурными и историческими особенностями края. В ходе этого курса дошкольники познакомятся с историей Марийского края края, растительным и животным миром, водными ресурсами родного края. Узнают так же об экологии, о памятниках истории и культуры. Об участниках боевых действий во Время Великой Отечественной войны и в «горячих точках», о тружениках тыла, ветеранах труда. Совершат заочные путешествия по селам и поселкам района, посетят музеи и районный музей истории и краеведения. Особое внимание уделяется изучению истории, культуры сельских поселений Марийской республики.

Отличительные особенности программы: программа способствует развитию познавательных способностей в области краеведения детей. Особо важно воспитание патриотизма, любви к родному краю.  Совместная работа с библиотекой поможет значительно расширить кругозор воспитанников относительно традиций, предметов материальной культуры, растительный и животный мир марийского края.

Адресат программы: программа составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей развития детей среднего дошкольного возраста. Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы, стремление получить от взрослого новую информацию познавательного характера. 

Срок освоения программы: 8 месяцев, общий объем 32 часа.

        Форма обучения: очная.

        Уровень программы: стартовый.

        Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю по 25 минут.

1.2.Цели и задачи реализации Программы

Цель: сформировать познавательную потребность в освоении исторического краеведческого материала, расширить и углубить знания обучающихся о родном крае, формировать умения и навыки общения, подготовки мероприятий, оформления исследовательских работ, воспитывать патриотизм у подрастающего поколения, любви к своей Отчизне.

Образовательные задачи:

-ознакомление с историей малой родины, сбор материала о ратных и трудовых подвигах земляков;

-овладение начальными навыками исследовательской работы;

-овладение навыками работы на ПК.

Воспитательные задачи:

-воспитание чувства гражданственности и патриотизма, гордости за принадлежность к своей нации, гордости за свою Родину;

-углубление и систематизация знаний о своей семье;

-воспитание обучающихся на положительном примере жизни и деятельности земляков, понимания ценности и значимости каждой человеческой жизни;

-воспитание гордости и уважения к живущим рядом ветеранам войны и труда;

-воспитание бережного отношения к природе;

-воспитание чувства личной ответственности за всё происходящее в окружающем мире, потребность быть деятельным соучастником в общественной, учебной, трудовой и досуговой сферах жизни;

Развивающие задачи:

-расширять знания учащихся по краеведению;

-развитие познавательного интереса, интеллектуальных и творческих способностей;

-стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае и его людях;

-развитие способности к творчеству, овладению и стремлению самостоятельно добывать новые знания;

-развивать навыки при работе с картой.

   1.3. Объём программы.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Мой край» разработана для детей среднего дошкольного возраста (5-6 лет) и рассчитана на 32 занятия, срок освоения программы 8 месяцев, занятия проводятся 1 раз в неделю не более 25 минут.

1.4.Содержание программы  

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа по ознакомлению дошкольников с родным краем предназначена для детей от 5 до 6 лет. Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей, обучающихся по дополнительной программе.

Программы является - систематизация и расширение представлений дошкольников о своем крае, развитие чувства патриотизма.

С целью закрепления знаний о республике и воспитания эмоционального отклика рекомендуется проводить экскурсии, целевые прогулки, походы с целью посещения достопримечательных мест города. Занятия комбинированного типа, которые включают в себя теоретический аспект и практическую подготовку, осуществляются прямыми и косвенными путями: используются теоретические и практические ситуации.

Раздел 1. «История родного края, района, села» 

Освоение представлений о своем городе, особенностях города (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города - магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Происхождение названия, легенды, предания и сказания о населенном пункте, верования и религии, их история, а так же о знаменитых земляках, которые совершили ратные подвиги на фронтах войны.

Разделы  «Природа родного края»  и  «Птицы и дикие животные марийского края».

Формирование представлений у детей о растениях красной книги родного края, расширение знаний детей о растительном мире родного края, дифференцирование хвойных пород деревьев, выделение особенностей цвета, длины, расположения на побегах хвоинок этих деревьев. Уточнение и расширение представлений о животных родного рая, о лекарственных растениях и грибах, о съедобных и несъедобных, их отличительных признаках, о пользе для человека и животных.

