Дополнительная общеразвивающая программа для детей первого года жизни «Фитбол-гимнастика «Прыг-скок»
проект
Дополнительная общеразвивающая программа для детей первого года жизни «Фитбол-гимнастика «Прыг-скок» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программе Государственного казенного учреждения здравоохранения «Полысаевский дом ребенка «Родничок».
Программа направлена на формирование и стимулирование двигательной активности и развитие рефлексов.
Программу могут использовать педагоги дошкольного образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fitbol-gimnastika.docx | 43.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Содержание
Пояснительная записка ..........................................................................................4
Перспективный план………..................................................................................8
Содержание программы..........................................................................................8
Критерии, показатели результативности освоения программы и уровни освоения программы ............................................................................................15
Информационно-методическое обеспечение программы.................................15
Приложение 1.........................................................................................................16
Приложение 2.........................................................................................................17
Пояснительная записка
Для ребенка первого года жизни характерен быстрый темп развития. Буквально каждый месяц происходят изменения в физическом и психическом развитии. Идет процесс интенсивного сенсорно-моторного развития. Малыш слушает, смотрит, видит, действует. Позитивная динамика в физическом развитии, познавательном, речевом, социально-коммуникативном развитии возможна только при условии организации непосредственно-эмоционального общения взрослого и ребенка. Что является трудно выполнимым в условиях жизни ребенка в учреждении интернатного типа. Материнская депривация оказывает негативное влияние на физическое и психическое развитие ребенка, особенно в первый год жизни ребенка. Поэтому приоритетной необходимостью становится физическое развитие ребенка.
Современные специалисты считают, что для того, чтобы малыш правильно развивался, ему нужна не только свобода в движениях, но и физическая активность. Помимо привычной программы могут быть очень полезны упражнения на фитболе — специальном мяче. Фитбол будет полезен как для здоровья, так и для развлечений, с новорожденными же можно успешно выполнять гимнастику. Причем такие упражнения полезны не только тем детям, которые имеют проблемы неврологического характера. Такая зарядка полезна и полностью здоровым деткам. Она обеспечивает пользу в различных направлениях.
Цель Программы Развитие вестибулярного аппарата, снижение гипертонуса всех групп мышц, стимулирование различных жизненно важных органов.
Задачи:
1. Побуждать к самостоятельным действиям
2. Вызывать положительные эмоции от общения со взрослым, понимать слово взрослого
3. Вызывать чувство радости от движений, развивать равновесие
4. Развивать мышцы брюшного пресса
5. Развивать упор ног, укрепляя мышцы стопы
При разработке программы мы руководствовались принципами: - принцип гуманизма - приоритет жизни и здоровья человека, свободного развития личности; - принцип ценностного единства и совместности - единство ценностей и смыслов воспитания; - принцип общего культурного образования - воспитание основывается на культуре и традициях России; - принцип следования нравственному примеру - пример как метод воспитания позволяет расширить нравственный опыт ребенка; - принципы безопасной жизнедеятельности - защищенность важных интересов личности от внутренних и внешних угроз, воспитание через призму безопасности и безопасного поведения;
- принцип совместной деятельности ребенка и взрослого - значимость совместной деятельности взрослого и ребенка на основе приобщения к культурным ценностям и их освоения;
- принцип инклюзивности - организация образовательного процесса, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных, культурно-этнических, языковых и иных особенностей, включены в общую систему образования.
Ожидаемые результаты реализации Программы : дети должны уметь в 2 – 12 месяцев:
- Лежа на животе, поднимать, и некоторое время удерживать голову
- Пытаться удержать голову в вертикальном положении (на руках у взрослого)
- Упираться на предплечья рук в положении на животе
- Поворачиваться со спины на бок
- Долго лежать на животе, подняв корпус и опираясь на ладони выпрямленных рук
- Попытки к ползанию
- Сидеть, опираясь руками впереди себя
- Придерживаясь руками за барьер, вставать, стоять и опускаться, переступать боком
- Идти вперед с поддержкой за обе руки
- Делать первые самостоятельные шаги
- Ходить самостоятельно (без опоры)
Условия реализации программы
Программа ориентирована на детей с 2 – 12 месяцев.
