Семинар – практикум «Детское экспериментирование в домашних условиях».
опыты и эксперименты на тему
Цель: проявление интереса родителей экспериментированием в
домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum.docx | 26.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар – практикум
«Детское экспериментирование в домашних условиях».
Цель: проявление интереса родителей экспериментированием в
домашних условиях.
Задачи:
Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание
экспериментировать в домашних условиях, общаться с детьми.
Предварительная работа:
Оформить каждому родителю приглашение выполненное детьми в
виде аппликации;
Оформить буклеты для каждого родителя «Занимательные опыты на
кухне»;
Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование в
семье»;
Подготовить опыты и оборудование к экспериментам.
Оборудование: игрушки (Лунтик, Капелька, Воздушный Шарик,
Магнит, Колокольчик), стаканы прозрачные и бумажные, сахар, вода, ложка,
красители, шприц, апельсины(целый и очищенный), тарелка, волшебная
рукавичка, металические, деревянные, пластмассовые предметы, веревка,
осенние листочки с вопросами, буклеты.
План работы:
Игра «Клубочек мыслей»
Консультация «Исследовательская деятельность как одно из условий
познавательного развития ребёнка»
Варианты совместной исследовательской деятельности детей и
родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.
Создание мультфильма «Лунтик и его друзья»
Буклет «Занимательные опыты в домашних условиях»
Релаксация
Ход семинара
Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашем семинаре –
практикуме «Детское экспериментирование в домашних условиях». И сейчас
мы узнаем о том, с каким мыслями пришли родители. Итак, вы передаете
клубочек друг другу и рассказываете о мыслях, с которыми шли на наш
семинар.
Сегодня поговорим об экспериментировании с детьми в домашних
условиях. Почему звучит так тема? Потому что мы с детьми проводим
углубленную работу по экспериментированию. И по итогам проведения
анкетирования на вопрос: нужно ли поддерживать в ребёнке желание
экспериментировать положительным ответом высказались 84% родителей,
но как это сделать, большая часть родителей не знают. Прежде, чем
окунуться в мир детства, мы предлагаем немного пробежаться по теории
экспериментирования. Представляет воспитатель Ширикова Вера Валерьевна.
Детское экспериментирование – это один из ведущих видов
деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого
исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и
освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена
ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все
вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы,
притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете
с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от
которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К
сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых
же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом,
равнодушно относящимся к любым нововведениям.
Познавательно-исследовательская деятельность, как один из видов
детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования в
нашей группе проводится: в совместной деятельности взрослого и детей,-
это в организованно - образовательной деятельности (1 раз в месяц), в
образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в
индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной деятельности
детей.
Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует
рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности,
порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой
активности и строящейся на базе исследовательского поведения».
По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как
высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из
«субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта
деятельности», целенаправленно реализующего свою
исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских
действий.
Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий
развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных
интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому
экспериментированию. Сопровождают работу детей персонажи, наделенные
определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная
ситуация. В группах созданы условия для развития детской познавательной
деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для
экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы
(весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты,
схемы и т.п.
А теперь я вам расскажу о вариантах совместной исследовательской
деятельности детей и родителей в ходе использования естественных
ситуаций дома.
Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для
этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и
конечно, некоторые научные знания.
При организации детского экспериментирования с некоторыми
предметами и веществами соблюдайте правила безопасности. Перед
проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах,
объясните последствия невыполнения правил.
В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох
из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым
«почему», «отчего», «как».. Некоторые родители спешат отделаться старыми
как мир отговорками – «потому что» — потому» или «вырастишь – узнаешь»,
не подозревая, какой вред наносят тем самым ребенку, его природной
любознательности.
Разумеется, невозможно объять необъятное и ответить на все сто тысяч
«почему», да это и не надо. Задача родителей – развивать любознательность
ребят, увлечь их самим процессом познания.