Раздел 3 «Марий Эл обычаи и традиции».

Формирование представлений об обрядах, обычаев и традиций народов, населяющих край,

1.5. Планируемые результаты

Результаты освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Родные просторы» представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения освоения представляемой программы.

В конце учебного года, в результате освоения программы дети должны иметь представления (соответственно возраста):

К концу года обучения учащиеся должны знать:

историю родного края;

о народах, заселявших родной край;

краткую историю близлежащих деревень;

историю религии родного края;

о традициях и обычаях народов, населяющих малую родину;

о семейных традициях, о своей родословной;

о развитии сельского хозяйства в районе;

о растительном и животном мире;

о земляках, участниках и тружениках тыла Великой Отечественной войны.

Должны уметь и овладеть:

основами исследовательской работы;

навыками работы на персональном компьютере;

бережно обращаться с музейными экспонатами;

навыками интервьюирования.

     Раздел 2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Учебный план дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Мой край».

Учебный план охватывает 4 раздела: «История родного края, района, села», «Природа родного края », «Птицы и дикие животные марийского края», «Марий Эл обычай и традиции ».

№ п/п

Наименование раздела, модуля, темы

Количество часов

Формы промежуточной аттестации/ текущего контроля

Всего

в том числе

теоретические занятия

практические занятия

1

«История родного края, района, села»

7

4

3

наблюдение

2

Природа родного края

8

5

3

наблюдение

3

Птицы и звери марийского края

8

4

4

наблюдение

4

 Марий Эл обычай и традиции

8

5

3

наблюдение

5

Итоговый мониторинг усвоенных знаний

1

0

1

Викторина «Моя Родина-Марий Эл»

1.Как называется наша страна?

1. Москва

2. Йошкар -Ола

3. Марий Эл

4. Россия

2.В какой республике мы живём?

1. Чувашия

2. Марий Эл

3. Бурятия

4. Татарстан

3.Как называется столица России?

1. Йошкар-Ола

2. Уфа

3. Москва

4. Санкт-Петербург

4.На какой лист дерева похожа РМЭ на карте?

1. Березовый лист

2. Кленовый лист

3. Дубовый лист

4. Лист тополя

5.Как переводится с марийского языка Йошкар-Ола?

1. Марийский край

2. Красный город

3. Марийский узор

4. Марийский город

6.Выбери правильный флаг Республики Марий Эл

7.Фамилия, имя, отчество действующего президента РМЭ?

1.Маркелов Л.И.

2.Естифеев А.А.

3.Зотин В.М.

4.Путин В.В.

8.Найди марийский национальный костюм.

9.Столица республики Марий Эл?

1. Звенигово

2. Козьмодемьянск

3. Йошкар-Ола

4. Москва

10.Выбери города Республики Марий Эл?

1.Звенигово, Козьмодемьянск, Йошкар-Ола, Волжск.

2.Чебоксары, Звенигово, Киров.

3.Киров, Москва, Саратов, Пермь.

4.Нижний Новгород, Санкт-Петербург.

11.Какая река протекает в городе Йошкар-Ола?

1.Малая Кокшага

2.Большая Кокшага

3.Волга

4.Енисей


12.Соотнеси достопримечательности и их названия:

1.Театр оперы и балета

2.Площадь Оболенского-Ноготкова

3.Республиканский театр кукол

4.Набережная Брюгге


13.Какое животное изображено на гербе Республики Марий Эл?

1. Собака

2. Медведь

3. Лось

4. Конь


14.Как называется национальный парк, который расположен в республике Марий Эл?

1.Большая Кокшага

2.Марий Чодра

3.Белогорье

4.Галичья гора

15.Какое озеро самое глубокое?

