Семинар для родителей "Детское экспериментирование в семье"
методическая разработка (старшая группа)
Семинар для родителей
«Детское экспериментирование в семье»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.58 КБ |
![]() | 2.88 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар для родителей
«Детское экспериментирование в семье»
Цель: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность; дать практические рекомендации родителям по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
Задачи: заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность; дать практические рекомендации родителям по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.
Ребенок – прирожденный исследователь.
Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами. Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят. Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на:
• эмоциональную сферу ребенка,
• на развитие творческих способностей,
• на формирование трудовых навыков.
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат.
Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы:
• губки,
• одноразовую посуду,
• соломинки,
• трубочки для коктейлей,
• пластиковые бутылки и др.
Уважаемые родители, при проведении экспериментов, стоит обратить внимание на некоторые элементарные правила, принципы.
Правило первое (самое главное).
- Сначала демонстрация опыта, потом – его объяснение и применение закона! Именно такая последовательность привлекает максимальное внимание, и вызывает главный вопрос исследователя «Почему»
Правило второе:
- Ребенок должен видеть, осязать, обонять запах, участвовать в изготовлении образцов, реактивов и оборудования, самостоятельно сделать еще раз то, что вы продемонстрировали ему! Ваше объяснение совершенного опыта должно быть простым, кратким и ясным.
- Ключевым словом в этой части занятия должно быть «Потому что…».
Правило третье.
- Предваряйте и сопровождайте опыт атмосферой таинственности, создайте интригу! Представьте демонстрацию в виде волшебного действа, чуда, удивительного открытия! Но после его завершения обязательно объясните, что волшебство и таинственность проясняются научными знаниями. Что за всеми этими чудесами стоят, законы природы.
Правило четвертое
- Обратите внимание на безопасность при проведении демонстрации! Даже если вы работаете с обыкновенной водой, позаботьтесь, чтобы не разлить ее на паркет, не испортить мебель, или электроприборы.
- И так перейдем непосредственно к опытам.
Опыт №1: «Лава-лампа из сока и аспирина»
- Для этого нам понадобится: Соки фруктовые, подсолнечное масло, шипучие таблетки аспирина, стаканчики пластиковые.
План работы:
- В сосуды на половину налить фруктовый сок, например, в один сок апельсиновый, в другой вишневый.
- Долить сосуд не до конца подсолнечным маслом.
- В оба бокала бросить таблетки аспирина.
Наблюдать, как растворяется таблетка и что происходит с жидкостями. Некоторое время в толще воды видны маленькие капельки масла, но вскоре они снова объединяются в одно целое и поднимаются на поверхность.
Вывод:
Обычно дети объясняют это просто: «Масло и вода не любят друг друга, они не могут быть друзьями». Так дело и обстоит в действительности; эти вещества слишком разные, поскольку молекулы воды формой напоминают шарики, а молекулы масла продолговатые. Этот опыт показывает, как две жидкости разной плотности не смешиваются между собой даже при взбалтывании.
Опыт №2 «Извержение вулкана»
Для этого понадобится: конусы, сода, лимонная кислота, моющее средство, красная краска.
План работы:
- В конусы помещены маленькие баночки или стаканчики. Насыпаем соду, чайную ложку средства для мытья посуды.
- Аккуратно с помощью пипетки несколько капель красителя или йода.
- Далее аккуратно вливаем в эту смесь лимонную кислоту или уксус. Тут же все начнется шипеть и из жерла вулкана потечет лава.
Вывод:
Когда соединяется сода с лимонной кислотой или уксусом, происходит реакция, при которой выделяется углекислый газ, заставляя массу переливаться через «кратер».
Искусственный снег
- Ненастоящий снег из пены для бритья и соды
- Для приготовления берется пачка пищевой соды, один баллон пены для бритья. Снежок выглядит красивее, интереснее при добавлении блесток.
