Организация сюжетно
консультация (младшая группа)

Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста. К 3 - 3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры - умение осуществлять разнообразные условные игровые действия.

Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной (на протяжении всего года) организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.

1. Начинать формирование простейшего взаимодействия между детьми можно, используя любые " катающиеся" предметы (мячик, тележка и т. п., которые стимулируют детей к взаимоподрожательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга (например, катая мяч друг другу).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_syuzhetno.docx16.82 КБ

Предварительный просмотр:

Организация игр в первой младшей группе.

Полноценное развитие игры дошкольника во многом зависит от того, насколько успешно проходит её освоение в период раннего возраста. К 3 - 3,5 годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры - умение осуществлять разнообразные условные игровые действия.

Формирование сюжетной игры должно осуществляться на фоне постоянной (на протяжении всего года) организации воспитателем условий для элементарного предметного взаимодействия детей друг с другом.

1. Начинать формирование простейшего взаимодействия между детьми можно, используя любые " катающиеся" предметы (мячик, тележка и т. п., которые стимулируют детей к взаимоподрожательным, зеркальным действиям, направленным друг на друга (например, катая мяч друг другу).

Чтобы избежать однообразия в деятельности, воспитатель может предлагать детям для катания и другие игрушки (тележки, вагончики. грузовики, заменять скамеечку ковровой дорожкой такой же длины (скамейка или дорожка нужны для того, чтобы определить места играющих, направление движения игрушки).

Сначала можно организовать показательное взаимодействие старших детей или взрослых всех детям. Для успешного последующего самостоятельного взаимодействия малышей очень важной является помощь воспитателя на начальной стадии их обучения играм.

2. Дальнейшая совместная игра воспитателя с детьми с целью формирования предметного взаимодействия может принимать другие формы (совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки и т. п.).

3. Параллельно с формированием предметного взаимодействия в парах детей воспитатель должен решить задачи формирования условного игрового действия, заменяющего реальное действие с " настоящими" вещами.

Условное действие всегда включает в себя два плана - это то, что делает ребёнок фактически, и то, что данное действие означает, какой смысл оно имеет. Например, ребёнок в игре кормит куклу. Он может осуществлять условное действие " кормления" посредством игрушечной ложки, т. е. сюжетной игрушки - копии настоящей вещи. Ребёнок может кормить куклу палочкой - действовать с предметом - заместителем, мало похожим на ложку. И наконец, он может лишь осуществлять движения, напоминающие " кормление" ложкой, - действовать с воображаемым предметом. Наиболее эффективно формирование игровых умений осуществляется в совместной игре взрослого с ребёнком (детьми, где взрослый выступает для ребёнка одновременно как партнёр и носитель формируемого способа игровой деятельности.

Задача: Для успешного формирования игровых умений у детей раннего возраста воспитателю необходимо развёртывать совместную игру с детьми, изменяя характер участия в ней ребёнка в такой последовательности:

привлекать ребёнка к осуществлению необходимого по смыслу игры условного действия с сюжетными игрушками; стимулировать его к продолжению, дополнению по смыслу игрового действия партнёра - взрослого;

 привлекать ребёнка к осуществлению условного действия с заместителями и воображаемыми предметами;

ориентировать ребёнка на продолжение, дополнение игрового действия партнёра - сверстника, стимулировать словесное обозначение игровых действий.

Совместную сюжетную игру с детьми воспитателю следует организовывать в отрезки времени, отведённые режимом для свободных занятий детей.

Ступени: Первоначально педагог решает задачу формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками. Для этого он развёртывает сюжетную игру на виду у детей, одушевляя кукол или других игрушечных персонажей. Обращаясь к детям, воспитатель говорит: " Вы играете, и я играю с куклой. Я сейчас её покормлю, она есть хочет. Вот здесь кашка в тарелке, давай кушать, дочка!" Берёт ложку и несколько раз (5-6) подносит её ко рту куклы. При этом разговаривает с куклой: " Ешь, открой рот! Вот какая хорошая, ест кашу!"

Не нужно специально организовывать детей, ставить их возле себя. Достаточно первоначального обращения к детям. Воспитатель использует простые и понятные детям ситуации: кукла хочет есть - не хочет есть. хочет спать - не хочет спать, хочет купаться - не хочет купаться и т. п.

Причём педагог ограничивается включением в игру каждый раз двух - трёх действий в рамках одной ситуации.

На данном этапе игровые предметы, используемые воспитателем в игре, должны имитировать реальные, это поможет пониманию детьми смысла игровой ситуации, включению в неё. По мере освоения детьми действий с сюжетными игрушками воспитатель переходит к игре, включающей уже не одну, а две смысловые ситуации, друг с другом: " варит" кашу на игрушечной плите, а затем " кормит" ею кукол.

Ещё раз напомним, что эти сюжеты игры включают в себя действия, уже известные, понятные детям, наблюдаемые ими в реальности.

