Семинар – практикум «Детское экспериментирование в домашних условиях».
опыты и эксперименты на тему

Рябкова Ирина Васильевна

Цель: проявление интереса родителей экспериментированием в

домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар – практикум

«Детское экспериментирование в домашних условиях».

Цель: проявление интереса родителей экспериментированием в

домашних условиях.

Задачи:

 Формировать умение родителей поддерживать в ребёнке желание

экспериментировать в домашних условиях, общаться с детьми.

Предварительная работа:

 Оформить каждому родителю приглашение выполненное детьми в

виде аппликации;

 Оформить буклеты для каждого родителя «Занимательные опыты на

кухне»;

 Провести анкетирование родителей «Детское экспериментирование в

семье»;

 Подготовить опыты и оборудование к экспериментам.

Оборудование: игрушки (Лунтик, Капелька, Воздушный Шарик,

Магнит, Колокольчик), стаканы прозрачные и бумажные, сахар, вода, ложка,

красители, шприц, апельсины(целый и очищенный), тарелка, волшебная

рукавичка, металические, деревянные, пластмассовые предметы, веревка,

осенние листочки с вопросами, буклеты.

План работы:

Игра «Клубочек мыслей»

Консультация «Исследовательская деятельность как одно из условий

познавательного развития ребёнка»

Варианты совместной исследовательской деятельности детей и

родителей в ходе использования естественных ситуаций дома.

Создание мультфильма «Лунтик и его друзья»

Буклет «Занимательные опыты в домашних условиях»

Релаксация

Ход семинара

Уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас на нашем семинаре –

практикуме «Детское экспериментирование в домашних условиях». И сейчас

мы узнаем о том, с каким мыслями пришли родители. Итак, вы передаете

клубочек друг другу и рассказываете о мыслях, с которыми шли на наш

семинар.

Сегодня поговорим об экспериментировании с детьми в домашних

условиях. Почему звучит так тема? Потому что мы с детьми проводим

углубленную работу по экспериментированию. И по итогам проведения

анкетирования на вопрос: нужно ли поддерживать в ребёнке желание

экспериментировать положительным ответом высказались 84% родителей,

но как это сделать, большая часть родителей не знают. Прежде, чем

окунуться в мир детства, мы предлагаем немного пробежаться по теории

экспериментирования. Представляет воспитатель Ширикова Вера Валерьевна.

Детское экспериментирование – это один из ведущих видов

деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого

исследователя, чем ребёнок. Маленький человек охвачен жаждой познания и

освоения огромного нового мира. Но среди родителей часто распространена

ошибка – ограничения на пути детского познания. Вы отвечаете на все

вопросы юного почемучки? С готовностью показываете предметы,

притягивающие любопытный взор и рассказываете о них? Регулярно бываете

с ребёнком в кукольном театре, музее, цирке? Это не праздные вопросы, от

которых легко отшутиться: «много будет знать, скоро состариться». К

сожалению, « мамины промахи» дадут о себе знать очень скоро – в первых

же классах школы, когда ваш ребёнок окажется пассивным существом,

равнодушно относящимся к любым нововведениям.

Познавательно-исследовательская деятельность, как один из видов

детской деятельности в соответствии с ФГОС дошкольного образования в

нашей группе проводится: в совместной деятельности взрослого и детей,-

это в организованно - образовательной деятельности (1 раз в месяц), в

образовательной деятельности в ходе режимных моментов и в

индивидуальной работе с детьми, а также в самостоятельной деятельности

детей.

Исследовательская деятельность, по мнению А.И. Савенкова, следует

рассматривать как «особый вид интеллектуально-творческой деятельности,

порождаемый в результате функционирования механизмов поисковой

активности и строящейся на базе исследовательского поведения».

По мнению В.И. Панова, исследовательская деятельность предстает как

высшая форма развития исследовательской активности, когда индивид из

«субъекта (носителя) спонтанной активности» превращается в «субъекта

деятельности», целенаправленно реализующего свою

исследовательскую активность в форме тех или иных исследовательских

действий.

Исследовательская деятельность детей может стать одними из условий

развития детской любознательности, а в конечном итоге познавательных

интересов ребёнка. В детском саду уделяется много внимания детскому

экспериментированию. Сопровождают работу детей персонажи, наделенные

определенными чертами, от имени которых моделируется проблемная

ситуация. В группах созданы условия для развития детской познавательной

деятельности во всех центрах активности и уголках имеются материалы для

экспериментирования: бумага разных видов, ткань, специальные приборы

(весы, часы и др.), неструктурированные материалы (песок, вода), карты,

схемы и т.п.

А теперь я вам расскажу о вариантах совместной исследовательской

деятельности детей и родителей в ходе использования естественных

ситуаций дома.

Несложные опыты и эксперименты можно организовать и дома. Для

этого не требуется больших усилий, только желание, немного фантазии и

конечно, некоторые научные знания.

При организации детского экспериментирования с некоторыми

предметами и веществами соблюдайте правила безопасности. Перед

проведением опыта обязательно напомните детям об этих правилах,

объясните последствия невыполнения правил.