- Из снежной массы легко приготовить снеговика. Добавлять в приготовленную смесь разрешается многое, это все зависит от фантазии человека. Берется тарелка для смешивания ингредиентов. Рекомендуется взять посуду с глубоким дном или тазик. Емкость вытирается насухо без оставления влажности. При нахождении остатка воды в тазике, приготовление снежка испортится. Ненастоящий снежок подходит для лепки снеговиков, снежных фигурок.
- Снежная масса готовится следующим образом: Обязательно берется сухой тазик для смешивания ингредиентов. Целая пачка питьевой соды высыпается в емкость. Пена для бритья добавляется к гидрокарбонату. Все компоненты перемешиваются до образования смеси. Добавляются блестки, другие элементы.
- Лепятся снеговики, фигурки. Не рекомендуется добавлять в снежную массу острые, колючие детали, это приведет к порезам кожи. Ненастоящий снежочек из гидрокарбоната и пены для бритья выходит холодным из-за реакции компонентов. Снежок пахнет свежестью, добавляются ароматические примеси в виде сока лимона. Ненастоящий снежок из гидрокарбоната, пены содержит химические элементы, потребуется соблюдать меры предосторожности. Рекомендуется следить за играющими детьми с ненастоящим снежочком.
Еще можно провести с ребенком эксперимент:
«Подводная лодка»
Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.
Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка.
Заключение
Помогайте детям открывать, изучать, получать возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать, а главное само выражаться! Экспериментируйте! Подарите детям радость удивительных открытий!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель заинтересовать родителей проблемой ознакомления детей с окружающим миром через экспериментальную деятельность; дать практические рекомендации родителям по организации опытно-экспериментальной деятельности в домашних условиях.
Задачи: 1. Побуждать родителей использовать экспериментирование в повседневной жизни. 2. Укреплять сотрудничество между родителями и детьми. 3. Укреплять сотрудничество между родителями и педагогом. 4. Формировать положительные эмоции.
«Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл всеми цветами радуги. Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал». В. А. Сухомлинский.
Ребенок – прирожденный исследователь. Важно вовлекать ребенка в исследовательскую работу – проведение простейших опытов и экспериментов под руководством взрослого. Опыты чем-то напоминают ребятам фокусы, они не обычны, а главное – дети проделывают их сами. Иногда случается так, что взрослый просто показывает тот или иной опыт, а дети следят . Конечно так проще, но ребенку необходимо проделать все самому. Это очень важный воспитательный момент .
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на: • эмоциональную сферу ребенка, • на развитие творческих способностей, • на формирование трудовых навыков .
Детское экспериментирование не требует больших материальных затрат. Здесь можно использовать любые подручные или бросовые материалы: • губки, • одноразовую посуду, • соломинки, • трубочки для коктейлей, • пластиковые бутылки и др.
Правило первое (самое главное). Сначала демонстрация опыта, потом – его объяснение и применение закона! Именно такая последовательность привлекает максимальное внимание, и вызывает главный вопрос исследователя «Почему » Правило второе : Ребенок должен видеть, осязать, обонять запах, участвовать в изготовлении образцов, реактивов и оборудования, самостоятельно сделать еще раз то, что вы продемонстрировали ему! Ваше объяснение совершенного опыта должно быть простым, кратким и ясным. Ключевым словом в этой части занятия должно быть «Потому что…». Правило третье. Предваряйте и сопровождайте опыт атмосферой таинственности, создайте интригу! Представьте демонстрацию в виде волшебного действа, чуда, удивительного открытия! Но после его завершения обязательно объясните, что волшебство и таинственность проясняются научными знаниями. Что за всеми этими чудесами стоят, законы природы. Правило четвертое Обратите внимание на безопасность при проведении демонстрации! Даже если вы работаете с обыкновенной водой, позаботьтесь, чтобы не разлить ее на паркет, не испортить мебель, или электроприборы. И так перейдем непосредственно к опытам.
