Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малышок»
рабочая программа (младшая группа) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma_po_sensorike.doc | 133.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 29 « Ягодка» г.Белорецк
муниципального района Белорецкий район Республики Башкортостан
УТВЕРЖДАЮ: Заведующая МАДОУ ___________Н.Н.Рыбакова Приказ № ___ «__»__________20___ г |
Дополнительная
общеразвивающая программа
по сенсорному развитию
«Малышок»
Возраст детей: 2 – 3 года
Срок реализации программы: 1 год
Автор: Гибатова Г.Х.
воспитатель МАДОУ детский сад № 29 г. Белорецк
г. Белорецк – 2017 г.
Оглавление
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ | |
1. 1. Пояснительная записка | 3 |
1.1.1. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации Программы | 3 |
1.1.2. Принципы и подходы к формированию Программы | 4 |
1.1.3. Значимые характеристики Программы | 4 |
1.2 . Планируемые результаты освоения | 5 |
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ | |
2.1. Проектирование реализации Программы в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья | 6 |
2.2. Содержание педагогической работы по Программе | 9 |
2.3. Методы и приёмы, используемые на занятиях | 9 |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ | |
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы | 10 |
3.2. Обеспеченность программы методическими материалами | 10 |
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
- Пояснительная записка
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенка и формирование его представлений о внешних свойствах предметов. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Усвоение сенсорных эталонов – значит не просто уметь правильно называть то или иное свойство предмета: необходимо иметь четкие представления для анализа и выделения свойств самых различных предметов в самых разных ситуациях. Поэтому такое большое значение отводится сенсомоторным действиям: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать, понюхать и т д. Развитие сенсорных действий ребенка происходит не само собой, а под влиянием практики и обучения. Эффективность этого процесса значительно повышается, если ребенка специально обучают способом обследования предметов с применением соответствующих сенсорных эталонов. Значение сенсорного развития в младшем дошкольном возрасте переоценить трудно. Именно этот возраст большинством исследователей считается наиболее благоприятным для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Саккулина, Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер и др.) справедливо считали, что сенсорное развитие, направленное на обеспечение полноценного интеллектуального развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания. В программе представлены специальные игры и упражнения на развитие тактильного восприятия, на нанизывание, на выкладывание, с бумагой, которые помогут укрепить руки малышей, развивать движения рук, дифференцированные движения пальцев рук.
- Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации Программы
Цель программы – формирование у детей восприятия отдельных свойств предметов и явлений: формы, цвета, величины, пространства.
Основные задачи:
- Развитие зрительных ощущений: учить различать цвет, форму, величину предмета.
- Развитие тактильной чувствительности: учить различать на ощупь качество предметов и называть их (мягкий, пушистый, твердый и т.п.); развитие силы рук, мелкой моторики, координации движений.
- Обратить внимание детей на различие предметов по величине; формировать понимание слов «большой» и «маленький».
- Закрепить у детей умения группировать и соотносить по цвету, форме и величине.
- Познакомить детей с геометрическими формами и их названиями.
- Принципы и подходы к формированию Программы
Основные принципы программы:
Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.
Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.
Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развитию ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.
Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь.
Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.
Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
- Значимые характеристики Программы
Новизна программы заключается в том, что сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее. Педагогическая целесообразность: овладение умениями воспринимать и формировать представления о внешних свойствах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и т.п.
Сенсорное воспитание создает необходимые предпосылки для формирования психических функций, имеющих первостепенное значение для возможности дальнейшего обучения. Оно направлено на развитие зрительного, слухового, тактильного, кинетического, кинестетического и других видов ощущений и восприятий. Поэтому сенсорное развитие, развитие восприятия и представлений о внешних свойствах вещей, играет важную роль в общем ходе умственного развития ребенка. При отсутствии специального сенсорного воспитания в раннем и дошкольном детстве оно проходит замедленно, далеко не всегда достигает того уровня, который требуется для обеспечения дальнейшего развития познавательной деятельности ребенка, его успешного школьного обучения, подготовки ко всем видам физического и умственного труда, неотъемлемой частью которых является восприятие. Это обстоятельство привело к необходимости создания системы сенсорного воспитания нормально развивающихся детей дошкольного возраста.
Программа предназначена для детей 2 – 3 лет.
Сроки реализации программы – 1 учебный год.