1.Табашино

2.Яльчик

3.Шап

4.Карась

Итого объем программы

32

18

14

  2.2. Календарный учебный график

№ п/п

Месяц

Число

Время

проведения занятия

Форма занятий

Тема занятия

Место проведения

Форма контроля

1

Октябрь

04.10

16.30

Групповая

«Марий Эл – республика моя»

Групповая комната

Наблюдение

2

Октябрь

11.10

16.30

Групповая

«Герб республики Марий Эл»

Групповая комната

Наблюдение

3

Октябрь

18.10

16.30

Групповая

Экскурсия в библиотеке-филиале №8 МБУК «ЦБС г. Йошкар-Олы» «Вас, девчонки и мальчишки, приглашают в гости книжки»

4

Октябрь

25.10

16.30

Групповая

Аппликация на тему: «Украсим платье марийским орнаментом»

Групповая комната

Наблюдение

5

Ноябрь

01.11

16.30

Групповая

Литературные часы, знаменитые земляки Республики Марий Эл и их подвиги

Групповая комната

Наблюдение

6

Ноябрь

08.11

16.30

Групповая

«Путешествие по карте Марий Эл «Знакомство с районами, чем знаменит

Групповая комната

Наблюдение

7

Ноябрь

15.11

16.30

Групповая

Прогулка День марийских подвижных игр

Детская площадка

Наблюдение

 Раздел «Природа родного края»

8

Ноябрь

22.11

16.30

Групповая

«Природные зоны и экосистемы»

Групповая комната

Наблюдение

9

Ноябрь

29.11

16.30

Групповая

«Прогулка по лесу»

Сосновая роща

Наблюдение

10

Декабрь

06.12

16.30

Групповая

Экологический праздник «Библиотека, книга, я – природе стали мы друзья»

Библиотека-филиал №8 МБУК «ЦБС г. Йошкар-Олы

Наблюдение

11

Декабрь

13.12

16.30

Групповая

Лекарственные растения республики Марий Эл

Групповая комната

Наблюдение

12

Декабрь

20.12

16.30

Групповая

Беседа с детьми на тему: «Лиственный лес»

Групповая комната

Наблюдение

13

Декабрь

27.12

16.30

Групповая

Создание альбома «Где мы были, что видели в лесу»

Групповая комната

Наблюдение

14

Январь

10.01

16.30

Групповая

«Грибы леса»

Групповая комната

Наблюдение

15

Январь

17.01

16.30

Групповая

Час экологии

Читальный зал библиотекифилиала №8 МБУК «ЦБС г.Йошкар-Олы»  

Наблюдение

                                    Раздел  «Птицы и дикие животные марийского края»

16

Январь

24.01

  16.30            

Групповая

«Птицы – звуки» «Птицы нашего края»

Групповая комната

Наблюдение

17

Январь

31.01

16.30            

Групповая

Дикие животные нашего края

Групповая комната

Наблюдение

18

Февраль

07.02

16.30            

Групповая

Создание альбомов-самоделок «Животные Марий Эл», их выставка

Групповая комната

Наблюдение

19

Февраль

14.02

16.30            

Групповая

Рисование на тему: «Любимые птицы и дикие животные»

Групповая комната

Наблюдение

20

Февраль

21.02

16.30            

Групповая

Аппликация «Кто в лесу живет»

Групповая комната

Наблюдение

21

Февраль

28.02

16.30            

Групповая

Литературный час «В мире животных и птиц»

Групповая комната

Наблюдение

22

Март

14.03

16.30            

Групповая

Час экологических развлечений

Читальный зал библиотеки-филиала №8 МБУК «ЦБС г.Йошкар-Олы

Наблюдение

23

Март

21.03

16.30

Групповая

Выставка детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям о животных, которые занесены в Красную книгу

Групповая комната

Наблюдение

Раздел «Марий Эл обычаи и традиции»

Групповая

24

Март

28.03

16.30            

Групповая

«Экскурсия в библиотеку»

Читальный зал библиотеки-филиала №8 МБУК «ЦБС г. Йошкар-Олы»  

Наблюдение

25

Апрель

04.04

16.30            

Групповая

«Марийские народные игры»

Групповая комната

Наблюдение

26

Апрель

11.04

16.30            

Групповая

Праздник - 4 ноября День марийской государственности

Групповая комната

Наблюдение

27

Апрель

18.04

16.30            

Групповая

Фестиваль марийских сказок

Групповая комната

Наблюдение

28

Апрель

25.04

16.30            

Групповая

Таланты марийского края (поэты, писатели, художники, известные люди)

Групповая комната

Наблюдение

29

Май

04.05

16.30

Групповая

Праздник «День рождение Марий Эл»

