Инновационный проект "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе организации физкультурно-психологических мероприятий".
методическая разработка (старшая группа)

Данный проект создан для помощи в общении, воспитании и повышении компетенций родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Инновационный проект27.01 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе организации физкультурно-психологических мероприятий».

В последние годы одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития ребёнка (закон Российской Федерации «Об образование в Российской Федерации» и ФГОС дошкольного образования).

ФГОС определяет нам одно из условий необходимых для создания социальной ситуации развития детей: взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребёнка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив.

Разработав и пересмотрев проблему, нами был создан  проект «Взаимодействие детского сада и семьи в процессе организации физкультурно-психологических мероприятий», для помощи в общении, воспитании и повышении компетенции родителей.

Участники проекта: дети 5-6 лет логопедических групп, родители, инструктор по физической культуре, педагог-психолог, воспитатели, учитель-логопед.

Вид проекта: психофизическое здоровье дошкольников.

Тип проекта: практико-ориентированный.

Продолжительность проекта: долгосрочный (один год).

Актуальность проекта:

Все родители желают видеть своего ребенка психологически  здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.

Однако в силу сложившихся экономических причин, занятости на работе современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении и общении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание и психологическое здоровье родители часто перекладывают на плечи педагогов. Но только при тесной поддержке родителей, ДОУ может достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.

Цель проекта:    

- поиск и разработка новых, современных форм сотрудничества инструктора по физической культуре и педагога-психолога  с родителями, как условие позитивного физического и психологического развития ребёнка.

Задачи проекта:

  • Внедрять в образовательную деятельность ДОУ разнообразные формы  работы с участием детей и их родителей;
  • обучить родителей приёмам эффективного взаимодействия с ребёнком с целью сохранения его здоровья и создания в семье здорового нравственно-психологического климата;
  • повышать интерес родителей воспитанников к участию в совместных физкультурных и оздоровительных мероприятиях;
  • оказывать семье конкретную практическую помощь в создании условий для сохранения и укрепления здоровья ребёнка;
  • расширить спектр средств и способов работы с родителями, стимулировать их, как участников единого образовательного пространства, к поиску оптимального стиля взаимодействия с родителями;
  • создать развивающую среду – пространство для самореализации ребёнка, для накопления необходимого опыта и знаний по укреплению его физического, психического и социального здоровья, в соответствии с требованиями ФГОС.

Условия взаимодействия инструктора по физической культуре  и педагога-психолога с родителями по вопросам физического воспитания и укрепления психологического здоровья детей:

  • взаимное доверие и уважение между педагогами и родителями;
  • соблюдение такта, чуткость, отзывчивость по отношению к родителям;
  • учёт своеобразия условий жизни каждой семьи, возраста родителей, уровня подготовленности в вопросах физического воспитания;
  • сочетания индивидуального подхода к каждой семье с организацией работы со всеми родителями групп;
  • взаимосвязь разных форм работы;
  • одновременное влияние на родителей и детей;
  • обеспечение в работе с родителями в определённой последовательности, системы.

Предполагаемый результат:

Родители:

  • Обогащение детско-родительских отношений в совместной деятельности;
  • повышение интереса к жизни детского сада;
  • повышение физкультурно-оздоровительной грамотности родителей;
  • сплочение семьи.

Дети:

  • снижение уровня заболевания;
  • повышение уровня физической подготовленности;
  • осознание необходимости физкультуры, спорта и здорового образа жизни;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • снятие эмоционального напряжения;
  • сплочение семьи;

Формы работы с семьёй:

В работе по реализации поставленной цели и задач мы используем разнообразные формы работ, средств и методов.

Родительские собрания.

Ежегодную работу с родителями начинаем с участия в родительских собраниях. Это традиционная форма работы, позволяющая педагогам лично знакомится с семьями воспитанников на основе личной беседы, выявить потребности и желания родителей в вопросах психофизического развития. Безусловно, на родительских собраниях невозможно получить все вопросы, по этому проводим анкетирование.