В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными
веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки,
наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют
языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте
многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание
воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание
на различную окраску объектов окружающей действительности.
Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что
дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными
правилами безопасности.
Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.
Давайте вместе вспомним, где же можно поэкспериментировать в доме?
(Ответы родителей)
Обобщим ваши ответы:
Итак, назовем варианты совместной исследовательской деятельности
детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома:
В ванной комнате;
Уборка комнаты;
Поливка цветов;
Ремонт в комнате;
Кухня.
Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать
много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.
Например: Что быстрее растворится:
- морская соль
- пена для ванны
- хвойный экстракт
- кусочки мыла и т.п.
Также в ванной комнате можно разрешить играть с пустыми
баночками, флаконами, мыльницами. И задать ребенку следующие
вопросы: Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается?
Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку: ведром
или губкой? Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику
предметов, развивать наблюдательность.
Также поэкспериментировать с предметами: тонут или плавают в
воде? Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать
воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если
прижмешь, а потом отпустишь, что будет? Это поможет понимать, что такое
объем, делать открытия и смелее экспериментировать.
При уборке комнаты ребенку можно задать следующие
вопросы: Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что
ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь? Подобная ситуация
развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.
При поливке цветов задаются следующие вопросы: Все ли растения
надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения
водой, а рыхлить землю у всех растений? Это поможет воспитать бережное
отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за
ними.
Когда вы делаете ремонт в комнате, обязательно нужно
посоветоваться с ребенком и задать вопросы: Какого цвета обои ты хотел бы
видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как
думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? Это поможет ребенку
научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою
точку зрения.
Ну и любимое место – конечно, это кухня.
Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме,
когда она готовит еду. Но и там можно с детьми поэкспериментировать. Если
у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными
физиками. Мы сейчас с вами и попробуем поэкспериментировать.
Я вам предлагаю окунуться в мир детства. Все мы в детстве любили
мультфильмы. И я предлагаю создать нам с вами свой мультфильм. Итак, мы
начинаем. (Звучит заставка мультфильма «Лунтик и его друзья»)
К нам в гости пришел Лунтик. Он очень любопытный. Мы ему будем
показывать различные опыты. Отправимся в гости к Воздушному Шарику,
который расскажет нам про воздух.
Воздушный Шарик. Лунтик, посмотри, у меня на столе лежат два
апельсина. Хочешь, я покажу тебе фокус? Как ты думаешь, есть ли в
апельсине воздух? Если да, то где? Родители, помагайте Лунтику. Как вы
думаете? (Ответы родителей) Давайте проверим. Все знают, что воздух
легкий и легче воды. Один из апельсинов мы очистим. Я положу апельсин в
воду. Что происходит с ним? (Он не тонет). А теперь давайте опустим в
воду очищенный апельсин. Что происходит? (Апельсин утонул). Как вы
думаете, где находится воздух в апельсине? (Воздух находится в кожуре
апельсина.)
Воспитатель. Спасибо, Воздушный Шарик. Этим опытом ты показал,
что воздух находится не только вокруг нас, но и внутри предметов.
Уважаемые родители! Сейчас мы предлагаем выполнить вам самим опыты, а
какой герой будет с вами, вы вытянете по жеребьевке. Первый стол делает
опыт с водой. Второй стол – со звуком. Третий – с магнитом.
Лунтик отправился гулять. Он пришел в гости к Капельке. И она ему
рассказала, что может показать радугу в стакане.
Опыт 1. «Радуга»
Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки
сахара, в третий — 3, в четвертый —
4.
Поставьте их по порядку, и
запомните сколько сахара в каком
стакане. Теперь добавьте в каждый
стакан по 3 ст. ложки воды.
Перемешайте. Добавьте несколько
капель красной краски в первый
стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю
краску — в четвертый. Снова перемешайте.
В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во вторых двух
не полностью.
Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно
вливать окрашенную воду в стакан.