Групповая комната

Наблюдение

30

Май

16.05

16.15

Групповая

Совместные посиделки «Мы сидим в тишине и читает маме мне» (о традициях и обычаях народа мари)

Групповая комната

Наблюдение

31

Май

23.05

16.30

Групповая

Праздник  марийской письменности

Групповая комната

Наблюдение

32

Май

30.05

16.30

Групповая

Итоговый мониторинг усвоенных знаний

Групповая комната

Наблюдение

        2.3. Рабочие программы учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей)

№ п/п

Тема

Количество занятий

Содержание

1

«Марий Эл – республика моя»

1

Уточнить и закрепить знания детей о названии своей республики, ее столице. Познакомить с месторасположением РМЭ на карте, представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждений города.

2

«Герб республики Марий Эл»

1

Расширение и углубление знаний детей о Республике Марий Эл, в которой они живут.

3

Экскурсия в библиотеке-филиале №8 МБУК «ЦБС г. Йошкар-Олы» «Вас, девчонки и мальчишки, приглашают в гости книжки»

1

Закрепить знания детей о родном крае, умения ориентироваться в мире книг, правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне

4

Аппликация на тему: «Украсим платье марийским орнаментом»

1

Приобщить дошкольников к истории национальной культуры марийского народа.

5

Литературные часы, знаменитые земляки Республики Марий Эл и их подвиги

1

Дать представления детям о знаменитых земляках, которые защищали нашу родину от врагов.

6

«Путешествие по карте Марий Эл, знакомство с районами, чем знаменит»

1

Углубление знаний детей об истории районов Республики Марий Эл, расширение кругозора и воображения.

7

Прогулка День марийских подвижных игр

1

Обогатить знания детей о Марийском народе через игровую деятельность.

8

«Природные зоны и экосистемы»

1

Обобщить знания детей о климатических условиях, характерных для растений и животных.

9

«Прогулка по лесу»

1

Закрепить знания детей о деревьях и кустарниках.

10

Экологический праздник «Библиотека, книга, я – природе стали мы друзья»

1

Закрепить знания детей о животном и растительном мире родного края, умения ориентироваться в мире книг, правильно обращаться с книгой, вести беседы о прочитанном, анализировать текст на доступном уровне

11

Лекарственные растения республики Марий Эл

1

Расширение представлений о лекарственных растениях нашего края, их значении в жизни человека: оздоровительном и эстетическом, знакомство со стихами и загадками о растениях.

12

Беседа с детьми на тему: «Лиственный лес»

1

Обогащение и систематизация знаний детей о природе родного края.

13

Создание альбома «Где мы были, что видели в лесу»

1

Привлечение детей к созданию собственных альбомов.

14

«Грибы леса»

1

Закрепление представлений о грибах, расширение и активизация словаря по теме «Грибы».

15

Час экологии

1

Дать представления детей о   животных, которые обитают в зеленом лесу родного края.

16

«Птицы – звуки» «Птицы нашего края»

1

Закрепление знаний детей о птицах нашего края, умение классифицировать по принципу «зимующие-перелетные.

17

Дикие животные нашего края

1

Закрепление и обобщение знаний детей о диких животных нашего края, их приспособлении к условиям жизни.

18

Создание альбомов-самоделок «Животные Марий Эл», их выставка

1

Привлечение детей к созданию собственных альбомов.

19

Рисование на тему: «Любимые птицы и дикие животные»

1

Дать представления детям о птицах и диких животных родного края

20

Аппликация «Кто в лесу живет»

1

Создание сюжетной композиции из силуэтов животных, вырезанным по самостоятельно нарисованным контурам.

21

Литературный час В мире животных и птиц

1

Знакомство детей с разнообразием поэзии о птицах и животных, обогащение знаний о « пернатых » друзьях.

22

Час экологических развлечений

1

Развлечение «В мире цветов мы б хотели остаться, чтоб каждый день красотой любоваться».

23

Выставка детских рисунков и поделок по прочитанным произведениям о животных, которые занесены в Красную книгу

1

Впечатления о прочитанных книгах дети отображают в продуктивных видах деятельности: лепке и рисовании.