Форма обучения – индивидуально
Срок реализации – 1 год.
Занятия проводятся 2 раза в месяц продолжительностью 8 – 10 минут. Общее количество занятий в год — 18. Занятия фитболом:
- Снимают гипертонус мышц, который характерен для новорожденных.
- Помогают укрепить и развить мускулатуру спины, живота, рук и ног.
- Дают массажный эффект и стимуляцию функционирования внутренних органов.
- Помогают наладить пищеварение и предупредить появление колик.
- Помогают научить малыша координации движений и помогает в развитии вестибулярного аппарата.
Показания и противопоказания
Занятия на фитболе для малышей при отсутствии противопоказаний полезны всем. Особенно велико их значение при наличии таких показаний:
- гипер- и гипотонус мышц;
- повышенная возбудимость младенца;
- недостаточная активность малыша, слабость мышц;
- колики;
- беспокойность малыша, подверженность стрессам и вирусам.
В целом занятия полезны всем, но нужно учесть имеющиеся противопоказания:
- нельзя делать упражнения деткам, имеющим врожденные травмы;
- болезни сердца и мочеполовой системы, а также легких;
- при высокой температуре;
- недостаточном весе;
- повышенном внутричерепном давлении.
Для занятий фитболом нужно проконсультироваться с врачом.
Формы работы с дошкольниками:
- чтение потешек, песенок (малые формы фольклора) ;
- показ;
- имитация (подражание) движений;
- зрительные ориентиры;
- звуковые сигналы;
Структура занятия
Подготовительная часть | В исходном положении, лежа на мяче под детскую музыку, легкие массажные движения. |
Основная часть | Выполняется в положении сидя на мяче, стоя, лёжа на мяче (на спине и животе) |
Заключительная часть | В заключительной части выполняются упражнения стоя, сидя на мяче, лёжа на мяче, на релаксацию в сопровождения медленной музыки |
Перспективный план обучения упражнениям на фитболе
Месяц | Задачи | Рекомендуемые упражнения |
Сентябрь Октябрь Ноябрь | 2 – 4 мес. Улучшение пищеварения малыша и предотвращение колик. 4 – 6 мес. Укрепление мышечного корсета, умение держать голову, управление ручками и ориентирование в окружающем пространстве 6 – 9 мес.Активизация движений рук и ног, укрепление мышечного тонуса. 9 – 12 мес. Формирование правильной осанки | 1. Положить ребенка на живот – раскачивать вперед назад 2. Ребенка положить на спину – раскачивающие движения вперед – назад с легким надавливанием на мяч. 3. Младенца положить на бок – аккуратные пружинистые движения (на правом и левом боку). 4. Лежа на животе, ребенок обхватывает мяч конечностями – повороты фитбола вперед назад на максимальную длину |
Декабрь Январь Февраль | Обучить правильной посадке на фитболе; формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему через упражнения на фитболе; | 1.Ребенок лежит на полу, на коврике – взрослый прокатывает мяч к ногам ребенка, просит оттолкнуть. 2. Ребенок лежит на животе, взрослый поддерживая ребенка за подмышки двигает фитбол вперед-назад. 3. Фитбол поместить впритык к стене, ребенок на животе – отталкивание и сгибание ножек в коленях. |
Март Апрель Май | Учить базовым положениям при выполнении упражнений в исходном положении (сидя, лежа, стоя); развивать физические качества – координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата | 1. Взрослому нужно сесть на пол, зажать мяч к себя между ног. Малыша сажают или ставят на мяч, и делаются пружинящие прыжки либо присаживания. 2. Малыш помещается на фитбол животом, его руки держат мяч. Взрослому нужно поднять его ноги на уровне туловища и раскачивать изделие вперед и назад. 3. Малыш помешается на живот и придерживается за корпус по бокам. Вначале делается 10-20 пружинистых движений, после — покачивания малыша в стороны и вперед-назад. 4. Ребенок сидит на мяче, взрослый фиксирует его неподвижно. Прямыми ногами малыша нужно барабанить по мячу, затем открытой ладонью хлопать по мячу. |
Содержание программы
I. Раздел «Знакомство с фитболом» (сентябрь – 2 занятия) 1. Игра-упражнение «Колобок» Цель. Способствовать снятию мышечного гипертонуса, характерного для новорожденных. Оказывать массажные действия для стимулирования работы внутренних органов, предотвращать появление колик. Примерный ход занятия. Подготовительная часть. Накрываем фитбол мягкой пеленкой, чтобы малышу было приятно касаться его голенькими ручками-ножками, включаем спокойную детскую музыку, укладываем ребенка на животик и даем ребенку почувствовать свое тело на круглой поверхности, приговаривая: Я, колобок, колобок, Румяный бок! На сметане мешан, На окошке стужен. Основная часть. Под музыку, сопровождая свои действия словами четверостишия проводим: - поглаживание рук и ног ребенка; - поглаживание спинки ребенка; - поглаживание животика ребенка. Заключительная часть. Укрыв ребенка пеленкой, дать возможность полежать в спокойном состоянии на животе, под музыку.
