ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ. ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ. МАСТЕР-КЛАСС КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.
методическая разработка (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Доклад Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и согласованности в действиях педагогов и родителей. По интересам детей необходимо полное взаимопонимание с родителями, ведь именно в семье у ребенка зарождаются и складываются различные интересы и способности.
Сегодня речь уже идет не только об обмене информацией между родителями и педагогами о развитии, успехах и трудностях ребенка. Актуальным является включение семей в образовательную деятельность детских садов, где педагог и родитель становятся сотрудниками и партнерами. Такое плотное сотрудничество отражено и в Федеральном государственном Стандарте.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
-ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями,
-повышение педагогической культуры родителей,
-вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
publikatsiya_v_sbornik_materialov_konferentsii.docx | 28.31 КБ |
Предварительный просмотр:
И.Ф. ВЕРЕЩАГИНА
Н.Н. СПИРИДОНОВА
МБДОУ Унэгэтэйски йдетский сад «Колосок»
село Унэгэтэй, Заиграевский район
ПОДДЕРЖКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ИНИЦИАТИВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ РОДИТЕЛЕЙ.
ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ.
МАСТЕР-КЛАСС
КАК ОДНА ИЗ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЕМЬИ И ДОУ.
Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности педагога. Взаимосвязь с семьей жизненно необходима, ведь родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей! Каждый родитель желает, чтобы помимо успешного овладения знаниями и умениями, ребенок реализовывался, развивая свои творческие возможности. Но, к сожалению, не каждый родитель понимает, что в этом он должен участвовать тоже.
Таким образом, говоря о проблеме развития инициативы и творческих возможностях детей, хотелось бы подчеркнуть, что их эффективное развитие можно лишь при совместных усилиях, как со стороны воспитателей ДОУ, так и со стороны семьи.
Одной из актуальных задач нашего времени становится взаимодействие и сближение образовательного учреждения и семьи, а также распространение накопленных в этом направлении опыта и технологий.
Дошкольник – активный деятель, для которого творчество – естественное состояние. Серьезным препятствием в формировании гармоничной творческой личности является отсутствие единства и согласованности в действиях педагогов и родителей. По интересам детей необходимо полное взаимопонимание с родителями, ведь именно в семье у ребенка зарождаются и складываются различные интересы и способности.
Сегодня речь уже идет не только об обмене информацией между родителями и педагогами о развитии, успехах и трудностях ребенка. Актуальным является включение семей в образовательную деятельность детских садов, где педагог и родитель становятся сотрудниками и партнерами. Такое плотное сотрудничество отражено и в Федеральном государственном Стандарте.
Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в ДОУ решается в трех направлениях:
-ознакомление педагогов с системой новых форм работы с родителями,
-повышение педагогической культуры родителей,
-вовлечение родителей в деятельность ДОУ, совместная работа по обмену опытом.
Общие положения:
1.Основные принципы дошкольного образования:
п.5: сотрудничество Организации с семьей.
2.Стандарт направлен на:
п.9: обеспечение психолого – педагогической поддержки семьи и повышения компетенции родителей в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
3. Стандарт является основой для:
п.6.: оказания помощи родителям в воспитании детей, охране и укрепления их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
Одним из важных условий развития творчества является организация интересной, содержательной жизни ребёнка в ДОУ и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально – интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения.
Руководствуясь интересами родителей и детей, был составлен план работы на год по проведению мастер- классов, с целью организации совместной деятельности детей и родителей для развития творческих способностей и укрепления связи дошкольного учреждения с семьей.
Мастер класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей. Перед ребенком и родителями в процессе работы открывается мир фантазии. Дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами.
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет всесторонне развивать личность ребенка и родителей.
Мастер – класс проводится с периодичностью один раз в месяц. Встреча длится от 30 до 45 минут. О теме очередного мастер - класса, его особенностях родители узнают из афиш или пригласительных билетов. Встречи проходят в атмосфере дружеского общения.
Мастер – класс проходит под спокойную, приятную музыку.
На мастер - классе обязательно рассказывается об определенных видах, техниках, истории их возникновения, используется чтение стихов по теме. Далее показ способов изготовления и непосредственно выполнение художественной работы ребенком совместно с родителем. Завершение работы, подведение итогов и обязательно сюрприз для каждой семьи, это могут быть красочно оформленные буклеты, памятки, схемы новых идей, фотографирование на память и, конечно же, сама работа, которая дарится детям. Также в конце мастер –класса проходит совместный просмотр фотографий процесса работы.
