Дополнительная общеразвивающая программа "Малышок"
рабочая программа (младшая группа) на тему
Дополнительная общеразвивающая программа "Малышок", направленность программы физкультурно- музыкальная.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_malyshok_2015g.doc | 155.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«МАЛЫШОК»
Направленность программы: физкультурно-музыкальная
Уровень программы: вводный
Возраст детей: 3-4 года
Срок реализации программы - 1 год
Авторы - составители программы:
Д.М. Дадабаева, Н.В. Мартынова
Москва
2014 год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,
что есть в жизни - это свободное движение под музыку
И научиться этому можно у ребенка…
А.И. Буренина
Направленность:
Дополнительная общеразвивающая программа «Малышок» реализуется в соответствии с физкультурно - музыкальной направленностью дополнительного образования, в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП».
Основная направленность программы «Малышок» - это целостное развитие личности ребенка в физкультурно - музыкальной деятельности, раскрытие его творческого потенциала, приобщение к здоровому образу жизни, музыкальному искусству. Способствует психологическому раскрепощению ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента.
Музыкально - ритмические движения основаны на движениях под музыку, развивающие музыкальный слух и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Работая по программе «Малышок » мы способствуем развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, творческих способностей детей, потребности самовыражения в движении под музыку.
Данная программа разработана на основе программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей.
Уровень программы:
Уровень освоения программы в соответствии с Приказом ДОгМ от 17.12.2014г. №922 – вводный;
возраст детей 3-4 года;
срок освоения программы – 1 год ;
время обучения – 1 час в неделю.
Актуальность программы:
В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Мы живём во времена бурного развития массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеров, сотовой связи и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья.
Данная программа направлена на физическое и эстетическое развитие детей и вводит их в мир танцевального искусства: искусства владения своим телом, которое способствует формированию здорового образа жизни.
У детей укрепляется здоровье, укрепляются мышцы, улучшается работа органов дыхания, кровообращения, а также в процессе занятий дети избавляются от стеснительности, зажатости и комплексов.
Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям: «Физическая культура», «Музыка», «Здоровье». Двигательная активность вызывает у ребенка радостные эмоции, которые существенно влияют на его физическое, психическое и социальное развитие.
Педагогическая целесообразность:
И. М. Сеченов писал: «Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир, знания такой души перекошены на один бок». Опираясь на вышесказанные слова, можно с уверенностью считать, что музыкально - ритмические движения (физкультурные упражнения, танцевальные движения, музыкально-подвижные игры и т. д.) автоматически становятся приоритетным видом деятельности в развитии дошкольников. Дошкольный возраст является основным периодом в организации процесса обучения музыкально – ритмическим движениям. Именно в этом возрасте необходимо воспитывать в детях «мышечные чувства», которые в свою очередь способствуют успешной работе мозга. Обучение музыкально – ритмическим движениям, является универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.
Регулярные занятия способствуют гармоничному развитию тела, развитию физических качеств: выносливости, координации, силы, быстроты, гибкости; формируют правильную осанку, также способствуют интеллектуальному и духовному развитию.
Принципы обучения:
1. Дидактики - от простого к сложному.
2.Систематичности.
3.Комплексная реализация целей: развивающая, воспитывающая. 4.Коммуникативной направленности.
5. Наглядности;
6. Повторности;
7. Самостоятельности;
8. Сотрудничества;
Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения музыкально – ритмическим движениям, овладение детьми элементарными двигательными навыками и умениями, развития координационных способностей.
Отличительные особенности программы:
- заключаются в том, что в ней интегрированы такие разделы, как
игроритмика, игрогимнастика, танцевально-ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально - подвижные игры, креативная гимнастика;
- в процессе непосредственно образовательной деятельности используются различные виды музыкально – ритмической деятельности: образно – игровые композиции, включающие имитационные, пантомимические движения, танцевальные композиции и сюжетные танцы.
Цель программы: целостное развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений разнообразных умений, способностей, качеств личности.
Задачи программы:
1. Обучающие задачи
- развивать двигательные качества и умения: координацию движений, гибкость и пластичность, умение ориентироваться в пространстве;
- обогатить двигательный опыт разнообразными видами движений;
- развивать чувство ритма – способность выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии; слухового внимания – умение начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки; способность менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания;
- развивать музыкальный слух: звуковысотный, динамический, ладовый;
- развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, образно-игровых движений.
2. Воспитательные задачи
- воспитывать самостоятельность и инициативу.
- воспитывать потребность двигаться под музыку.
- воспитывать желание ходить на занятия.
- воспитывать желание быть активными на занятиях
- воспитывать умение понимать образно – игровые композиции
- воспитывать доверительные отношения взрослых и детей
3. Развивающие задачи
Развитие музыкальности:
- развивать способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;
- развивать музыкальную память.
Развитие двигательных качеств и умений:
- развивать ловкость, точность, координацию движений;
- развивать гибкость и пластичность;
- формировать правильную осанку, красивую походку;
- развивать умения ориентироваться в пространстве;
- обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений;
- развивать творческие способности, потребность самовыражения в движении под музыку:
- развивать творческое воображение и фантазию;
- развивать способность к импровизации в движении.
