ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Малышок" 2-3 года
рабочая программа (младшая группа)
На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
malyshok.doc | 318.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано УТВЕРЖДАЮ:
Педагогическим советом Директор детского сад«Светлячок»(с.Падун),
№ ___от________________ филиал Детского сада «Светлячок»
_________________ Присада Е.А.
«____» _________________ 2019г
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Малышок»
2-3 года
Руководитель:
воспитатель высшей категории
Светлана Юрьевна Синькова
с.Падун, 2019г.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка…………………………………………………………3
- Цель и задачи программы……………………………………………………....4
- Учебно-тематический план…………………………………………………..…4
- Содержание программы…………………………………………………………7
- Годовой календарно учебный график………………………………………….9
- Организационно педагогические условия реализации программы…………14
- Планируемые результаты………………………………………………………15
- Оценочные методики……………………………………………………………15
- формы контроля
-условия реализации программы
- воспитательная работа
9. Литература……………………………………………………………………….19
- ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Усвоение сенсорных эталонов – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т д.
На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно.
Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления). Развитая сенсорика - основа для совершенствования практической деятельности современного человека. Ведь, как справедливо отмечает Б.Г.Ананьев, «самые далеко идущие успехи науки и техники рассчитаны не только на мыслящего, но и на ощущающего человека».
Таким образом, актуальность заключается в том, что познание человеком окружающего мира, начинается с «живого созерцания», с ощущения (отражения отдельных свойств, предметов и явлений действительности при непосредственном воздействии на органы чувств) и восприятия (отражение в целом предметов и явлений окружающего мира, действующих в данный момент на органы чувств).
Новизна программы заключается в том, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Педагогическая целесообразность: овладение умениями воспринимать и формировать представления о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.
- ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель программы:
Обогащение чувственного опыта детей раннего возраста на основе использования сенсорных эталонов
Задачи программы:
1. Формирование умения воспринимать величину, группировать, сравнивать и обобщать предметы по этим признакам;
2. Способствовать накоплению сенсорного опыта, и умение применения его в повседневной деятельности;
3. Развитие психических процессов (восприятия, памяти, воображения, мышления, речи);
4. Развивать познавательные процессы, мелкую моторику рук;
5. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т.д.).
3. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ занятия | содержание | примечание |
Сентябрь | ||
1 | Вводное, диагностическое | Пирамидка, матрёшка |
2 | Вводное, диагностическое | Разрезные картинки |
3 | Большой - маленький | Д/и «Разложи яблоки в корзинки». |
4 | Цвет | Д/и «Цветные палочки» |
Октябрь | ||
1 | Урожай осени» (фрукты, овощи) | Д/и «Разложи по цветным тарелочкам» |
2 | Цветные машины | Д/и »Машины в гараж» |
3 | Золотая осень» (растения) | Д/и «Собери грибы в корзинки» |
4 | Большой - маленький | Д/и «Угости зайчиков морковкой» |
5 | Геометрические фигуры | Д/и «Кроватки для фигурок-человечиков» |
6 | Предметы и форма | Лото «Разложи предметы»(картинки) |
7 | Одинаковые предметы | Д/и «Найди листочку пару» |
8 | Одинаковые предметы | Д/и «Парные картинки» |
Ноябрь | ||
1 | Цветные шары | Д/и «Ниточки для шариков» |
2 | Цветные игрушки | Д/и «Разложи фигуры по цвету» |
3 | Величина | Д/и «Подбери пуговки» |
4 | Величина и цвет | Д/и «Загадочные пуговки» |
5 | Цветные кубики | Д/и «Построим башню» |
6 | Цветовое восприятие | Д/и «Накорми птенцов» |
7 | Геометрические формы | Д/и «Следопыты» (предметы окружения) |
8 | Цветовосприятие | Подвижная д/и «Бегите ко мне» (Цветные флажки) |
Декабрь | ||
1 | Цвет | Д/и «Волшебное поле» |
2 | Одежда (величина, цвет, форма) | Д/и «Заплатки» |