В жизни каждого ребенка наступает пора, когда из него, словно горох

из мешка, так и сыплются бесконечные, порой сильно докучающие взрослым

«почему», «отчего», «как».. Некоторые родители спешат отделаться старыми

как мир отговорками – «потому что» — потому» или «вырастишь – узнаешь»,

не подозревая, какой вред наносят тем самым ребенку, его природной

любознательности.

Разумеется, невозможно объять необъятное и ответить на все сто тысяч

«почему», да это и не надо. Задача родителей – развивать любознательность

ребят, увлечь их самим процессом познания.

В обыденной жизни дети часто сами экспериментируют с различными

веществами, стремясь узнать что-то новое. Они разбирают игрушки,

наблюдают за падающими в воду предметами (тонет — не тонет), пробуют

языком в сильный мороз металлические предметы и т.п. В старшем возрасте

многие дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание

воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, обращают внимание

на различную окраску объектов окружающей действительности.

Но опасность такой «самодеятельности» заключается в том, что

дошкольник еще не знаком с законами смешения веществ, элементарными

правилами безопасности.

Любое место в квартире может стать местом для эксперимента.

Давайте вместе вспомним, где же можно поэкспериментировать в доме?

(Ответы родителей)

Обобщим ваши ответы:

Итак, назовем варианты совместной исследовательской деятельности

детей и родителей в ходе использования естественных ситуаций дома:

 В ванной комнате;

 Уборка комнаты;

 Поливка цветов;

 Ремонт в комнате;

 Кухня.

Например, ванная комната. Во время мытья ребёнок может узнать

много интересного о свойствах воды, мыла, о растворимости веществ.

Например: Что быстрее растворится:

- морская соль

- пена для ванны

- хвойный экстракт

- кусочки мыла и т.п.

Также в ванной комнате можно разрешить играть с пустыми

баночками, флаконами, мыльницами. И задать ребенку следующие

вопросы: Куда больше воды поместилось? Куда вода легче набирается?

Откуда воду легче вылить? Чем быстрее набрать воду в ванночку: ведром

или губкой? Это поможет ребенку исследовать и определять характеристику

предметов, развивать наблюдательность.

Также поэкспериментировать с предметами: тонут или плавают в

воде? Как думаешь, утонет бутылка или нет? Что будет, если в нее набрать

воды? Сколько, по-твоему, воды нужно набрать, чтобы утонула? Если

прижмешь, а потом отпустишь, что будет? Это поможет понимать, что такое

объем, делать открытия и смелее экспериментировать.

При уборке комнаты ребенку можно задать следующие

вопросы: Как ты считаешь, с чего нужно начать? Что для этого нужно? Что

ты сделаешь сам? В чем тебе понадобиться помощь? Подобная ситуация

развивает наблюдательность, умения планировать и рассчитывать свои силы.

При поливке цветов задаются следующие вопросы: Все ли растения

надо одинаково поливать? Почему? Можно ли побрызгать все растения

водой, а рыхлить землю у всех растений? Это поможет воспитать бережное

отношение к природе и сформировать знания о растениях, способах ухода за

ними.

Когда вы делаете ремонт в комнате, обязательно нужно

посоветоваться с ребенком и задать вопросы: Какого цвета обои ты хотел бы

видеть в своей комнате? На что бы тебе приятно было смотреть? Как

думаешь, где лучше всего повесить твои рисунки? Это поможет ребенку

научиться высказывать суждения, фантазировать, аргументировать свою

точку зрения.

Ну и любимое место – конечно, это кухня.

Кухня – это место, где ребёнок мешает родителям, особенно маме,

когда она готовит еду. Но и там можно с детьми поэкспериментировать. Если

у вас двое или трое детей, можно устроить соревнования между юными

физиками. Мы сейчас с вами и попробуем поэкспериментировать.

Я вам предлагаю окунуться в мир детства. Все мы в детстве любили

мультфильмы. И я предлагаю создать нам с вами свой мультфильм. Итак, мы

начинаем. (Звучит заставка мультфильма «Лунтик и его друзья»)

К нам в гости пришел Лунтик. Он очень любопытный. Мы ему будем

показывать различные опыты. Отправимся в гости к Воздушному Шарику,

который расскажет нам про воздух.

Воздушный Шарик. Лунтик, посмотри, у меня на столе лежат два

апельсина. Хочешь, я покажу тебе фокус? Как ты думаешь, есть ли в

апельсине воздух? Если да, то где? Родители, помагайте Лунтику. Как вы

думаете? (Ответы родителей) Давайте проверим. Все знают, что воздух

легкий и легче воды. Один из апельсинов мы очистим. Я положу апельсин в

воду. Что происходит с ним? (Он не тонет). А теперь давайте опустим в

воду очищенный апельсин. Что происходит? (Апельсин утонул). Как вы

думаете, где находится воздух в апельсине? (Воздух находится в кожуре

апельсина.)

Воспитатель. Спасибо, Воздушный Шарик. Этим опытом ты показал,

что воздух находится не только вокруг нас, но и внутри предметов.

