Статья на тему «Понятие речи и особенности ее развития у детей раннего дошкольного возраста»
статья

Наталья Владимировна Ветряк

Речь является уникальной способностью человечества, которая отличает людей от животных, также она представляет собой важнейшее достижение в плане передачи опыта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_na_temu.docx25.47 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему

«Понятие речи и особенности ее развития у детей раннего дошкольного возраста»

Речь является уникальной способностью человечества, которая отличает людей от животных, также она представляет собой важнейшее достижение в плане передачи опыта.

Овладение речью - революция в психической жизни маленького человека. Речь перестраивает все психические процессы: восприятие, память, мышление, воображение. Именно речь позволяет ребенку думать и придумывать, познавать мир вокруг и осознавать его, учиться управлять собой и своим поведением.

Дети всех стран и народов с удивительной легкостью в раннем детстве овладевают речью, причем этот процесс у всех детей начинается одинаково и проходит одни и те же стадии. 

Являясь, с одной стороны, орудием для выражения наших представлений, мыслей, познаний, а с другой - средством н их обогащению и расширению, к формированию нашего сознания, слово служит целям всей жизни, как обыденным и повседневным, так и наиболее высоким.

Владеть по возможности в совершенстве всеми видами и проявлениями речи - значит владеть могущественнейшим орудием умственного развития человека, а стало быть и культуры человечества[1].

Язык - система словесных знаков, опосредствующих психическую деятельность человека, а знак - это любой элемент действительности, опосредствующий нашу деятельность, от свойств которого зависит ее выполнение. Л.С. Выготский называл знаки «психологическими орудиями», указывая, что орудие опосредствует нашу практическую трудовую деятельность, а знаки опосредствуют нашу теоретическую деятельность, наши высшие психические функции[2].

Речь - это процесс практического применения языка в целях общения с другими людьми.

Язык един для всех людей, пользующихся им, речь является индивидуально своеобразной. Речь без усвоения языка невозможна. Связующим звеном между языком и речью выступает значение слова.

Различают две главные функции речи:

- осуществление процесса общения между людьми (коммуникативная функция): информационная (передача знаний), выразительная (передача чувств) и побудительная (побуждение к действиям) стороны;

- речь выступает как средство выражения мыслей.

Воздействие речи зависит от ряда факторов:

- широкого социального контекста (интереса слушателей к этой теме и т.п.);

- авторитета личности выступающего;

- культуры речи.

Культура речи личности является ее интегративной характеристикой, включающей параметры, как содержательной стороны, так и ее оформленное. Соответственно выделяют следующие свойства речи, отображенные на рисунке 4[3].

Не менее важным при формировании речи у детей является ее классификация, которая включает основных вида речи:

- внешняя речь (устная, письменная) - общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств;

- внутренняя речь - особый вид беззвучной речевой деятельности человека, характеризующийся предельной свернутостью грамматической структуры и содержания.


Рисунок 4.- Свойства речи

Устная речь - внешняя, произносимая и воспринимаемая на слух речь, отличающаяся сокращенным количеством слов и простотой грамматических конструкций. Устная речь может быть:

- диалогической - речь, при которой активны в равной степени все ее участники и возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки;

- монологической - длительное, последовательное, связное изложение системы мыслей, знаний одним лицом, она более завернута и грамматически оформлена, чем диалогическая, и требует обычно предварительной подготовки[4].

Внутренняя речь является основным инструментом мышления. Она выступает как фаза планирования в практической и теоретической деятельности или как фаза осуществления плана в некоторых, особенно сложных видах теоретической деятельности, например, если ребенок решает трудную математическую задачу, то он «рассуждает» сам с собой.

В концепции «речевого онтогенеза» М.Г. Борисенко процесс формирования речевой деятельности подразделяется на ряд последовательных периодов:

- 1-й - подготовительный (с момента рождения до года);

- 2-й - преддошкольный (от года до 3 лет);

- 3-й - дошкольный (от 3 до 7 лет);

- 4-й - школьный (от 7 до 17 лет).

Ранний этап формирования речи охватывает первые три года жизни ребенка. Развитие детской речи до трех лет в свою очередь (в соответствии с принятым в психологии традиционным подходом) подразделяется на три основных этапа:

Рисунок 5- Этапы формирования речи ребенка

Также М.Г. Борисенко указывает, что:

1) временные рамки этих этапов крайне вариативны (особенно ближе к трем годам);

2) в развитии детской речи имеет место акселерация - сдвиг возрастных характеристик на более ранние возрастные этапы онтогенеза

По видам речи, у ребенка сначала формируется внешняя речь, и затем на ее основе внутренняя.

Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь - речь, направленная на самого себя.

Восприятие речи является сложным психическим актом, в результате которого происходит выделение существенных фонематических признаков (фонем) и игнорирование несущественных звуковых признаков (вариантов).

Фонематические признаки - это звуковые признаки, изменение которых меняет смысл слова. К вариантам же относятся, например, такие признаки как высота тона, длина гласной и т.п.

Каждый язык имеет свою фонематическую систему и изменение звуков, не меняющее смысла слова и носящее характер «варианта»[5].

На этапе первых слов очень важно помочь ребенку в его словотворчестве. Именно в такой момент малыш начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. Теперь уже можно расширить репертуар вашего чтения вслух. При этом нужно называть окружающие вещи своими именами (к примеру, не «Положим эту штуковину вон туда», а «Положим куклу в кроватку»).

За речью ребенка важно следить с младенчества. Ведь начинается она с лепета, эмоциональных реакций на голос взрослого, его интонации, повторения за взрослым звуков и звукосочетаний родного языка, то есть задолго до появления самостоятельной речи.

Эмоциональное общение взрослого с малышом является важнейшей предпосылкой становления вербальных (речевых) форм коммуникации.

Первые слова являются звукоподражательными: «бах», «бум», «гав-гав», «бибика». Это очень важный момент в развитии речи ребенка. Ребенку пока сложно связать отвлеченное слово (например, собака, машина) с конкретным предметом или действием. Если слово будет хоть как-то похоже на предмет или действие, такую связь установить значительно легче (например, собака говорит «ав-ав», машина - «би-би», а падающий предмет делает «бум»).

Речевое развитие ребенка в период младенчества протекает в относительно скрытой форме. В этом возрасте на базе врожденной эмпатической способности осуществляется развитие и совершенствование невербальных форм коммуникации посредством мимики, пантомимики, жестикуляции. Все это, вместе взятое, подготавливает переход на качественно новый уровень развития, алгоритм которой представлен на рисунке 6:

Рисунок 6.- Алгоритм речевого развития ребенка

Общаясь с ребенком, родители практически всегда сопровождают свои действия не только жестами и мимикой, но и речью. При этом речь взрослого имеет ярко выраженную диалогическую структуру, где центральное место принадлежит вопросу взрослого к ребенку, на который он сам же и дает ответ .

Взрослый человек, выделяя, фиксируя и обозначая с помощью вопроса и последующего самоответа какие-либо предметы, выступает для ребенка как носитель диалогической структуры познавательного процесса, которую ребенок путем подражания достаточно прочно усваивает.

Особенно интенсивно становление речевой активности происходит в раннем возрасте, то есть после года. Дети, не получившие в этом возрасте соответствующего речевого развития, впоследствии с большим трудом наверстывают упущенное. Именно в этот период ребенка нужно приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать его речевую активность и познавательную потребность, так как активный запас слов помогает излагать мысль.

В раннем детстве усложняется деятельность малыша, расширяется доступная ему сфера действительности, усложняется общение со взрослыми. Стремление к содержательному общению по поводу предмета побуждает ребенка «искать» новое средство для общения, которым становится речь. В совместной деятельности со взрослыми ребенок начинает постигать связи между произносимыми словами и стоящей за ними реальной действительностью.

На третьем году у малыша качественно изменяется понимание речи взрослых. Ребенок в это время не только понимает отдельные слова, не только становится способным выполнять предметные действия по инструкции взрослого. Слушание и понимание сообщений, выходящих за пределы непосредственной ситуации общения взрослого с ребенком, является важным приобретением. Оно создает возможность использовать речь как основное средство познания действительности, недоступной непосредственному опыту ребенка.

В возрасте около 2 лет ребенок задает многочисленные вопросы о названиях предметов, что приводит к скачкообразному увеличению активного словаря.

К концу 3-го года жизни в речи дошкольника появляются слова с обобщающим значением, но по своему содержанию отличающиеся от таких же слов в речи взрослого. Говоря «овощи», «игрушки», «одежда», ребенок имеет в виду предметы, которые встречались в его личном опыте и с которыми он действовал, а не абстрактное понятие, основанное на существенных признаках. Таким образом, развивается не только коммуникативная, но и обобщающая функция речи.