3 | Игрушки (употребление понятий основных цветов) | Д/и «Разноцветные комнаты» |
4 | Цвет, длинна | Д/и «Разноцветная дорожка» |
5 | Разрезные картинки | Д/и «Сложи картинку» |
6 | Тактильные ощущения, форма | Д/и «Чудесный мешочек» |
7 | Тактильные ощущения, мелкая моторика | Д/и «Сухой аквариум» |
8 | Новый год | Д/и «Украшение для ёлочки» |
Январь | ||
1 | Сортировка | Д/у «Разложи шишки» |
2 | Сортировка | Д/и «Разложи печенье по коробкам» |
3 | Сортировка | Д/и «Золушка» (горох, фасоль) |
4 | Разрезные картинки | Д/и «Цепочка из разрезных картинок» |
5 | Цвет и предмет | Д/и «Мозаика. Курочка и цыплята» |
6 | Цвет и предмет | Д/и «Мозаика. Домики и флажки» |
Февраль | ||
1 | Сортировка величина, цвет, форма | Д/и «Блоки Дьенеша» |
2 | Сортировка форма, величина, цвет | Д/и «Волшебные картинки». (Блоки Дьенеша) |
3 | Цветные платочки | Д/и «Развесь платочки». |
4 | Разные игрушки | Д/и «Кто скорее соберет игрушки». |
5 | Осязание | Д/у «Ткани». |
6 | Цветовосприятие | Д/и «Выложи узор» (квадратики из фетра) |
7 | Форма предметов | Д/и «Какой формы предметы в нашей группе» |
8 | Форма, осязание | «Что лежит в мешочке? ». |
Март | ||
1 | Чередование цвета | Д/и «Бусы для мамы» |
2 | 3 величины | Д/и «Найди домик» |
3 | Такие разные кубики | Игровое задание «Построим башню» |
4 | Цвет, форма | Д/и «Почини одежду зайчатам» |
5 | Цвет, форма | Д/и «Геометрическое лото» |
6 | Цвет, 3 величины | Д/у «Подбери чашки к блюдцам.» |
7 | Чередование цвета | Д/и «Собери бусы для куклы» (Мозаика) |
8 | Матрёшки | Д/и «Матрешки» |
Апрель | ||
1 | Разрезные картинки | Д/и «Мастера» |
2 | 3 величины | Д/и «Три медведя» |
3 | Длинна | Д/и «Завяжем куклам бантики» |
4 | Длинна, ширина | Д/и «Помоги зверюшкам найти дорожки домой» |
5 | Осязание | Д/и «Найди пару» |
6 | Цветные шарики | Д/и «Найди такой же и принеси» |
7 | Цвет, 3 размера | Д/и «Оденем красиво кукол» |
8 | Звук | Д/у «Что это звучит?». |
Май | ||
1 | Тактильные ощущения | Д/и «Что из чего сделано». |
2 | Раскладывание по величине | Д/и «Гусеница». |
3 | Форма и величина | Д/у «Найди предмет такой же формы». |
4 | Цвет и величина | Д/и «Магазин». |
5 | Тактильные ощущения | Д/и «Тактильный мешочек». |
6 | Цветовосприятие, память | Д/и «Какого цвета не стало?» |
7 | Разрезные картинки | Д/и «Собери картинку» |
8 | Цвет | Д/и «Занимательная коробочка» |
Июнь | ||
1 | Тактильные ощущения | Д/и «Какой предмет спрятался?» |
2 | Цветовосприятие | Д/и «Спрячь жучка» |
3 | Форма и величина | Практич. Упражнение «Играем с матрешкой» |
4 | Тактильное восприятие | Д/и «Чудесный мешочек». |
5 | Слуховое восприятие | Д/и «Какой инструмент звучит?» |
6 | Моя семья (градация по высоте) | Д/и ««Большой, средний, маленький». |
7 | Зрительное восприятие (форма, цвет) | Д/и «Чья тень?» |
Июль | ||
1 | Запах | Д/и ««Узнай по запаху». |
2 | Слуховое внимание | Д/и «Послушай – угадай». |
3 | Зрительное восприятие | Д/и ««Подбери пару» |
4 | Соотнесение по величине | Д/и «Чей башмак» |
5 | Величина предметов | Д/и «Сбор ягод» |
6 | Геометрические фигуры | Д/и «Спрячемся от дождика» |
7 | Цвет | Д/и «Полянка» |
8 | Запах | Д/и ««Узнай по запаху». |
Август | ||
1 | Слух | Д/и «Шумящие коробочки». |
2 | Цвет | Подвижная д/и «Найди такой же и принеси» |
3 | Часть-целое | Д/и «Разрезные картинки» (насекомые) |
4 | Тактильные ощущения | Д/и «Найди в мешочке одинаковое» |
5 | Цветовосприятие, прищепки | Д/и «Цветик-семицветик» |
6 | Звук | Д/и «Какой инструмент звучит?» |
7 | Итоговое, диагностическое | Наблюдение, Д/и «Пирамидка, матрёшка» |
8 | Итоговое, диагностическое | Наблюдение, д/и «Разрезные картинки» |
4. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержанием данной программы является формирование сенсорной культуры ребенка в области восприятия формы, величины, цвета, формирования целостного образа предмета, восприятия пространства и ориентировка в нем, развитие тактильно-двигательного восприятия, развитие слухового внимания, развитие неречевого и речевого слуха, что даёт возможность развитию его умственных способностей. Программа представляет собой систему дидактических игр и упражнений, направленных на последовательное развитие у детей восприятия основных свойств предметов.
