Формирование толерантных отношений к детям с ОВЗ в коллективе,при помощи метода игротерапии.
статья

Толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в обществе и при этом - именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slezina_-_statya.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование толерантных отношений к детям с ОВЗ в коллективе, при помощи метода игротерапии

Л.И. Слезина, воспитатель

ГБОУ ООШ №12 СП «Д/с «Берёзка»

Одной из центральных задач в развитии любого образовательного учреждения по отношению к детям с особыми потребностями является формирование толерантности.

Толерантность признается как актуальная проблема и важнейшая ценность сосуществования людей в обществе и при этом - именно система образования признается основной площадкой для реализации программы развития толерантных отношений в обществе.

С практической точки зрения проблема формирования толерантного отношения к детям с ОВЗ в условиях инклюзивного образования заслуживает особого внимания со стороны специалистов и ставит перед обществом сложную задачу переосмысления подходов и оценок в обучении, воспитании и развитии данной категории детей.

Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, навыки решения межличностных проблем, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим».

Для дошкольников важно использовать эмоционально-ориентированную технологию, направленную в первую очередь на неприятие отрицательных эмоций и напряженных состояний детей. Помогая в этом друг другу, дети сближаются, они ощущают реальную поддержку, чувствуют доверие друг к другу. На этом фоне постепенно исчезает эмоциональная неприязнь между отдельными детьми, они перестают остро реагировать на существующие различия между ними, становятся более толерантными на эмоциональном уровне. Методически правильно в эти моменты предложить детям какие-то новые знания, рассказать о том, насколько важным для человека оказывается умение понимать других людей и на этой основе проявлять к ним толерантность. И лишь опираясь на это, детям можно предлагать какую-то совместную деятельность или использование новых, толерантных форм поведения в привычной для них учебной или игровой деятельности.

В своей деятельности мы используем разнообразные формы и методы взаимодействия с детьми, способствующие созданию доверительных отношений, доброжелательной атмосферы, помогают росту самооценки у детей, приобретению навыков толерантного поведения.

Моя работа по формированию толерантных отношений к детям с ОВЗ в коллективе осуществляться с помощью метода игротерапии, а именно проведения сюжетно-ролевых игр, которые способствуют формированию толерантного отношения к окружающим, развивают коммуникативные умения.

 При помощи игры ребенка можно научить уважительному, заботливому отношению к другим людям. Через сюжетно-ролевые игры дети учатся общаться, устанавливать взаимопонимание, договариваться, обсуждать какой сюжет им обыграть, и все это ведет к тому что они начинают принимать «особенных детей», как обычных, таких как они сами.

Часто в своей практике применяю такую игру как «Сломанный телефон». Целью игры является осознанное понимание для чего нам нужен слух, как по-разному можно услышать слово. Также для понимания ценности слуха, можно провести игру на прогулке в кругу дошкольников. Предлагаю в течение минуты послушать окружающий мир и услышать звуки природы, далее провести рефлексию о том, как прекрасно пение птиц, шелест травы и листьев – это и есть счастье.

Игра «Слепец поводырь», цель которой понять, что чувствует человек с ограниченными возможностями зрения. Выбирается пара ребят, один из которых будет слепцом, ему завязывают глаза, другой, соответственно, поводырем. Поводырь указывает путь и водит незрячего минуя препятствия. После игры задаются вопросы: Легко ли было ориентироваться с повязкой на глазах? Легко ли было помогать человеку с проблемным зрением? Какие испытаны чувства? Для адаптации, социализации, активной деятельности и человеческого общения людям с ограниченными возможностями необходима взаимосвязь с социумом.

Это игры, которые помогают положительно дошкольникам относится к детям с ОВЗ, но использую в работе так же игры, которые помогают социализировать «особенным детям» к обществу в котором они находятся. Это коммуникативные игры помогают социализировать детей в среде сверстников. Она помогает в решении коррекционно-развивающих задач и с детьми с ОВЗ:

  • развивает умение общаться и сотрудничать друг с другом;
  • помогает чувствовать себя комфортно и быть эмоционально благополучными;
  •  помогает регулировать свое поведение;
  • учит следовать определенным правилам.

Основные принципы коммуникативных игр:

  • совмещение игры и развития;
  • постепенное усложнение задач и условий игры.

Следовательно, начинать надо с простых игр.

Игры в парах создают положительное отношение к сверстнику («Прогулка в парах», «Дуем, дуем», «Мирилки», «Пальчики ходят в гости»….).

Совместные игры с подгруппой детей, а затем и со всей группой помогают согласовывать свои действия с действиями сверстников («Шумелки», «Башня», «Догонялки», «Игры с правилами», «Хороводные игры», «Обнималки»…..).

Главная задача адаптировать детей с ОВЗ к социуму, сформировать социально-нравственное поведение. Каждый ребенок развивается в своем темпе, а я создаю условия для его роста.

Коммуникативные игры в парах

«Пальчики ходят в гости»

Дети стоят в парах друг напротив друга.

«Привет, я пальчик левый, а я пальчик правый. Прибежали пальчики друг к другу (пальчики «здороваются», пальчики «целуются», пальчики «обнимаются»-скрепляют пальцы). Будем дружить. Поссорились пальчики (дети встают спина к спине, топают ногами, нахмуривают брови). Пальчики помирились (поворачиваются друг к другу, обнимаются).

Коммуникативные игры с подгруппой детей

«Башня»

«Давайте построим высокую башню. Но это будет необычная башня, наши ладошки (кулачки). Один, два, три, четыре, пять будем строить мы опять». Дети кладут свои руки-кирпичики на ладони взрослого (в игре можно использовать 2 руки).  

Хочется надеяться на то, что в итоге дети с ограниченными возможностями научатся жить в согласии с другими, никогда не будут чувствовать своей ненужности, а в будущем обязательно найдут то поле деятельности, где они смогут реализовать себя, станут полноценными и полноправными гражданами нашей страны.

Список литературы

1. Гусейнова Э.М. Основные подходы к изучению понятия толерантности в отечественной и зарубежной науке / Э.М. Гусейнова // Молодой ученый. – 2014. – №21. – С. 626–629.

2. Дороничева А.С. Формирование толерантного отношения к людям с ограниченными возможностями здоровья в социуме /

         3.  Кленова Н. В. Как воспитать толерантность / Н.В. Кленова // Дополнительное образование. - 2006. - № 3. - С. 17-22.

4. Степанов П. Как воспитать толерантность? // Народное образование, 2001, №  9; 2002, №  9.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инклюзия. Формирование толерантного отношения к детям с ОВЗ.

Инклюзия - новое в системе образования. Поделитесь опытом своей работы....

Родительское собрание с элементами тренинга «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья в детском коллективе»

Родительское собрание с элементами тренинга «Формирование толерантного отношения к детям с ограниченнымивозможностями здоровья в детском коллективе»Цель: формирование у педагогов и родител...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по формированию толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья

Цель: - развитие толерантного отношения к детям с ОВЗ.Задачи:- гармонизация межличностных отношений между условно здоровыми детьми и их сверстниками с ОВЗ,- формирование чувств сопереживания, уважения...

Формирование толерантного отношения к детям с ограниченными возможностями здоровья у детей старшего дошкольного возраста.

В статье акцентируется внимание на необходимости  воспитания  толерантности у детей старшего дошкольного возраста к детям с ограниченными возможностями здоровья, детям – логопатам. Рас...

Формирование толерантного отношения у детей среднего и старшего дошкольного возраста к детям ОВЗ

Мероприятие по формированию толерантного отношения у детей среднего и старшего дошкольного возраста к особенному ребенку...