Анкетирование.

Для получения объективной картины значимости физической культуры и эмоционального благополучия в семье, выясняем занимаются ли родители спортом, интересуются ли они  достижениями ребёнка, а также стремятся ли они к привлечению детей к физической культуре.

Беседы.

Одной из форм работы с родителями считаем индивидуальные беседы. Беседы лаконичны значимы для родителей. Побуждают родителей к высказыванию. Обсуждаем характерные особенности ребёнка, возможные формы организации совместной деятельности дома, на улице, а также рекомендуем литературу по развитию движения  и  коммуникативных навыков у детей.

Консультация.

С целью консультации в нашей является усвоение родителями определённых знаний, умений, помощь им в разрешение в проблемных вопросов.

Наглядно-информационные работы.

Для повышения компетенции родителей используем наглядно-информационные формы работы: вывешиваем в приёмных групп консультации для родителей, папки с рекомендациями по обучению детей здоровьесберегающим технологиям: дыхательная гимнастика, коррегирующая гимнастика, подвижные и спортивные игры, гимнастика для глаз, физкультминутки, релаксация и др. Папки пополняются в течение года.

Совместные занятия родителей и детей.

Организованы совместные физкультурные и психологические занятия родителей и детей, целью которых является формирование двигательных навыков развитие и коммуникативных умений  у  детей и обучение родителей. Такие занятия дают возможность родителям заниматься физкультурой вместе с детьми, помогают создавать атмосферу радости от совместной двигательной деятельности, снизить дефицит общения. Отличительная особенность совместных занятий детей и взрослых состоит в том, что взрослые помогают инструктору по физической культуре и каждый из них тренер своего ребёнка. В результате отмечается повышение активности, занимающихся и высоко эффективность занятий. Дети старательно выполняют все движения, активны, самостоятельны, инициативны, стараются получить положительную оценку взрослых – не только педагога, но и в первую очередь родителей.

Хорошей традицией в детском саду стала организация выставок, совместных работ детей и родителей «Любим спортом заниматься», «Мы со спортом очень дружим», «День хорошего настроения», а также фотовыставок, которые отражают совместный физкультурный досуг взрослого и ребёнка. Многие родители с удовольствием принимают в них участие, приносят фотографии и рисунки.

Содержание проекта

Подготовительный этап:

- постановка целей, определение актуальности и значимости;

- подбор методической литературы для реализации проекта;

- подбор наглядно-дидактического материала;

- подбор художественной литературы.

 Основной этап:

- проведение совместной коррекционно-развивающей деятельности;

- работа с родителями (разработка рекомендаций, проведение консультаций);

Заключительный этап:

- проведение заключительного мероприятия (презентация).

- анализ результатов проекта.

План мероприятий на год

Время проведения

Название мероприятия

Формы и методы работы

Цели и задачи

Участники

Ответственные

Сентябрь

«Путь к здоровью ребёнка начинается с семьи»

Анкетирование

Сбор подробной информации об отношении к здоровью ребёнка в семье.

Родители логопедических групп

Старший воспитатель, инструктор, психолог.

Октябрь

Уголок здоровья «Будь здоров, малыш».

Стендовая информация

Взаимодействие семьи и детского сада, формирование здоровья детей.

Родители логопедических групп

Старший воспитатель, инструктор, психолог.

«Семейное здоровье»

Консультация к родительскому собранию

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей.

Родители логопедических групп

Психолог, инструктор, воспитатели.

Ноябрь

«Золотая осень»

Развлечение к празднику «День матери»

Содействовать возникновению у мам и детей чувства радости, удовольствия от совестных игр.

Дети старшей логопедической группы, родители

Инструктор, психолог, воспитатели.

«Навстречу друг другу»

Игровой тренинг с родителями

Развитие игровых навыков коммуникации между детьми и родителями.

Дети подготовительной логопедической группы, родители

Инструктор, психолог, воспитатели.

