Проект "Содружество детского сада и семьи - инновационный проект"
проект
Предварительный просмотр:
Ульяновская область Карсунский район Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Языковский детский сад «Теремок»
ПРАКТИЧЕСКАЯ ПРОЕКТНАЯ РАБОТА
«Содружество детского сада и семьи – инновационный проект»
Ульяновская область, г. Ульяновск, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №229
Управленческая команда: старший воспитатель: Долгова Л.Г.
воспитатель: Волкова Е.В.
.
Актуальность проекта
Семья была, есть и, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания. Семья является важнейшим фактором социализации ребенка. От нее во многом зависит то, как идет физическое, эмоциональное и социальное развитие человека на протяжении всей жизни. На процесс социализации влияет тип семьи. Существует несколько типов семьи.
Мы решили более подробно остановиться на изучении особенностей жизни многодетной семье. В последнее время количество таких семей увеличивается. К этой категории относятся семьи, имеющие 3-х и более детей. Эти семьи отличаются большой сплоченностью. Разводы в них довольно редки. В семьях складывается разновозрастной детский коллектив, берущий на себя многие хозяйственные заботы. Во взаимоотношениях членов многодетной семьи особенно значимы уважительное отношение к старшим и лидерство старших по возрасту. В таких семьях больше семейных дел, совместных проблем и трудностей, а равно и радостей, которые несет с собой общение не только между лицами разного пола, но и разного возраста. Воспитание в многодетной семье осуществляется не только родителями, но и самими детьми: младшие учатся у старших, перенимают их привычки и опыт.
Многие педагоги считают, что многодетная семья лучше исполняет свою функцию подготовки детей к трудностям взрослой жизни. Такие дети, как правило, не капризны, ловки и самостоятельны, в них больше тепла и заботы о других, меньше эгоцентризма. Демографы считают, что наиболее оптимальна трех – четырех -детная семья. Такое число отвечает потребностям общества в расширенном воспроизводстве населения и дает возможность всем членам испытать полную гамму родственных чувств. Исходя из всего этого, мы решили распространить опыт многодетных семей.
Наше дошкольное учреждение посещают 35 детей из 24 многодетных семей. Все семьи имеют разный уровень материального достатка, образования. Результатом совместной работы ДОУ и многодетных семей мы видим привлечение внимания к их проблемам и воспитательным возможностям.
Одна из эффективных форм психолого-педагогического сопровождения семей – организация в ДОУ клубов разной направленности. Среди основных направлений их деятельности – оказание медико-психолого-педагогической помощи, пропаганда семейного воспитания, повышение компетентности родителей в вопросах развития детей дошкольного возраста.
Цель проекта:
Повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей посредством семейного клуба « Семь + я -многодетная семья»
Задачи:
1.Повышать престиж и роль многодетной семьи в обществе.
2.Осуществлять защиту детства, материнства и отцовства в многодетных семьях, профилактику безнадзорности, пропаганду здорового образа жизни.
3. Предоставить родителям возможность общаться друг с другом и обеспечить сотрудничество воспитателей детского сада и многодетных родителей, вовлекая их в совместную, творческую и социально-значимую деятельность, направленную на развитие ребенка.
4. Привлечь внимание общественности к проблемам многодетной семьи, распространять положительный опыт многодетных родителей.
Участники проекта: 1. Воспитанники ДОУ от 2 до 7 лет 2. Родители многодетных семей 3. Работники ДОУ
Ресурсы
- Кадры: В реализации проекта участвуют музыкальный руководитель, инструктор физического воспитания и педагоги, активно участвующие в работе ДОУ с семьей.
- Родители: В каждой возрастной группе ДОУ имеются многодетные родители, которые действительно заинтересованы в активном взаимодействии с ДОУ, на таких родителей можно возложить некоторые вопросы в организации и проведении мероприятий.
- Интернет- ресурсы: использование возможностей интернета, мультимедийной техники.
- Финансовые: Спонсорские средства, поощрение педагогов из стимулирующего фонда.
Ожидаемые результаты
- Приобщение многодетных родителей к миру искусства и творческое развитие через работу клуба по интересам. - Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с многодетными родителями;
- Повышение уровня активности многодетных родителей в организации совместной деятельности с ДОУ по воспитанию и развитию детей, через организацию деятельности клуба Разработка методических материалов и рекомендаций по активному вовлечению многодетных родителей в образовательный процесс ДОУ
Описание проекта:
Работа над проектом родительского клуба включает следующие этапы:
1 этап – Диагностико - аналитический.
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
2 этап – Реализация проекта.
