Дополнительная общеразвивающая программа "Малышок"
рабочая программа (младшая группа) на тему

Дадабаева Динара Мухамеджановна

Дополнительная общеразвивающая программа "Малышок", направленность программы физкультурно- музыкальная.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_malyshok_2015g.doc155.5 КБ

Предварительный просмотр:

 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«МАЛЫШОК»

Направленность программы: физкультурно-музыкальная

Уровень программы: вводный

Возраст детей:  3-4 года

Срок реализации программы - 1 год

                                                                 

                                                                 Авторы - составители программы:

                                                                 Д.М. Дадабаева, Н.В. Мартынова

                                                                   

Москва

2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное,

 что есть в жизни - это свободное движение под музыку

И научиться этому можно у ребенка…

А.И. Буренина

  Направленность: 

Дополнительная общеразвивающая программа «Малышок» реализуется в соответствии с физкультурно - музыкальной  направленностью дополнительного образования,   в соответствии с приказом Минобрнауки РФ от 29.08.2013 №1008 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по ДОП».

Основная направленность программы «Малышок» - это целостное развитие личности ребенка в физкультурно -  музыкальной деятельности, раскрытие его творческого потенциала, приобщение к здоровому образу жизни, музыкальному искусству. Способствует психологическому раскрепощению ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного  инструмента.

 Музыкально - ритмические движения  основаны на движениях под музыку, развивающие музыкальный слух и двигательные способности, а также те психические процессы, которые лежат в их основе. Работая по программе «Малышок » мы способствуем развитию музыкальности, двигательных качеств и умений, творческих способностей детей, потребности самовыражения в движении под музыку.

Данная программа разработана на основе  программы А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей.

Уровень программы:

 Уровень освоения программы в соответствии с Приказом ДОгМ от 17.12.2014г. №922  – вводный;

 возраст детей 3-4 года;

срок освоения программы – 1 год ;

время обучения – 1 час в неделю.

 Актуальность программы:

В современных условиях развития общества проблема здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Мы живём во времена бурного развития  массовой гиподинамии, когда ребёнок волей-неволей становится заложником быстро развивающихся технических систем (телевидения, компьютеров, сотовой связи и т.д.) – всё это приводит к недостатку двигательной активности ребёнка и отражается на состоянии здоровья.

Данная программа направлена на физическое и эстетическое развитие детей и вводит их в мир танцевального искусства: искусства владения своим телом, которое способствует формированию здорового образа жизни.

У детей укрепляется здоровье, укрепляются мышцы, улучшается работа органов дыхания, кровообращения, а также в процессе занятий дети избавляются от стеснительности, зажатости и  комплексов.

Программа составлена с учетом межпредметных связей по областям: «Физическая культура», «Музыка», «Здоровье». Двигательная активность вызывает у ребенка радостные эмоции, которые существенно влияют на его физическое, психическое и социальное развитие.

 Педагогическая целесообразность:

И. М. Сеченов писал: «Не умеешь двигаться – не умеешь познавать мир, знания такой души перекошены на один бок». Опираясь на вышесказанные слова, можно с уверенностью считать, что музыкально - ритмические движения (физкультурные упражнения, танцевальные движения, музыкально-подвижные игры и т. д.) автоматически становятся приоритетным видом деятельности в развитии дошкольников. Дошкольный возраст является основным периодом в организации процесса обучения музыкально – ритмическим движениям. Именно в этом возрасте необходимо воспитывать в детях «мышечные чувства», которые в свою очередь способствуют успешной работе мозга. Обучение музыкально – ритмическим движениям, является универсальным средством развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения.

Регулярные занятия способствуют гармоничному развитию тела, развитию физических качеств: выносливости, координации, силы, быстроты, гибкости; формируют правильную осанку, также способствуют интеллектуальному и духовному развитию.

Принципы обучения:

1. Дидактики - от простого к сложному.

2.Систематичности.

3.Комплексная реализация целей: развивающая, воспитывающая. 4.Коммуникативной направленности.

5. Наглядности;

6. Повторности;

7. Самостоятельности;

8. Сотрудничества;

Каждый из перечисленных принципов направлен на достижение результата обучения музыкально – ритмическим движениям, овладение детьми элементарными двигательными навыками и умениями, развития координационных способностей.

 

Отличительные особенности  программы:

- заключаются в том, что в ней интегрированы такие разделы, как  

игроритмика,  игрогимнастика, танцевально-ритмическая гимнастика, игропластика, пальчиковая гимнастика, игровой самомассаж, музыкально - подвижные игры, креативная гимнастика;

- в  процессе непосредственно образовательной деятельности используются различные виды музыкально – ритмической деятельности: образно – игровые композиции,  включающие имитационные, пантомимические движения, танцевальные композиции и сюжетные танцы.