24

«Экскурсия в библиотеку»

       1

Закрепить знания детей о талантах родного края, умения ориентироваться в мире книг, правильно обращаться с книгой.

25

«Марийские народные игры»

1

Приобщение детей к марийской народной культуре через игровую деятельность

26

Праздник - 4 ноября День марийской государственности

1

Познакомить детей с марийскими народными праздниками, значении и истории его возникновения.

27

Фестиваль марийских сказок

1

Привитие любви к родному краю, приобщение к музыкально-поэтической культуре марийского народа.

28

Таланты марийского края (поэты, писатели, художники, известные люди)

1

Приобщение детей к истории и культуре марийского народа, к народному творчеству наших талантливых земляков.

29

Праздник «День рождение Марий Эл»

1

Формирование любви к своей Родине-республике Марий Эл, привитие любви и уважения к ней, воспитание чувства патриотизма.

30

Совместные посиделки «Мы сидим в тишине и читает маме мне» (о традициях и обычаях народа мари)

1

Закрепить знания о родном крае «Мы сидим в тишине и читает маме мне»

31

Праздник  марийской письменности

1

Ознакомление с историей возникновений марийской письменности, расширение у детей этнокультурных образовательных потребностей.

32

Итоговый мониторинг усвоенных знаний

Викторина «Путешествие по моей земле»

-Как называется наша страна?

-В какой республике мы живем?

-Какие птицы обитают в марийских лесах?

-Как переводится с марийского языка город Йошкар-Ола?

        

2.4. Условия реализации программы

Материально-техническое обеспечение.

Для занятий требуется просторное светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим нормам. Помещение должно быть сухое, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемым, с достаточным дневным и вечерним освещением.

Технические средства обучения: магнитофон, музыкальный центр, мультимедиапроектор, наборы аудио и видео - дисков, презентации, мини – центр «Мой родной край».

Сменные выставки:

  • «Мой любимый город Йошкар-Ола»,
  • «Животный и растительный мир нашего края»,
  • «Перелетные и зимующие птицы Республики Марий Эл».

Кадровое обеспечение:

ФИО педагога

Место работы, должность

Образование

Галанова Ольга Геннадьевна

МБДОУ «Детский сад №50 «Солнышко»

Высшее

2.5. Формы, порядок текущего контроля и промежуточной аттестации

Проверка результативности программы проводится в ходе викторины на выявление представлений о родном крае.

Диагностика с целью выявления уровня сформированности у детей знаний и представлений о родном городе и ближайшем окружении проводится два раза в год. В начале учебного года, выявляют исходный уровень имеющихся у детей знаний и представлений. Это очень важный диагностический этап, результаты которого позволяют педагогу определить и скорректировать содержание и методы ознакомления старших дошкольников с родным городом и ближайшим окружением, спланировать индивидуальную работу с каждым ребенком.

В конце учебного года подводятся итоги, определяются уровни сформированности знаний и представлений о родном городе и ближайшем окружении. Диагностика осуществляется комплексно, с использованием различных методов: индивидуальных бесед с детьми, специально разработанных заданий, дидактических упражнений, наблюдений во время занятий и в повседневной жизни.

                                                  2.6. Оценочные материалы.

        В соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012 г.  гл. 7, ст. 64 п.2 освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточной аттестации воспитанников, вследствие чего отсутствует система оценок при промежуточной аттестации.

Основные задачи ознакомления с ближайшим окружением и родным городом:

- знакомство с названием родного города (поселка), а также с тем, почему

он так называется

- знакомство с названиями улиц ближайшего окружения, домашним

адресом, адресом детского сада;

- формирование интереса к истории и достопримечательностям родного

города (поселка), представлений о наиболее значимых событиях в истории

родного города (поселка);

- знакомство с выдающимися земляками, людьми, подвиги и

трудовые достижения которых прославили родной край;

- формирование представлений о том, что каждый житель города (поселка)

должен посильно участвовать в его благоустройстве в соответствии со

своими возрастными возможностями.

В процессе диагностики ребенку предлагается разрешить проблемные

ситуации, выполнить задания и ответить на вопросы.