4. Оздоровительные:
- формировать правильную осанку;
- содействовать профилактике плоскостопия.
Организация образовательного процесса
Возраст детей 3 - 4 года.
Количество детей в группе 10 - 15человек.
Форма занятия – групповая.
Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 30 минут.
Режим занятий в процессе реализации программы:
Год обучения | Возраст для зачисления | Кол-во занятий в неделю | Кол-во учебных часов в неделю | |
1 год | 3-4 | 2 | 1 час |
Планируемые результаты освоения программы.
В результате изучения курса дошкольник будет знать:
- средства музыкальной выразительности (темп: быстрый, медленный; способы исполнения);
- простейших элементах народных плясок (поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой и другой, топающий шаг);
- ходьба – бодрая, спокойная, на носках, на пятках, приставным шагом, с движениями рук;
- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички» и т.д.).
Будет уметь:
- самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары;
- начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;
- выполнять простейшие танцевальные движения;
- выражать свои эмоции – радость, грусть, страх например: «Зайчик испугался», «Мишка радуется» и т.д.;
Получит навыки:
- координации движений;
- ходьбы с правильным положением корпуса;
Построение занятий.
Структура проведения занятий состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление на части относительно. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.
Подготовительная часть Задачи этой части подготовить организм ребенка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Подготовительная часть начинается со строевых упражнений с использованием элементов игроритмики, музыкально-подвижные игры малой интенсивности, игры на внимание, танцевальные шаги, пальчиковая гимнастика.
Основная часть Основные задачи – формирование двигательных умений и навыков, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости. Дается большой объем знаний, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В эту часть входят элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, танцевальные композиции, игропластика, креативная гимнастика, подвижные игры.
Заключительная часть Используются упражнения на расслабление мышц, игровой самомассаж, подвижные игры с малой интенсивности.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего часов | Количество часов | Формы контроля | |||
Теория | Практика | ||||||
1. | Техника безопасности | 0,5 | 0,5 | ||||
2. | Игры-путешествия | 2 | 2 | ||||
3. | Игроритмика (специальные упражнения для согласования движений с музыкой) | 1,5 | 1,5 | Наблюдения за детьми, в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. | |||
4. | Игрогимнастика (строевые упражнения, общеразвивающие упражнения, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения). | 8 | 8 | Выполнения специально подобранных заданий. | |||
5. | Танцевально-ритмическая гимнастика (танцевальные движения, танцевальные композиции). | 14 | 14 | Наблюдения за детьми, в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. Участие в открытых мероприятиях. | |||
6. | Игропластика | 1 | 1 | Наблюдение за детьми в процессе занятий. | |||
7. | Пальчиковая гимнастика | 1 | 1 | Наблюдение за детьми в процессе занятий. | |||
8. | Игровой самомассаж | 1 | 1 | Наблюдение за детьми в процессе занятий. | |||
9. | Музыкально-подвижные игры | 2,5 | 2,5 | Наблюдение за детьми в процессе занятий. | |||
10. | Креативная гимнастика | 1 | 1 | Наблюдение за детьми в процессе занятий. | |||
Всего: | 32,5 | 0,5 | 32 |
Содержание учебного плана
Название темы | Вид учебного занятия, количество часов | Содержание | Дидактические игры и упражнения |
Тема 1 Вводное занятие, техника безопасности | Теория 0,5ч | Познакомить детей с требованиями по технике безопасности для того, чтобы образовательный процесс был безопасным и безвредным для здоровья. Дети должны заниматься в чистой, опрятной спортивной одежде, позволяющей свободно выполнять различные двигательные действия. На первом занятии познакомить детей с правилами технике безопасности. При возникновении чрезвычайных ситуаций ,занимающиеся должны выполнять все указания педагога. Во время проведения занятий: дети должны выполнять все требования и команды педагога, запрещается самостоятельно выполнять различные физические действия, выходить из спортивного зала без указания педагога. | |
Тема №2 Игры-путешествия (или сюжетные занятия) | Практика 2ч | Сюжетные занятия: «Осенний лес», «Путешествие в зимнюю сказку», «Веселая детвора», «В гостях у Дюймовочки» | ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятках, вперед и назад спиной, высокий шаг в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках; бег – легкий, широкий (волк), острый; прыжки с продвижением вперед, прямой галоп, поскоки |
Тема №3 Игроритмика | Практика 1,5ч | Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет; только на 1-ый счет; выполнение движений руками в различном темпе; различие динамики звука «громко-тихо». | «Хлопушки»,«То-потушки»,«Лошадки бьют копытом»,«Ловим комаров», «Пушистые снежинки» |
Тема №4 Игрогимнастика | Практика 8ч | Построение в шеренгу и в колонну; перестроение в круг; бег по кругу и по ориентирам «змейкой»; перестроение из одной шеренги в несколько; дыхание с задержкой; грудное дыхание; брюшное дыхание; смешанное дыхание; | «Солдаты», «Матрешки на полке», «Звери в клетках», «Хоровод», «Хитрая лиса», «У каждого свой домик», «Поздороваемся» «Поменяемся местами». «Ветер»; «Воздушный шар»; «Насос»; «Подышите одной ноздрей»; «Паровоз»; «Гуси шипят»; «Волны шипят»; «Ныряние»; «Подуем»; |