Таким образом, в рамках совместной деятельности дети не ограничены в возможностях выражать в играх свои мысли, чувства, настроение. Использование игровых методов и приёмов, сюжетов, сказочных персонажей помогают вызвать постоянный интерес к деятельности. Деятельность в рамках программы не носит форму «изучения и обучения», а превращается в творческий процесс педагога и детей. Занятия целиком проходят в игровой форме. Игровые приёмы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребёнка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действие и т.п.) Основной упор сделан на применение дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводится в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребёнка к восприятию. Игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребности ребенка в самостоятельности – речевой и поведенческой (движения, действия и т.п.) Основной упор сделан на применении дидактических игр и игровых упражнений, которые могут проводиться в комплексе и самостоятельно, в зависимости от уровня развития и подготовленности ребенка к восприятию.
В программе предусмотрено использование различных видов дидактических
игр:
на восприятие формы;
на целенаправленное развитие восприятия цвета;
на восприятие качеств величины;
на количество предметов;
на развитие речи, мышления;
на развитие первоначальных представлений о природе;
Программа реализуется согласно Федеральному Государственному Образовательному стандарту, что является хорошим средством для дальнейшего умственного развития младших дошкольников, обеспечивающим интеграцию образовательных областей:
- речевое развитие: понимание обращённой к ребёнку речи, обогащение словаря новыми понятиями;
- физическое развитие общей и мелкой мускулатуры ребёнка;
- познавательное развитие: формирование первичных представлений о себе, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.
- художественно-эстетическое развитие: знакомство с цветами и их оттенками, формой и величиной предметов помогает увидеть красоту окружающего мира, прививает эстетический вкус;
- социально-коммуникативное: дети учатся работать в коллективе, учитывая интересы других детей.
Программа реализуется с учётом Положения об организации дополнительных услуг в детском саду «Светлячок» от ……. Дополнительная услуга проводится с детьми от 2 до 3 лет, 2 раза в неделю. Длительность занятия – 10-15 минут. Занятия проводятся во второй половине дня, вторник и пятницу.
Структура игрового занятия:
1. Организационная, музыкально-социальная часть: песенки и потешки, пальчиковые игры и упражнения, упражнения, способствующие развитию движений, двигательных умений и навыков, психологические игры и упражнения и т.д.
2. Основная часть включает в себя:
- непосредственно сенсорное развитие (восприятие: цвета, формы, величины и т.д); - формирование математических способностей; - развитие речи; - развитие дифференцированного восприятия звуков речи, упражнения для развития мелкой и крупной моторики( физ.минутки, подвижные игры), в том числе, творческая работа детей: как индивидуальная так и групповая работа малыша с самым разнообразным материалом: вкладыши, конструкторы, дидактическая игрушка.
3. Ритуал прощания позволяет создавать у каждого участника чувство принадлежности к группе и закрепляет положительные эмоции, полученные от работы на занятии.