Основными формами работы является учебно-практическая деятельность. В основе обучения лежит фронтальные занятия с группой детей (30 занятий в год). Режим занятий 1 раз в неделю, с детьми первой младшей группы (2 – 3 лет) – 10 минут.
Используются следующие формы работы на занятиях:
- Индивидуальная (самостоятельное выполнение заданий);
- Групповая, которая предполагает наличие системы «педагог-группа-воспитанник»;
- Парная, которая может быть представлена постоянными и сменными парами.
Способы определения результативности программы: опрос, беседа, дидактические игры, самостоятельная работа.
- Планируемые результаты освоения
Ожидаемый результат Программы:
- Дети различают и называют некоторые цвета спектра – красный, зеленый, синий, желтый.
- Различают и называют некоторые геометрические фигуры и тела (овал, круг, куб, треугольник, квадрат).
- Используют сенсорные эталоны (лимон желтый, как солнышко, огурчик зелёный как травка).
- Начинают на ощупь различать качество предметов и называть их.
- Умеют слушать и различать звуки в окружающей обстановке.
Для первоначальной диагностики используются следующие формы:
анкетирование;
наблюдение;
практическая работа.
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Проектирование реализации Программы в соответствии с контингентом воспитанников, их индивидуальными и возрастными особенностями, состоянием здоровья
Перспективный план по сенсорному развитию детей 2-3 лет.
Месяц | Занятие | Цель | Оборудование, материалы |
Октябрь | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало Программы | Игрушки и игры с уголка сенсорики |
«Мозаика» | Учить составлять узоры. Развивать творчество, фантазию. Воспитывать умение играть в коллективе. | Пластины, мозаика | |
«Матрешка» | Учить детей разбирать и складывать матрешки. Развивать мелкую мускулатуру рук. | Матрешки | |
«Найди пару» | Учить детей находить предметы определенного цвета. Развивать зрительную память. Воспитывать умение после игры убирать игру на место. | Карточки с рисунками (варежки, шарики) разного цвета. | |
Ноябрь | «Пирамидка» | Учить детей надевать колечки разного цвета на стержни. Развивать координацию движения рук. | Пирамидка с колечками. |
«Укрась чайник» | Учить детей находить кружочек определенного цвета. Развивать мелкие мышцы пальцев рук. Воспитывать интерес к игре. | Картонные чайники, кружочки разных цветов. | |
«Закрой окошко» | Учить детей сравнивать объекты с учетом двух свойств величины и формы. Развивать мелкие мышцы пальцев. Воспитывать усидчивость. | Доски с отверстиями, вкладыши (круги, квадраты) | |
«Найди свой домик» | Учить находить карточку (кружок) определенного цвета, определенной величины. Развивать интерес к игре. Воспитывать умение играть в коллективе. | Карточки с отверстиями разного цвета и величины, вкладыши – круги, маленькие и большие, красные, желтые, зеленые, синие. | |
Декабрь | «На лесной полянке» | Учить детей застегивать и расстегивать пуговицы. Развивать мелкие мышцы пальцев. Воспитывать умение играть дружно, уступать друг другу. | Юбка по сенсорике. |
«Посади бабочек на цветочки» | Учить соотносить предметы по цвету. | Картонные и бабочки цветочки. | |
«Солнышко смеется» | Учить детей находить прищепки желтого цвета и прицеплять их на солнышко. Развивать мелкую моторику рук. Воспитывать ритмичность. | Солнышко, прищепки. | |
«Кубы» | Учить находить определенную форму. Развивать мелкие мышцы пальцев, зрительную память. Воспитывать усидчивость. | Кубы с отверстиями, вкладыши. | |
Январь | «Спрячь мышку» | Учить детей находить карточку определенного цвета. Развивать интерес к игре. Воспитывать доброжелательное отношение к животным. | Картонная карточка с изображением мышки, карточки разных цветов, игрушка-мышка. |
Су-джок | Развитие мелкой моторики рук. | Су-джок шарики и колечки. | |
Февраль | «Счетные палочки» | Учить детей с помощью счетных палочек выкладывать различные фигурки. Развитие мелкой моторики. Закрепление знания геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник. | Счетные палочки |
«Собери цепь» | Учить детей соединять колечки. Развивать мелкую моторику рук. | Колечки разного цвета. | |
«Какого цвета бабочки» | Учить узнавать и правильно называть основные цвета. Развивать зрительную память. Воспитывать усидчивость. | Картонные бабочки разных цветов. | |
«Умные шнурочки» | Учить нанизывать шнурки в дырочки. Развивать мелкие мышцы пальцев. Воспитывать аккуратность, подвижность рук. | Картонные рисунки с дырочками, разноцветные шнурки. | |