Дверь в искусство, которую открывает детский сад на подобных встречах - хороший способ гармонизации детско-взрослых и родительских отношений, обогащение общения.
Именно то, что рядом с ребенком работает его надежный друг и помощник – мама или папа и является преимуществом мастер – классов.
Тематика проведенных мастер-классов детьми со взрослыми
1 | «Подарок маме» - творческая группа детей |
2 | «Необычный конструктор» - использование пустых коробок разных размеров |
3 | «Мукосолька» (тестопластика) – воспитанники - Бабичева Анастасия, Солдатов Антон |
4 | - «Математические пазлы» - воспитанница Шигина Валерия |
5 | - «Овощи на пластиковых крышках» - воспитанница Горносталь Маргарита |
6 | «Разрезные картинки» - воспитанник: Воробъев Михаил |
7 | Овощи в банке» - воспитанница: Скосырская Светлана |
8 | «Четвертый лишний» - воспитанница: Бабичева Анастасия |
9 | «Играя, развиваем речь» - творческая группа воспитанников |
10 | Развитие творческих способностей с использованием круп и макаронных изделий» - творческая группа воспитанников |
Тематика проведенных мастер-классов взрослых с детьми
1 | «Кукла Берегиня» - по народному календарю (Масленица) |
2 | «Пасхальный кулич» - по народному календарю (Пасха) |
3 | «Кукла – Десятиручка» - по народному календарю (Покров) |
4 | «Сенсорное развитие детей в домашних условиях» - сенсорные: юбка и фартук – развивающие тренажеры |
5 | Волшебные руки» - изготовление зимних поделок и ледяных игрушек на территории ДОУ |
Традиционные ежегодные мероприятия с участием семей воспитанников (из опыта работы).
Каждому человеку необходимо знать родную историю и культуру народа, к которому он принадлежит с целью привития и сохранения интереса к культуре в данном случае семейского народа через обычаи и праздники.
Главная задача - познакомить детей с жилищем, предметами быта, орудиями труда и конечно же фольклором. Ведь именно в народных песнях, играх и праздниках прекрасный материал для повышения культурного уровня, а это актуально на сегодняшний день, т.к. повысился интерес людей к национальным особенностям своего народа. На сегодняшний день в Доме Культуры функционирует фольклорная детская группа «Ивушка», в состав которой входят наши воспитанники детского сада. Совместное участие в народных праздниках с участницами фольклорного коллектива «Судьбинушка» духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за своих предков. Особенно популярны старые песни на тематику любви, которые исполняются с большой охотой на наших мероприятиях сада.
Уже с 2006 года традицией нашего сада стало мероприятие «Капустные вечерки», на котором всегда звучат семейские песни в исполнении наших сторожил (бабушек наших воспитанников) из фольклорного ансамбля «Судьбинушка» и которые являются подспорьем в солении капусты. Где дети вместе со взрослыми солят капусту, выращенную на своем эколого-оздоровительном огороде доктора Пипюлькина в детском саду «Колосок».
Очень тесно сотрудничаем с Тосом нашего поселения «Вера, Надежда, Любовь» от Храма свято мученика Ефрема Селенгинского. Совместные мероприятия с настоятелем этого Храма Святым Павлом приобщают детей к православным праздникам, воспитывают доброту и милосердие. Дети узнают о том, откуда пришла традиция красить яйца. Играем вместе в народные игры, поем песни и танцуем. Вместе с детьми мы участвуем в акциях «Помоги собрать детей в школу», «Творим добро». Хорошей традицией нашего детского сада стала пасхальная выставка, на которую представляются оригинальные поделки, отражающие светлые чувства радости от великого праздника Пасхи. Также проводим совместные праздники «Масленица» и «Вербное воскресение». А наш Музей «Родник истории» это главный помощник в приобщении к семейской культуре и творчеству, а наши бабушки – первые союзницы общего дела. Все события-экскурсии и развлечения разработаны с учетом возрастных особенностей дошкольников, где обязательно присутствуют как родители так и старожилы села. Каждая экскурсия начинается как увлекательное путешествие. Дети выступают в роли экскурсоводов, наших помощников и даже авторов занятия
Ведь знать свои корни должен каждый «Не растет дерево без корней, нет человека без родословной». В связи с этим реализованы творческие детско-взрослые проекты по изучению истории и культуры семейских нашего села это-«Найди познай себя», «Родословная моей семьи», «Моя бабушка семейская», «Мой дед мастер».