5.ГОДОВОЙ КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
№ за ня тия | содержание | цель | кол-во занятий |
сентябрь | |||
1 | Вводное, диагностическое | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | 1 |
2 | Вводное, диагностическое | 1 | |
3 | Большой - маленький | Развивать глазомер при выборе по образцу предметов определенной величины. | 1 |
4 | Цвет | Учить детей обращать на цвет предмета, устанавливать тождества и различия цвета однородных предметов, учить понимать слова «цвет», «такой», «не такой», «разные» «цветные палочки» | 1 |
Октябрь | |||
1 | Урожай осени» (фрукты, овощи) | Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет, закреплять названия основных цветов | 1 |
2 | Машины | Закреплять умение детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, но имеющие одинаковый цвет. | 1 |
3 | Золотая осень»(растения) | Формировать умение различать размер предметов на глаз, делать выбор согласно образцу | 1 |
4 | Большой - маленький | Продолжать учить различать большие и маленькие предметы, дефиринцыровать их | 1 |
5 | Геометрические фигуры | Учить детей узнавать и называть круг, квадрат и треугольник, узнавать прямоугольник, овал | 1 |
6 | Предметы и форма | Формировать понятие о том, что предметы окружения имеют форму. Закреплять названия фигур, учить соотнесению предмета и формы | 1 |
7 | Одинаковые предметы | Учить различать предметы по размеру, сравнивать (такой - не такой) | 1 |
8 | Одинаковые предметы | Учить находить одинаковые по цвету, форме и размеру предметы. | 1 |
Ноябрь | |||
1 | Цветные шары | Учить сравнению цвета по принципу «такой - не такой», знакомить с названиями цветов | 1 |
2 | Цветные игрушки | Закреплять представления об основных цветах | 1 |
3 | Величина | Формировать умение группировать предметы по величине. | 1 |
4 | Величина и цвет | Развитие умения узнавать и называть цвета, величину. | 1 |
5 | Цветные кубики | Учить сравнивать цвета по принципу «такой - не такой», подбирать пары одинаковых по цвету предметов | 1 |
6 | Цветовое восприятие | Продолжать учить различать и называть цвета. Развивать мелкую моторику. | 1 |
7 | Геометрические формы | Формировать понятие о том, что предметы окружения имеют форму. Закреплять названия фигур, учить соотнесению предмета и формы | 1 |
8 | Цветовосприятие | Учить детей находить предмет определённого цвета по образцу (зрительное соответствие), развивать внимание, память | 1 |
Декабрь | |||
1 | Цвет | Развитие умения узнавать и называть цвета. Закрепление понятия «такой же» | 1 |
2 | Одежда(величина, цвет, форма) | Учить детей сравнивать объекты с учетом двух свойств величины, цвета и формы. Развивать мелкие мышцы пальцев. | 1 |
3 | Игрушки (употребление понятий основных цветов) | Закрепление знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предмета. | 1 |
4 | Дорожки для игрушек | Закрепление знания основных цветов. Учить выкладывать цветные квадраты в определённом порядке, согласно образцу | 1 |
5 | Разрезные картинки | Обучение расчленению изображения предметов на составные части и воссозданию сложной формы из 3 частей. | 1 |
6 | Тактильные ощущения, форма | Учить детей узнавать форму на ощупь, правильно называть их | 1 |
7 | Тактильные ощущения, мелкая моторика | Развитие мелкой моторики, массаж кончиков пальцев, развитие их чувствительности, скоординированности движения | 1 |
8 | Новый год | Закрепление представления об основных цветах, упражнять в расположение предметов на плоскости в заданном цветовом порядке. | 1 |
Январь | |||
1 | Сортировка | Раскладывание однородных предметов разной величины на 3 группы | 1 |
2 | Сортировка | Раскладывание однородных предметов резко различных по форме на две группы | 1 |
3 | Сортировка | Раскладывание однородных предметов более близкой формы на две группы (круг, овал) | 1 |
4 | Разрезные картинки | Научить собирать цепочку из нескольких разрезных картинок | 1 |
5 | Цвет и предмет | Фиксировать внимание детей на том, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | 1 |
6 | Цвет и предмет | Обращать внимание детей на цветовые свойства предметов, показывая, что цвет является признаком разных предметов и может быть использован для их обозначения. | 1 |
Февраль | |||
1 | Сортировка величина, цвет, форма | Формировать умение сортировать фигуры, согласно одного из трёх параметров | 1 |
2 | Сортировка форма, цвет, величина | Развивать внимание, восприятие. Учить подбору геометрических форм следуя графическому изображению | 1 |
3 | Цветные платочки | Учить закреплять платочки на веревке прищепками, сопоставляя цвет платочка и цвет прищепки | 1 |
4 | Разные игрушки | Учить детей группировать объекты, отличающиеся по форме, величине, назначению, но имеющий одинаковый цвет. | 1 |
5 | Осязание | Развивать у детей осязание, учить составлять пары одинаковых на ощупь тканей. | 1 |
6 | Цветовосприятие | Воссоздание цветового ряда, согласно зрительной инструкции | 1 |
7 | Форма предметов | Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, овал. Формировать умение соотносить предметы с их формой | 1 |
