Инновационный проект "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе организации физкультурно-психологических мероприятий".
методическая разработка (старшая группа)
Данный проект создан для помощи в общении, воспитании и повышении компетенций родителей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Инновационный проект | 27.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Инновационный проект «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе организации физкультурно-психологических мероприятий».
В последние годы одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка (закон Российской Федерации «Об образование в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования).
ФГОС определяет нам одно из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив.
Разработав и пересмотрев проблему, нами был создан проект «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе организации физкультурно-психологических мероприятий», для помощи в общении, воспитании и повышении компетенции родителей.
Участники проекта: дети 5-6 лет логопедических групп, родители, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели, учитель-логопед.
Вид проекта: психофизическое здоровье дошкольников.
Тип проекта: практико-ориентированный.
Продолжительность проекта: долгосрочный (один год).
Актуальность проекта:
Все родители желают видеть своего ребенка психологически здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.
Однако в силу сложившихся экономических причин, занятости на работе современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении и общении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание и психологическое здоровье родители часто перекладывают на плечи педагогов. Но только при тесной поддержке родителей, ДОУ может достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.
Цель проекта:
- поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества инструктора по физической культуре и педагога-психолога с родителями, как условие позитивного физического и психологического развития ребёнка.
Задачи проекта:
- Внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы работы с участием детей и их родителей;
- обучить родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата;
- повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
- оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;
- расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия с родителями;
- создать развивающую среду – пространство для самореализации ребёнка, для накопления необходимого опыта и знаний по укреплению его физического, психического и социального здоровья, в соответствии с требованиями ФГОС.
Условия взаимодействия инструктора по физической культуре и педагога-психолога с родителями по вопросам физического воспитания и укрепления психологического здоровья детей:
- взаимное доверие и уважение между педагогами и родителями;
- соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;
- учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;
- сочетания индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями групп;
- взаимосвязь разных форм работы;
- одновременное влияние на родителей и детей;
- обеспечение в работе с родителями в определённой последовательности, системы.
Предполагаемый результат:
Родители:
- Обогащение детско-родительских отношений в совместной деятельности;
- повышение интереса к жизни детского сада;
- повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей;
- сплочение семьи.
Дети:
- снижение уровня заболевания;
- повышение уровня физической подготовленности;
- осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни;
- развитие коммуникативных навыков;
- снятие эмоционального напряжения;
- сплочение семьи;
Формы работы с семьёй:
В работе по реализации поставленной цели и задач мы используем разнообразные формы работ, средств и методов.
Родительские собрания.
Ежегодную работу с родителями начинаем с участия в родительских собраниях. Это традиционная форма работы, позволяющая педагогам лично знакомится с семьями воспитанников на основе личной беседы, выявить потребности и желания родителей в вопросах психофизического развития. Безусловно, на родительских собраниях невозможно получить все вопросы, по этому проводим анкетирование.
Анкетирование.
Для получения объективной картины значимости физической культуры и эмоционального благополучия в семье, выясняем занимаются ли родители спортом, интересуются ли они достижениями ребёнка, а также стремятся ли они к привлечению детей к физической культуре.
Беседы.
Одной из форм работы с родителями считаем индивидуальные беседы. Беседы лаконичны значимы для родителей. Побуждают родителей к высказыванию. Обсуждаем характерные особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а также рекомендуем литературу по развитию движения и коммуникативных навыков у детей.
Консультация.
С целью консультации в нашей является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешение в проблемных вопросов.
Наглядно-информационные работы.
Для повышения компетенции родителей используем наглядно-информационные формы работы: вывешиваем в приёмных групп консультации для родителей, папки с рекомендациями по обучению детей здоровьесберегающим технологиям: дыхательная гимнастика, коррегирующая гимнастика, подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз, физкультминутки, релаксация и др. Папки пополняются в течение года.
Совместные занятия родителей и детей.
Организованы совместные физкультурные и психологические занятия родителей и детей, целью которых является формирование двигательных навыков развитие и коммуникативных умений у детей и обучение родителей. Такие занятия дают возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми, помогают создавать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности, снизить дефицит общения. Отличительная особенность совместных занятий детей и взрослых состоит в том, что взрослые помогают инструктору по физической культуре и каждый из них тренер своего ребёнка. В результате отмечается повышение активности, занимающихся и высоко эффективность занятий. Дети старательно выполняют все движения, активны, самостоятельны, инициативны, стараются получить положительную оценку взрослых – не только педагога, но и в первую очередь родителей.
Хорошей традицией в детском саду стала организация выставок, совместных работ детей и родителей «Любим спортом заниматься», «Мы со спортом очень дружим», «День хорошего настроения», а также фотовыставок, которые отражают совместный физкультурный досуг взрослого и ребёнка. Многие родители с удовольствием принимают в них участие, приносят фотографии и рисунки.