Тема №5 Танцевально-ритмическая гимнастика | Практика 14ч | танцевальные движения общеразвивающие упражнения образно-танцевальные композиции (из ранее разученных движений). | выставление ноги на носок, пятку в разных направлениях; «Мой веселый, звонкий мяч», «Разноцветные обручи», «Мухоморы» «Маленькая страна» (композиция с платочками) «Лучики» (упражнения с ленточками) «Цыганочка», «Салют». |
Тема 6 Игропластика | Практика 1ч | Группировка в положении лежа и сидя; перекаты вперед-назад; сидя ноги врозь широко; упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях. | «Камушки», «Кочки», «Улитка», «Побежали пальчики», «Яблочко», «Бревнышко», «Бабочка». «Верблюд», «Корзинка», «Змеи», «Пантеры», «Рыбка», «Бегемоты». «Паучки» «Обезьянки» |
Тема 7 Пальчиковая гимнастика | Практика 1ч | Упражнения для развития: ручной умелости; мелкой моторики; координации движений рук; | Мальчик с пальчик» «В гости к пальчику» «Наша семья» «Будем пальчики считать» «Мыртышки»; «Бабушка кисель варила»; «Жук»; «Паучок»; «Чашка»; «Червячок» |
Тема 8 Игровой самомассаж | Практика 1ч | Поглаживание рук и ног в образно-игровой форме; поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме;
| «Лепим лицо»; «Упругий живот»; «Ушки»; «Ладошки»; «Красивые руки»; «Быстрые ноги»; |
Тема 9 Музыкально-подвижные игры | Практика 2,5ч | Игры на определение динамики музыкального произведения; игры для развития ритма и музыкального слуха; подвижные игры; игры-превращения;
| «Карлики и великаны», «Круг, колонна, шеренга», «Автомобили», «Воробьи и журавли», «Поздороваемся», «Собачка в конуре», «Ракета»; «Соседи»; «Шапочка». |
Тема 10 Креативная гимнастика | Практика 1ч | упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения творческой инициативы. | «Море волнуется раз»; «Зеркало»; «Угадай кто я»; «Раз, два, три замри», «Ледяные фигуры» «Я танцую» |
Формы контроля и оценочные материалы
Диагностические мероприятия по контролю результатов усвоения программы позволяют проанализировать успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Предусматривается проведение стартового и итогового мониторинга обучаемости воспитанников. Педагогический анализ освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми, в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.
Уровень освоения программы:
Высокий уровень – Ребенок полностью самостоятелен в выполнении заданий. Движения выполняет четко, уверенно использует свой двигательный арсенал в такт музыки.
Средний уровень- Ребенок не полностью самостоятелен в выполнении заданий, справляется с заданием с помощью взрослого.
Низкий уровень- Ребенок не уверен в себе, не справляется с заданием.
Для контроля знаний детей и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:
- проведение открытых занятий;
- участие в конкурсах, концертах.
Организационно-педагогические условия реализации программы.
Материально-технические:
- музыкальный центр;
- синтезатор;
- аудио материал (флешки, диски);
- листочки по кол-ву детей в группе;
- ленты разных цветов по 2 на ребенка;
- платочки разных цветов;
- мячи разных размеров по кол-ву детей в группе;
- гимнастические палки;
- скакалки;
- обручи;
- ребристые доски;
- канаты, веревочки;
- воротики;
- колечки;
- гимнастические скамейки.
Предлагаемый материал дает возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме.
Список литературы:
1.А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей. Санкт Петербург ЛОИРО 2000г.
2. Т.Ф. Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста» в 2-х книгах. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001 год.
3. Т.И. Суворова «Танцуй малыш» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра».
4. Т.И. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» в пяти книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2004-2007 годы.
5. Т.И. Суворова «Танцевальная ритмика. Новогодний репертуар» Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2009 год.
6. Т.И. Суворова «Спортивные олимпийские танцы» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2008г.
7. Ж.Е. Фирилева, Е.Т. Сайкина «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей Санкт Петербург издательство «Детство - пресс» 2010 г
8. Н.И.Бочкарева Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно-методическое пособие; 1998 – 63
9. Хореография. Сборник образовательных технологий (в помощь педагогу дополнительного образования). Кемерово, 2002.
10. Е.А. Алябьева Нескучная гимнастика. ООО «ТЦ Сфера» 2014
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ- дополнительных общеразвивающих программ "Кайпияс"
Программа по обучению детей коми языку как неродному...
Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"
Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....
Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"
Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...
Дополнительная общеобразовательная программа дополнительная общеразвивающая программa для детей раннего возраста (2 – 3 лет) социально-педагогической направленности
Программа по сенсорике для детей 2-3 лет, на 1год....
Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)
Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...
Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет
Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...
Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет
Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....