3 этап – заключительный
На1этапе нами была проанализорована следующая информация
Состав семей
полные | неполные | опекунские |
80% | 20% |
Социальный статус
рабочие | служащие | Предприним. | Безработные | |
мама | 4 - 13% | 7 – 23% | 2 – 6% | |
папа | 5 – 16% | 3 – 10% | 4 – 13% | |
всего | 9 – 29% | 10 – 33% | 6 – 19% |
Образование
среднее | Средне-специальное | высшее | |
мама | 1 – 2% | 7 – 23% | 8 – 26% |
папа | 7 – 23% | 8 – 26% | - |
всего | 1 – 2% | 15 – 49% | 15 – 49% |
Активность родителей по отношению к ДОУ
Активные | Пассивные | |
мама | 10 – 63% | 6 – 37% |
папа | 2 – 13% | 13 – 87% |
всего | 12 – 39% | 19 – 61% |
Мониторинг запросов родителей многодетных семей к ДОУ
запросы | Кол-во |
Охрана здоровья | 16 – 100% |
Подготовка к школе | 12 – 75% |
Развитие муз. способностей | 8 – 50% |
Развитие худож. способностей | 3 – 29% |
Приглашение логопеда | 8 – 50% |
Консультативная помощь | 6 – 38% |
Клуб по интересам | 14 – 88% |
Вовлечение в в-о. процесс | 3 – 19% |
Совместные поездки, экскурсии, праздники | 7 – 44% |
На 2этапе мы определили проблему и пути ее решения
В современной многодетной семье у большинства родителей не хватает времени, мудрости и терпения на воспитание детей и общения с другими семьями со схожими проблемами. Построение собственной карьеры, зарабатывание материального благосостояния отодвигает на второй план проблемы воспитания детей. Такие родители считают, что проблемами воспитания и развития их детей должны заниматься детский сад и школа. И поэтому важнейшей задачей дошкольного учреждения на современном этапе является привлечение семей воспитанников к сотрудничеству в вопросах воспитания детей и создания единого образовательного пространства: многодетная семья – ДОУ, через создание клуба
Вся работа по реализации проекта строится на основе активного вовлечения многодетных семей в воспитательно - образовательный процесс ДОУ.
Содержание проекта реализуется через совместную деятельность детей, педагогов и родителей
Совместная деятельность | ||
Педагоги, муз. руководитель | Дети | Родители |
| Музыкальное приветствие | Заполнение анкет, Активное общение. |
| Изготовление приглашений | Посещение и активное участие |
| Помощь в изготовлении | Изготовление букета, продумывание названия. |
4. Анкетирование родителей «Маленькие проблемы большой семьи»; | Видеоинтервьюи – рование воспитанников ДОУ | Заполнение анкет |
5.Книжка – памятка для родителей «Десять ошибок в воспитании»; | Изготовлении рисунков для оформления книжки – памятки. | Обсуждение предложенных проблем |
6.Праздник посвященный «Дню матери»; | Выступление на празднике | Выступление на празднике. |
7.Семинар – практикум «Маленькие открытия в моей большой семье»; | Совместное выполнение домашнего задания | Презентация домашних заданий |
8.Конкурс «Раз гармошка, два гармошка». | Изготовление музыкальных поделок | Участие в конкурсе |
9.Папки – раскладушки «Льготы для многодетной семьи»; «Любимые песни семьи». | Участие в оформлении наглядной агитации | Изучение и использование материалов |
10.Подготовка материалов к организации клуба | Подготовка музыкально – стихотворных номеров | Подбор номеров для участия |
11. Заседания семейного клуба | Детско-родительские выступления | Активное участие в заседании клуба, заявки тем следующих заседаний |
12. Подготовка и проведение опроса актуальности организации клуба | Участие в опросе | Участие в опросе |
13. Составление плана работы на следующий год | Обсуждение тем | Предложение тем, помощь в организации клуба |
3этап
- Принятие решений о дальнейшей необходимости функционирования семейного клуба «Семь+Я-Многодетная семья», перспективы использования в воспитательно-образовательном процессе ДОУ:
- Распространение материалов работы семейного клуба среди родителей ДОУ;
- Оформление фото и видеоматериалов.