Проблемные ситуации

Задания

-Ребенку предлагается рассмотреть несколько фотографий (открыток) с изображением близлежащих улиц и определить их названия. Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть фотографии, рисунки, открытки с изображением памятных мест, архитектурных и скульптурных памятников разных городов и выбрать из них те, на которых изображены достопримечательности родного города. Среди изображений гербов различных городов ребенку предлагается выбрать герб родного города (гербовую эмблему микрорайона, поселка).Используя иллюстративный материал с изображением людей,

собирающих мусор, сажающих деревья и цветы и пр., воспитатель предлагает рассказать о том, что нужно делать, чтобы родной город стал чище и красивее.

Вопросы для беседы:

Как называется город (поселок), в котором ты живешь?

Что означает название города (поселка), в котором ты живешь?

Как называют жителей нашего города (поселка)?

Знаешь ли ты название улицы, на которой живешь?

Почему она носит такое название?

Как ты думаешь, что означает герб нашего города?

Что тебе больше всего нравится в твоем городе?

Какие интересные места, достопримечательности своего родного города

ты знаешь?

Какие интересные места в нашем городе, достопримечательности ты посетил с родителями?

Каких выдающихся людей, прославивших наш город, ты знаешь?

Что ты можешь сделать для того, чтобы твой родной город стал красивее?

Знакомство со страной и государственной символикой

Естественно мы не можем обойтись без знакомства с

государственной

символикой страны (гербом, флагом, гимном).

Основные задачи ознакомления с государственной символикой:

Углублять и уточнять представления о Родине России;

воспитание интереса к государственным символам нашей Родины;

развитие чувства сопричастности к истории и современной жизни

нашей страны;

воспитание эмоционально положительного отношения к гербу, флагу и

гимну России;

формирование элементарных представлений о функциональном

назначении

и символическом значении государственных символов;

воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за

принадлежность к гражданам России.

В процессе диагностики педагог заполняет диагностическую таблицу.

Диагностическая карта определения уровня сформированности представления о родном крае

N п/п

Ф.И. ребенка

Знания и представления о городе

Проявление интереса и положительного эмоционального отношения к  алой Родине

Деятельностно-поведенческие проявления

итого

Название города

Домашний адрес

Городская символика

Достопримечательности города

Герб Марий Эл

Интерес к иллюстративным материалам

Эмоциональная положительная реакция на изображения

Бережное отношения к зеленым насаждениям на участке

Соблюдения в повседневной правил поведения в природе и на улице

Критерии

определения уровня сформированности представления о родном крае

Средняя группа

1.Название города (поселка) в котором живет ребенок.3 б.

уверенно называет город, в котором живет.2 б.

не сразу называет, вспоминает думает. Может помочь опора на наглядный материал.

1 б. знает название, но может перепутать с названием страны, района.

Нужны наводящие вопросы.

0 б. не может ответить на вопрос

2.Домашний адрес

3б. знает домашний адрес и уверенно

отвечает.

2б. отвечает правильно, но при помощи наводящих вопросов.

1б. не знает, но пытается предложить свой ответ.

0б. не знает.

3.Городская символика

3б. узнает городскую символику, пытается рассказать о ней и объяснить

ее значение.

2б.узнает и уверенно выбирает городскую символику среди

изображения других, но затрудняется что либо рассказать о ней.

1б.испытывает затруднения при выборе городской символики.

0б. не узнает.

4.Достопримечательности города

3б. выбирает среди фотографий и рисунков изображения

достопримечательностей родного города, называет их. Может

рассказать, где находится.

2бвыбирает среди фотографий и рисунков изображения

достопримечательностей родного города, называет их с помощью наводящих вопросов.

1б.выбирает среди фотографий и рисунков изображения

достопримечательностей родного города, назвать не может.

0б.не знает, не выбирает.

5.Герб Марий Эл

3б.называет правильно. узнает герб Марий Эл, уверенно сразу выбирает его изображение среди изображений гербов других стран.

2б. правильно, но не сразу выбирает изображение государственного

герба Марий Эл.

1б.называет, но не может ничего о них рассказать .испытывает затруднение, нуждается в наводящих вопросах

0б. не может ничего назвать.

11.Интерес к иллюстративным материалам, отражающим историю,

знакомящим с природой и достопримечательностями родного города.