Уважаемые родители! Сейчас мы предлагаем выполнить вам самим опыты, а

какой герой будет с вами, вы вытянете по жеребьевке. Первый стол делает

опыт с водой. Второй стол – со звуком. Третий – с магнитом.

Лунтик отправился гулять. Он пришел в гости к Капельке. И она ему

рассказала, что может показать радугу в стакане.

Опыт 1. «Радуга»

Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки

сахара, в третий — 3, в четвертый —

4.

Поставьте их по порядку, и

запомните сколько сахара в каком

стакане. Теперь добавьте в каждый

стакан по 3 ст. ложки воды.

Перемешайте. Добавьте несколько

капель красной краски в первый

стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю

краску — в четвертый. Снова перемешайте.

В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во вторых двух

не полностью.

Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно

вливать окрашенную воду в стакан.

Добавляем из шприца окрашенную воду в

чистый стакан. Первый нижний слой будет синий,

потом зеленый, желтый и красный. Если вливать

новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей

очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится

на слои из-за разного содержания сахара в воде, то

есть из-за разной плотности воды.

Лунтик. В чем же секрет?

Капелька. Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости

была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот

слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием

сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью.

Лунтик шел по дороге и пришел в гости к Магниту. Он рассказал ему

про "волшебную" рукавичку.

Опыт 2. «Волшебная рукавичка»

Демонстрируется фокус:

металлические предметы не падают

из рукавички при

разжимании руки. Предлагаем

взять предметы из других

материалов (дерево, пластмасса,

мех, ткань, бумага) - рукавичка

перестаёт быть волшебной.

Объясните: почему?

Магнит. Внутри рукавички есть магнит. Магнит не давал упасть

металлическим предметам.

Лунтик отправился дальше и пришел в гости к Колокольчику.

Опыт 3. «Самодельный телефон»

Колокольчик. А знаете, как можно самим сделать самый простой «телефон»

для двоих человек? Конечно, с

настоящим телефоном его

сравнить нельзя, но на небольшом

расстоянии он будет все же

отлично передавать звуки.

Возьмите два картонных

стаканчика. Проткните их

донышки в центре, проденьте

сквозь них тонкий крепкий шнур

или веревку. Концы шнура закрепите внутри стаканов, привязав к каждому

короткую палочку. Чем длиннее шнур, тем лучше – если удастся найти,

можно взять веревку длиной даже более 20 метров.

Участники разговора берут стаканы и расходятся, насколько позволяет шнур.

Только учтите – нужно разойтись так, чтобы веревка как следует натянулась.

Звук хорошо проводится шнуром только тогда, когда шнур натянут.

Теперь, если один из участников будет говорить в стакан, а другой приставит

свой стаканчик к уху, то даже тихо произносимые слова будут отлично

слышны.

Можно сделать и еще проще – вместо стаканчиков использовать спичечные

коробки, а вместо шнура – обычную нитку (закрепляем ее внутри коробков,

привязав к концам спички). Не забудьте – нитка тоже должна быть туго

натянута и не должна касаться каких-то предметов, в том числе пальцев,

которыми мы держим коробки. Если прижать нитку пальцем, разговор

прекратится.

Лунтик. Ух ты, спасибо. Теперь у меня есть телефон. Пойду расскажу

Бабе Капе, что я сегодня узнал.

Воспитатель.

Вот и закончился наш мультфильм и подошел к концу наш семинар. Я

хочу каждому родителю на память подарить буклет с подсказкой: Какие

опыты можно провести дома с ребенком? Это же не так уж и сложно, так что

ни вашим детям, ни их гостям, забежавшим на огонек по случаю непогоды,

скучать не придется.

ПОМНИТЕ! ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ЭКСПЕРИМЕНТА ГЛАВНОЕ

— БЕЗОПАСНОСТЬ ВАС И ВАШЕГО РЕБЁНКА.

3. Рефлексия.

Я предлагаю родителям поделится своими впечатлениями от проведенного

семинара-практикума.

1. Что я сегодня узнала?

2.Что для меня было интересно?

3.Что для меня было трудно?

4. Я поняла, что…

5. Теперь я могу…

6. Я приобрела…

7. У меня получилось …

8. Я попробую...

9. Что меня удивило?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Детское экспериментирование в домашних условиях"

Этот семинар разработан специально для родителей наших маленьких воспитанников (2 -3 лет) и будет интересен родителям детей, которые еще не посещают дошкольное заведение....

Семинар - практикум "Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"

Семинар- практикум для родителей: " Артикуляционная гимнастика в домашних условиях"...

Семинар-практикум «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.Задачи:Расширять знания педа...

Презентация к Семинар-практикуму «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»

В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...

Семинар- практикум "Детское экспериментирование"

Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай потрогать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Дошкольник...

Семинар-практикум "Детское экспериментирование основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"

Детство - это пора поисков и ответов на самые разные вопросы.    Чем разнообразнее  и  интенсивнее  поисковая  деятельность, тем  больше  новой  инфор...

Семинар - практикум «Детское экспериментирование- основа –познавательно-исследовательской деятельности»

Семинар -практикум с педагогами, где рассматривались вопросы об эффективности метода экспериментирования,   предложены ряд опытов с педагогами...