- Подведение итогов работы с многодетными семьями;
Календарный план мероприятий проекта
Мероприятия | срок | ответственный |
Анкетирование родителей. Составление социального паспорта многодетной семьи Разработка положения о работе клуба Оформление фотостенда «Доска Почета многодетных семей» в МКДОУ. | Старший воспитатель педагоги | |
Конкурс «Семейные гербы». | Многодетные семьи | |
Круглый стол «Давайте познакомимся», «Многодетная семья-здоровая семья», «Семейные ценности» Консультация «Льготы для многодетных семей»; Конкурс «Осенний букет»; Анкетирование родителей «Маленькие проблемы большой семьи»; Конкурс поделок «Такое интересное хобби». Занятия для детей «Умелые ручки» | Многодетные семьи | |
Книжка – памятка для родителей «Десять ошибок в воспитании»; Праздник посвященный «Дню матери»; Семинар – практикум «Маленькие открытия в моей большой семье»; Конкурс «Раз гармошка, два гармошка». Папки – раскладушки «Льготы для многодетной семьи»; «Любимые песни семьи». |
| |
Конкурс совместного творчества «Мои братишки и сестренки» | Многодетные семьи | |
Фотоконкурс «Лето – это маленькая жизнь» | июль | Заведующая, зам.зав. |
Оформление положительного социального опыта многодетных семей в виде газеты, изготовленной сотрудниками и участниками проекта | Август-сентябрь | Заведующая, зам.зав. |
Выставка портфолио многодетных семей Заседание клуба Подготовка и проведение опроса актуальности организации клуба Составление плана работы клуба на следующий год | октябрь | Многодетные семьи |
Участие в работе районного и областного агитпоездов | По плану | Многодетные семьи |
План работы с педагогами ДОУ
Мероприятие | Ответственный | Срок |
1.Правовой лекторий « Нормативно-правовые документы по работе с многодетными семьями; | Зам.заведующей | сентябрь |
2.Мониторинг по изучению многодетных семей; | воспитатель | Октябрь |
3.Анализ запросов родителей к ДОУ; | воспитатель | Октябрь |
4.Круглый стол «Особенности работы с многодетными семьями»; | Заведующая Зам.заведующей | Ноябрь |
5.Анализ родительских уголков на наличие материалов для многодетных семей; | Зам.заведующей Воспитатель | Декабрь |
6.Организация клуба «Многодетная семья»; | Муз.рук | Январь |
7.Консультация «Роль отца в многодетной семье»; | воспитатель | Февраль |
8.Встречи за круглым столом «Проблемы педагогов в работе с многодетными родителями». | Зам.заведующей Муз.рук | Март |
9.Оформление книжки-памятки «Десять ошибок в воспитании». | Зам.заведующей Воспитатель | Апрель |
10.Заседание клуба. Анализ работы с многодетными семьями за год. | Заведующая Муз.рук | Май. |
11.Составление плана работы на летне-оздоровительный период. | Зам.заведующей Муз.рук | Июнь |
Эффект проекта в долгосрочной перспективе.
Выполнение проекта послужит началом внедрения новых форм работы с многодетной семьей, в том числе, в дальнейшем, и с неорганизованными родителями и детьми микрорайона. Проект, реализуемый в дошкольном учреждении позволит организовать занятия в педагогической гостиной, привлечь внимание общественности к проблемам и трудностям многодетных семей, осуществлять защиту детства, материнства и отцовства в многодетных семьях, профилактику безнадзорности, пропаганду здорового образа жизни. Работа педагогической гостиной предоставит родителям возможность общаться друг с другом и обеспечит сотрудничество воспитателей детского сада и многодетных родителей, вовлекая их в совместную, творческую и социально-значимую деятельность, направленную на развитие ребенка.
Итоги реализации проекта:
1. Привлечено внимание общественности к проблемам многодетной семьи, распространен положительный опыт многодетных родителей на уровне дошкольного учреждения и района
2.Осуществляется защита детства, материнства и отцовства в многодетных семьях, профилактика безнадзорности, пропаганда здорового образа жизни.
3. Организация Семейного клуба в МКДОУ предоставляет возможность родителям общаться друг с другом, вовлекая их в совместную, творческую и социально-значимую деятельность, направленную на развитие ребенка.
Ульяновская область Карсунский район
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учредление
«Языковский детский сад «Теремок»
АННОТАЦИЯ
практической проектной работы
«Содружество детского сада и семьи – инновационный проект»
Ульяновская область, г. Ульяновск, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №229
Управленческая команда: старший воспитатель: Долгова Л.Г.
воспитатель: Волкова Е.В.
Ведущим замыслом проекта, является :
1.повышение престижа и роли многодетной семьи в обществе.
2.осуществление защиты детства, материнства и отцовства в многодетных семьях, профилактика безнадзорности, пропаганда здорового образа жизни.
3.вовлечение многодетных семей в воспитательно - образовательный процесс ДОУ.
Учитывая значимость данной проблемы, основной целью проекта Повышение компетентности родителей и построение эффективного взаимодействия с семьями воспитанников в целях полноценного развития каждого ребенка. Привлечение родителей к сотрудничеству с коллективом детского сада в плане единых подходов воспитания детей посредством семейного клуба « Семь+я= многодетная семья»
Работа над проектом клуба включает следующие этапы:
1 этап – диагностико - аналитический.