3б.часто рассматривает иллюстрации по собственной инициативе,

делятся впечатлениями.

2б. иногда самостоятельно рассматривает иллюстрации

1б.рассматривает иллюстративные материалы по инициативе

взрослого.

0б. не проявляет интереса.

12.Эмоционально положительная реакция на изображения, фотографии

улиц, достопримечательностей города.

3б. эмоциональная реакция ярко выражена: узнает, радуется, дает

эстетическую оценку, когда видит знакомые объекты.

2б. положительная эмоциональная реакция на знакомые объекты.

1б.эмоциональная реакция выражена слабо.

0б. эмоциональная реакция отсутствует.

13.Бережное отношение к

оборудованию участка и группы, зеленым

насаждениям ближайшего окружения.

3б. бережно относится к окружающему и напоминает об этом другим.

2б. бережно относится к окружающему.

1б. необходимо напоминание взрослого.

0б. бережное отношение не сформировано (ломает ветки, игрушки,

пачкает оборудование и т.п.)

14.Соблюдение в повседневной жизни правил поведения в природе и на

улице.

3б. самостоятельно соблюдает правила.

2б. соблюдает правила, но иногда необходимо напоминание взрослого

1б. не всегда и не все правила соблюдает.

0б не соблюдает правила.

Оценка результатов диагностики

42 б. - 34 б. представления сформированы

33 б.-15 б. частично сформированы

14б. менее сформированы

Викторина на день республики Марий Эл.

Блиц-опрос:

1 Сколько городов в нашей республике Марий эл? (4)

2 Какой город самый старый (Козьмодемьянск)

3 Какой горд самый молодой (Звенигово)

4 Какое озеро самое большое (Яльчик)

5 Самая крупная река (Волга)

6 Самое крупное лесное животное (лось)

7 Самый хищный лесной зверь (медведь)

Игра «Вокруг дома» - «Порт воктене»

Дети стоят в кругу, выбирается водящий. Он ходит за кругом и останавливается около того, на ком заканчиваются слова игры.

Кто из героев народных сказок и преданий сказал такие слова:

1 Не печальтесь дети мои родные , если будет вам тяжело, приходите ко мне на холм и крикните громко:

«Нас теснят враги» я встану и помогу прогнать врагов, но помните; звать надо в самый тяжелый час когда увидите , что врага одолеть сами не сможете. А меч мой и щит положите рядом со мной. (Чоткар)

2 Долго они боролись, он устал, сел и разулся , чтобы вытряхнуть землю, набившуюся в лапти . Высыпал землю из одного лаптя- получилась высокая гора, из другого лаптя высыпал- другая большая гора образовалась (Онар)

Стихотворение о Марий Эл

Составь марийский орнамент

Игра с платочком

Загадки о животных , растениях, птицах

Есть один такой цветок,

не вплетешь его в венок.

на него подул слегка

был цветок и нет цветка….одуванчик

На зеленом шнурочке

белые звоночки…ландыш

Стоит в саду кудряшка-

белая рубашка

сердечко золотое

что это такое…ромашка

Русская красавица стоит на поляне

в зеленой кофточке

в белом сарафане…береза

Кого раз в год наряжают…ель

Не царь, а в короне,

не всадник, а со шпорами….петух

Не дровосек не плотник,

а первый в лесу работник…дятел

Днем спит, ночью летает….сова

Иголки лежали лежали

да под стол убежали….ежик

Я веселенький зверек

прыг с елки на дубок…белка

Кто позабыв тревоги спит в своей берлоге…медведь

Трав копытами касаясь,

ходит по лесу красавец,

ходит смело и легко

рога раскинув широко….лось

Назови что это «Достопримечательности» фотографии г.Йошкар-Ола

Собери герб Марий Эл

Музыкальная пауза - танец под марийскую мелодию

2.7.  Методические материалы

Программа основана на принципах:

  • создание условий, способствующих естественному гармоничному развитию личности ребенка.
  • позитивности (создание поддерживающей, доброжелательной атмосферы помощи, сотрудничества);
  • индивидуального подхода;
  • развития и саморазвития личности (активизация творческих возможностей, способность к самопознанию и самоусовершенствованию);
  • поощрения достижений ребенка в обретении творческой самостоятельности; свободного перемещения в пространстве, свободы высказываний.