2. Игра-упражнение «Ай, качи, качи, качи…» (октябрь – 2 занятия) Цель. Укрепление мышечного корсета, умение держать голову, управление ручками и ножками, ориентирование в окружающем пространстве. Формировать умение координировать движения и развивать вестибулярный аппарат. Примерный ход занятия. Подготовительная часть. Ребенка укладываем на фитбол, на живот. Под детскую музыку делаем легкие массажные движения одной рукой по всему телу ребенка, другой удерживаем на поверхности мяча. Основная часть. Укладываем малыша на фитбол животиком вниз. Одну руку кладем ему на спинку, другой придерживаем обе ножки и начинаем осторожно покачивать вперед-назад, вправо-влево. Сопровождаем эти действия словами потешки: Ай, качи, качи, качи Глянь, баранки, калачи, С пылу с жару из печи, Все румяны, горячи, Налетели тут грачи. Подхватили калачи. Нам оставили бараночки. Поворачиваем ребенка на спину. По своей сути это упражнение повторяет предыдущее, только ребенок лежит на спинке. Выполняя это упражнение, нужно следить, чтобы головка малыша не запрокидывалась. Заключительная часть. Укрыв ребенка пеленкой, дать возможность полежать в спокойном состоянии на животе, под музыку.
3. Игра-упражнение «Самолет» (ноябрь – 2 занятия ) Цель. Активизация движений рук и ног, укрепление мышечного тонуса. Формирование правильной осанки. Координирование движений рук, ног и развитие вестибулярного аппарата. Примерный ход занятия. Подготовительная часть. Ребенка укладываем на фитбол, на живот. Под детскую музыку делаем легкие массажные движения одной рукой по всему телу ребенка, другой удерживаем на поверхности мяча. Основная часть. Положить ребенка на живот. Одной рукой надо придерживать ягодицы, пальцы второй держат лодыжки. Малыш должен широко обхватить руками мяч. При выполнении необходимо раскачивать его вперед-назад. Малыша кладут на бок. Одной рукой его поддерживают за плечи, второй — за ноги. Делаются аккуратные пружинистые движения. Далее упражнение повторяют на второй стороне, на спине и на животе. Во время выполнения упражнения, звучит музыка, взрослый читает стихотворение: 1 вариант. Самолет построим сами, Понесемся над лесами, Понесемся над лесами, А потом вернемся к маме.
2 вариант. Самолеты загудели, Самолеты полетели. На полянку тихо сели,
Да и снова полетели.
II Обучение и выполнение упражнений на фитболе
4. Игра-упражнение «Пружинки» (декабрь – 2 занятия) Цель. Обучить правильной посадке на фитболе; формировать навык правильной осанки. Укрепление мышечного корсета, умение управлять руками и ногами, ориентирование в окружающем пространстве. Примерный ход занятия. Подготовительная часть. Ребенка укладываем на фитбол, на живот. Под детскую музыку делаем легкие массажные движения одной рукой по всему телу ребенка, другой удерживаем на поверхности мяча. Основная часть. Укладываем малыша на животик и, надавливая на животик или попу, заставляем фитбол пружинить под тельцем малыша. Во время выполнения этого упражнения важно придерживать ножки. По аналогии с качанием, пружинить малыш может не только лицом вниз, но и перевернувшись на спину. Выполнение упражнения сопровождаются словами потешки: Люли, люли, люленьки, Прилетели гуленьки. Сели гули на кровать, Стали гули ворковать. Стали гули ворковать. Стали (имя ребенка) качать. Заключительная часть. Укрыв ребенка пеленкой, дать возможность полежать в спокойном состоянии на животе, под музыку.