Декабрь

«Зимние игры и развлечения детей»

Консультация

Повышение родительской компетентности в вопросах воспитания детей.

Родители логопедических групп

Инструктор по физической культуре, педагог-психолог

Январь

«Я здоровым быть хочу»

Семинар для родителей и детей

Способствовать сохранению физического и психологического здоровья детей, настроить на  совместную двигательную деятельность детей и их родителей.

Дети старшей логопедической группы, родители

Инструктор, психолог, воспитатели

Февраль

«Как уберечь детей от простуды»

Консультация

Познакомить родителей с различными методами закаливания детей

Родители логопедических групп

Инструктор по физической культуре

Март

«Лечебный чай»

«Дегустация витаминного чая» (из брусники, шиповника, боярышника и т.д.)

Профилактика простудных заболеваний

Родители, воспитатели

Инструктор, психолог

Апрель

«Моя спортивная и умная семья»

Спортивно-логопедический праздник

Приобщение детей и родителей к здоровому образу жизни, подведение итогов.

Дети подготовительной логопедической группы, родители.

Инструктор, психолог, логопед.

Май

«Наши достижения»

Диагностика, анкетирование

Подведение итогов работы за учебный год

Родители логопедических групп

Инструктор, психолог, воспитатели.

Список литературных и интернет источников

1.  Арнаутова Е. П.  Основы сотрудничества педагога с семьёй дошкольника. –М., 1994, — 235 с.

2. Белая К.Ю. Инновационная деятельность ДОУ: методическое пособие / К.Ю. Белая. — М.: ТЦ Сфера, 2005.с.

3.Богарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста - М.: 2004.

4.  Доронова Т.Н. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию ДОУ и родителей / Т.Н. Доронова, Г.В. Глушкова, Т.И. Гризик и др. — М.: Просвещение, 2005. — 190 с.

5.  Доронова Т. Н. Дошкольное учреждение и семья – единое пространство детского развиия. –М.;ЛИНКА-ПРЕСС, 2001,-240с.

6. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника – М.: 2008.

7.   Меренков А.В. Родители и педагоги: растим ребенка вместе / А.В. Меренков. — Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2005. — 143 с.

8.   Петрущенко Н.А. Детский сад и семья –взаимодействие и сотрудничество / Н.А. Петрущенко, Н.Е. Зенченко // Воспитатель ДОУ. –. — № 9. –С. 35.

9. Инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников Источник: http://festival.1september.ru/articles/582167./.

9. Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи.Источник: http://refleader.ru/jgeqasjgeqas.html.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе приобщения дошкольника к природному наследию родного края.

В настоящее время экологическая проблема в масштабе человеческой цивилизации представлена настолько актуально, что практически все eё основные аспекты уже осмыслены  в ряде наук. Тем не мен...

Обобщенный опыт работы по теме "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе социализации ребенка"

Главная роль в обеспечении благоприятной социализации ребенка отводится социально-педагогической деятельности ДОУ. Возникает потребность рассматривать процесс социального воспитания дошкольников в дош...

Проект по взаимодействию детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников "Есть права у всех детишек!"

В данном проекте разработана комплексная систематическая работа по правовому просвещению старших дошкольников, которая позволяет качественно повысить представления детей о правовой культуре, закрепить...

Презентация мастер-класса "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников старшего возраста"

Презентация мастер-класса по работе с семьей воспитанников. Тема: "Взаимодействие детского сада и семьи в процессе правового воспитания дошкольников старшего возраста....

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

Статья посвящена вопросам организациии пихолого-педагогического сотрудничества детского сада и семьи в процессе подготовки ребенка к школе. Речь идет о задачах, формах и принципах организации сотрудни...

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе организации физкультурно-оздоровительных мероприятий

Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержа...

Тематическая программа по приоритетному направлению «Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»2012г

Тематическая  программа по приоритетному направлению«Процесс инновационного взаимодействия детского сада и семьи по вопросам социально-личностного развития детей»Пояснительная за...