Содержание проекта
Подготовительный этап:
- постановка целей, определение актуальности и значимости;
- подбор методической литературы для реализации проекта;
- подбор наглядно-дидактического материала;
- подбор художественной литературы.
Основной этап:
- проведение совместной коррекционно-развивающей деятельности;
- работа с родителями (разработка рекомендаций, проведение консультаций);
Заключительный этап:
- проведение заключительного мероприятия (презентация).
- анализ результатов проекта.
План мероприятий на год
Время проведения | Название мероприятия | Формы и методы работы | Цели и задачи | Участники | Ответственные |
Сентябрь | «Путь к здоровью ребёнка начинается с семьи» | Анкетирование | Сбор подробной информации об отношении к здоровью ребёнка в семье. | Родители логопедических групп | Старший воспитатель, инструктор, психолог. |
Октябрь | Уголок здоровья «Будь здоров, малыш». | Стендовая информация | Взаимодействие семьи и детского сада, формирование здоровья детей. | Родители логопедических групп | Старший воспитатель, инструктор, психолог. |
«Семейное здоровье» | Консультация к родительскому собранию | Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей. | Родители логопедических групп | Психолог, инструктор, воспитатели. | |
Ноябрь | «Золотая осень» | Развлечение к празднику «День матери» | Содействовать возникновению у мам и детей чувства радости, удовольствия от совестных игр. | Дети старшей логопедической группы, родители | Инструктор, психолог, воспитатели. |
«Навстречу друг другу» | Игровой тренинг с родителями | Развитие игровых навыков коммуникации между детьми и родителями. | Дети подготовительной логопедической группы, родители | Инструктор, психолог, воспитатели. | |
Декабрь | «Зимние игры и развлечения детей» | Консультация | Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей. | Родители логопедических групп | Инструктор по физической культуре, педагог-психолог |
Январь | «Я здоровым быть хочу» | Семинар для родителей и детей | Способствовать сохранению физического и психологического здоровья детей, настроить на совместную двигательную деятельность детей и их родителей. | Дети старшей логопедической группы, родители | Инструктор, психолог, воспитатели |
Февраль | «Как уберечь детей от простуды» | Консультация | Познакомить родителей с различными методами закаливания детей | Родители логопедических групп | Инструктор по физической культуре |
Март | «Лечебный чай» | «Дегустация витаминного чая» (из брусники, шиповника, боярышника и т.д.) | Профилактика простудных заболеваний | Родители, воспитатели | Инструктор, психолог |
Апрель | «Моя спортивная и умная семья» | Спортивно-логопедический праздник | Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни, подведение итогов. | Дети подготовительной логопедической группы, родители. | Инструктор, психолог, логопед. |
Май | «Наши достижения» | Диагностика, анкетирование | Подведение итогов работы за учебный год | Родители логопедических групп | Инструктор, психолог, воспитатели. |
Список литературных и интернет источников
1. Арнаутова Е. П. Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. –М., 1994, — 235 с.
2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005.с.
3.Богарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста - М.: 2004.
4. Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005. — 190 с.
5. Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развиия. –М.;ЛИНКА-ПРЕСС, 2001,-240с.
6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника – М.: 2008.
7. Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. — 143 с.
8. Петрущенко Н.А. Детский сад и семья –взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. –. — № 9. –С. 35.
9. Инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников Источник: http://festival.1september.ru/articles/582167./.
9. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи.Источник: http://refleader.ru/jgeqasjgeqas.html.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе приобщения дошкольника к природному наследию родного края.
В настоящее время экологическая проблема в масштабе человеческой цивилизации представлена настолько актуально, что практически все eё основные аспекты уже осмыслены в ряде наук. Тем не мен...
Обобщенный опыт работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социализации ребенка"
Главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка отводится социально-педагогической деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников в дош...
Проект по взаимодействию детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников "Есть права у всех детишек!"
В данном проекте разработана комплексная систематическая работа по правовому просвещению старших дошкольников, которая позволяет качественно повысить представления детей о правовой культуре, закрепить...
Презентация мастер-класса "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников старшего возраста"
Презентация мастер-класса по работе с семьей воспитанников. Тема: "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников старшего возраста....
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
Статья посвящена вопросам организациии пихолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе. Речь идет о задачах, формах и принципах организации сотрудни...
Взаимодействие детского сада и семьи в процессе организации физкультурно-оздоровительных мероприятий
Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержа...
Тематическая программа по приоритетному направлению «Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»2012г
Тематическая программа по приоритетному направлению«Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»Пояснительная за...