Семинар-практикум «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
методическая разработка на тему
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar-praktikum_po_opytno-eksperimentalnoy_deyatelnosti.docx | 27.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №10» города Сим
Ашинского районаЧелябинской области
Семинар-практикум
«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Старший воспитатель
Нестерова Е.Е.
2018г.
Цель: расширение знаний педагогов о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности.
Задачи:
Расширять знания педагогов о значении экспериментирования в развитии детей дошкольного возраста.
Формировать представления о правильной организации экспериментирования с ребенком-дошкольником.
Уточнить знания педагогов о наполняемости уголков экспериментальной деятельности.
Ход семинара
Теоретическая часть
Ведущий:
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Мы рады приветствовать Вас на семинаре «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников».
Исследовать, открывать, изучать – значит делать шаги в неизведанное и непознанное.
А детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получит ребёнок, тем быстрее и полноценнее идёт его развитие.
Известно, что ознакомление с каким-либо предметом или явлением дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Нужно предоставить детям возможность «действовать» с изучаемыми объектами окружающего мира.
Познавательно-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста – один из видов культурных практик, с помощью которых ребенок познает окружающий мир. Наблюдение за демонстрацией опытов и практическое упражнение в их воспроизведении позволяет детям стать первооткрывателями, исследователями того мира, который их окружает. Дошкольникам свойственна ориентация на познание окружающего мира и экспериментирование с объектами и явлениями реальности. В возрасте «почемучек» дети задумываются о таких физических явлениях, как замерзание воды зимой, распространение звука в воздухе и в воде, отличие объектов окружающей действительности по цвету и возможность самому достичь желаемого цвета и т.п. Опыты, самостоятельно проводимые детьми, способствуют созданию модели изучаемого явления и обобщению полученных действенным путем результатов. Создают условия для возможности сделать самостоятельные выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.
Исследовательская деятельность обогащает память ребенка, активизирует мыслительные процессы, стимулирует развитие речи, становится стимулом личностного развития дошкольника.
Мозговой штурм.
Задание участникам групп:
Как и любая деятельность экспериментирование имеет свою структуру. Обсудите и выделите этапы в организации и проведении опытов с дошкольниками:
- Примерные цели экспериментирования.
- Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности
- Уточнение правил безопасности жизнедеятельности в ходе осуществления экспериментирования.
- Примерный алгоритм проведения занятия-экспериментирования
- Выбор оборудования и его размещение вместе с детьми в зоне исследования.
- Формы фиксации опытов и экспериментов.
- Формулировка выводов (при педагогической поддержке в младшем дошкольном возрасте, самостоятельно в среднем и старшем дошкольном возрасте).
Сейчас я предлагаю вам разделиться на 2 группы
Блиц-игра «Вопрос-ответ»
1. Что является объектом познания детей младшего возраста?
Ответ: рукотворный мир, мир неживой природы, мир живой природы.
2. Что первично: причина или следствие?
Ответ: следствие вытекает из причины. Но и следствие может стать началом причины.
3. Перечислите виды экспериментов с детьми 2-3 лет.
Ответ : плавает- не плавает, извлечение звуков, исследование поверхности предметов.
4. Назовите формы работы по развитию познавательно-исследовательской деятельности с детьми 5-7 лет.
Ответ: наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деят-ть, проблемные ситуации.
5. Формы работы с детьми младшего возраста по познавательному развитию.
Ответ: наблюдения, исследовательская деятельность, конструирование экспериментирование, предметно-манипулятивная игра, развив. игры, встречи с природой, ситуативные разговоры.
6. Одинаковы ли понятия: любознательность и любопытство? Ответ обоснуйте.
Ответ: любознательный- склонный к приобретению новых знаний, пытливый. Любопытный- мелочный интерес ко всяким, даже несущественным подробностям.
7. Главная характерная особенность в познании детей 6-7 лет.
Ответ: самостоятельность в познании, воспитатель создаёт условия и руководит процессом познания.
Практическая часть
6. Подготовка и проведение эксперимента
Необходимо определить алгоритм проведения экспериментирования и структуру эксперимента.
Предлагаю воспользоваться готовой схемой примерного алгоритма. Вам необходимо определить его последовательность.
Примерная структура эксперимента
- Проблема
- Постановка задачи
- Варианты решения
- План эксперимента
- Выбор оборудования
- Правила безопасности
- Эксперимент
- Вывод
- Связь с жизнью
- Обобщения
Работа по схемам:
«Вода изменяет форму»
"Загадочная бумага»
«Птицы и нефть»
«Волшебный магнит»
Воспитатели составляют алгоритм проведению занятия-экспериментирования и в соответствии с ним проводят опытно-экспериментальную деятельность
Заключительная часть.
Рефлексия
Уважаемые коллеги в завершении я предлагаю поиграть игру-синквейн.
Синквейн – это стихотворение, которое состоит из пяти строчек по определенным правилам.
1 строчка – это название темы
2 строчка – это определение темы в двух прилагательных или причастиях
3 строчка – это три глагола, показывающие действие в рамках темы
4 строчка – фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме
5 строчка – завершение темы, синоним первого слова, выраженный любой частью речи.
Эксперимент
Увлекательный, познавательный
Открывает, подтверждает, доказывает
Жизнь без экспериментов скучна!
Исследование
Эксперимент
Необычный, научный,
Наблюдать, узнавать, проверять
Результаты всегда интересны и невероятны
Открытие
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к Семинар-практикуму «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
В соответствии с требованиями ФГОС, воспитателям в детском саду рекомендуется ежедневно организовывать ситуации, провоцирующие познавательную активность воспитанников. Одной из форм такого воздействия...
Семинар-практикум "Детское экспериментирование основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников"
Детство - это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой инфор...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Экспериментирование – это самостоятельная деятельность дошкольников, возникающая в раннем возрасте и интенсивно развивающаяся на протяжении всего дошкольного детства. Это деятельность, которая п...
Семинар – практикум для педагогов на тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Семинар – практикумдля педагоговна тему: «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...
Семинар – практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников»
Семинар – практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково – исследовательской деятельности дошкольников» Цель: Освоение педагогами организацией...
Семинар - практикум «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Цель: Освоение педагогами организацией поисково – исследовательской деятельности с детьми и её последующее активное применение в практической деятельности педагогов. Задачи:- повысить урове...
Семинар-практикум для педагогов «Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»
Семинар-практикум для педагогов«Детское экспериментирование – основа поисково-исследовательской деятельности дошкольников»...