Цель программы: целостное развитие ребенка, формирование средствами музыки и ритмических движений  разнообразных умений, способностей, качеств личности.

 Задачи программы: 

 1. Обучающие задачи 

- развивать двигательные качества и умения: координацию движений, гибкость и пластичность, умение ориентироваться в пространстве;

 - обогатить двигательный опыт разнообразными видами движений;

 - развивать чувство ритма – способность выражать в движении ритмическую пульсацию мелодии; слухового внимания – умение начинать и заканчивать движение в соответствии с началом и концом музыки; способность менять темп и характер движения в соответствии с изменением темпа и характера звучания;

  - развивать музыкальный слух: звуковысотный, динамический, ладовый;

  - развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, образно-игровых движений.

2. Воспитательные задачи 

 - воспитывать самостоятельность и инициативу.

 - воспитывать потребность двигаться под музыку.

 - воспитывать желание ходить на занятия.

 - воспитывать желание быть активными на занятиях

 - воспитывать умение понимать образно – игровые композиции

 - воспитывать доверительные отношения взрослых и детей

3. Развивающие задачи

Развитие музыкальности:

- развивать способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание;

- развивать музыкальную память.

Развитие двигательных качеств и умений:

- развивать ловкость, точность, координацию движений;

- развивать гибкость и пластичность;

- формировать правильную осанку, красивую походку;

- развивать умения ориентироваться в пространстве;

- обогащать двигательный опыт разнообразными видами движений;

- развивать творческие способности, потребность самовыражения в движении под музыку:

- развивать творческое воображение и фантазию;

- развивать способность к импровизации в движении.

4. Оздоровительные:

- формировать правильную осанку;

- содействовать профилактике плоскостопия.

Организация образовательного процесса

Возраст детей 3 - 4 года.

Количество детей в группе 10 - 15человек.

Форма занятия – групповая.

Занятия проводятся 2 раза в неделю, по 30 минут.  

Режим занятий в процессе реализации программы:

Год обучения

Возраст для зачисления

Кол-во занятий в неделю

Кол-во учебных часов в неделю

1 год

3-4

2

1 час

Планируемые результаты  освоения программы.

 В результате изучения курса дошкольник будет знать:

- средства музыкальной выразительности (темп: быстрый, медленный; способы исполнения);

- простейших элементах народных плясок (поочередное выставление ноги на пятку, притопывание одной ногой и другой, топающий шаг);

- ходьба – бодрая, спокойная, на носках, на пятках, приставным шагом, с движениями рук;

- бег – легкий, ритмичный, передающий различный образ («бабочки», «птички» и т.д.). 

Будет уметь:

- самостоятельно находить свободное место в зале, перестраиваться в круг, становиться в пары;

-  начинать и заканчивать движения вместе с музыкой;

-  выполнять простейшие танцевальные движения;

-  выражать свои эмоции – радость, грусть, страх например: «Зайчик испугался», «Мишка радуется» и т.д.;

  Получит навыки: 

- координации движений;

- ходьбы с правильным положением корпуса;

Построение  занятий.

Структура проведения занятий состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Деление на части относительно. Каждое занятие – это единое целое, где все элементы тесно взаимосвязаны друг с другом.

Подготовительная часть  Задачи этой части подготовить организм ребенка к работе: разогреть мышцы, связки и суставы, создать психологический и эмоциональный настрой, сосредоточить внимание. Подготовительная часть начинается со строевых упражнений с использованием элементов игроритмики, музыкально-подвижные игры малой  интенсивности, игры на внимание, танцевальные шаги, пальчиковая гимнастика.

Основная часть   Основные задачи – формирование двигательных умений и навыков, идет основная работа над развитием двигательных способностей: гибкости, мышечной силы, быстроты движений, ловкости, выносливости. Дается большой объем знаний, достигается оптимальный уровень физической нагрузки. В эту часть входят элементы ритмической гимнастики, танцевальные движения, танцевальные  композиции,  игропластика, креативная гимнастика, подвижные игры.

Заключительная часть   Используются упражнения на расслабление мышц, игровой самомассаж, подвижные игры с малой интенсивности.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ   ПЛАН

№ п/п

Наименование раздела, темы

Всего часов

Количество часов

Формы контроля

Теория

Практика

1.

 Техника безопасности

0,5

0,5

2.

Игры-путешествия

2

2

3.

Игроритмика

(специальные упражнения для согласования движений с музыкой)

1,5

1,5

Наблюдения за детьми, в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

4.

Игрогимнастика

(строевые упражнения,

общеразвивающие упражнения, упражнения на расслабление мышц, дыхательные упражнения).

8

8

Выполнения специально подобранных заданий.

5.

Танцевально-ритмическая гимнастика (танцевальные движения, танцевальные  композиции).