5. Игра-упражнение «Попрыгушки» (январь – 2 занятия) Цель. Формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему через упражнения на фитболе; укрепление мышечного корсета, умение управлять руками и ногами, ориентирование в окружающем пространстве.
Примерный ход занятия. Подготовительная часть. Ребенка укладываем на фитбол, на живот. Под детскую музыку делаем легкие массажные движения одной рукой по всему телу ребенка, другой удерживаем на поверхности мяча. Основная часть. Сидя на полу, зажимаем фитбол между ног так, чтоб он не мог укатиться. Сажаем малыша на фитбол, и, придерживая со стороны спины, показываем, как можно пружинить и прыгать. Обычно это упражнение вызывает много смеха и радости. Читаем потешку: Мы лягушки –попрыгушки, Неразлучные подружки, Животы зеленые, С детства закаленные. Мы не хнычем, мы не плачем, Дружим, не ругаемся. Целый день по лужам скачем – Спортом занимаемся. Заключительная часть. Укрыв ребенка пеленкой, дать возможность полежать в спокойном состоянии на животе, под музыку, можно сделать легкий массаж на спине малыша.
6. Игра-упражнение «Ножки, побежали по дорожке» (февраль – 2 занятия) Цель. формировать навык правильной осанки, развивать мышечную систему через упражнения на фитболе; развивать коммуникативную и эмоционально- волевую сферы ребенка. Примерный ход занятия. Подготовительная часть. Ребенка укладываем на фитбол, на живот. Под детскую музыку делаем легкие массажные движения одной рукой по всему телу ребенка, другой удерживаем на поверхности мяча. Основная часть. Малыша укладываем на фитбол животом вниз, чтобы он уперся ручками в мяч. Берем ребенка за ножки так, как будто катим тачку, и слегка покачиваем вперед-назад. Затем укладываем малыша на спинку, выполняем сгибательные и разгибательные движения ногами ребенка, приговаривая: Ножки, ножки бежали по дорожке, Бежали лесочком, прыгали по кочкам, Ножки, ножки бежали по дорожке, Бежали, устали, сапожки потеряли. Заключительная часть. Укрыв ребенка пеленкой, дать возможность полежать в спокойном состоянии на животе, под музыку, можно сделать легкий массаж на спине малыша.
III Обучение и выполнение упражнений на фитболе на координацию движений и функцию равновесия
7. Игра-упражнение «Фитбол-гимнастика «Прыг-скок» (март – 2 занятия) Цель. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в исходном положении (сидя, лежа,); укреплять мышцы стопы; развивать упор ног; формировать положительное эмоциональное отношение к совместной деятельности. Примерный ход занятия. Подготовительная часть. Ребенка укладываем на фитбол, на живот. Под детскую музыку делаем легкие массажные движения одной рукой по всему телу ребенка, другой удерживаем на поверхности мяча. Основная часть. Воспитатель берет ребенка под мышки, лицом к себе. Приподнимает и опускает так, чтобы ноги малыша касались поверхности мяча, подпрыгивание на мяче, сопровождая эти действия словами потешки: Прыг-скок! Прыг-скок! Сел кузнечик на листок Прыг-скок! Прыг-скок! Лягушонок – под мосток! Зайчик солнечный по стенке, Прыг-скок! Прыг-скок! Заключительная часть. Укрыв ребенка пеленкой, дать возможность полежать в спокойном состоянии на животе, под музыку, можно сделать легкий массаж на спине малыша.