Весь материал, собранный в ходе работы по данному направлению представлен на конкурсы различного уровня. Вручены дипломы победителей. Правнучка члена коллектива «Судьбинушка» Пахомова Ангелина удостоена Дипломом 2 степени за участие в детском конкурсе «Ладушки» за исполнение семейской песни.
На основании проекта «Найди и познай себя» был разработан и утвержден тематический план проведения мероприятий по народным праздникам, который вошел в методическое пособие «Сборник народных праздников и примет». В мае 2017 года стали участниками первого Республиканского фестиваля по приобщению дошкольников к культуре семейских Забайкалья.
В феврале 2018 года приняли участие в Республиканской научно-практической конференции в с. Мухоршибирь, где был представлен мастер класс по изготовлению «Куклы Берегини» по празднику Масленица. В апреля этого же года в с. Тарбагатай мы имели возможность показать мастер-класс по изготовлению поделки «Пасхальный кулич». По итогам жюри нашему дошкольному учреждению было присвоено статус республиканской творческой лаборатории по направлению «Организация образовательной деятельности на основе приобщения детей дошкольного возраста к историческим, культурным и духовным ценностям семейских РБ».
Все традиционные ежегодные мероприятия с участием семей воспитанников составлены с учетом интересов и потребностей родителей, возможностям педагогов и направлены на повышение родительской компетенции в вопросах воспитания и образования детей.
Познавательные:
- Проведение социологических опросов
- Тематические консультации
- «Круглые столы» с участием специалистов
- Индивидуальные консультации
Открытые показы различных видов детской деятельности:
- Дни открытых дверей
- Театрализованные показы
- Открытые показы
- Совместные сюжетно-ролевые игры
Совместные детско-родительские мероприятия:
- Досуги
- Спортивные мероприятия
- Сезонные выставки поделок
- Тематические недели
- Проектная деятельность
- Проведение мастер-классов
Вывод:
В результате систематической и планомерной работы с родителями по поддержке образовательной инициативы семьи мы добились:
- Проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса
- Увеличение вопросов, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира
- Размышления родителей о правильности использования ими тех или иных методов воспитания
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Инновационные формы сотрудничества детского сада и семьи в группах раннего возраста в адаптационный период». МАДОУ « Детский сад « Кроха» г. Малая Вишера. Старший воспитатель : Семеновка И Н. Музыкальный руководитель : Цыбульская Е Б.
: Способствовать формированию у педагогов потребности тесного взаимодействия с семьями воспитанников ,вовлечения родителей в жизнедеятельность ДОУ в адаптационный период детей раннег...
Инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи как условие создания единого образовательного пространства (опыт работы)
Педагогическим основанием изменений дошкольного образования в соответствии с ФГОС на современном этапе является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. Изменения направлены прежде всего, на улучше...
СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА И СЕМЬИ: ПОТЕНЦИАЛ И ВОЗМОЖНОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПОСРЕДСТВОМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
Как привлечь сегодняшнего родителя, летящего в вихре повседневных забот, к участию в жизни ребенка, в том числе и в ДОУ? Как найти нужные слова, какие подобрать формы работы, как заинтересовать родите...
ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ СОТРУДНИЧЕСТВА ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ЕДИНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ
В статье представлена система эффективного взаимодействия с родителями по принципу «сотрудничество вместе», которая позволяет не только полноценно развивать ребёнка, но и удовлетворя...
Эффективные формы сотрудничества детского сада с семьями воспитанников в едином образовательном пространстве
Статья о сотрудничестве детского сада с родителями, практика и теория....
Инновационные формы сотрудничества детского сада и родителей в группах раннего возраста
Одной из основных задач педагога является поиск способов сближения с семьей в решении единых целей воспитания. Традиционные родительские собрания в форме лекций, отчетов уже не находят отзыва в душе р...
Маршрут выходного дня. Инновационные формы взаимодействия детского сада и семьи.
Инновационная форма работы с родителями в дошкольном учреждении....