Сюжетно-отобразительная игра
статья (младшая группа)
Сюжетно-отобразительная игра ,ее особенности ,цель и содержание. Роль педагога в формировании сюжетно-отобразительной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Сюжетно-отобразительная игра | 15.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Сюжетно-отобразительная игра
Сюжетно-отобразительная игра начинает формироваться в возрасте 2-3 лет. Суть сюжетно-отобразительной игры была изложена в трудах Д. Б. Эльконина. Он приводил следующий пример : «Мать причесывает Андрея щеткой для волос. Затем дает щетку ему в руки, направляет его руку со щеткой к его волосам, и они вместе производят действия причесывания. Теперь Андрей, подходя к зеркалу и увидев щетку для волос, берет ее правильно за ручку, направляет к своей голове и делает несколько движений по волосам или возле них. Очень часто при этом прикасается к волосам тыльной поверхностью щетки, и конечно, никакого причесывания не происходит». Автор пришел к выводу, что образец действия, который взрослые предлагают ребенку, не может быть усвоен сразу. Ребенок в раннем детстве принимает из образца действия лишь его общую схему, которая связана с общественным назначением предмета. Другая сторона, которая должна учитывать физические свойства предмета, — развивается позже и значительно дольше.
Третий год жизни - период расцвета сюжетно-отобразительной игры. Точнее— период, когда уже имеются предпосылки к расцвету, но его еще надо обеспечить. Игра в раннем возрасте не возникает спонтанно, а формируется только в результате усвоения ребенком способов игровой деятельности в процессе общения со взрослым .
Цель сюжетно-отобразительной игры заключается в организации практического опыта осуществления игровых действий и обеспечение общения ребенка и взрослого в игре.
Содержанием сюжетно-отобразительной игры являются действия ребенка имитирующие в условной форме использование предмета по назначению. Таким образом , возникают две различные деятельности. Одна — это деятельность со значением вещей, с обобщенными схемами их использования, применительно к разнообразным ситуациям. Вторая — это деятельность, в которой необходимо добиться результата практического применения предмета. Действия детей с предметами по их функциональному назначению (отображение действий взрослых), без получения конкретного, практического результата, приводят к формированию игровой деятельности. Игровые действия детей второго года жизни носят ярко выраженный подражательный характер: ребенок причесывает куклу расческой, поит мишку из чашки, то есть выполняет знакомые по опыту действия. В действиях детей наблюдается полифункциональное использование предметов: ребенок вытирает платочком глаза мишки, и тут же платочек становится для того одеялом. Для ребенка не важен предмет, главное — выполнить необходимое действие.
Принято выделять три уровня сформированности сюжетно-отобразительной игры: высокий уровень сформированности предполагает, что замысел у ребенка возникает преимущественно по собственной инициативе, только в некоторых случаях взрослый приходит ему на помощь. В игре малыш отображает знакомые события, комбинируя их между собой. С удовольствием принимает в игру сверстников.
- При среднем уровне развития сюжетно-отобразительной игры замысел ее появляется как по инициативе ребенка, так и после предложения взрослого. В игре отображаются знакомые события, играющий с удовольствием повторяет какую-то одну ситуацию в выборе. Роли взрослого малыш не принимает. Игра носит индивидуальный характер, но ребенок проявляет интерес к играм сверстников.
- Ребенку с низким уровнем сюжетно-отобразительной игры требуется помощь взрослого в появлении замысла. Он отображает знакомые события, многократно повторяя одну ситуацию. Игровые задачи ему помогает ставить взрослый, лишь в отдельных случаях игровые задачи малыш ставит самостоятельно. Ребенок не использует в играх предметов-заместителей и воображаемых предметов. Игра индивидуальная, малыш почти не проявляет интереса к играм сверстников.