Выявление проблемы, формулирование цели и задач проекта, определение пути его реализации.
2 этап – реализация проекта.
3 этап – заключительный
Эффект проекта в долгосрочной перспективе.
Выполнение проекта послужит началом внедрения новых форм работы с многодетной семьей, в том числе, в дальнейшем, и с неорганизованными родителями и детьми микрорайона.
Приложение 3.
Ульяновская область Карсунский район
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учредление
«Языковский детский сад «Теремок»
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по внедрению практической проектной работы
«Содружество детского сада и семьи – инновационный проект»
Ульяновская область, г. Ульяновск, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №229
Управленческая команда: старший воспитатель: Долгова Л.Г.
воспитатель: Волкова Е.В.
1.При организации и проведении семейного клуба перед педагогами –организаторами стоят следующие основные задачи, обусловленные целью работы - установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период дошкольного детства.
Для достижения цели в работы педагогов с семьями важно учитывать следующие принципы:
– соблюдение прав и свобод ребенка;
– тактичность и соблюдение прав родителей на осуществление воспитания;
- добровольность;
- компетентность;
- соблюдение педагогической этики;
- открытости;
- целенаправленности;
- вариативности;
- открытости и доверия;
- взаимодействия;
- развития и сотрудничества;
- комплексности;
- воздействия на семью через ребенка.
2.Основными направлениями деятельности родительского клуба являются:
- Информационно-просветительское;
- Организационно-посредническое;
- Организационно-педагогическое.
3.Организация деятельности Клуба, строится следующим образом:
- Работа Клуба осуществляется на базе дошкольного образовательного учреждения.
- Работа Клуба планируется по результатам опроса родителей, годовыми задачами ДОУ и рекомендациям педагога-психолога.
- Количество занятий в Клубе зависит от выявленных запросов родителей, психологических особенностей данного возраста и остротой обсуждаемой проблемы.
- На итоговом заседании Клуба обсуждаются результаты работы, ее эффективность.
4.Формы работы клуба
- круглый стол;
- психологические тренинги;
- практикумы;
- решение педагогических ситуаций;
- обсуждение и распространение опыта семейного воспитания;
- видео просмотры по организации жизни детей в учреждении;
- организация совместной деятельности детей и родителей и т.д.
- тестирование
5.Определяются права и обязанности участников Клуба
6.Составляется положение о семейном клубе, где прописывается следующие основные моменты:
- Общие положения:
- Основные задачи и направления деятельности Клуба:
. 3.Права и обязанности участников Клуба :
- Организация деятельности Клуба:
- Административная поддержка деятельности Клуба.
7.Составляется тематический план-программа мероприятий родительского клуба
Таким образом, для эффективной работы семейного клуба нужно, что бы:
- К занятиям готовятся все участники: педагоги, дети и родители.
- Педагоги-организаторы должны стремиться к тому, чтобы каждая встреча в клубе была интересна и полезна всем участникам, стараться отметить личные успехи и достижения детей, индивидуальность и творчество взрослых.
- Педагоги-организаторы должны проводить мероприятия в системе.
- Создавать положительный эмоциональный фон встреч должны все участники.
- Заслужить доверие родителей к детскому саду, желание принимать непосредственное участие во всех видах деятельности учреждения, что позволит поднять рейтинг ДОУ в микрорайоне.
Но главное – это общий настрой педагогического коллектива, верно выбранный тон общения педагога с ребенком и родителем.
Методические рекомендации имеют педагогическую направленность и могут быть использованы в работе воспитателей и педагогов ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технология сотрудничества детского сада и семьи в проекте "День рождения- праздник детства"
Доклад представлен на областной межмуниципальной конференции. В нем представлен опыт работы над проектом "День рождения- праздник детства!" в средней группе....
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ
Основные направления деятельности воспитателя детского сада лежат в плоскости партнерских отношений. Опыт взаимодействия показал, что социальное партнерство помогает направлять ресурсы дошкольно...
Инновационный подход во взаимодействии детского сада и семьи.
Работа с семьёй в ДОУ...
Инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи в группах раннего возраста в адаптационный период». МАДОУ « Детский сад « Кроха» г. Малая Вишера. Старший воспитатель : Семеновка И Н. Музыкальный руководитель : Цыбульская Е Б.
: Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников ,вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ в адаптационный период детей раннег...
ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.
Доклад Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и...
Инновационный проект "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе организации физкультурно-психологических мероприятий".
Данный проект создан для помощи в общении, воспитании и повышении компетенций родителей....
Положение о конкурсе инновационных проектов по организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников и вовлечение родителей в деятельность ДОО
Настоящее Положение устанавливает порядок организации, проведения и организационно-методического обеспечения конкурса инновационных проектов по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и...