Методы и приемы обучения:

Программа предполагает сочетание разнообразных методов и приемов:

  • беседы,
  • экскурсии,
  • эколого-природоведческие игры,
  • рассказы педагога,
  • работа с иллюстративным материалом,
  • аудио- и видеоматериалом, вызывающими яркую эмоциональную реакцию,
  • рисование,
  • презентации,
  • проектная деятельность,
  • экспериментальная деятельность,
  • работа с природоведческой и энциклопедической литературой,
  • информационно-коммуникационные технологии (ИКТ).

Формы образовательной деятельности:

  • беседы, открытые занятия, игровые ситуации;
  • чтение художественной литературы;
  • рассматривание иллюстраций по теме;
  • ситуативный разговор, обсуждение, дискуссия, творческое рассказывание, рассказ из личного опыта, наблюдения;
  • сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры;
  • викторины, экскурсии, маршруты выходного дня, заочные путешествия;
  • просмотр мультфильмов, рисование, аппликация, конструирование.

Алгоритм учебного занятия

Каждое занятие состоит:

вводной части: художественное слово, сюрпризный момент;

основной части: решение главных задач занятия. В данной части используются игры, дидактический материал, совместная деятельность детей, направленная на развитие познавательной сферы;

заключительной части. Итог занятия. Эта часть занятия позволяет детям высказывать и обобщать впечатления от занятия, сделать выводы по теме занятия.

2.8.Иные компоненты              

2.9. Список литературы и электронных источников

1. История и культура марийского народа : учебник /А.А. Андреянов, О.М. Герасимов, С.П. Захарова, И.С. Иванов, Г.И. Соловьёва.- Йошкар-Ола,1993. - 106 с.

2.Лысенко О.В.Ткань, ритуала, человек: учебное пособие/ О.В.Лысенко. - Йошкар-ола,1992. - 106 с.

2. Сепеев. А.Г. Этнография марийского народа: учебное пособие./ А.Г.Сепеев. -  Йошкар-Ола: Марийское книжное издательство, 2001. - 184 с.

3.Солнцева, О.В. Особенности организации краеведческого образования дошкольников/ О.В.Солнцева // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения . -  Йошкар-Ола, 2011. -  №10. - С 5-17.

4. Степанова И.Встречи с марийской вышивкой: учебное пособие / И.Степанова. -   Йошкар-Ола,2005. - 210 с.

5. Юдина Н.А. Обычаи и обряды: учебное пособие  / Н.А..Юдина -  Москва,2005. - 320с.

6. Андреянов А.А. История и культура марийского народа: учебное пособие  /  О.М. Герасимов, С.П. Захарова, И.С. Иванов, Г.И. Соловьёва -  Йошкар-Ола,1993 -.106 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Обучение детей грамоте и формирование навыков письма» направлена на освоение социального опыта, приобретение конкретных навыков (чтение и письмо), необходимых в освоении школьной программы.

Новизна программы заключается в объединении двух направлений (педагогическом и психологическом) для развития у обучающихся предпосылок для успешного овладения чтением и письмом на фоне формирования со...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидностью

При воспитании и обучении детей с ОВЗ существует ряд проблем, обусловленных психофизическими особенностями: стойкое нарушение познавательной деятельности, недоразвитие высших познавательных функций, к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по художественно – эстетическому развитию «Чудеса на ткани» для воспитанников 6-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования   по художественно – эстетическому развитию  «Чудеса на ткани»  для воспи...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей социально-педагогической направленности «Английский для малышей» (для детей 6-7 лет)

Лополнительная образовательная программа на 2021 год кружка "Английский для малышей". Разработана для подготовительной группы....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования по естественнонаучной направленности «Ментальная Арифметика»

Программа направлена на обучение детей дошкольного возраста ментальной арифметике - это программа развития умственных способностей и творческого потенциала с помощью арифметических вычислений на японс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Цветные ладошки» для детей среднего дошкольного возраста

Программа составлена на основе Программы художественного воспитания, обучения и развития детей 3-7 лет «Цветные ладошки» Лыковой И.А....