Семинар- практикум "Детское экспериментирование"
презентация по окружающему миру на тему
Китайская пословица гласит: «Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай потрогать - и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Дошкольники учатся на занятиях ставить цель, решать проблемы, выдвигать гипотезы и проверять их опытническим путем, делать выводы. Большую радость, удивление и даже восторг они испытывают от своих маленьких и больших «открытий», которые вызывают у детей чувство удовлетворения от проделанной работы, и процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность: «Почему? Зачем? Как? Что будет, если?», почувствовать себя ученым, исследователем, первооткрывателем.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес. Опыты – словно фокусы. Только загадка фокусов так и остается неразгаданной, а вот все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_-praktikum_dlya_pedagogov_detskoe_eksperimentirovanie.pptx | 1.57 МБ |
seminar_detskoe_eksperimentirovanie.docx | 242.35 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Эксперимент Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явления и многократно воспроизводить его при повторении этих условий. «Современный словарь иностранных слов» Планомерное проведение наблюдения. «Краткая философская энциклопедия» Чувственно-предметная деятельность в науке; в более узком смысле слова - опыт, воспроизведение объекта познания, проверка гипотез т.п. «Советский энциклопедический словарь»
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Метод обучения, если применяется для передачи детям новых знаний. Является одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых. Форма организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования .
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания . Способствует накоплению фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения. Обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения. Развивает творческие способности, формирует трудовые навыки и укрепляет здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активност и. Стимулирует развитие речи
«КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ» По характеру объектов используемых в эксперименте: Опыты с растениями Опыты с животными С объектами неживой природы Опыты, объектом которых является человек По месту проведения опытов: В групповой комнате На участке В лесу, в поле и т.д. По причине их проведения: Случайные Запланированные Поставленные в ответ на вопрос ребенка По количеству детей: Индивидуальные (1-4 детей) Групповые (5-10 детей) Коллективные (вся группа) По характеру включения в педагогический процесс: Эпизодические ( проводимые от случая к случаю) Систематические
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ОБЪЕКТАМИ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ
ЭКСПЕРИМЕНТЫ С ОБЪЕКТАМИ НЕЖИВОЙ ПРИРОДЫ
ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ОБЪЕКТАМИ КОТОРЫХ ЯВЛЯЕТСЯ ЧЕЛОВЕК
По продолжительности: Кратковременные( от 5 до 15 мин.) Длительные ( свыше 15 мин.) По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: Однократные Многократные (или циклические) По месту в цикле: Первичные Повторные Заключительные Итоговые По характеру мыслительных операций: Констатирующие Сравнительные Обобщающие По характеру познавательной деятельности детей: Иллюстративные Поисковые Решение экспериментальных задач По способу применения: Демонстрационные Фронтальные
« ДЕМОНСТРАЦИОННЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ» Когда имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт («демонстрирует его»), а дети следят за ходом и результатами.
: Плюсы» демонстрационных наблюдений Является менее трудоемким Прост в методическом отношении Исключены ошибки при проведении опытов Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций Проще решаются вопросы гигиены «Минусы» демонстрационных наблюдений: Объект находится далеко от детей Объект виден под каким-то одним углом зрения Сведена до минимума личная инициатива детей Низкий эмоциональный уровень восприятия Пассивность детей Восприятие осуществляется в основном с помощью одного ( зрительного ) анализатора
«ФРОНТАЛЬНЫЕ НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРИМЕНТЫ» Когда имеется много объектов, и они находятся в руках у детей
«Плюсы» фронтальных наблюдений: «Минусы» фронтальных наблюдений: Хорошо видны мелкие детали Возможность рассматривания со всех сторон Высокое эмоциональное состояние Включение всех анализаторов Процесс обучения индивидуализирован Трудно найти много объектов Труднее установить контакт с детьми Труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком Повышается риск несоблюдения правил безопасности
«СВЯЗЬ ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ С ДРУГИМИ ВИДАМИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ» ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ Наблюдение Развитие речи Труд Изобразительная деятельность ФЭМП Музыка
ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт. Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта. Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели). Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями происходящими в природе (если это являлось целью). Результаты эксперимента отобразить в дневник наблюдений.
«РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ» 1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала деятельности, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени. 2. Начинайте деятельность энергично. Она должна проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом. 3. Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины. 4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп деятельности. 5. Дайте возможность ребятам почувствовать свою причастность к открытиям. 6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя! » (варианты – Незнайка, Мишка, Карлсон и т.д.)