Дети, обладающие как высоким, так и низким уровнем развития сюжетно-отобразительной игры, нуждаются в педагогическом руководстве. Роль педагога в организации сюжетно-отобразительной игры заключается в правильном ее построении, таким образом, чтобы игра, возникнув, перешла на более высокий этап развития. Во-первых, следует добиться разнообразия сюжетов, показать детям новые источники их создания. Во-вторых, надо способствовать обогащению сюжетов, их детализации, наращивать логическую цепочку действий, ввести более обобщенные средства выражения сюжета (условные и символические игрушки, действия с воображаемыми предметами и лицами), отображать эмоции и состояния игровых персонажей. И наконец, необходимо развить речевое сопровождение игры — обозначение действий словом и диалоги с игрушкой. Необходимо помогать детям переносить знания об окружающем в игру, научить их ставить разнообразные игровые задачи, осваивать в играх назначение и свойства предметов. Усилия педагога должны быть направлены на создание предпосылок перехода к сюжетно-ролевой игре: появления обобщенных действий, использования предметов-заместителей, объединения предметных действий в единый сюжет, называния себя именем героя, обогащения содержания игры. Задача педагога — сформировать у ребенка к трем годам умения развертывать условные действия с сюжетной игрушкой, предметом-заместителем и воображаемым предметом, связывать 2-3 игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым, а затем сверстником. Ведущая роль педагога — помочь ребенку овладеть условностью игровых действий. Это определяет задачи работы, направленные на освоение детьми игры как особого вида деятельности, предполагающего умения:— включать в игру действия с игрушками и другими предметами и действия без предметов — «изобразительные» (например, «съесть» несуществующую конфетку);— заменять в игре хорошо известные предметные действия действиями с предметами-заместителями, а затем словом;— передавать действия, характерные для персонажа («мама», «доктор» и др.), и взаимоотношения персонажей («мама» ласково разговаривает с «дочкой»);— «одушевлять» игрушку, приписывать ей желания, эмоциональные состояния;— словесно пояснять игровые действия, предметы-заместители и воображаемые предметы («Я кормлю», «Это у меня ложка»);— в первом полугодии принимать от педагога словесно обозначенный замысел игры («Мы сейчас поедем на дачу»); к концу года обозначать простейший замысел самостоятельно;— в первом полугодии с помощью воспитателя, к концу года самостоятельно вступать в короткий диалог с игрушкой;— самостоятельно разворачивать смысловые цепочки из 2—3 игровых действий, продолжать по смыслу действие, начатое партнером-взрослым;— вступать во взаимодействие со сверстником на основе обмена предметными действиями.
Таким образом сюжетно-отобразительная игра ребенка раннего возраста является одним из важных этапов развития игровой деятельности, стартовой площадкой для возникновения сюжетно-ролевой игры как ведущего вида деятельности дошкольника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Планирование работы по обучению сюжетно-отобразительной игре на учебный год в группе альтернативного обучения "Сложные дефекты"
Проектирование коррекционно-развивающей работы по обучению сюжетно-отобразительной игре на год с учетом проведенной диагностики. Проектирование составлено с учетом лексических тем, изучаемых в течении...
Картотека дидактический игр по сюжетно-отобразительной игре
Подборка дидактичекий игр, используемых при обучении сюжетно-отобразительной игре детей с умеренной умственной отсталостью....
Сюжетно-отобразительная игра у детей в возрасте 2-3 лет (из опыта работы)
Сюжетно-отобразительная игра у детей 2-3 лет.( из опыта работы).Творческая игра начинает зарождаться у детей 2-3 лет. В этом возрасте ведущая деятельность-предметная, основным содержанием ...
План руководства сюжетно - отобразительной игрой детей в первой младшей группе
Тема: “Кукла Маша у нас в гостях”. Сюжет игры: В гости к детям пришла кукла и нужно ее напоить чаем. Схема сюжета. Содержание сюжета. В гости к детям пришла кукла Маша. Воспитатель предлага...
Условия организации и развития сюжетно-отобразительной игры у детей 2-го и 3-го года жизни
В данной работе подробно описаны теоретические основы развития сюжетно-отобразительной игры, а также условия ее организации в группе раннего возраста. Надеюсь этот материал будем вам полез...
Конспект сюжетно-отобразительной (подражательной) игры «Семья» возраст детей 2-3 лет воспитатель Сапко Виктория Александровна АНО ДО Планета детства "Лада" Детский сад № 192 "Ручеёк"
Сюжетно-отобразительная игра "СЕМЬЯ" в группе раннего возраста детского сада № 192 "Ручеёк" г. Тольятти цель: организация практического опыта осуществления игровых действий, а так ...
Конспект сюжетно - отобразительной игры. Игра-ситуация: «Зайка заболел»
Конспект сюжетно - отобразительной игрыИгра-ситуация «зайка заболел»(во второй группе раннего возраста)...