8. Игра-упражнение «Поехали – поехали…» (апрель – 2 занятия) Цель. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в исходном положении (сидя, лежа, стоя); развивать мышцы ног, укреплять стопы; формирование эмоционального отношения к совместной деятельности. Примерный ход занятия. Подготовительная часть. Ребенка укладываем на фитбол, на живот. Под детскую музыку делаем легкие массажные движения одной рукой по всему телу ребенка, другой удерживаем на поверхности мяча. Основная часть. Сверху держим ножки ребенка, прижимаем их к мячу, вторая рука фиксирует спину. Совершаем мягкие, покачивающие движения: вперед-назад, влево-вправо, круговые движения влево-вправо. Не нужно очень наклонять ребенка вперед, больший акцент — в сторону ножек. По мере того, как ребенок осваивается с мячом, амплитуду можно увеличивать. Можно также сделать еще и движения в двух плоскостях — вперед-назад и вверх-вниз одновременно. На спине совершаются те же движения, что и на животе, вперед-назад, влево-вправо, круговые движения в одну и в другую сторону. Сопровождаю действия словами потешки: Поехали, поехали К белке за орехами. По кочкам, по кочкам, По маленьким пенечкам, Да в ямку бух! Раздавили сорок мух! Заключительная часть. Укрыв ребенка пеленкой, дать возможность полежать в спокойном состоянии на животе, под музыку, можно сделать легкий массаж на спине малыша.
9. Игра-упражнение «Ладушки, ладушки…» (май – 2 занятия) Цель. Учить базовым положениям при выполнении упражнений в исходном положении (сидя, лежа, стоя); развивать физические качества – координацию движений и функцию равновесия для тренировки вестибулярного аппарата. Примерный ход занятия. Подготовительная часть. Ребенка укладываем на фитбол, на живот. Под детскую музыку делаем легкие массажные движения одной рукой по всему телу ребенка, другой удерживаем на поверхности мяча. Основная часть. Малыша нужно посадить на мяч, придерживая за бедра. Открытой ладонью он должен 10-20 раз похлопать по мячу. После можно чуть поднять его перед фитболом на руках. Из этого положения он должен дотянуться до него и снова похлопать по его поверхность. Ребенок сидит на мяче, взрослый фиксирует его неподвижно. Прямыми ногами малыша нужно барабанить по мячу. Вначале движения делаются за ребенка, после он делает это сам. Движения сопровождаются словами потешки: Ладушки, ладушки! Пекла бабка оладушки. Маслом поливала, Детушкам давала. Даше - два, Паше - два, Ване - два, Тане -два. Хороши оладушки У нашей бабушки! Заключительная часть. Укрыв ребенка пеленкой, дать возможность полежать в спокойном состоянии на животе, под музыку, можно сделать легкий массаж на спине малыша.
Критерии, показатели результативности освоения Программы и уровни освоения Программы
При реализации программы осуществляется оценка развития детей в рамках мониторинга. Мониторинг проводится 2 раза в год. Сроки проведения: сентябрь, май. (Приложение 1, 2).
Информационно-методическое обеспечение программы
1. Васичкин В. И., Большая книга массажа и гимнастики для детей. От рождения до трех лет / Васичкин В.И. Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2011. 192 с. 2. Власенко М.Е., Проведения физкультурных занятий с элементами фитбол-гимнастики с детьми дошкольного возраста // Власенко М.Е., Дошкольник: методика и практика воспитания и обучения. - 2014. - № 5. - С. 22-28 3. Голубева Л. Г., Гимнастика и массаж для самых маленьких. Пособие для родителей и воспитателей. Власенко М.Е., Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2008. - 80 с. 4. Жохова, Ю. Использование больших гимнастических мячей : [Лечебная и профилактическая гимнастика в коррекционной работе с детьми] // Жохова, Ю. Дошкольное воспитание. – 2002. - N 4. - С. 57-63 5. Куракина, А. Больше чем мяч [Текст] // Куракина А. Здоровье детей - Первое сентября. - 2015. - № 4. - С. 26-31 6. Пенчева, Е. Радуга-дуга : фитбол - гимнастика для малышей // Здоровье детей - Первое сентября. - 2013. - № 5. - С. 18-21 7. Роскошная, О. Фитбол-гимнастика в детском саду [Текст] // Здоровье дошкольника. - 2012. - № 5. - С. 7-9
Приложение 1
Методика обследования и диагностики (Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л.)