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Предварительный просмотр:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Предлагаю вашему вниманию семинар:
«Детское экспериментирование» (Слайд 2)
Все мы не раз наблюдали такую картину: ребенок выходит гулять. Вокруг много интересного. Но самое привлекательное – большущая лужа в самой середине двора, в которой весело отражается весеннее солнышко. А что если кинуть в лужу камешек? Испугается солнышко или нет? От камушков по воде расходятся круги. От маленького камушка – маленькие, от большого - по воде расходятся большие круги. Надо бы еще камушков, но их почему-то не оказывается под рукой. И вот тогда, в воду летит большая глыбина почерневшего апрельского снега. Глыбина плюхается с тяжелым звуком и начинает смешно оседать – подтаивает. По поверхности плывут темные пятна крупных льдинок, какой – то мусор… Видно, прятался внутри глыбины. А это что такое? Старый пузырек из - под гуаши. На донышке - немного краски. Вот и пузырек отправляется в лужу! В воде причудливым рисунком возникают призрачные красновато – бурые полосы. Ребенок берет палку, слегка помешивает ею водную муть: волны меняют направление, цветные полоски закручиваются спирально. Что дальше?.. Что по - вашему делал малыш? Баловался? Отнюдь нет. Он занимался наисерьёзнейшим делом – экспериментировал. Никто не ставил перед ребенком никакой специальной задачи, никто не организовывал его деятельность. Действия его были вызваны исключительно природным любопытством. Подобную деятельность Н.Н. Поддъяков назвал «бескорыстным экспериментированием» и считал её показателем умственной активности ребенка. Без нее, полагал ученый, невозможно нормальное интеллектуальное и творческое развитие детей. Дошкольники – прирожденные исследователи. И тому подтверждение – их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога – не пресекать эту деятельность, а наоборот, активно помогать. К сожаленью, родители, и педагоги, не осознававшие значимости данной стадии для становления личности ребенка, идут по самому простому пути: запрещают, наказывают. Этот подход к обучению лежит в основе авторитарной педагогики: взрослый (педагог, родитель) всегда знает, как нужно делать правильно, и постоянно сообщает об этом ребенку. Он требует, чтобы малыш поступал только так и лишает его права на ошибку, не позволяет ему самому открывать истины, в то время как ребенок даже не предполагает, что естественная потребность познавать может кем-то не одобряться. В основе педагогики сотрудничества – создание обстановки, в которой ребенок всё может делать самостоятельно.
В настоящее время разработаны методики, которые позволяют педагогу выйти из привычного словесного обмена информацией. Ведь можно просто сообщить ребенку: бабочка похожа на цветок, чтобы обмануть своих врагов, чтобы легче от них спрятаться. А можно убедить детей в этом по-другому, например, применив такое пособие: плоскость тонкого картона делится на 2 части: одна – белая, другая цветочная, как цветочный луг. На картон помещается бабочка, которая перемещается по поверхности с помощью магнитиков. «Перелетит» бабочка на белое поле – и видна всему свету. Окажется на цветной плоскости – и сразу становится незаметной для глаза: не сразу и обнаружить. Поиграет так педагог с детьми и лишь, потом спросит: как они думают, почему же бабочка в цветное «платьице» нарядилась?
ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ является методом обучения, если применяется для передачи детям новых знаний; одним из видов познавательной деятельности детей и взрослых; формой организации педагогического процесса, если последний основан на методе экспериментирования. (Слайд 3)
ДЕТСКОЕ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ОБУЧЕНИЯ (Слайд 4) - дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.
- обогащает память ребенка, активизирует его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения.
- Способствует накоплению фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
- Развивает творческие способности, формирует трудовые навыки и укрепляет здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
Метод детского экспериментирования не труден: для этого в подавляющем большинстве случаев, даже не требуется специальное оборудование.
Опыты могут проводиться: (Слайд 5) В групповой комнате. На участке. В лесу, в поле и т.д. Исследованию подвергаются растения, животные, объекты неживой природы, человек.
По причине их проведения: Случайные. Запланированные. Поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По количеству детей: Индивидуальные (1-4 детей) Групповые (5-10 детей) Коллективные (вся группа)
По характеру включения в педагогический процесс: Эпизодические (проводимые от случая к случаю). Систематические.
По характеру объектов используемых в эксперименте могут быть: Опыты с объектами живой природы (Слайд 6) С объектами неживой природы. (Слайд 7) Опыты, объектом которых является человек. (Слайд 8)
По продолжительности (Слайд 9)
Кратковременные (от 5 до 15 мин.) Длительные ( свыше 15 мин.)
