Проект Сюжетно –ролевая игра: «Магазин 21 века» в младшей группе
проект (младшая группа)

Проект Сюжетно –ролевая игра: «Магазин 21 века» в  младшей группе

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-syuzhetno-rolevaya-igra_1.docx139.41 КБ

Предварительный просмотр:

  1. МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

  2. РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

  3. ГБПОУ ТУЙМАЗИНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ

Специальность

44.02.01 Дошкольное образование

Проект

Сюжетно –ролевая игра: 

«Магазин 21 века»

в  младшей группе

C:\Users\Ольга\Desktop\сюжетно ролевая игра магазин\sm.jpg

Составила:

                                                                                                        Нагайбекова З.Р.

г. Туймазы

Содержание

  1. Паспорт проекта
  2. Актуальность
  3. Этапы проекта
  4. План реализации проекта
  5. План работы на неделю
  6. Заключение

Литература

Приложение

  1. Альбом:  сюжетно – ролевой игра: «Магазин 21 века».
  2. Консультация для родителей: «Сюжетно – ролевые игры в младшей группе».
  3. Презентация

  1. Паспорт проекта

Проект: краткосрочный, игровой, групповой.

 Цель:  Обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру.

Задачи:

Познавательное развитие:

- Формировать у младших дошкольников элементарные представления о работе продавца.

- Учить детей брать на себя  определённую роль, отражать в игре знания об обязанностях продавца.

Социально-коммуникативное развитие:

- Воспитывать доброжелательное отношение к покупателям, вежливость и внимательность.

- Знакомить детей с приёмами предметно – игрового взаимодействия, учить брать на себя роль, использовать различные атрибуты.

- Формировать умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (продавец – покупатель).

Речевое развитие:

- Знакомство с новым сюжетом игры «Магазин», обогащение речевого диалога, воспитание культуры общения.

Проблема: Неумение детей развёртывать ролевое взаимодействие – ролевой диалог.

Основные ориентиры проекта: 

Название:  «Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Участники:  Дети (младшая группа), родители, педагоги.

Срок реализации: 1 неделя

Тип проекта: игровой

Методы и приемы:

Игры, беседа, художественное слово, рассматривание иллюстраций, вопросы, поощрение, пояснение.

 Ожидаемые результаты:

 Развертывание в самостоятельной деятельности ролевых действий и ролевой речи. Появление ролевого взаимодействия со сверстниками, умение слушать партнеров. Формирование коммуникативных навыков.

Интеграция образовательных областей:

Социализация, коммуникация, познание, физическая культура, музыка, здоровье, художественное творчество, труд, безопасность

Работа с родителями:

 Беседы для родителей, подготовка атрибутики, материала.

  1. Актуальность

 Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию, артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей. С принятием ФГОС игра становится формой и содержанием организации жизни. Игровые моменты, ситуации и приемы включаются во все виды детской деятельности и общения воспитателя с детьми, то есть, мы -  педагоги должны максимально насытить жизнь игрой и эмоциональными событиями.

3. Этапы проекта

1.Подготовительный (организационный) этап:

1.Сбор литературы по данной теме;

2.Разработка плана реализации проекта, подбор игр, иллюстрированного материала.

3.Изготовление атрибутов.

2. Практический (основной) этап:

1.Беседы: «О профессии продавец».  Чтение художественной литературы, стихотворений.

2.Совместная деятельность: Дидактические игры: «Магазин -  ягоды фрукты». Диалог с ребенком. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

3.Рассматривание иллюстраций.

7.Игровая деятельность с куклами и предметами.

8. Работа с родителями: Изготовление атрибутов для магазина.

3.Заключительный этап(подведение итогов):

Презентация проекта.

  1. План реализации проекта:

Виды деятельности

       

        Сроки

   

Цели и задачи

 

 Форма регистрации

результата

       1

             2

               3

                     4

  1. Беседа о профессии «Продавец».

Понедельник

16.11.2020

Формирование у младших дошкольников элементарных представлений о работе продавца.

Беседа

  1. Чтение художественной литературы (стихи о профессиях).

