Статья по теме:Игры по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего-дошкольного возраста
статья (младшая группа)
Проблема воспитания КГН стоит достаточно остро.В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
em_15573_1589057781.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка
Игры по формированию
Культурно-гигиенических навыков
у детей раннего дошкольного возраста.
Игра «Уложим лисичку спать»
Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с лисичкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.
Оборудование: мягкая игрушка-лисичка, детская кроватка.
Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку-лисичку, обыгрывает ее: лисичка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что лисичка устала, хочет отдохнуть: «Давай уложим лисичку в кроватку!». Взрослый демонстрирует, как можно приласкать лисичку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: «Баю-бай, баю-бай». Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.
Игра «Угостим кукол Таню и Катю чаем»
Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).
Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).
Ход игры: взрослый говорит малышу: «К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей». Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подводит итоги: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай», произносит потешку:
Чайник на столе поставим,
Блюдца, чашки мы расставим,
Будем мы гостей встречать,
Кукол чаем угощать!
Игра «Куклы Таня и Катя идут на прогулку»
Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умения выполнять предметно-игровые действия.
Оборудование: куклы.
Ход игры: взрослый говорит, что куклы собирается на прогулку: «Давай поможем куклам одеться, на улице холодно», предлагает ребенку достать из шкафчика одежду (шапку, куртку, ботиночки). Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:
Надеваем курточку, проденем руки в рукава. Застегнем пуговицы.
Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки.
Вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки.
Надеваем шапку на голову.
Вот, так, шапку надели.
Куклы собралась на прогулку, можно идти гулять.
В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.
Игра «Знакомься - собачка»
Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое - собачку.
Оборудование: игрушка-собачка, картинки с изображением домашних животных.
Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за собачкой, обращает внимание на то, что она ходит, гавкает, грызёт косточку, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище (тело), хвост и лапы. После наблюдений взрослый показывает игрушку-собачку, дает возможность поиграть с ней, поет песенку про собачку «Вот собачка Жучка, хвостик закорючка», а затем ищет с ребенком изображение собачки на картинке, выделяя ее среди других: «Вот она - собачка, умеет гавкать - гав-гав».
Занимательная игра «Красивый цветочек»
Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение - цветок.
Оборудование: ваза для цветов, комнатное растение, картинки с изображением цветов.
Ход игры: взрослый организует на прогулке наблюдение ребенка за растущим цветком, обращает внимание на то, что цветок растет на земле, цветет, пахнет, украшает полянку. Взрослый предлагает принести цветок домой и поставить в вазу. После наблюдений за цветами на прогулке взрослый показывает малышу комнатное растение, предлагает полить его, понюхать. Потом ищет с ребенком изображение цветка на картинке.
Игра «Водичка, водичка!»
Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.
Оборудование: две куклы.
Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!». Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает им вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!».
Занимательная игра «Вымой руки»
Цель: учить ребенка мыть руки.
Оборудование: поросёнок резиновый.
Ход игры: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Поросенок будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени поросенка хвалит ребенка.
Занимательная игра «Сделаем лодочки»
Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.
Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:
- засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»);
- открыть кран;
- сложить ладони рук «лодочкой»;
- подставить руки под струю воды, вымыть их;
- закрыть кран;
- вытереть руки полотенцем.
Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает его внимание на положение рук.
Занимательная игра «Мыльные перчатки»
Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.
Оборудование: детское мыло, полотенце.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки - белые!». Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:
Например:
Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,
Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!
В кране булькает вода. Очень даже здорово!
Моет рученьки сама Машенька Егорова
(взрослый называет имя ребенка).
Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода!
В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки.
Занимательная игра «Умывалочка»
Цель: учить ребенка умываться.
Оборудование: зеркало, полотенце.
Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:
Выходи, водица, мы пришли умыться!
Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...
Нет, не понемножку – посмелей,
Будем умываться веселей!
В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!».
Занимательная игра «Делаем прическу»
Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз.
Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.
Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу:
«Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!».
Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу ему в руки, при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз.
В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.
Занимательная игра «Фонтанчики»
Цель: учить ребенка полоскать рот.
Оборудование: стакан.
Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку: «Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет!». Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.
Игра «Кукла заболела»
Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.
Оборудование: кукла, носовые платки.
Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!». Взрослый произнести потешку: Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать!
Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает им повторить действие.
Занимательное упражнение «Носики-курносики»
Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.
Оборудование: индивидуальные носовые платки.
Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:
Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),
Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),
Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).
Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья на тему: Игра-драматизация как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.
Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...
тема по самообразованию на 2018-19уч.год "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста"
Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы . Работа в течении всего учебного года....
ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Сегодня проблема здоровья детей весьма актуальна. Важной составляющей культуры здоровья и поведения является формирование культурно-гигиенических навыков. Наиболее благоприятным периодом формирования ...
Статья на тему:"ИГРА С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"
ТЕМА: "ИГРА С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА" Актуальность данной рабо...
Статья "Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста"
Формирование КГН у детей раннего возраста в детском саду с примерной картотекой мероприятий....
Роль фольклора в формировании культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста. Консультация для родителей.
Роль фольклора в формировании культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста. Консультация для родителей....
Консультация для педагогов. Тема: «Формирование культурно гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров».
Консультация для педагогов. Тема: «Формирование культурно гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров»....