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
Однократные Многократные (или циклические)
По месту в цикле: Первичные Повторные Заключительные Итоговые
По характеру мыслительных операций: Констатирующие Сравнительные Обобщающие
По характеру познавательной деятельности детей: Иллюстративные Поисковые Решение экспериментальных задач
По способу применения: Демонстрационные Фронтальные
Демонстрационные: когда имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам проводит опыт (демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами (Слайд 10)
Плюсы демонстрационных наблюдений: (Слайд 11)
Являются менее трудоемкими
Просты в методическом отношении
Исключены ошибки при проведении опытов
Проще следить за соблюдением дисциплины
Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций Проще решаются вопросы гигиены
«Минусы» демонстрационных наблюдений:
Объект находится далеко от детей
Объект виден под каким-то одним углом зрения
Сведена до минимума личная инициатива детей
Низкий эмоциональный уровень восприятия
Затруднена индивидуализация обучения
Пассивность детей
Восприятие осуществляется в основном с помощью
одного (зрительного) анализатора
Фронтальные: когда имеется много объектов, и они находятся в руках у детей. (Слайд 12)
«Плюсы» фронтальных наблюдений: (Слайд13)
Хорошо видны мелкие детали
Возможность рассматривания со всех сторон
Высокое эмоциональное состояние
Включение всех анализаторов
Процесс обучения индивидуализирован
«Минусы» фронтальных наблюдений:
Трудно найти много объектов
Сложнее написать конспект
Труднее установить контакт с детьми
Несинхронность в работе детей
Труднее следить за ходом процесса познания,
за качеством усвоения знаний каждым ребенком
Повышается риск правил безопасности и
возникновения различных непредвиденных
или нежелательных ситуаций.
Приоритетным направлением в моей работе является формирование у детей элементарных естественно - научных представлений. Существенную роль в этом направлении играет поисково - исследовательская деятельность дошкольников, протекающая в форме экспериментальных действий.
В своей работе в этом направлении я отдаю предпочтение опытам, экспериментам, занятиям - исследованиям, самостоятельной поисковой деятельности детей. Я вижу, что проведение опытов и экспериментов вызывает у детей восторг. Опыт – это весело и увлекательно. Каждый опыт помогает находить решение всевозможных задач и даёт возможность понять, почему всё происходит так, а не иначе, побуждает к самостоятельному поиску причин, способов действий, проявлению творчества.
Возможность наблюдать и экспериментировать нам предоставлена самой природой. В зимний период года детям очень доступны и понятны три состояния воды, т.к. не нужно создавать специальных условий для опытов и экспериментов. (Слайд )
Особенно интересны длительные наблюдения и опыты весной, когда происходит пробуждение природы. Отмечаем рост и развитие растений, которые мы сажаем в группе. Дети с удовольствием каждое утро приходят к ним и интересуются, что произошло с посадкой, ухаживают за посевами.
Я с детьми проводила и такие длительные опыты, которые наглядно помогают понять зависимость жизни растений от воды, кислорода и света: «выпрямляющийся стебель», «дыхание листа», «в погоне за светом».
Опыты я подбираю простые для выполнения. Большинство таких материалов найти довольно просто: бумага, картон, пластиковые бутылки, обрезки дерева, верёвок, нитки, болтики, магниты и другое. (Слайд )
А вот специальные инструменты и простейшие приборы собраны в мини лаборатории «Маленький исследователь» (Слайд)
В нашей группе созданы центры активности, где детям предоставлена возможность свободного перехода от одного вида деятельности к другому: от игры к рисованию, конструированию, слушанию сказок и т.д. Оборудование, материалы и обстановка способствуют развитию каждого ребёнка и виды деятельности, которые они выбирают, хороши для каждого. Я стараюсь, чтобы тема исследования нашла своё продолжение в максимальном количестве центров, используемых в группе, при этом в центрах присутствуют материалы для самостоятельной исследовательской деятельности, которая может быть подсказана фантазией ребёнка.
Например, в центре «ИЗОДЕЯТЕЛЬНОСТИ» дети всегда могут найти необходимые материалы и оборудование для собственных исследований по смешению различных цветов, получения нового цвета, создания нового способа рисования: различные виды красок, бумаги для рисования, вата, салфетки, прозрачные стаканчики, палитра, кисти, паролоновые и резиновые губки, щёточки, мыльный и жирный растворы и т.д.
В центре «ПЕСОК-ВОДА» дети знакомятся и действуют с различными природными материалами: песком, водой, желудями, шишками, каштанами, различными крупами и т.п. В работе я использую большие контейнеры, наполненные песком и водой. Опуская в воду деревянные, металлические, резиновые, пластмассовые предметы, дети обращают внимание на их плавучесть, смачиваемость, растворяемость. Свои наблюдения дети заносят в индивидуальный журнал опытов и наблюдений. (Слайд)
В центре НАУКИ выделены:
1. место для постоянной выставки, где размещают музей, различные коллекции, экспонаты, редкие предметы: раковины, камни, кристаллы, перья и т. п. (Слайд)
2. место для приборов
Место для хранения материалов (природного, "бросового")
3. место для проведения опытов
4. место для неструктурированных материалов (песок, вода, опилки, стружка, пенопласт и др.)