Вторник

17.11.2020

Чтение стихов, закрепление знаний о профессиях.

Художественное слово

  1. Дидактические игры: «Магазин -  ягоды фрукты».

Среда

18.11.2020

Развивать умение детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов и ягод;

Дидактический материал

  1. Рассматривание  иллюстрационного альбома «сюжетно – ролевая игра: «магазин»».

Четверг

19.11.2020

Закрепление знаний о профессии: «Продавец».

Иллюстрации

  1. Сюжетно-ролевая игра «Магазин»      (игровые действия).

 Диалог с ребенком.

Пятница

20.11.2020

Помочь создать игровую обстановку, стимулировать творческую активность детей.

Атрибуты к игре

В результате реализации проекта:

У детей повысился  уровень  знаний о разных профессиях,  о профессии: «продавец».

Появился  интерес к сюжетно – ролевым играм.

  1. План работы на неделю

1 день

Беседа о профессии «Продавец».

Цель: Формирование у младших дошкольников элементарных представлений о работе продавца.

Задачи:

Образовательные: Формировать знания, умения, навыки связанные с профессией продавца.

Развивающие: развивать связную речь, умение отвечать полными, распространенными предложениями; развивать память, внимание.

Воспитательные: воспитывать в детях чувство уважения к людям трудабережное отношение к предметам игровой среды.

Словарная работа:

- Обогащение словаря: продавец, директор магазина, товаровед, весы, товар, чек,

- Активизация словаря: магазин, кассир, касса, грузчик, уборщица, деньги

Средства: иллюстрации на тему продавец, магазин, художественное слово

Предварительная работа: рассматривание фотографий и иллюстраций магазинов, картинок и иллюстраций по теме «Труд взрослых», дидактическая игра «В магазин за покупками», чтение литературногопроизведени Ч. Янчарского "В магазине игрушек". Э. Мошковской "Веселый магазин. Лото «Магазин», «Разложи продукты по разделам», «Оформи витрину»;

Форма организации детей: фронтальная

Способы:

Наглядные: рассматривание иллюстраций по теме профессия продавец.

Словесные: объяснение, уточнение воспитателя; вопросы детей.

Художественное слово - вопросы к детям, подсказ, напоминание, вывод воспитателя.

Практические: имитационные действия.

Ход:

В магазине, на базаре

И в буфете, наконец,

Всюду, где бы ни бывали,

Вас встречает продавец.

Он продаст кефир старушке

И свисток озорнику,

Ленту яркую девчушке

И ватрушку толстяку.

Удочку для дяди Пети,

А для тети Веры — брошь.

Так всегда любезно встретит —

Без покупки не уйдешь,

Математику он знает

Ну, конечно же, на пять

Деньги быстро сосчитает,

Чтобы сдачу верно дать.

Покупатели толпою

Целый день к нему идут

Очень нужен нам с тобою

Продавца нелегкий труд!

(Н.Кнушевицкая)

- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в большой магазин.(показываю иллюстрацию магазина). Большие магазины сейчас называют торговыми центрами. Торговый центр – это магазин, в котором много разных отделов: продовольственный (продуктовый) отдел, книжный, одежный, обувной и отдел игрушек, мебельный и компьютерный. Очень удобно посещать такие торговые центры - всё можно купить в одном месте.

В каждом отделе работают люди, которые помогают выбрать покупку, это продавцы. Продавец знает всё о качестве товаров, которые продаются в его отделе и о цене на товар. Он предлагает покупателям разные товары, рассказывает о них, если его спросят. Следит за тем, чтобы полки не пустовали, поправляет товар на витрине, смотрит, чтобы товар не испортился.(иллюстрация работы продавца).

Есть продавцы продовольственных товаров – то есть продуктов (овощей и фруктов, кондитерских изделий, колбасных изделий и т.д.), и есть продавцы непродовольственных товаров (одежды, обуви, техники).

А еще в каждом магазине есть весы, на которых продавец взвешивает товар. Если нужно упаковать покупку, продавец аккуратно заворачивает ее в бумагу или кладет в пакет.(сопровождаю иллюстрацией)

 - После того, как покупатель оплатит покупку, продавец на кассе пробьет чек и даст сдачу.

