Статья по теме:Игры по формированию культурно-гигиенических навыков у детей раннего-дошкольного возраста
статья (младшая группа)

Хименко Ольга Владимировна

Проблема воспитания КГН стоит достаточно остро.В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon em_15573_1589057781.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка

Игры по формированию

Культурно-гигиенических навыков

у детей раннего дошкольного возраста.

Игра «Уложим лисичку спать»

Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с лисичкой, функциональным назначением кровати, формировать подражательные действия.

Оборудование: мягкая игрушка-лисичка, детская кроватка.

Ход игры: взрослый показывает ребенку игрушку-лисичку, обыгрывает ее: лисичка топает, пляшет, катается в машине. Взрослый сообщает, что лисичка устала, хочет отдохнуть: «Давай уложим лисичку в кроватку!». Взрослый демонстрирует, как можно приласкать лисичку-игрушку (прижать к себе, погладить по головке) и положить его в кровать, накрыть одеялом, спеть песенку: «Баю-бай, баю-бай». Игру можно повторить, предоставив ребенку больше самостоятельности.

Игра «Угостим кукол Таню и Катю чаем»

Цель: познакомить ребенка с назначением посуды, учить выполнять предметно-игровые действия (расставлять чашки, блюдца, раскладывать ложки).

Оборудование: куклы, детская мебель и посуда (две чашки, два блюдца, две ложки, чайник).

Ход игры: взрослый говорит малышу: «К нам в гости пришли куклы, их надо посадить за стол, угостить чаем. Давай расставим чашки и блюдца. Теперь разложи ложки к чашкам. Налей чай в чашки. Напои чаем наших гостей». Если ребенок испытывает затруднения, показать, как надо действовать. В конце игры взрослый подводит итоги: «Чай мы наливали в чашки, куклы пили чай», произносит потешку:

Чайник на столе поставим,

Блюдца, чашки мы расставим,

Будем мы гостей встречать,

Кукол чаем угощать!

Игра «Куклы Таня и Катя идут на прогулку»

Цель: формирование у ребенка представлений об одежде, умения выполнять предметно-игровые действия.

Оборудование: куклы.

Ход игры: взрослый говорит, что куклы собирается на прогулку: «Давай поможем куклам одеться, на улице холодно», предлагает ребенку достать из шкафчика одежду (шапку, куртку, ботиночки). Затем взрослый поочередно берет каждую вещь, показывает ее ребенку, медленно приговаривая:

Надеваем курточку, проденем руки в рукава. Застегнем пуговицы.

Вот, куртку надели! Надеваем ботиночки на ножки.

Вот шнурки, я помогу тебе завязать. Вот, ботиночки надели на ножки.

Надеваем шапку на голову.

Вот, так, шапку надели.

Куклы собралась на прогулку, можно идти гулять.

В целях закрепления у ребенка представлений об одежде, игра повторяется с другой куклой, ребенку предоставляется возможность действовать самостоятельно.

Игра «Знакомься - собачка»

Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды живое - собачку.

Оборудование: игрушка-собачка, картинки с изображением домашних животных.

Ход игры: взрослый организует наблюдение ребенка за собачкой, обращает внимание на то, что она ходит, гавкает, грызёт косточку, машет хвостиком, у нее есть голова, туловище (тело), хвост и лапы. После наблюдений взрослый показывает игрушку-собачку, дает возможность поиграть с ней, поет песенку про собачку «Вот собачка Жучка, хвостик закорючка», а затем ищет с ребенком изображение собачки на картинке, выделяя ее среди других: «Вот она - собачка, умеет гавкать - гав-гав».

Занимательная игра «Красивый цветочек»

Цель: учить ребенка воспринимать и выделять из окружающей среды растение - цветок.
Оборудование: ваза для цветов, комнатное растение, картинки с изображением цветов.
Ход игры: взрослый организует на прогулке наблюдение ребенка за растущим цветком, обращает внимание на то, что цветок растет на земле, цветет, пахнет, украшает полянку. Взрослый предлагает принести цветок домой и поставить в вазу. После наблюдений за цветами на прогулке взрослый показывает малышу комнатное растение, предлагает полить его, понюхать. Потом ищет с ребенком изображение цветка на картинке.

Игра «Водичка, водичка!»

Цель: воспитывать стремление к самостоятельности при выполнении навыков самообслуживания.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: взрослый показывает детям двух кукол и говорит, что куклы хотят обедать, но у них грязные руки и лицо. Взрослый спрашивает: «Что надо сделать? - Надо вымыть куклам руки! Попросим водичку: Водичка, водичка, умой мое личико, чтобы глазоньки блестели, чтобы щечки краснели, чтоб кусался зубок, чтоб смеялся роток!». Показывает и рассказывает детям, как надо мыть куклам руки и лицо перед обедом. Далее предлагает им вымыть свои руки и лицо, при этом взрослый повторяет потешку «Водичка, водичка!».

Занимательная игра «Вымой руки»

Цель: учить ребенка мыть руки. 

Оборудование: поросёнок резиновый.

Ход игры: взрослый обращается к ребенку: «Мы пришли с прогулки, нам нужно вымыть ручки. Поросенок будет смотреть, как мы моем ручки». Взрослый ставит игрушку на край умывальника и показывает ребенку движения руками под струей воды. В конце процедуры взрослый от имени поросенка хвалит ребенка.

Занимательная игра «Сделаем лодочки»

Цель: учить ребенка последовательно выполнять действия при мытье рук, подражать действиям взрослого.