Этот центр - своего рода лаборатория детских исследований.
Мы также помещаем различные схемы, модели, которые отображают основные свойства веществ.
Например, "Свойства воды"
(вода не имеет вкуса, цвета, запаха, формы)
«Свойства воздуха»
Наша работа предусматривает активное привлечение родителей к сотрудничеству с детьми. Для ребенка важно, чтобы его мама и папа поддерживали его интересы, поэтому мы привлекаем родителей к активной помощи. Родители принимают активное участие в обогащении предметно-развивающей среды, Проведено анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома» Оформляется наглядная информация в родительском уголке Консультация на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников» Памятка «Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию Рекомендации: «Проведите с детьми дома» Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии интереса ребенка к опытно-экспериментальной деятельности» Практическая часть: Открытое занятие для родителей. Оформление стенгазеты «Мои открытия»
В своей работе по экспериментированию мы применяем различные педагогические технологии. Одна из них – технология ТРИЗ – педагогики, которая позволяет решать задачи экспериментирования проблемным методом и заключается в том, что ребенок не получает готовые знания, а втянут в процесс активного поиска, открытия новых для него явлений и закономерностей. Одним из главных методов, используемых нами, является метод проб и ошибок, который помогает создать проблемную ситуацию, в решение которой вовлекается ребенок. Например, в продуктивной деятельности: детям предлагается сделать из бумаги кораблик из бумаги. Разрешается брать любую бумагу, и если они выбрали неподходящую (например, салфетку для изготовления кораблика), им не делают замечаний и не дают советов: ребенок запомнит свойства бумаги и в следующий раз возьмет такую, какую надо.
В работе с детьми важно учитывать следующие основные правила проведения экспериментов: (Слайд 18)
- Установить цель эксперимента: для чего мы проводим опыт.
- Подобрать все необходимые материалы для проведения опыта.
- Обсудить весь процесс эксперимента: как мы будем действовать, проговорить все шаги опыта (по схеме алгоритма, рисунка или модели).
- Подвести итог эксперимента: что получилось, произошло. Обязательно установить соответствие с явлениями, происходящими в природе (если это являлось целью).
- Результаты эксперимента отобразить в дневник наблюдений.
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ. (Слайд 19)
1. Старайтесь показать детям привлекательность четкого начала деятельности, но стремитесь к тому, чтобы на это уходило все меньше времени. 2. Начинайте деятельность энергично. Она должна проходить так, чтобы каждый ребенок от начала до конца был занят делом. 3. Помните паузы, медлительность, безделье – бич дисциплины. 4. Увлекайте детей интересным содержанием материала, умственным напряжением. Контролируйте темп деятельности. 5. Дайте возможность детям почувствовать свою причастность к открытиям. 6. Избегайте шаблонного начала занятий: «Тук – Тук! Кто к нам пришел? Кукла Катя! » (варианты – Незнайка, Мишка, Карлсон), «Сегодня у нас будет необычное занятие. Я загадаю загадку, а вы отгадайте» и т.п.)
"Свойства воздуха"
Кроме того, знакомим детей с правилами поведения в уголке.
Они у нас оформлены так:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум с педагогами «Использование детского экспериментирования в развитии интеллектуально-познавательных способностей детей дошкольного возраста»
Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам,Приобретают способность сами ставить вопросы И получать на них фактические ответы,Оказываясь на более высоком умственномИ нравственном уровне с теми,Кто т...
семинар-практикум для воспитателей по детскому экспериментированию
минилаборатории в детском саду-как объект исследовательской деятельности ребенка...
Семинар-практикум для воспитателей "Ладование как одна из форм музыкального экспериментирования" (в рамках проекта "Муз.экспериментирование: голос, звук, движение")
ЦЕЛЬ: попытка погрузить педагогов к «прислушиванию» к себе методом «прогуживания».ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ:Загадка про человеческий голос.Значение голоса в жизни человека и педагога.Лечебные методы работы над ...
Открытый районный семинар по экспериментированию в разновозрастной группе "Воздух- невидимка"
Опытно-экспериментальная деятельность детей позволяет углубить знания детей об окружающих их объектах природы и природных явлениях, воспитать аккуратность, умение слушать взрослого, терпение, бережное...
Методический семинар «Детское экспериментирование - как необходимое условие реализации ФГОС ДО»
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ситуации....
Методический семинар. «Детское экспериментирование - как необходимое условие реализации ФГОС ДО»
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание постоянно находить решение в проблемной ...