8 | Форма, осязание | Закрепить знания детей о форме, упражнять в правильном соотнесении нескольких предметов с одним геометрическим образцом и делать правильный выбор | 1 |
Март | |||
1 | Чередование цвета | Учить пользоваться зрительной инструкцией. развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации | 1 |
2 | 3 величины | Формировать умение различать предметы по величине. | 1 |
3 | Такие разные кубики | Обучение пониманию отношений по величине между объемными и плоскими предметами. | 1 |
4 | Цвет, форма | Закреплять умение различать цвета и использовать названия цветов в речи. Закреплять умение распознавать геометрические фигуры и называть их. | 1 |
5 | Цвет, форма | Закреплять знания цветов и формы, развивать внимание | 1 |
6 | Цвет, 3 величины | Закреплять знание цвета и 3 величин, использовать понятия в речи. | 1 |
7 | Чередование цвета | Закреплять цвета, составлять чередующийся узор из 2-х цветов по словесной инструкции | 1 |
8 | Матрёшки | Учить детей разбирать и складывать матрешки. Развивать мелкую мускулатуру рук. | 1 |
Апрель | |||
1 | Разрезные картинки | Учить собирать картинку из 3-х частей | 1 |
2 | 3 величины | Учить соотнесению нескольких предметов по размеру | 1 |
3 | Длинна | Формировать умение различать предметы по длине | 1 |
4 | Длинна, ширина | Закреплять понятия длинный-короткий, учить различать дорожки по ширине | 1 |
5 | Осязание | Учить на ощупь находить предметы одинаковой формы. Закреплять понятия «такой же- не такой» | 1 |
6 | Цветные шарики | Закреплять знание цветов. Развивать восприятие, память, двигательную активность. | 1 |
7 | Цвет, 3 размера | Закреплять умение подбирать одежду по цвету и 3 размерам | 1 |
8 | Звук | Развивать исследовательские действия путем вынимания предмета на основании звукового восприятия. | 1 |
Май | |||
1 | Тактильные ощущения | Закреплять умение детей узнавать и называть материал, из которого сделаны предметы, определять его на ощупь. | 1 |
2 | Раскладывание по величине | Формировать у детей умение соотносить предметы по величине в убывающем порядке, закреплять в речи названия цветов | 1 |
3 | Форма и величина | Продолжать учить выделять форму в конкретных предметах окружающей обстановки. | 1 |
4 | Цвет и величина | Закреплять умение подбирать картинку бытовых предметов определенной геометрической формы по описанию основных параметров (величина, цвет). | 1 |
5 | Тактильные ощущения | Учить находить на ощупь предметы, одинаковые по текстуре | 1 |
6 | Цветовосприятие, память | Упражнять детей в различении цветов, учить действовать по инструкции, понимать правила игры. Развивать внимание, память, цветовосприятие. | 1 |
7 | Разрезные картинки | Учить собирать картинку из 4 последовательных частей | 1 |
8 | Цвет | Развитие умения узнавать и называть цвета. Развитие мелкой моторики пальцев рук. | 1 |
Июнь | |||
1 | Тактильные ощущения | Познакомить детей с такими свойствами материалов, как твердость и мягкость. | 1 |
2 | Цветовосприятие | Упражнять детей в различении цветов, близких по цвету | 1 |
3 | Форма и величина | Закреплять умение детей различать предметы по величине, сравнивая их различными способами. | 1 |
4 | Тактильное восприятие | Учить выбирать фигуры на ощупь по зрительно воспринимаемому образу. | 1 |
5 | Слуховое восприятие | Развивать у детей слух и внимание | 1 |
6 | Моя семья (градация по высоте) | Развивать наблюдательность, соотносить реальные размеры с условной меркой. | 1 |
7 | Зрительное восприятие (форма, цвет) | Учить соотносить изображение на картинке с реальным объектом. | 1 |
Июль | |||
1 | Слуховое внимание | Развивать слуховое восприятие предметов в окружающем пространстве. (падающий предмет) | 1 |
2 | Зрительное восприятие | Закреплять цвета, величину. Развивать речь | 1 |
3 | Соотнесение по величине | Закрепление знаний о величине и размере, систематизировать полученные знания. | 1 |
4 | Величина предметов | Развитие глазомера при выборе по образцу предметов 3-х величин, их понятия | 1 |
5 | Геометрические фигуры | Закреплять умение группировать предметы по форме. | 1 |
6 | Цвет | Закреплять умение соотносить форму деталей с формой отверстия | 1 |
7 | Величина предметов | Развитие глазомера при выборе по образцу предметов 3-х величин, их понятия | 1 |
8 | Запах | Учить различать запахи в окружающем пространстве. | 1 |
Август | |||
1 | Слух | Развивать слуховое восприятие, учить составлять пары одинаковых шумов | 1 |
2 | Цвет | Закреплять умение подбирать предметы по цвету, сравнивать их, находить одинаковые. Развивать память | 1 |
3 | Часть-целое | Учить собирать из 4 частей целое изображение | 1 |
4 | Тактильные ощущения | Развитие осязания и тактильно-мышечного чувства | 1 |
5 | Цветовосприятие, прищепки | Закреплять умение подбирать прищепки одного цвета, употреблять в речи названия цветов | 1 |
6 | Звук | Развивать слуховое внимание | 1 |
7 | Итоговое, диагностическое | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года | 1 |
8 | Итоговое, диагностическое | 1 |
6. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Современная педагогическая наука накопила большое количество методов обучения.
