Методическая разработка практикума для родителей "Рисуем осенний пейзаж"
методическая разработка
Данная разработка направлена на ознакомление родителей с приемами создания осеннего пейзажа в ходе взаимодействия педагогов с семьями воспитанников в сфере развития детского художественного творчества и содержит рекомендации по формированию у старших дошкольников умения создавать пейзаж в рисунке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 103.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие педагога с семьями воспитанников в сфере развития детского художественного творчества
Тему практикума (мастер-класса):
"Осенний пейзаж".
Как нарисовать осенний пейзаж с детьми старшего дошкольного возраста.
Цель проведения:
ознакомление родителей старших дошкольников с приемами создания осеннего пейзажа.
Материалы, необходимые для проведения практикума:
бумага формата А-3;
поролон (примерно 4*4 см.);
гуашь желтая, алая, зеленая темная, синяя светлая, голубая, белая, коричневая, черная, охра, фиолетовая, оранжевая;
кисть синтетика № 9, №12;
простой карандаш;
баночка с водой;
тканевая салфетка;
таз с водой для смачивания листа;
мольберт;
магнитофон;
репродукции В. Поленова "Золотая осень", А.Пластова "Осень", Э.Грабаря "Рябинка", И.Остроухова "Золотая осень".
Описание хода практикума
Мероприятие начинается с метода погружения, звучит вальс из к/ф "Мой ласковый и нежный зверь" Е.Доги, стихотворение "А кто из вас, друзья, видал..." Н.Асранга, выставляются репродукции:
А кто из вас, друзья, видал, Как всё в лесу переменилось? В лесу был дан осенний бал ! Деревья все принарядились... | В.Поленов "Золотая осень" |
Нагладив жёлтый свой батист, Пришла красавица берёзка И вдруг стряхнула первый лист, Как тонкий волос у причёски. | Аркакдий Пластов "Осень" |
Явившись раньше всех на бал, Оркестром ветра оглушённый, С рябиной ясень танцевал, На удивление приглашённых. | Э.Грабарь "Рябинка" |
И, позабыв про этикет, Так громко клён в ладоши хлопал, Что сбросил золотой манжет И сделался чуть-чуть растрёпан. | И.Остроухов "Золотая осень" |
А старый дуб, качавшись в такт, Не в силах был остановиться. А Вы хотели б тоже так... В осеннем вальсе закружиться? | А.Пластов "Осенний этюд" |
Примерные вопросы к родителям:
- Что вы почувствовали, когда слушали музыку и рассматривали репродукции?
- Что из увиденного особенно произвело впечатление на вас?
- На какой из картин вам больше всего захотелось бы оказаться и закружиться в осеннем вальсе и почему?
- Какие художественные средства использовал художник, чтобы произвести на вас такое впечатление?
Воспитатель:
- художники своим мастерством и талантом донесли до нас всю красоту осени, нашли подход к стрункам души каждого, затронули наши чувства. А не попробовать ли нам закружиться в осеннем вальсе в декорациях своей "Золотой осени"? Как можно это сделать?
- Хотите попробовать?
- Итак, давайте вместе нарисуем осенний пейзаж.
Воспитатель использует метод частичного показа и знакомит с последовательностью создания рисунка:
- размещаем лист в соответствии с вашим желанием и намечаем простым карандашом линию горизонта (прямая, наклонная, волнистая и т.д.) на любом уровне. Родители предлагают вариант, воспитатель изображает;
- смачиваем лист в тазу с водой, "приклеиваем" его к столу, убираем с помощью ладоней лишнюю воду, кладем на смоченный поролон кисточкой гуашь цвета неба(можно нескольких цветов, получается живописней) и наносим на верхнюю часть листа. Родители предлагают вариант, воспитатель частично изображает;
- переворачиваем поролон и кладем гуашь цвета осенней поляны и наносим на нижнюю часть листа. Родители предлагают вариант, воспитатель изображает;
- по желанию можно изобразить любой водоем (реку, озеро, ручеек и т.д.) в любом месте;
- на переднем плане (внизу листа)в любой части создаем образ осеннего дерева, которое вам хочется изобразить первым. Родители предлагают вариант, воспитатель частично изображает. По желанию передний план дополняется другими изображениями;
- переходим к среднему плану (середина поляны);
- заполняем дальний план (линия горизонта);
- что еще можно добавить?(кусты, траву, облака, птиц, грибы, ягоды, листопад, ветер и т.д.);
Начинаем!
В ходе выполнения работ воспитатель индивидуально консультирует родителей.
В заключении организуется выставка осеннего пейзажа "Чудесна пора, очей очарованье". Вместе рассматриваем, обмениваемся впечатлениями. Воспитатель отвечает на возникшие вопросы и задает свой:"А как Вы думаете, дети, когда увидят такую красоту, они захотят научится этому?" В этом вам помогут рекомендации.
Рекомендации для родителей по формированию у старших дошкольников умения создавать пейзаж в рисунке
- Прежде чем рисовать с ребенком пейзаж, понаблюдайте за природой, постоянно показывайте ему свое восхищение - закатом, склонившейся над обрывом березкой, росинкой на благоухающем цветке, остановитесь, скажите ребенку: "Давай полюбуемся!". Подберите вместе эпитеты, сравнения, вспомните поэтические строки, соответствующие явлению, посмотрите репродукции картин.