4. После того как дети научились развёртывать игру с сюжетными игрушками, подключаться к игровым действиям партнёра - взрослого и дополнять их своими действиями, воспитатель переходит к реализации следующей задачи - формированию игрового действия с предметом - заместителем.

При введении в игру предметов - заместителей воспитатель должен не только осуществлять игровые действия с ними (подносить ложку - палочку ко рту куклы, намыливать мишку мылом - кубиком, но и словесно обозначать условный предмет (" Это у нас мыло", " Это как будто ложка" и т. п.) смысл производимого с ним действия (" Намылю мишке лапки, хорошо мылится мыло" и т. п., делать это неоднократно в ходе игры, чтобы для ребёнка полнее выступала условность игрового предмета и действия.

Следует также учитывать тот факт, что дети, особенно раннего возраста, нуждаются для развёртывания игры в реалистических предметных опорах: сюжетных игрушках, копирующих настоящие вещи.

Воспитатель должен продумывать, какие игрушки он может заменить аналогичными, какие - на время убрать из поля зрения детей, чтобы у них возникла необходимость самостоятельного поиска предмета взамен недостающего.

Внимательно наблюдая за самостоятельной деятельностью детей, воспитатель может " обыграть" таким образом любое случайно возникшее у ребёнка действие с предметом, придав ему условный, сюжетный смысл.

Овладение ребёнком действиями с предметами - заместителями, воображаемыми предметами, самостоятельное включение их в простенькую игровую ситуацию свидетельствуют о том, что ребёнок усвоил азы сюжетной игры.

В тоже время систематическая организация условий для парного предметного взаимодействия даёт свой результат - дети уже в известной мере ориентированы друг на друга, на совместные действия. Теперь воспитатель может направлять ребёнка на дополнение по смыслу условных действий сверстника, т. е. переводить детей к элементарному взаимодействию в рамках общего сюжета.

Совместная игра воспитателя с одним - двумя или несколькими малышами, как правило, привлекает внимание и других детей группы. Наблюдение за такой игрой служит дополнительным источником обогащения игрового опыта детей.

Проверить продвижение детей в освоении игровых умений воспитатель может, наблюдая за их самостоятельностью. Если дети в самостоятельной игре развёртывают цепочки из 2 - 3 действий с сюжетными игрушками, включают в игру отдельные предметы - заместители, называя действия с ним, могут вызвать с помощью игрушки или краткого речевого обращения ответное игровое действие сверстника - можно считать, что самые простые игровые умения у них сформированы.

Необходимо также учитывать, что в реальном педагогическом процессе формирующие воздействия воспитателя и самостоятельная игра детей не разнесены во времени: воспитатель играет с детьми и создаёт условия для их самостоятельной игры постоянно на протяжении всего года.

В первом полугодии воспитатель в основном решает задачи формирования у детей условных действий с сюжетными игрушками и предметами - заместителями, элементарного предметно - игрового взаимодействия ребёнка со сверстниками.

Во втором полугодии воспитатель формирует у детей умение выстраивать в игре смысловые цепочки из 2 - 3 игровые действий с сюжетными игрушками, предметами - заместителями и воображаемыми предметами.

Реализуемое таким образом формирование у детей условных игровых действий соответствует общим принципам организации сюжетной игры: формирование условного игрового действия происходит в совместной игре взрослого с ребёнком (детьми, где взрослый делает акцент на условном действии с предметом и начинает ориентировать ребёнка на вербальное обозначение смысла этого действия, на обращение игрового действия к партнёру - сверстнику. Уже на этом этапе организация игры носит двухчастный характер: совместная игра взрослого с детьми сочетается с самостоятельной игрой самих детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно–ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»

«Организация игровой деятельности детей в свете реализации ФГОС ДО» на тему: «Организация сюжетно – ролевой игры в старшей группе на тему «Зоопарк»...

Программно – методический материал на тему "ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ"

ОРГАНИЗАЦИЯ СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫХ ИГР РЕБЕНКА СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ И СЕМЬЕ...

Методика руководства сюжетно/ролевыми играми детей младшего возраста. Планирование игр. Включение инновационных технологий в организацию сюжетно/ролевых игр.

На примере сюжетно/ролевой игры «Знакомство с улицей» младшей группы, предложены игровые ситуации с их задачами. Указаны педагогические мероприятия в организации сюжетно-ролевой игры. Информация о стр...

Методические рекомендации к проведению сюжетно-ролевой игры "Деревня" (для детей старшего дошкольного возраста). Сборник "Организация сюжетно-ролевых игр для детей дошкольного возраста на прогулке" Орёл, 2012 г.

Цель и задачи: Обучение детей реализовывать и развивать сюжет игры. Формирование представления о жизни в сельской местности. Закрепление и обогащение знаний о домашних животных и птицах, об их внешнем...

Конспект организации сюжетно-ролевой игры для воспитанников старшей группы Тема: сюжетно-ролевая игра «Ветеринарная клиника»

Цель:Формирование  у детей представлений о труде работников ветеринарной клиники с помощью организации сюжетно-ролевой игрыЗадачи:1. Формирование у детей умения самостоятельно развивать сюжет игр...