В 2-3 года быстро увеличивается количество предложений, члены которых согласуются между собой сначала с помощью флексий, а потом служебных слов.

В развитии словаря дошкольника наблюдаются значительные качественные и количественные изменения. Т.е. в речи ребенка становится не только больше слов, но и происходит развитие их значений.

В возрасте 3-3,5 года слово объединяет несколько групп однородных предметов: мебель, игрушки, одежда.

Ребенок  слова, содержащие итог предыдущих обобщений. Например, слово «растение» включает такие группы, как ягоды, деревья, фрукты и прочее. Но такое обобщение по-прежнему строится на наиболее ярких признаках, которые ребенок усвоил в собственной практической деятельности.

Получается, что обобщение, содержащееся в слове, остается конкретным и наглядным. За каждым словом дошкольника стоит представление о конкретном предмете или ситуации.

Словотворчество выступает как симптом овладения языком. Попытки словотворчества стремительно нарастают с 2 лет. Оно подчиняется строгим законам языка, основу которых составляют грамматические стереотипы, в частности значения суффиксов и приставок. Новые слова, придуманные малышом, не противоречат правилам грамматики, хотя и не учитывают исключения из этих правил.

Ранний детский возраст - период формирования активной речи ребенка. До полутора лет ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. Ребенок еще весьма пассивен. Заметное изменение в овладении речью происходит примерно в полтора года. Вот тогда ребенок и становится инициативным. Он начинает постоянно требовать, чтобы ему называли предметы (время «почемучек» и «чтошек»). Темпы развития речи возрастают. К концу второго года ребенок употребляет до 300 слов, а к концу третьего года словарный запас может развиться до 1500 слов.

«В раннем детстве, - писал Песталоцци, - вовсе не следует резонерствовать с детьми, а надо ограничиться следующими средствами для их умственного развития: как можно больше расширять круг их наблюдений; прочно и систематически укреплять в них представления, добытые при наблюдении; давать им обширное знакомство с языком, необходимое для выражения словом того, с чем их познакомила природа и искусство посредством наблюдения»[6].

Вышесказанное позволяет сделать вывод, что развитие речи у ребенка опосредованно обучением: ребенок научается говорить. Но это вовсе не означает, что овладение речью, своим родным языком является результатом специальной учебной деятельности, целью которой являлось бы для ребенка изучение речи. Такая учебная деятельность начинается позже - при изучении грамматики, при овладении - на базе устной речи - письменной речью, но первичное овладение родным языком, именно живой речью, совершается в процессе деятельности общения. Только так достигается подлинное понимание речи как речи. Ребенок нормально овладевает речью, т. е. научается говорить, пользуясь речью в процессе общения, а не изучая ее в процессе учения.

Воспитатель: Ветряк Наталья Владимировна

1 кв. категория.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ГМО "Раннего развития детей в возрасте до трех лет"по теме: «Методы и приёмы стимулирования речевой деятельности у детей раннего дошкольного возраста».

Материал может быть полезен воспитателям, работающим с детьми раннего дошкольного возраста, так как повышает компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей раннего возраста; знакомит с со...

Дидактическая игра по развитию речи «Домашние и дикие животные» для детей раннего дошкольного возраста.

Дидактическая игра по развитию речи«Домашние и дикие животные» для детей раннего дошкольного возраста.  Задачи:- расширять и закреплять знания детей о диких и домашних ...

Статья по теме:Игры по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего-дошкольного возраста

Проблема воспитания КГН стоит достаточно остро.В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические ...

Статья на тему: «Влияние детско-родительских отношений на развитие самооценки детей старшего дошкольного возраста»

Статья об актуальности темы детско-родительских отношений для детей дошкольного возраста с рекомендациями....

Занятие по сенсорному развитию для детей раннего дошкольного возраста Тема: «Мишки в гостях у ребят»

Тема: «Мишки в гостях у ребят»Цель: Формирование интереса к познанию.Задачи:1. Закреплять умение различать один и много предметов, закреплять понятия «большой» и «ма...

Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"

Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патри...

Статья: «Здоровьесберегающая технологии «Адаптационно-сенсорная разгрузка» для обеспечения психологического благополучия детей раннего дошкольного возраста» Разработчики: Грек А.А., Попова Е.Н., Сапожникова Е.А., Весова Е.Э.

Статья: «Здоровьесберегающая технологии «Адаптационно-сенсорная разгрузка» для обеспечения психологического благополучия детей раннего дошкольного возраста» Уважаемые колл...