Опыт №1: «Лава-лампа из сока и аспирина» Для этого нам понадобится: Соки фруктовые, подсолнечное масло, шипучие таблетки аспирина, стаканчики пластиковые. План работы: В сосуды на половину налить фруктовый сок, например, в один сок апельсиновый, в другой вишневый. Долить сосуд не до конца подсолнечным маслом. В оба бокала бросить таблетки аспирина.
Наблюдать, как растворяется таблетка и что происходит с жидкостями. Некоторое время в толще воды видны маленькие капельки масла, но вскоре они снова объединяются в одно целое и поднимаются на поверхность.
Вывод: Обычно дети объясняют это просто: «Масло и вода не любят друг друга, они не могут быть друзьями». Так дело и обстоит в действительности; эти вещества слишком разные, поскольку молекулы воды формой напоминают шарики, а молекулы масла продолговатые. Этот опыт показывает, как две жидкости разной плотности не смешиваются между собой даже при взбалтывании.
Опыт №2 «Извержение вулкана» Для этого понадобится: конусы, сода, лимонная кислота, моющее средство, красная краска. План работы: В конусы помещены маленькие баночки или стаканчики. Насыпаем соду, чайную ложку средства для мытья посуды. Аккуратно с помощью пипетки несколько капель красителя или йода. Далее аккуратно вливаем в эту смесь лимонную кислоту или уксус . Тут же все начнется шипеть и из жерла вулкана потечет лава.
Вывод: Когда соединяется сода с лимонной кислотой или уксусом , происходит реакция, при которой выделяется углекислый газ, заставляя массу переливаться через «кратер».
Искусственный снег Ненастоящий снег из пены для бритья и соды Для приготовления берется пачка пищевой соды, один баллон пены для бритья. Снежок выглядит красивее, интереснее при добавлении блесток. Из снежной массы легко приготовить снеговика. Добавлять в приготовленную смесь разрешается многое, это все зависит от фантазии человека. Берется тарелка для смешивания ингредиентов. Рекомендуется взять посуду с глубоким дном или тазик. Емкость вытирается насухо без оставления влажности. При нахождении остатка воды в тазике, приготовление снежка испортится. Ненастоящий снежок подходит для лепки снеговиков, снежных фигурок.
Снежная масса готовится следующим образом: Обязательно берется сухой тазик для смешивания ингредиентов. Целая пачка питьевой соды высыпается в емкость. Пена для бритья добавляется к гидрокарбонату. Все компоненты перемешиваются до образования смеси. Добавляются блестки, другие элементы.
Лепятся снеговики, фигурки. Не рекомендуется добавлять в снежную массу острые, колючие детали, это приведет к порезам кожи. Ненастоящий снежочек из гидрокарбоната и пены для бритья выходит холодным из-за реакции компонентов. Снежок пахнет свежестью, добавляются ароматические примеси в виде сока лимона. Ненастоящий снежок из гидрокарбоната, пены содержит химические элементы, потребуется соблюдать меры предосторожности. Рекомендуется следить за играющими детьми с ненастоящим снежочком.
«Подводная лодка» Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом, и бросьте в неё виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется» . По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка.
Заключение. Помогайте детям открывать, изучать, получать возможность думать, пробовать, искать, экспериментировать а главное самовыражаться ! Экспериментируйте! Подарите детям радость удивительных открытий!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи:Расширять знания педа...
Презентация к Семинар-практикуму «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/18/picture-1053886-1537286996.jpg)
Семинар – практикум «Детское экспериментирование в домашних условиях».
Цель: проявление интереса родителей экспериментированием вдомашних условиях....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/12/picture-47347-1673546916.jpg)
Семинар- практикум "Детское экспериментирование"
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай потрогать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Дошкольник...
![](/sites/default/files/pictures/2018/06/14/picture-1043332-1528952350.jpg)
Семинар-практикум "Детское экспериментирование основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"
Детство - это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой инфор...