Добавляем из шприца окрашенную воду в
чистый стакан. Первый нижний слой будет синий,
потом зеленый, желтый и красный. Если вливать
новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей
очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится
на слои из-за разного содержания сахара в воде, то
есть из-за разной плотности воды.
Лунтик. В чем же секрет?
Капелька. Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости
была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот
слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием
сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью.
Лунтик шел по дороге и пришел в гости к Магниту. Он рассказал ему
про "волшебную" рукавичку.
Опыт 2. «Волшебная рукавичка»
Демонстрируется фокус:
металлические предметы не падают
из рукавички при
разжимании руки. Предлагаем
взять предметы из других
материалов (дерево, пластмасса,
мех, ткань, бумага) - рукавичка
перестаёт быть волшебной.
Объясните: почему?
Магнит. Внутри рукавички есть магнит. Магнит не давал упасть
металлическим предметам.
Лунтик отправился дальше и пришел в гости к Колокольчику.
Опыт 3. «Самодельный телефон»
Колокольчик. А знаете, как можно самим сделать самый простой «телефон»
для двоих человек? Конечно, с
настоящим телефоном его
сравнить нельзя, но на небольшом
расстоянии он будет все же
отлично передавать звуки.
Возьмите два картонных
стаканчика. Проткните их
донышки в центре, проденьте
сквозь них тонкий крепкий шнур
или веревку. Концы шнура закрепите внутри стаканов, привязав к каждому
короткую палочку. Чем длиннее шнур, тем лучше – если удастся найти,
можно взять веревку длиной даже более 20 метров.
Участники разговора берут стаканы и расходятся, насколько позволяет шнур.
Только учтите – нужно разойтись так, чтобы веревка как следует натянулась.
Звук хорошо проводится шнуром только тогда, когда шнур натянут.
Теперь, если один из участников будет говорить в стакан, а другой приставит
свой стаканчик к уху, то даже тихо произносимые слова будут отлично
слышны.
Можно сделать и еще проще – вместо стаканчиков использовать спичечные
коробки, а вместо шнура – обычную нитку (закрепляем ее внутри коробков,
привязав к концам спички). Не забудьте – нитка тоже должна быть туго
натянута и не должна касаться каких-то предметов, в том числе пальцев,
которыми мы держим коробки. Если прижать нитку пальцем, разговор
прекратится.
Лунтик. Ух ты, спасибо. Теперь у меня есть телефон. Пойду расскажу
Бабе Капе, что я сегодня узнал.
Воспитатель.
Вот и закончился наш мультфильм и подошел к концу наш семинар. Я
хочу каждому родителю на память подарить буклет с подсказкой: Какие
опыты можно провести дома с ребенком? Это же не так уж и сложно, так что
ни вашим детям, ни их гостям, забежавшим на огонек по случаю непогоды,
скучать не придется.
ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ
— БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.
3. Рефлексия.
Я предлагаю родителям поделится своими впечатлениями от проведенного
семинара-практикума.
1. Что я сегодня узнала?
2.Что для меня было интересно?
3.Что для меня было трудно?
4. Я поняла, что…
5. Теперь я могу…
6. Я приобрела…
7. У меня получилось …
8. Я попробую...
9. Что меня удивило?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Детское экспериментирование в домашних условиях"
Этот семинар разработан специально для родителей наших маленьких воспитанников (2 -3 лет) и будет интересен родителям детей, которые еще не посещают дошкольное заведение....
Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"
Семинар- практикум для родителей: " Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"...
Семинар-практикум «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи:Расширять знания педа...
Презентация к Семинар-практикуму «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...
Семинар- практикум "Детское экспериментирование"
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай потрогать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Дошкольник...
Семинар-практикум "Детское экспериментирование основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"
Детство - это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой инфор...
Семинар - практикум «Детское экспериментирование- основа –познавательно-исследовательской деятельности»
Семинар -практикум с педагогами, где рассматривались вопросы об эффективности метода экспериментирования, предложены ряд опытов с педагогами...