- Не забывайте обращать внимания на переживания ребенка, его чувства, настроения, ощущения, без которых невозможно восприятие красоты, а также зарождение художественных замыслов. Спросите :" Что ты почувствовал, что восхитило, поразило больше всего? ". Не удивляйтесь ответам детей и не подвергайте критике, поощряйте, выскажите одобрение и удивление его высказываниями.
- Специального внимания требует цветовое восприятие природы. Трава, листья - зеленые, снег- белый, небо - голубое. И очень скоро маленький человек начинает видеть мир в соответствии с этой несложной таблицей. А ведь небо бывает и алое, и фиолетовое, и зеленоватое, серое и насквозь прозолоченное солнцем...
- Постоянно обращайте внимание ребенка на связь между внутренним состоянием и его внешним выражением. Обратите внимание ребенка на группу деревьев и предложите угадать, какое из них самое грустное, почему? Подберите, например, с земли груду листьев и вместе постарайтесь определить, который из них "лист - путешественник", почему? А какой сегодня дождик? Печальный или озорной? Почему?
- Если ребенок захотел воплотить свой замысел, то у него для этого должны быть все условия: необходимое место, оборудованное в соответствии с санитарными нормами, оснащенное разнообразными художественными материалами в соответствии с возрастом.
- Старайтесь замечать любые достижения и успехи ребенка, поощряйте его своим вниманием и восхищением.
- Никогда не критикуйте ребенка.
- Оформите вместе с ребенком работу в паспарту или рамку, организуйте выставку работ, знакомьте с ней всех знакомых и друзей.
- Если требуются поправки и замечания к работе, сделать их нужно не сразу после создания рисунка, а по прошествии некоторого времени.
- Сделайте так, чтобы ребенок никогда не видел своих работ выброшенными.
Список литературы:
- Комарова, Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. [Текст]: программа и методические рекомендации / Т.С.Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2010. – 192 с.
- Комарова, Т.С. Практическая энциклопедия дошкольного работника. Изобразительная деятельность в детском саду. [CD] / Т.С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2011.
- От рождения до школы [Текст]. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- 17. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. № 1155 г. «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» // Российская газета. – 25 ноября 2013 г. – № 6241.
- Самолдина, К.А., Маркова Е.П. Полихудожественный подход к воспитанию дошкольников [Текст] / К.А. Самолдина, Е.П. Маркова. – Новосибирск, НИПКиПРО, 2013. – 132 с.
- Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. – 31 декабря 2012 г. – № 5976.
- Комарова, Т.С. Детское художественное творчество - М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2005.
- Курочкина, Н.А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить и создавать красоту. – СПб.: Детство-Пресс, 2013.
- Комарова, Т.С. Развитие художественных способностей дошкольников. -М.: МОЗАИКА - СИНТЕЗ, 2014.
- Мелик-Пашаев, А.А., Новлянская, З.Н. Ступеньки к творчеству. - Лаборатория знаний, 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/20/picture-371293-1387567754.jpg)
Методическая разработка экскурсии к реке осенью "Вода и я - друзья"(подготовительная группа)
Экскурсия к реке осенью(подготовительная группа).Цель:обобщить знания детей о значении воды в жизни человека....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/16/picture-436819-1397647795.jpg)
Методическая разработка НОД "Прогулка по осеннему лесу"
Методическая разработка НОД "Прогулка по осеннему лесу", для детей 4-5 лет (средняя группа)....
![](/sites/default/files/pictures/2014/10/23/picture-371080-1414082000.jpg)
Методическая разработка. Педагогический проект "Загадочная осень". Дети средней группы.
. Проект «Загадочная осень» одной из задач имеет формирование умений детьми отгадывать загадки. Отгадывание и придумывание загадок оказывает влияние на разностороннее развитие речи. Загадки обог...
![](/sites/default/files/pictures/2015/09/03/picture-654849-1441290448.jpg)
Собственная методическая разработка по лексической теме:"Осень"(старшая группа)
Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе "Осень"Цель:. Уточнить и расширить представления об осени и ее приметахЗадачи:1. Коррекционно-образовательные·...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/08/picture-1375209-1667930707.jpg)
Методическая разработка: конспекта игрового досуга «Осень, осень в гости просим» для детей имеющих с интеллектуальные нарушения.
методическая разработка: конспекта игрового досуга для детей разновозрастной группы с интеллектуальными нарушениями «Осень, осень в гости просим» проведенного учителем-дефектол...
![](/sites/default/files/pictures/2022/11/16/picture-1436611-1668586079.jpg)
Методическая разработка "Практикум для родителей будущих первоклассников"
Обширные исследования показали, что учащиеся добиваются больших успехов в школе, если родители активно участвуют в их образовании. Участие родителей не только повышает успеваемость, но оказывает полож...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/09/picture-891089-1486653998.jpg)
методическая разработка «Практикум для педагогов «Современный воспитатель, какой он?»
Ознакомительный практикум с педагогами...