14

14

Наблюдения за детьми, в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий. Участие в открытых мероприятиях.

6.

Игропластика

1

1

Наблюдение за детьми в процессе занятий.

7.

Пальчиковая гимнастика

1

1

Наблюдение за детьми в процессе занятий.

8.

Игровой самомассаж

1

1

Наблюдение за детьми в процессе занятий.

9.

Музыкально-подвижные игры

2,5

2,5

Наблюдение за детьми в процессе занятий.

10.

Креативная гимнастика

1

1

Наблюдение за детьми в процессе занятий.

Всего:

32,5

0,5

32

Содержание учебного плана

Название темы

Вид учебного занятия, количество часов

Содержание

Дидактические игры и упражнения

Тема 1

Вводное занятие, техника безопасности

Теория

0,5ч

 Познакомить детей с  требованиями по технике безопасности для того, чтобы образовательный процесс был  безопасным и безвредным для здоровья. Дети должны заниматься в чистой, опрятной спортивной одежде, позволяющей свободно выполнять различные двигательные действия.

На первом занятии познакомить детей с правилами технике безопасности. При возникновении чрезвычайных ситуаций ,занимающиеся должны выполнять все указания педагога.

Во время проведения занятий: дети должны выполнять все требования и команды педагога, запрещается самостоятельно выполнять различные физические действия, выходить из спортивного зала без указания педагога.

Тема №2

Игры-путешествия (или сюжетные занятия)

Практика

Сюжетные занятия:

«Осенний лес», «Путешествие в зимнюю сказку», «Веселая детвора», «В гостях у Дюймовочки»

ходьба: бодрая, спокойная, на носках, на пятках, вперед и назад спиной, высокий шаг в разном темпе и ритме, ходьба на четвереньках; бег – легкий, широкий (волк), острый; прыжки с продвижением вперед, прямой галоп, поскоки

Тема №3

Игроритмика

Практика

1,5ч

Хлопки и удары ногой на каждый счет и через счет; только на 1-ый счет; выполнение движений руками в различном темпе; различие динамики звука «громко-тихо».

«Хлопушки»,«То-потушки»,«Лошадки бьют копытом»,«Ловим комаров»,

«Пушистые снежинки»

Тема №4

Игрогимнастика

Практика

Построение в шеренгу и в колонну;

перестроение в круг;

бег по кругу и по ориентирам «змейкой»;

перестроение из одной шеренги в несколько;

дыхание с задержкой;

грудное дыхание;

брюшное дыхание;

смешанное дыхание;

«Солдаты»,

«Матрешки на полке»,

«Звери в клетках»,

«Хоровод»,

«Хитрая лиса»,

«У каждого свой домик»,

«Поздороваемся»

«Поменяемся местами». «Ветер»;

«Воздушный шар»;

«Насос»;

«Подышите одной ноздрей»;

«Паровоз»;

«Гуси шипят»;

«Волны шипят»;

«Ныряние»;

«Подуем»;

Тема №5

Танцевально-ритмическая гимнастика

Практика

14ч

танцевальные движения

общеразвивающие упражнения

образно-танцевальные композиции (из ранее разученных движений).

выставление ноги на носок, пятку в разных направлениях;

«Мой веселый, звонкий мяч»,

«Разноцветные обручи»,

«Мухоморы»

«Маленькая страна»

(композиция с платочками)

«Лучики»

(упражнения с ленточками)

«Цыганочка», «Салют».

Тема 6

Игропластика

Практика

Группировка в положении лежа и сидя;

перекаты вперед-назад;

сидя ноги врозь широко;

упражнения для развития мышечной силы и гибкости в образных и игровых двигательных действиях.

«Камушки»,

«Кочки»,

«Улитка»,

«Побежали пальчики»,

«Яблочко»,

«Бревнышко»,

«Бабочка».

«Верблюд»,

«Корзинка»,

«Змеи»,

«Пантеры»,

«Рыбка»,

«Бегемоты».

«Паучки»

«Обезьянки»

Тема 7

Пальчиковая гимнастика

Практика

Упражнения для развития:

ручной умелости;

мелкой моторики;

координации движений рук;

Мальчик с пальчик»

«В гости к пальчику»

«Наша семья»

«Будем пальчики считать»

«Мыртышки»;

«Бабушка кисель варила»;

«Жук»;

«Паучок»;

«Чашка»;

«Червячок»

Тема 8

Игровой самомассаж

Практика

Поглаживание рук и ног в образно-игровой форме;

поглаживание отдельных частей тела в определённом порядке в образно-игровой форме;

 

«Лепим лицо»; «Упругий живот»;

«Ушки»;

«Ладошки»;

«Красивые руки»; «Быстрые ноги»;

Тема 9

Музыкально-подвижные игры

Практика

2,5ч

Игры на определение динамики музыкального произведения;

игры для развития ритма и музыкального слуха;

подвижные игры;

игры-превращения;

 

«Карлики и великаны»,

«Круг, колонна, шеренга», 

«Автомобили»,

«Воробьи и журавли»,

«Поздороваемся»,

«Собачка в конуре»,

«Ракета»;

«Соседи»;

«Шапочка».

