Семинар практикум по экспериментированию
методическая разработка (старшая группа)

Шайгарданова Регина Вячеславовна

семинар практикум для родителей по экспериментированию 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_roditeley_po_eksperimentirovaniyu.docx15.97 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар практикум для родителей «организация познавательно – исследовательской

деятельности с детьми старшего дошкольного возраста»

Цель: повышение компетентности родителей в организации позвательно – исследовательской деятельности с детьми старшего дошкольного возраста в семье.

В соответствии с федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», ФГОС ДО одной из основных задач, стоящих перед дошкольным учреждением, является взаимодействие с семьей с целью обеспечения полноценного развития личности ребенка. В ходе образовательного процесса я постоянно осуществляю взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования и развития детей, вовлекаю их в образовательную деятельность и поддерживаю образовательные инициативы семьи. Взаимодействие с родителями (законными представителями).

Как известно, исследовательская деятельность детей является одним из условий развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных интересов ребенка. У родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые исследовательские умения в процессе взаимодействия с окружающим миром и живого, непосредственного общения со своим ребенком.

Для начала необходимо вызвать интерес ребенка к исследовательской задаче, используя проблемную ситуацию или вопрос. Например, Петя, а ты хочешь поймать воздух и поиграть с ним?

Можно предложить ребенку подумать: а как это сделать? Следует помнить, что нельзя пренебрегать мнением ребенка по какому либо обсуждаемому вами вопросу, даже если мнение вам кажется наивным. Все имеют право на свою точку зрения, даже неправильную. Важно найти истину вместе. На начальном этапе организации исследований с ребенком можно задавать наводящие вопросы, например: Что ты знаешь о воздухе? Какой воздух? С помощью, каких предметов можно поймать воздух? Если вы будете проявлять неподдельный интерес к предлагаемой деятельности и иметь терпение, то ребенок обязательно начнет выдвигать гипотезы, делать предположения, о том, что можно воздух поймать руками, чашкой, шапкой, детской сумкой, воздушным шариком.

Когда будет собрано оборудование и материалы для экспериментов, то ребенок проводит опыт самостоятельно или с Вашим участием, и наблюдает за результатами: подтвердилось или не подтвердилось его предположение? В ходе деятельности обязательно следует побуждать ребенка комментировать свои действия.

Проявляйте заинтересованность в результатах труда ребенка, задайте ему вопросы: например, если ребенок выбрал шапку, чтобы поймать воздух, то спросите: У тебя получилось поймать воздух? Как ты определил, что не поймал воздух?

Уважаемые родители, а если ребенок выбрал целлофановый мешочек, то какие вопросы вы в этом случае зададите ребенку? (Как ты определил, что поймал воздух? Какой стал мешочек? Ты можешь с ним поиграть? С помощью, какого предмета ты поймал воздух?)

Таким образом, Вы с ребенком обсуждаете результаты опыта и подводите его к самостоятельной формулировке вывода. Вывод может быть таким: воздух невиден, но его можно поймать с помощью целлофанового мешочка и поиграть с ним.

Затем предложите ребенку зарисовать свои действия в виде схемы, чтобы ребенок мог самостоятельно провести эксперимент в следующий раз или продемонстрировать его в детском саду или другим родственникам.

Уважаемые родители! Для Вашего ребенка очень важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы. Поэтому сегодня я предлагаю организовать совместную экспериментальную деятельность. Но в то же время я предлагаю вам использовать накопленные сегодня знания и организовать ее таким образом, чтобы она способствовала развитию исследовательских умений у детей: задавать вопросы, выдвигать гипотезы, делать умозаключения, проявлять инициативу, самостоятельность, действовать с оборудованием, инструментами.

Уважаемые родители! Теперь я  предлагаю Вам самостоятельно организовать познавательно – исследовательскую деятельность с ребенком «Как заставить цветы лотосы распуститься?».

Оборудование: бумажные цветы, емкости с водой, бумага, карандаши.

Предварительная работа: педагог заранее готовит цветы лотоса, вырезанные из цветной бумаги, у которых лепестки свернуты, то есть не распустились и предлагает их родителям.

В течение деятельности родителей с детьми, педагог осуществляет индивидуальное консультирование, оказывает помощь. Далее проводится совместное обсуждение поисково-исследовательской деятельности.

Уважаемые родители! Но вот и пришло время подвести итоги. Легко ли вам было организовать опыты с детьми? Испытывали вы затруднения? В чем они выражались?

Вручение памяток, содержащих информацию об организации познавательной деятельности с детьми, полезные советы, небольшой словарь терминов, ссылки на сайты.

Список источников.

  1. Дыбина О.В., Поддъяков Н.Н., Рахманова Н.П., Щетина В.В., «Ребенок в мире поиска: поисковой деятельности детей дошкольного возраста».
  2. Короткова Н.А. «Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников».
  3. Савенков А.И. «Маленькие исследователи. Как научить дошкольника приобретать знания».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи:Расширять знания педа...

Презентация к Семинар-практикуму «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Семинар – практикум «Детское экспериментирование в домашних условиях».

Цель: проявление интереса родителей экспериментированием вдомашних условиях....

Семинар- практикум "Детское экспериментирование"

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай потрогать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Дошкольник...

Семинар-практикум "Детское экспериментирование основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"

Детство - это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.    Чем разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность, тем  больше  новой  инфор...

Семинар - практикум «Детское экспериментирование- основа –познавательно-исследовательской деятельности»

Семинар -практикум с педагогами, где рассматривались вопросы об эффективности метода экспериментирования,   предложены ряд опытов с педагогами...