Отталкиваясь от структуры, типа и вида занятий мной была выбрана игровая форма, тем самым я активизирую детей на лучшие результаты их деятельности. На занятиях регулярно используются наглядные, словесные и практические методы. На занятиях применяются множество дидактического, демонстрационного и раздаточного материала, в основе которого лежит метод наглядного обучения.
При проведении каждого занятия используется непосредственный показ предметов воспитателем.
Метод наблюдения на занятиях позволяет развивать у детей наблюдательность, внимание, память.
Вспомогательная роль принадлежит методу устного изложения, который включает в себя методические приёмы монологической и диалогической речи, осуществляемые через рассказ (сказочное вступление), объяснения, инструктирования, а также беседы (вопросы – ответы).
Объяснения должны быть предельно краткими: каждое лишнее слово отвлекает малыша от зрительного восприятия.
После общего показа и объяснения применяется метод практического обучения включает в себя организации практической деятельности детей: упражнения, повторения, практические работы. Воспитатель предлагает выполнить фрагмент
из всего задания отдельно каждому ребенку, оказывая по мере необходимости дифференцированную помощь. При самостоятельном выполнении задания каждым ребенком педагог дает единичные указания, оказывает периодическую помощь и в отдельных случаях проводит систематическое индивидуальное обучение.
7. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Ожидаемые результаты по сенсорному воспитанию детей 2-3 летнего возраста:
- ребенок воспринимает и представляет предмет и явления, анализирует их, сравнивает, обобщает через дидактическую игру;
- ориентируется в 6 цветах, называет их, подбирает по образцу;
- ориентируется в трех и более контрастных величинах;
- собирает пирамидку из 5-8 колец разной величины;
- соотносит конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывает на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
- составляет целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
- ориентируется в соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник);
- сравнивает, соотносит, группирует однородные предметы по цвету, форме, величине;
- развиты исследовательские действия предметов на ощупь, по слуховому восприятию.
- ОЦЕНОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ.
Способами определения результативности программы являются:
Диагностика, проводимая в начале и конце года в виде естественно-педагогического наблюдения.
Информация в родительском уголке «чему мы научимся в этом месяце».
Творческий отчет руководителя на редсовете.
Оценочные и методические материалы
За основу данной диагностики по выявлению и оценке сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста были взяты методики: Стребелевой Е. А., Венгера Л. А., Земцовой М. И.
При проведение обследования задания предъявляются ребенку сразу для самостоятельного выполнения, после объяснения задания. Экспериментатор предлагает ребёнку сгруппировать игрушки; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей, сложить цветок называя цвета и определить предметы методом тактильного обследования. При этом все задания должны сопровождаться естественными жестами и комментированием действий.
Если ребенок затрудняется выполнить задания самостоятельно, взрослый демонстрирует соответствующее действие, а затем просит ребёнка повторить его. Если дошкольник не справляется и в этом случае, то используется метод совместных действий. Например, педагог руками ребёнка собирает матрешку; складывает разрезную картинку. Вслед за этим ребёнку предлагается действовать самостоятельно.
По всем заданиям фиксируется:
Желание сотрудничать со взрослым; понимание задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в окончательном результате;
Способ выполнения задания (невыполнение, после совместных действий, после показа, самостоятельно);
Результат: точное соответствие образцу взрослого, невыполнение, неточное соответствие.
Приступая к обследованию ребёнка младшего дошкольного возраста, экспериментатору необходимо установить эмоциональный контакт и доверительные отношения, а также обратить внимание на общее состояние ребёнка и только после этого предлагать ему выполнить следующие задания:
1. Группировка игрушек (методика Л. А. Венгера).
Задание направлено на выявление уровня развития восприятия формы, умения использовать геометрические эталоны (образцы) при определении общей формы конкретных предметов, т. е. выполнение группировки по форме.
Оборудование: три коробки (без верхних крышек, размер каждой стенки 20 х 20 см) одного цвета с изображёнными на них эталонами-образцами (размер 4x4 см). На первой (на передней стенке) изображён квадрат, на второй — треугольник, на третьей — круг. Набор из 24 предметов в мешочке: 8 — похожие на квадрат (кубик, коробок, квадратная пуговица и др.), 8 — похожие на треугольник (конус, ёлочка, формочка и др.), 8 — похожие на круг (монета, медаль, полусфера и др.)