Тема 10

Креативная гимнастика

Практика

упражнения, направленные на развитие выдумки; воображения творческой инициативы.

«Море волнуется раз»;

«Зеркало»;

«Угадай кто я»;

«Раз, два, три замри»,

«Ледяные фигуры»

«Я танцую»

Формы контроля и оценочные материалы

Диагностические мероприятия по контролю результатов усвоения программы позволяют проанализировать успехи дошкольников на каждом этапе обучения. Предусматривается проведение стартового и итогового мониторинга обучаемости воспитанников. Педагогический анализ освоения программы проводится 2 раза в год методом наблюдения за детьми, в процессе движения под музыку в условиях выполнения обычных и специально подобранных заданий.

 Уровень освоения программы:

Высокий уровень – Ребенок полностью самостоятелен в выполнении заданий. Движения выполняет четко, уверенно использует свой двигательный арсенал в такт музыки.

Средний уровень- Ребенок не полностью самостоятелен в выполнении заданий, справляется с заданием с помощью взрослого.

Низкий уровень- Ребенок не уверен в себе, не справляется с заданием.

Для контроля знаний детей и проверки результативности обучения предусмотрены следующие мероприятия:

- проведение открытых занятий;

- участие в конкурсах, концертах.

Организационно-педагогические условия реализации программы.

Материально-технические:

- музыкальный центр;

- синтезатор;

- аудио материал (флешки, диски);

- листочки по кол-ву детей в группе;

- ленты разных цветов по 2 на ребенка;

- платочки разных цветов; 

- мячи  разных размеров по кол-ву детей в группе;

 - гимнастические палки;

- скакалки;

- обручи;

- ребристые доски;

- канаты, веревочки;

- воротики;

- колечки;

- гимнастические скамейки.

Предлагаемый материал дает возможность проводить занятия в интересной, увлекательной форме.

Список литературы:

 1.А.И. Буренина «Ритмическая мозаика» Программа по ритмической пластике для детей. Санкт Петербург ЛОИРО 2000г.

2. Т.Ф. Коренева «Музыкально-ритмические движения для детей дошкольного возраста» в 2-х книгах. Москва. Гуманитарный издательский центр «Владос» 2001 год.

 3. Т.И. Суворова «Танцуй малыш» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра».

 4. Т.И. Суворова «Танцевальная ритмика для детей» в пяти книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2004-2007 годы.

5. Т.И. Суворова «Танцевальная ритмика. Новогодний репертуар» Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2009 год.

 6. Т.И. Суворова «Спортивные олимпийские танцы» в двух книгах Санкт Петербург издательство «Музыкальная палитра» 2008г.

 7. Ж.Е. Фирилева, Е.Т. Сайкина «Са-фи-дансе». Танцевально-игровая гимнастика для детей Санкт Петербург издательство «Детство - пресс» 2010 г

8. Н.И.Бочкарева Развитие творческих способностей детей на уроках ритмики и хореографии. Учебно-методическое пособие; 1998 – 63

 9. Хореография. Сборник образовательных технологий (в помощь педагогу дополнительного образования). Кемерово, 2002.

10. Е.А. Алябьева  Нескучная гимнастика. ООО «ТЦ Сфера» 2014


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная - Дополнительная общеразвивающая программа "Школа будущего первоклассника"

Одной из приоритетных задач модернизации российского образования является повышение доступности дошкольного образования. Для выполнения этого, Министерством образования и науки РФ, рекомендовано введе...

Дополнительная общеразвивающая программа дошкольного образования «Почемучка» группы общеразвивающей направленности (дети 3-5 лет)

     Словесно-логическое мышление является высшей стадией развития детского мышления. Достижение этой стадии – длительный и сложный процесс, так как полноценное развитие логическ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-коммуникативной направленности по развитию основ безопасной жизнедеятельности "Верные друзья-правила ПДД" группы общеразвивающей направленности детей от 6 до 7 лет

Проводится один раз в неделю, продолжительность 30 минут, в месяц 4 занятий, итого 34 занятий. Программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста 6 - 7 лет с правилами дорожного движе...

Дополнительная общеразвивающая программа по ФЭМП: "Путешествие по временам года" группы общеразвивающей направленности детей от 5 до 6 лет

Формирование элементарных математических представлений(фэмп) - это исключительно важная часть интеллектуального и личностного развития дошкольника....