Ход игры: взрослый обращает внимание ребенка на то, что при мытье рук надо соблюдать последовательность действий:

  • засучить рукава (взрослый произносит потешку: «Кто рукавчик не засучит, тот водички не получит!»);
  • открыть кран;
  • сложить ладони рук «лодочкой»;
  • подставить руки под струю воды, вымыть их;
  • закрыть кран;
  • вытереть руки полотенцем.

Затем ребенку предлагают выполнить действия, подражая взрослому, который обращает его внимание на положение рук.

Занимательная игра «Мыльные перчатки»

Цель: учить ребенка намыливать руки с внешней и внутренней стороны.

Оборудование: детское мыло, полотенце.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к умывальнику, стоит за его спиной, берет в руки мыло и показывает круговые движения рук при намыливании. Затем передает ребенку кусок мыла и просит его повторить движения намыливания.
Движения нужно делать до тех пор, пока не образуется белая пена. Обращается внимание ребенка на белые ручки, взрослый говорит: «Вот, какие у нас перчатки - белые!». Далее взрослый помогает ребенку смыть пену под струей воды, при этом произносит одну из потешек:

Например:

Ладушки, ладушки, с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб, да ложки!

В кране булькает вода. Очень даже здорово!

Моет рученьки сама Машенька Егорова

(взрослый называет имя ребенка).

Знаем, знаем, да, да, да! Где тут прячется вода!

В конце игры взрослый хвалит ребенка, обращает внимание на его чистые руки.

Занимательная игра «Умывалочка»

Цель: учить ребенка умываться.

Оборудование: зеркало, полотенце.

Ход игры: взрослый приводит ребенка (после сна) в ванную комнату, просит посмотреть на себя в зеркало, обращает его внимание на глазки, ротик, щечки и т. д. Предлагает ребенку умываться вместе с ним, при этом показывает, как это нужно сделать. Взрослый произносит потешку:

Выходи, водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку, по-нем-нож-ку...

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!

В конце умывания взрослый учит малыша вытирать лицо насухо полотенцем, просит посмотреть на себя в зеркало, говорит: «Ай, какой чистый ребенок, посмотри на себя в зеркало!».

Занимательная игра «Делаем прическу»

Цель: учить ребенка держать в руке расческу и расчесывать волосы движениями сверху вниз. 

Оборудование: зеркало, расческа, нарядная кукла.

Ход игры: взрослый демонстрирует ребенку куклу и обращает внимание на ее прическу:

«Посмотри, у куклы красивая прическа: длинные, ровные волосы, бантик. Красивая кукла! Давай и тебе сделаем красивую прическу!».

Взрослый расчесывает перед зеркалом волосы ребенка, затем просит малыша попробовать это сделать самому: дает расческу ему в руки, при этом помогает удерживать ее, вести руку с расческой сверху вниз.

В конце расчесывания просит ребенка посмотреть в зеркало, обращает его внимание на то, что он стал таким же красивым, как кукла.

Занимательная игра «Фонтанчики»

Цель: учить ребенка полоскать рот.

Оборудование: стакан.

Ход занятия: взрослый подводит ребенка к зеркалу в ванной комнате и предлагает пускать фонтанчики, произносит потешку: «Наберем водичку в рот, пусть фонтанчик оживет!». Взрослый набирает в рот воду и показывает, как выпустить воду изо рта, затем, как надо полоскать рот. Ребенку предлагается сделать так же. В конце занятия взрослый хвалит ребенка.

Игра «Кукла заболела»

Цель: учить ребенка пользоваться носовым платком.

Оборудование: кукла, носовые платки.

Ход игры: взрослый демонстрирует детям куклу и говорит: «Вот кукла Маша, она заболела, у нее насморк, ей трудно дышать через нос. В кармане у нее лежит носовой платок. Поможем Маше очистить носик!». Взрослый произнести потешку: Маша заболела, трудно ей дышать, Мы платочком будем носик вытирать!

Взрослый показывает детям, как правильно использовать носовой платок, демонстрируя это на кукле. Предлагает им повторить действие. 

Занимательное упражнение «Носики-курносики»

Цель: учить ребенка пользоваться индивидуальным носовым платком.

Оборудование: индивидуальные носовые платки.

Ход занятия: взрослый произносит потешку, демонстрируя каждое действие:

Носовой платок в кармашке (достает платок из кармана),

Будем нос им вытирать (показывает действие с платком),

Чтобы носик, наш курносик, снова чистым был опять (убирает платок в карман).

Взрослый просит каждого ребенка показать, как он умеет пользоваться носовым платком.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему: Игра-драматизация как средство развития диалогической речи у детей среднего дошкольного возраста.

Дошкольное возраст – уникальный период развития человека, обладающий своеобразной логикой и спецификой; это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Как мы постигаем мир дошкольного д...

тема по самообразованию на 2018-19уч.год "Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста"

Формирование и развитие культурно-гигиенических навыков у детей 1 младшей группы . Работа в течении всего учебного года....

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сегодня проблема здоровья детей весьма актуальна. Важной составляющей культуры здоровья и поведения является формирование культурно-гигиенических навыков. Наиболее благоприятным периодом формирования ...

Статья на тему:"ИГРА С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

ТЕМА: "ИГРА С ПРАВИЛАМИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПРОИЗВОЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"  Актуальность данной рабо...

Статья "Особенности формирования культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста"

Формирование КГН у детей раннего возраста в детском саду с примерной картотекой мероприятий....

Роль фольклора в формировании культурно - гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста. Консультация для родителей.

Роль фольклора в формировании культурно - гигиенических навыков  у детей раннего дошкольного возраста. Консультация для родителей....

Консультация для педагогов. Тема: «Формирование культурно гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров».

Консультация для педагогов. Тема: «Формирование культурно гигиенических навыков у детей раннего дошкольного возраста посредством произведений малых фольклорных жанров»....