комплекс интегрированных занятий учителя-логопеда и педагога-психолога
методическая разработка по коррекционной педагогике
в комплексе описаны цели и задачи, календарное планирование мероприятий
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleks_yarotskaya_vasileva.doc | 83 КБ |
Предварительный просмотр:
Комплекс интегрированных коррекционно-развивающих занятий для детей старшего дошкольного возраста, имеющими отклонения в познавательной и речевой сферах.
Авторы – разработчики:
педагог - психолог Васильева Г.В.
учитель - логопед Яроцкая С.С.
Пояснительная записка.
Общее речевое недоразвитие сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает наличие вторичных дефектов. Так, обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями (сравнения, классификации, анализа, синтеза), дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Ряд авторов отмечают у детей с ОНР недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения (Р.Е.Левина, Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина, А.В.Ястребова, Н.В. Нищева). При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Исследование функции внимания показывает, что дети с ОНР быстро устают, нуждаются в побуждении со стороны экспериментатора, затрудняются в выборе продуктивной тактики, ошибаются на протяжении всей работы. У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память. А так же отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики — общей, мимической, мелкой и артикуляционной. Данные психолого-педагогической диагностики детей с ОНР позволяют нам определить наиболее адекватную систему организации детей в процессе обучения, найти для каждого наиболее подходящие индивидуальные методы и приемы коррекции.
Актуальность.
На основании письма Министерства образования Р.Ф. от 14.03.2000г. № 65/23- 16, проведение интегрированных занятий в ДОУ наиболее целесообразно, так как такие занятия решают многие задачи развития детей, строятся на разных видах деятельности и позволяют не превышать допустимой учебной нагрузки.
Постоянный рост числа детей с отклоняющимся развитием выдвигает диагностико- - коррекционное и профилактическое направление деятельности дошкольного учреждения в ряд наиболее значимых и приоритетных.
У детей логопедических групп при нормальном интеллекте зачастую наблюдается снижение познавательной деятельности и входящих в её структуру процессов: меньший объём запоминания и воспроизведения материала, неустойчивость внимания, быстрая отвлекаемость, истощаемость психических процессов, снижение уровня обобщения и осмысления действительности; у них затруднена развёрнутая связная речь. Со стороны эмоционально-волевой сферы также наблюдается ряд особенностей: повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения.
По результатам Психолого-медико-педагогической комиссии, было выявлено 35% детей с низким уровнем познавательного развития. В работе с детьми, имеющими речевые нарушения, возникла необходимость поиска единых основ взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда для согласованности проводимых ими мероприятий. Такими основами явились: развитие и коррекция познавательно-речевой сфер. С этой целью нами был разработан комплекс интегрированных коррекционно-развивающих занятий для детей подготовительной группы компенсирующей направленности.
Цель занятий: коррекция и развитие образовательной деятельности, стимулирующей речевое, познавательное и личностное развитие ребёнка.
Задачи работы специалистов:
Учитель-логопед | Педагог-психолог |
Систематическое проведение необходимой профилактической и коррекционно – речевой работы с детьми в соответствии с их индивидуальными программами |
Развитие произвольности и навыков самоконтроля, волевых качеств Активизация отработанной лексики |
Формирование у педагогического коллектива ДОУ и родителей информационной готовности к логопедической работе, оказание им помощи в организации полноценной речевой среды | Повышение психологической культуры родителей и педагогов |
Координация усилий педагогов и родителей, контроль над качеством проведения ими речевой работы с детьми | Снятие тревожности у детей при негативном настрое на логопедические занятия |
Несмотря на закономерные различия функциональных обязанностей, в задачах деятельности учителя – логопеда и педагога – психолога видна общая логика построения коррекционно–образовательного процесса, поэтому были выделены основные этапы взаимодействия.
Этапы:
Этап | Основное содержание | Результат |
Организацион- | Психолого – педагогическая и логопедическая диагностика детей с речевыми нарушениями. | Создание индивидуальных коррекционных программ помощи ребенку с нарушениями речи. |
Основной | Решение задач, заложенных в индивидуальных и групповых коррекционных программах. Проведение интегрированных занятий два раза в месяц. | Устранение у детей отклонений в речевом и психологическом развитии. |
Заключительный | Оценка результативности коррекционной работы с детьми. | Проектирование коррекционно-развивающих занятий для детей подготовительной к школе группы. |
Предполагаемый результат – развитие памяти, внимания, мышления, активной речи, подготовка руки к овладению навыком письма (улучшение результатов низкого уровня).
Педагогическая ценность.