Март | «Погладь меня» | Развивать тактильные ощущения. Воспитывать желание сохранить интерес к заданию. | Книжка с разными поверхностями. |
«Подбери платье» | Учить узнавать и правильно называть определенный цвет. Развивать зрительную память. Воспитывать уверенность в себе. | Силуэты девочек из картона. Платья разного цвета. | |
«Пересыпание ложкой» | Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. | Горох, ложки, глубокие емкости. | |
«Собери бусы» | Закреплять умение группировать предметы по цвету, величине, учить нанизывать бусы на нитку. | Нитки, деревянные бусы большие и маленькие. | |
Апрель | «Домино» | Учить находить домино определенного цвета. Развивать интерес к игре. Воспитывать умение после игры убирать игрушки на место. | Домино с разными цветами. |
«Пирамидка» | Учить детей собирать и разбирать пирамидку из стаканчиков. Развивать у детей сенсорный опыт. Воспитывать умение играть спокойно, тихо. | Пирамидка из стаканчиков | |
«Найди пару» | Учить детей находить предметы определенного цвета. Развивать зрительную память. Воспитывать умение играть вместе, дружно. | Картонные блюдца и чашки разных цветов. | |
«Паровоз» | учить складывать паровоз из нескольких вагонов, прикреплять колеса. Развивать моторику рук. Воспитывать положительное отношение к игре. | Паровоз картонный, вагоны. | |
Май | «Воздушные шары» | Учить находить белые и черные цвета. Развивать интерес к игре. Воспитывать умение играть в коллективе. | Узкие полоски картона и кружки шести цветов. |
«Строим дорожку» | Учить детей находить предметы определенного цвета, чередовать цвета, соединять мозаику. Развивать внимание. Воспитывать интерес к играм. | Крупная мозаика. | |
«Собери рисунок» | Учить детей собирать одно целое из нескольких частей. Развивать мелкую мускулатуру рук. Воспитывать усидчивость. | Картонные разрезные рисунки. | |
Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Игрушки и игры с уголка сенсорики. |
- Содержание педагогической работы по Программе
Содержание программы учитывает возрастные и индивидуальные особенности детей. На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями, как сравнение, сопоставление. Интенсивно развивается не только зрительное, но и слуховое восприятие. Особенно важное значение имеет развитие речевого, фонематического слуха, осуществляемого в процессе речевого общения с окружающими. У ребёнка появляется стремление более чётко следовать образцу, который задан взрослым. Более свершенной становится координация движений рук под контролем глаз.
На третьем году жизни задачи сенсорного развития существенно усложняются, что связанно с общим психофизическим развитием, прежде всего началом формирования новых видов деятельности (игровой, элементарной продуктивной и др.). В связи с этим необходимо создавать условия для интенсивного накопления разнообразных представлений о цвете, форме, величине, фактуре, удалённости предметов и явлений как в процессе специально организованных игр-занятий, так и в повседневной жизни. При этом важно, чтобы представления о сенсорных свойствах и качествах предметов были не только широкими, но и систематизированными.
Диагностика в начале года необходима для определения уровня знаний детей в области сенсорных эталонов с целью дальнейшего развития и планирования индивидуальной работы. Важно на данном этапе сформировать у дошкольников эмоционально положительный настрой. При знакомстве с цветами, важно научить отличать этот цвет от других, уметь находить предметы изучаемого цвета в групповом пространстве. Благодаря указанным играм ребенок научится сравнивать предметы, убирать лишнее, будет учиться ориентироваться в пространстве. Особое значение имеет не только изучение выше обозначенных тем, но и постоянное проговаривание, повторение. Только в этом случае материал не только качественно усвоится, но и облегчит процесс восприятия ребенком окружающего мира. Очень важно научить детей сравнивать предметы по форме и цвету, учить устанавливать общее свойство, группировать предметы, все это способствует развитию мышления как одного из важных мыслительных процессов, воображения и логики. Знакомство с еще одной плоскостной геометрической фигурой расширит кругозор малыша, покажет, что предметы окружающего мира могут иметь разнообразную форму и цвет, которые к тому же можно сосчитать. Благодаря этому одновременно с ознакомлением развивается и восприятие, и мышление ребенка. Развивается наблюдательность детей, благодаря поиску парных предметов в живой природе и предметном мире.
