Методические рекомендации для родителей, воспитывающих детей в возрасте 2-3 лет. Тема: "Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста"
методическая разработка

Ершова Елена Евгеньевна
Актуальность. Дошкольный возраст – наиболее оптимальный период становления личности, когда закладываются базовые системы ценностей. Формируется мировоззрение, национальное сознание, нравственно-патриотические позиции. Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Народные традиции, игры, развлечения уступают место компьютерным играм, и пластмассовым куклам, мало похожим на образ человека. Многих детей окружают искусственные материалы, которые не свойственным потребностям ребенка. Процесс знакомства с народным искусством, должен быть органично связан с развитием ребенка , искусство должно окружать детей, и приобщать к нему нужно с раннего возраста. Ребенок может знакомиться с традициями, культурой своего народа через колыбельные, сказки, потешки, через рукотворные вещи, хранящие теплоту рук их автора. Ценность народных кукол – в их пластическом совершенстве, образном и смысловом богатстве. Кукла, сделанная из ткани, травы, соломы или цветов бабушкой для внучки, или матерью для ребенка, или девочкой для младшей сестрички или братика, содержит сокровенную родовую информацию, а также информацию любви, защиты, доброжелательности. В этих куклах живет память народа. Через куклу устанавливается связь между поколениями, объединяются предки с потомками. План мероприятий: Народная игрушка "Матрёшка" Рассмотрите с ребёнком “народную игрушку” Матрёшку.(какая она, что у неё есть, каким цветом) Закрепите правила игры с матрёшкой (можно открывать и доставать другие матрёшки,нельзя кидать, стучать и брать в рот) Поиграйте в игру "Сколько?" Взрослый расставляет матрёшки(например с одной стороны 2 м другой 6) спрашивает:"сколько?"( "Много","Мало"). Поиграйте с ребёнком в пальчиковую игру "Матрёшки" Мы весёлые матрёшки,(похлопать в ладоши) На ногах у нас сапожки ,(указательным и средним пальцем "идём" по столу) В сарафанах наших пёстрых(соединить ладошки вместе) Мы похожи словно сёстры.(руки в замок) Народная игрушка "Неваляшка" Рассмотрите и поиграйте с народной игрушкой "Неваляшкой" "Неваляшка красивая, в красивом платье. У нее большие голубые глаза. Посмотрите, она улыбается нам! А если тронешь неваляшку – она начинает петь звонкую веселую песенку, так неваляшка здоровается с вами. Послушай, как она поет. Я ее толкну, и неваляшка начинает танцевать, наклоняясь то вправо, то влево и подпевая себе. Посмотри. Вот какая интересная игрушка – неваляшка. "Давай поиграем с неваляшкой." Игра «Погуляем» Вот так неваляшка, Веселая рубашка. Хочет кукла погулять Свежим воздухом дышать. (дышим). Погуляем с неваляшкой, вместе погуляем. Погуляем мы с тобой, песню напевая. Топ! Топ! Веселей! Топочите ножки. Топ! Топ! Веселей! Хлопайте ладошки. -Ой, устала наша неваляшка и спать очень хочет. Ее нужно уложить в кровать Игра «Укладывание куклы» -Давай споём ей колыбельную песенку: Спи моя хорошая Баю- баю-бай. Куколка любимая Глазки закрывай. Ну вот, уснула наша неваляшка. (убираем руку с куклы и кукла встает). Ой, не уснула. Кто же уложит ее спать? (ребёнок пробует) -Оказывается неваляшку невозможно уложить. Она не валится,поэтому ее и назвали неваляшка, не валится она. Мы ее ложим, а она встает. А еще ее называют Ванька- встанька. -Неваляшку на подушку Я никак не уложу. Непослушная игрушка- Это точно я скажу. Игра «Какая наша неваляшка». Неваляшки бывают разные Зеленые, желтые, красные. Маленькие, большие, Все очаровательные такие. Давай рассмотрим нашу игрушку. - Что есть у неваляшки? (туловище,голова,руки) - Какой формы туловище? Голова? Руки? - А какой формы туловище? (круглое). У туловища самый большой круг. Предложить ребёнку вместе выложить неваляшку из кругов разного размера. Народная кукла "Пеленашка" Предложите ребёнку совместно сделать свою куклу "Пеленашку" Это кукла из ткани в виде младенца. Ребенок может сам выбрать цвет ткани. Готовой кукле ребёнок даёт имя (если ребенок не говорящий, помочь дать имя «кукле – пеленашке»). Её можно взять на ручки, пожалеть, покачать, обнять, погладить, положить в колыбельку и накрыть одеялком, спеть колыбельную песенку. Она может участвовать с ребенком во всех режимных моментах, использовать «кукол – пеленашек» в игровой и в свободной деятельности. Во время данной работы дети становятся спокойными и уравновешенными. У них развивается произвольность психических процессов, формируется концентрация внимания, речь, усидчивость, развивается воображение, интерес к народной культуре, мелкая моторика.

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогический Тема « Народные игры и праздники как средство нравственно-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»

Тип  проект:   педагогический Вид проекта: творческий, групповой, долгосрочныйПо продолжительности: -  долгосрочный Участники:  дети старшей группыУчастники проекта: ...

Духовно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста

Цель: - создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нем; - формирование коммуникативного и эстетического пот...

Опыт работы на тему «НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Опыт работы на тему«НАРОДНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»...

Организационно-методическое сопровождение поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста в рамках консультационного пункта в ДОО. 2019 г.

Организационно-методическое сопровождение поддержки родителей, воспитывающих детей раннего возраста в рамках консультационного пункта в ДОО. 2019г....

Духовно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через ознакомление с родным городом

В данной статье отражено решение важной проблемы воспитания основ духовности и патриотизма в процессе ознакомления с родным г. Мичуринском, его историей, символикой, достопримечательностями, традициям...

Народная игрушка как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме приобщения дошкольников к народному наследию. Народная игрушка – это неисчерпаемый источник педагогического материала, основа нравственного и патриотического воспитания...

Сообщение из опыта. «Народная игрушка, как средство духовно-патриотического воспитания детей раннего дошкольного возраста»

В народной игрушке народ отдаёт ребёнку Свою любовь и ласку, свою весёлость и смех, Свои думы и знания, своё умение — в этом Большая сила её влияния на ребёнка. Через народную игрушку ...