Представленная программа взаимодействия учителя – логопеда и педагога – психолога позволяет:
- учитывать не только речевые, но и индивидуально-психологические особенности детей, а также их компенсаторные возможности;
- четко сформулировать объективное заключение о развитие ребенка
- наметить индивидуальные и групповые программы коррекционной работы на долгосрочную перспективу.
Таким образом, согласованность действий логопеда и психолога позволяет эффективно скорректировать имеющиеся нарушения развития речи, что помогает ребенку легко адаптироваться в дошкольной среде, успешно развиваться и обучаться.
Лексические темы.
Месяц | Неделя | Лексическая тема |
Сентябрь | 3 | Хорошо у нас в саду (игрушки) |
4 | Хорошо у нас в саду (профессии работников детского сада) | |
Октябрь | 1 | Осень в гости к нам пришла (признаки осени) |
2 | Что нам осень принесла Сад. Фрукты | |
3 | Дары осени. Овощи. Огород | |
4 | Про леса и другие чудеса (лес, грибы, ягоды). | |
5 | Итоговое «Осень» | |
Ноябрь | 1 | Домашние животные |
2 | Домашние птицы | |
3 | Птицы перелетные | |
4 | Птицы зимующие | |
Декабрь | 1 | Зимушка - зима |
2 | Дикие животные | |
3 | Животные жарких и холодных стран | |
4 | Что такое Новый год? Зимние забавы | |
Январь | Каникулы | |
2 | Одежда. | |
3 | Головные уборы. Обувь. | |
4 | Таймыр – край удивительный. Родной край. | |
Февраль | 1 | Транспорт |
2 | Мужские профессии | |
3 | Наша Армия | |
4 | Зима (обобщающее) | |
Март | 1 | Мамы всякие нужны. Профессии |
2 | Весна | |
3 | Мебель | |
4 | Посуда | |
Апрель | 1 | Продукты питания |
2 | Космос | |
3 | Земля наш общий дом (растительный мир) | |
4 | Комнатные растения | |
5 | День Победы | |
Май | 1 | Моя семья |
2 | Насекомые | |
3 | Рыбы. | |
4 | Весна (обобщающее) |
Литература:
- Алябьева Е.А. «Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста» - М., Изд. «Сфера», 2002 г.
- Ануфриеф А.Ф., Костромина С.Н. «Как преодолеть трудности в обучении» - М., Изд. «ОСЬ-89», 2000 г.
- Воронина Т.П. «Весёлые и полезные игры для малышей», кн. 1-3 - М., Изд. «Грамотей», 2010 г.
- Григорьева М.Р. «Интеллектуально-развивающие занятия со старшими дошкольниками» - Волгоград, Изд. «Учитель», 2009 г.
- Катаева Л.И. «Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе»- М., Изд. «Книголюб», 2005 г.
- Петрова Т.И., Петрова Е.С. «Игры и занятия по развитию речи дошкольников» - М., Изд. «Школьная пресса», 2005 г.
- Степанова О.А. «Подготовка детей к школе» - М., Изд. «Сфера», 2008 г.
- Фомичева М.Ф.Воспитание у детей правильного произношения - М., Изд.
«Просвещение», 1981 г. - Шарохина ВЛ. «Коррекционно-развивающие занятия для детей подготовительного дошкольного возраста».- М., Изд. «Книголюб», 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированное занятие учителя-логопеда и педагога-психолога в старшей группе детского сада общеразвивающего вида.
Данный материал - конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада общеразвивающего вида. Занятие проводится совместно учителем-логопедом и педагогом-психологом. Помимо традицион...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога для детей с ОВЗ в старшей группе по теме: "Мы построим новый дом"
В процессе организованной образовательной деятельности дети знакомятся с профессиями строителя и библиотекаря. Занимательные игры на развитие лексико-грамматического строя речи, диалогической речи, пр...
Конспект открытого интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы с ОВЗ "В мире профессий"
В процессе веселой встречи со сказочным персонажем - Незнайкой, занимательных игр и обучающих заданий на уроке с учителем, а также, познавательной беседы с врачом, дети узнали много нового и интересно...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога –психолога по познавательно-речевому развитию детей с ОВЗ подготовительной группы в рамках проекта "Ресурсная школа" "Дары осени.Фрукты, овощи"
Занимательные игры и упражнения, используемые на занятиях способствуют уточнению, активизации словаря по теме «Фрукты-овощи" и закреплению представлений детей о характер...
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»
В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, проявляя творчество, выносливость и чувство коллективизма....
Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда, учителя-дефектолога и педагога-психолога с детьми подготовительной группы «В поисках корабля»
В процессе увлекательного соревнования дети закрепляют навыки основных движений, учатся проявлять творчество и коллективизм....