- Методы и приёмы, используемые на занятиях
Современная педагогическая наука накопила большое количество методов обучения. Отталкиваясь от структуры, типа и вида занятий мной была выбрана игровая форма, тем самым я активизирую детей на лучшие результаты их деятельности. На занятиях регулярно используются наглядные, словесные и практические методы. Метод устного изложения включает в себя методические приёмы монологической и диалогической речи, которые осуществляются при помощи рассказа (сказочное вступление), объяснения, инструктирования, а также беседы (вопросы – ответы). На занятиях применяются множество дидактического, демонстрационного и раздаточного материала, в основе которого лежит метод наглядного обучения. Применяемый мною метод практического обучения включает в себя организации практической деятельности детей: упражнения, повторения, практические работы.
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Материально-техническое обеспечение Программы
Детали крупной мозаики. Шаблоны, прищепки. Игрушки разной величины с уголка сенсорики. Геометрические формы: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Пирамидки. Шнурки, бусы. Домино. Матрешки. Карточки с разными рисунками. Картонные чайники, блюдца, бабочки, цветочки, мышки, паровоз. Кубы, доски с отверстиями и вкладышами к ним. Юбка с пуговицами. Су-джок шарики и колечки. Счетные палочки. Книжка с разными поверхностями.
3.2. Обеспеченность программы методическими материалами
Список использованной литературы:
- Методическое пособие Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста. Методическое пособие. Творческий центр Сфера. -М., 2012
- Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л.А.Венгер, Э.Г.Пилюгина, Н.Б.Венгер/ Под ред. Л.А. Венгера. – М.: Просвещение, 1988.
- Борисенко, М. Г., Наши пальчики играют (Развитие мелкой моторики). [Текст] /М.Г.Борисенко, Н.А.Лукина – СПб.: «Паритет», 2002.
- Кочетова, Н.П. Играем с малышами: игры и упражнения для детей раннего возраста: пособие для воспитателей и родителей. / Н.П.Кочетова, Г.Г.Григорьева, Г.В. Груба. – М.: Просвещение, 2007.
- Лыкова, И. А. Дидактика в природе: Игры с цветом, сенсорное развитие. [Текст] / И.А.Лыкова. – М.: Издательство «Карапуз», 2006. – 19 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа "Формирование сенсорно-математических представлений у детей раннего возраста"
Настоящая программа адресована воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста. Автор ставит своей задачей помочь практическим работникам в формировании с...
Разработка праздника для воспитанников школы раннего развития «Малышок» (подготовительная группа, 6-7лет) Масленица.
Разработка праздника Масленица для воспитанников школы раннего развития 6-7 лет....
Интегрированное занятие, посвященное 70-летию Победы в Великой Отечественной войне, в Школе раннего развития «Малышок» (подготовительная группа, 6-7лет) по предметам: «Веселая азбука» (обучение грамоте, развитие речи), «Радуга» (рисование).
Празднование 70-летия великой победы нашло отражение на занятиях подготовительной к школе группы "Малышок"....
Конспект первого занятия в студии творческого развития "Малышок"
Это занятие – знакомство поможет педагогам заинтересовать учащихся к предстоящему обучению в группах предшкольной подготовки....
Дополнительная общеразвивающая программа по сенсорному развитию «Малыши» Возраст детей: 2 – 3 года Срок реализации программы: 1 год
Аннотация к программе по сенсорному развитию«Малыши» Актуальность сенсорного воспитания состоит в том, что оно является основой для интеллектуального развития, развивает наблюда...
Конспект занятия по обучению грамоте в студии творческого развития "Малышок" "По страницам сказок"
Конспект занятия по развитию речи "По страницам сказок" будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений и педагогов дополнительного образования, работающих в группах предшко...
Модифицированная парциальная программа по сенсорному развитию «Сенсорный мир»
Сенсорное развитие ребенка – развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, запахе, вкусе и т.д. С восприятия предметов и явлений ...