Проведение обследования: на столе перед ребёнком расставляются коробки. Педагог обращает внимание ребёнка на эталон-образец: «Смотри, здесь изображена вот такая фигура (квадрат), а здесь вот такая(круг)». Затем вынимает из мешочка предмет (любой) и говорит: «На какую фигуру похоже: на эту (показ треугольника), на эту (показ круга) или на эту (показ квадрата)?» После того как ребёнок указывает на один из эталонов, взрослый говорит: «А теперь бросай в эту коробку». Затем вынимает следующий предмет (другой формы), и вся процедура повторяется. В дальнейшем взрослый даёт возможность разложить игрушки самому ребёнку, просит его: «А теперь разложи все игрушки в свои коробки, смотри внимательно».
Обучение: если ребёнок не продолжил самостоятельно выполнять задание, взрослый последовательно даёт игрушки и просит ребёнка опустить в нужную коробку. Если ребёнок опускает её, но не ориентируется на образец, то взрослый обращает снова его внимание на образец-эталон, соотнося с ним игрушку.
Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения — умение работать по образцу; целенаправленность действий; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл — ребёнок не понимает и не принимает задание; в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла — ребёнок действует, не ориентируясь на образец-эталон; после обучения продолжает опускать игрушки без учёта основного принципа.
3 балла — ребёнок опускает игрушки, не всегда ориентируясь на образец; после обучения соотносит форму игрушек с образцом.
4 балла — ребёнок опускает игрушки с учётом образца; заинтересован в конечном результате.
2. Разбери и сложи матрёшку четырёхсоставную (методика Стребелевой Е. А.). Задание направлено на проверку уровня развития ориентировки на величину.
Оборудование: четырёхсоставная матрёшка
Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку матрёшку и просит его посмотреть, что там есть, т. е. разобрать её. После рассмотрения всех матрёшек ребёнка просят собрать их все в одну: «Собери все матрёшки, чтобы получилась одна». В случае затруднений проводится обучение.
Обучение: педагог показывает ребёнку, как складывается сначала двусоставная, а затем трёхсоставная и четырёхсоставная матрёшки, после чего предлагает выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: понимание и принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату своей деятельности.
1 балл — ребёнок не принимает задание, не стремится его выполнить; после обучения не переходит на адекватные способы действия.
2 балла — ребёнок понимает задание, стремится действовать с матрёшкой, но при выполнении задания не учитывает величину частей матрёшки, т. е. отмечаются хаотичные действия; в процессе обучения действует адекватно, а после обучения не переходит к самостоятельному способу действия; безразличен к результату своей деятельности.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание, выполняет его методом перебора вариантов; после обучения переходит к самостоятельному способу выполнения задания; заинтересован в конечном результате.
4 балла — ребёнок понимает и принимает задание; складывает матрёшку практическим примериванием и методом проб; заинтересован в конечном результате.
3. Сложи разрезную картинку (из трёх частей), (методика Стребелевой Е. А.) Задание направлено на выявление уровня развития целостного восприятия предметного изображения на картинке.
Оборудование: две одинаковые предметные картинки, одна из которых разрезана на три части (петух или платье). Наглядный материал.
Проведение обследования: экспериментатор показывает ребёнку три части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».
Обучение: в случае, если ребёнок не может правильно соединить части картинки, взрослый показывает целую картинку и просит сделать из частей такую же. Если и после этого ребёнок не справляется с заданием, экспериментатор сам накладывает часть разрезной картинки на целую и просит его наложить другую, после чего предлагает ребёнку выполнить задание самостоятельно.
Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл — ребёнок не понимает задание; даже в условиях обучения действует неадекватно.
2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается соединить части в целую картинку, но самостоятельно не может это выполнить; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, пользуясь при этом методом целенаправленных проб либо практическим примериванием.
4. Собери цветок (6 цветов).
Задание направлено на умение располагать цвета в соответствии с образцом и назывании детьми именно этих цветов.
Оборудование: Карточки, на которых изображены стебелек с сердцевиной, разноцветные лепесточки(красный, синий, желтый, зеленый). Наглядный материал.
Проведение обследования: дать ребенку лепесточки разного цвета и показать, как нужно по образцу наложить лепесточки вокруг серединки цветка. Попросить собрать все лепесточки называя цвета.
Обучение: в тех случаях, когда ребёнок не может правильно сложить цветок, взрослый показывает, как необходимо сделать и просит назвать каждый лепесток.
Оценка действий ребёнка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; отношение к результату; результат.
1 балл — ребёнок не принимает задание; действует неадекватно даже в условиях обучения.