№ | Количественная оценка физического развития детей первого года жизни | Оценка | ||
5 | 4 | 3 | ||
I группа | 1.Дети с нормальным развитием 2.Дети с опережением в развитии | |||
II группа | 1.Дети с отставанием в развитии на 1 эпикризный срок 2. Дети с негармоничным развитием /часть показателей выше на 1-2 и более эпикризных сроков, часть ниже нормы на 1 эпикризный срок/. | |||
III группа | 1. Дети с отставанием в развитии на 2 эпикризных срока. 2. Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1, а часть на 2 эпикризных срока, развитие по некоторым показателям может быть выше нормы/. | |||
IVгруппа | 1. Дети с отставанием в развитии на 3 эпикризных срока. 2. Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже на 1-2, часть на 3 эпикризных срока, некоторые показатели могут быть выше нормы/. | |||
Vгруппа | 1. Дети с отставанием на 4-5 эпикризных сроков. 2. Дети с дисгармоничным развитием /часть показателей ниже нормы на 1-3, часть – на 4-5 эпикризных сроков, а некоторые показатели могут быть выше нормы/. |
I группа развития -
II группа развития - - высокий уровень развития от 15 – 17 балов
III группа развития -
IV группа развития - - средний уровень развития от 10 – 15 баллов
V группа развития - - низкий уровень развития от 5 – 10 баллов
Приложение 2
Карта развития детей первой группы детей раннего возраста в физическом развитии
Дата проведения на начало года ___________
Дата проведения на конец года ___________
№ п/п | Ф.И. ребенка | Держит голову вертикально, с опорой на руки (2-3 мес.) | Поворачивается на бок, на живот (4-5 мес.) | Ползание на животе, сидит с опорой впереди себя (6-7 мес.) | Сам встает стоит с опорой, ползает на четвереньках (7-8 мес.) | Ходит с поддержкой за обе руки ( 9- 10 мес.) | Самостоятельная ходьба (11-12 мес.) | Количество баллов (итог года) | |||||||
Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | Начало года | Конец года | ||
1 | |||||||||||||||
2 | |||||||||||||||
3 | |||||||||||||||
4 | |||||||||||||||
5 |
| ||||||||||||||
6 | |||||||||||||||
7 | |||||||||||||||
8 | |||||||||||||||
9 | |||||||||||||||
10 | |||||||||||||||
11 | |||||||||||||||
12 |
I группа развития -
II группа развития - - высокий уровень развития от 15 – 17 балов
III группа развития -
IV группа развития - - средний уровень развития от 10 – 15 баллов
V группа развития - - низкий уровень развития от 5 – 10 баллов
Результаты диагностики уровня развития детей
Конец года:
Всего по списку: ______детей Всего обследуемых _____детей
Высокий уровень _________детей ________%
Средний уровень__________детей ________%
Низкий уровень___________детей ________%
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группе общеразвивающей направленности для детей 4 года жизни
Рабочая учебная программа по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:1. Закон Российской Фед...
Рабочая программа группы общеразвивающей направленности для детей 4 года жизни.
Ориентиром для написания рабочей программы служит программа «Радуга» - разработана под руководством Т.Н.Дороновой, которая первой рекомендована Министерством образования для массового вне...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей дошкольного возраста «Почемучки» (возраст детей 4-5 года)
Цель: расширить знания детей об окружающем мире, посредством экспериментальной деятельности; способствоватьразвитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятель...
Дополнительная общеразвивающая программа Для детей 5-7 лет «Оч.умелые ручки» Срок реализации 2 года
laquo;Оч.умелые ручки» - программа художественной направленности для детей старшего дошкольного возраста по обучению детей нетрадиционным способам рисования разными материалами. Изоб...
Рабочая программа группы младшего дошкольного возраста общеразвивающей направленности для детей пятого года жизни на 2021-2022 учебный год
программа 4-5 лет...
Дополнительная общеразвивающая программа для детей второго года жизни «Игры с куклой»
Дополнительная общеразвивающая программа для детей второго года жизни «Игры с куклой» разработана в соответствии с Положением о дополнительной общеразвивающей программы Государственн...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (3-7 ЛЕТ) ХУДОЖЕСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ «РИТМИКА И ТАНЕЦ» срок реализации 4 года (с 3 лет до 7 лет)
Цель Программы: формирование общей культуры личности ребенка, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром сре...