2 балла — ребёнок принимает задание, но не понимает, что части надо соединить в целое; кладёт части одну на другую; в условиях обучения действует часто адекватно, но после него не переходит к самостоятельному выполнению задания; безразличен к конечному результату.
3 балла — ребёнок принимает и понимает задание; пытается собрать цветок по образцу, но самостоятельно не может назвать цвета лепестков; после обучения с заданием справляется; заинтересован в результате своей деятельности.
4 балла — ребёнок принимает и понимает задание; самостоятельно справляется с заданием, называет все цвета правильно.
В связи с проведенным исследованием выявляются уровни сенсорного развития каждого из детей:
высокий уровень выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым с набранным количеством баллов 16–13;
средний уровень – количество набранных баллов 12–10;
достаточный уровень – количество баллов 9–7;
низкий уровень – количество баллов 6–4.
Педагогический процесс должен основываться на диагностической основе. В данной диагностике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста, которая наиболее полно показывает уровень развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета, ориентировки в пространстве. Таким образом, педагог может определить уровень сенсорного развитие ребенка с учетом образовательной программы.
Данный вид диагностики предполагает, что минимальными усилиями должно быть получено достаточное количество диагностической информации. Результаты такой диагностики отражают реальную картину сенсорного развития ребенка и, следовательно, могут повысить эффективность образовательного процесса.
Условия реализации программы
Детский сад «Светлячок (с.Падун), филиал Детского сада «Светлячок»
Воспитательная работа
Одним из направлений системы сенсорного воспитания является работа с родителями. При включении данного направления следует исходить из того, что работа, организованная в детском саду, не даст должного эффекта, если не обеспечить сотрудничества с семьей.
Изучив научно-методическую литературу по данной теме:
-оформила картотеку пальчиковых игр, игр «Радостные встречи»;
-подобрала физминутки;
- подготовила консультации для родителей на темы:
• «Развитие сенсорных способностей детей раннего возраста»;
• «Роль дидактических игр по сенсорике на умственное развитие детей»;
• Папка-ПЕРЕДВИЖКА «Дидактические игры по сенсорике».
- создала предметно-развивающую среду, сосредоточив материалы в сенсорном уголке.
9. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
2. Интернет ресурсы.
3. Лямина Г.М.Гербова В.В. Романовская Э.М. и др. Воспитание детей раннего возраста. М.:1976, с.81-82,162-163.
4. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Цвет, форма, звук. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: Академия развития, 1997.
5.В. Богуславский, Г. Б. Корнетов. [Текст] / М.Монтессори. – М.:
6.Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
7.Л.А. Венгер "Воспитание сенсорной культуры ребёнка"1988г
8.Волосова, Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста (основные показатели). [Текст] / Е.Б.Волосова. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1999. – 72 с.
9.Высокова, Т. В. Сенсомоторное развитие детей раннего возраста: программа, конспекты занятий. [Текст] / Т.В.Высокова. – Волгоград:
10.Колосс, Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении:
11.Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
12.Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006.
13.Маханева, М.Д. Игровые занятия с детками от 1 до 3 лет. Методическое пособие для преподавателей и родителей. [Текст] / М.Д.Маханева, С.В.Рещикова. – М.: Издательство: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ 1,5 – 3 ЛЕТ К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ « МАЛЫШОК»
Пояснительная запискаВ настоящее время признан приоритет семейного воспитания детей раннего возраста, однако современные социальные условия вынуждают родителей прибегать к общественным формам воспитан...
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малышок»
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию для детей 2-3 лет....
Дополнительная общеразвивающая программа "Малышок"
Дополнительная общеразвивающая программа "Малышок", направленность программы физкультурно- музыкальная....
Дополнительная общеразвивающая программа "Малышок"
Дополнительная общеразвивающая программа "Малышок" Для младшего возраста....
Дополнительная общеобразовательная программа Дополнительная общеразвивающая программа Физкультурно-спортивной направленности «Олимпик» для детей младшего дошкольного возраста 3-4 года; для детей среднего дошкольного возраста 4-5 года. Срок реализации -2 г
Детский фитнес — хорошо продуманная детская физкультура, укрепляющая и формирующая жизненно важные навыки и умения, увеличивающая функциональные резервы организма. Это занятия под специально под...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей первого года жизни «Фитбол-гимнастика «Прыг-скок»
Дополнительная общеразвивающая программа для детей первого года жизни «Фитбол-гимнастика «Прыг-скок» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программ...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей второго года жизни «Игры с куклой»
Дополнительная общеразвивающая программа для детей второго года жизни «Игры с куклой» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программы Государственн...