Продавец всегда вежлив и внимателен.

- Покупатели всегда должны с уважением относиться к работникам магазина. И работники магазина, и покупатели должны быть друг с другом вежливы, тогда взрослым будет работать легче.

- Егор, ты когда-нибудь был в магазине?

- Был.

- Как называются люди, которые продают товар?

- Продавцы.

- Виталиночка, а как называются люди, которые пришли в магазин за покупками?

- Покупатели.

- Саша, во что одеты продавцы? В обычную одежду или в специальную?

-  В обычную и в специальную.

- Молодцы, правильно, некоторые продавцы должны ходить в специальной одежде. Это, например, продавец молочного отдела или продавец в аптеке. А ещё в каждом большом продовольственном отделе или магазине придумывают одинаковую спецодежду для всех работников магазина.

- Ребята, а какие отделы магазины вы знаете?

 (называют такие, какие смогут вспомнить).

- Молодца ребята, правильно, а ещё бывают мясной отдел и отдел напитки.

- А сейчас физкультминутка ребята, все встаем со стульчиков:

«Профессии»

Повар варит кашу. (Имитация с вращением кистей рук)

Плащ портниха шьет.  (Махи руками)

Доктор лечит Машу.   (Открыть и закрыть ротик, высунув язычок)

Сталь кузнец кует. (Хлопки)

Дровосеки рубят.  (Махи с наклонами )

Строят мастера. (Имитация с прыжками вверх)

Что же делать будет,  (Поднимание плеч)

Наша детвора?(2-3 раза)

- Ну а сейчас ребята попробуйте отгадать загадки:

В магазине папа с Настей

Покупают к чаю сласти.

Шоколадный торт "Причуда"

Очень любит тётя Люда.

Три эклера, пять колец

Завернул им … (продавец)

 Носит он тяжёлые грузы,

Будь-то мебель иль арбузы.

Утром ведь он рано встал,

За день очень он устал.

«Дайте кто-нибудь мне стульчик» -

Скажет вам уставший… (грузчик)

 

Моет окна и полы,

Пыль не спрячется в углы.

Как увидит грязь – поморщится,

Вот такая чистюля наша … (уборщица)

 

Чтоб товары закупить,

Лучшие на свете,

Чтобы радовались им

Взрослые и дети.

В магазине есть эксперт,

Звать его … (товаровед)

- Ребята вам понравилась наша беседа, интересно было? А что понравилось больше всего? Молодцы ребята, теперь вы много знаете про работу продавца!

2 день

Чтение художественной литературы (стихи о профессиях).

В лавке

Подошёл я к продавцу

В лавке бакалейной:

-Мне бы времени мешок

И бочонок рвения.

Силы - двести килограмм,

Пять кило агрессии.

Если уж не сложно вам,

Два ума мне взвесите?

 

И упорства, пачки две,

Бутыль настроения,

Памяти насыпьте мне

И кусок умения.

 

И сказал мне продавец

Лавки бакалейной:

-Будет всё, вот только нет

Снадобья от лени.

 

А без этого, увы,

Всё, что тут назначено,

Как бы не хотели вы,

Будет зря потрачено.

 

Я упёрся, как баран,

Говорю невежде:

- Что как делать, знаю сам,

Вы продайте прежде.

 

Продавец, подумав, встал,

Не моргнув и глазом,

Убеждать меня не стал,

Выполнил заказы.

(Василий Усик)

Продавец

Продавец — молодец!

Он товары продает —

Молоко, сметану, мед.

А другой — морковь, томаты,

Выбор у него богатый!

Третий продает сапожки,

Туфельки и босоножки.

А четвертый — стол и шкаф,

Стулья, вешалки для шляп.

Продавцы товары знают,

Даром время не теряют.

Все, что просим, продадут.

Это их привычный труд!

********

Много есть профессий разных,

важных, нужных и прекрасных.

Продавца, скажу друзья,

Обошли вниманьем зря.

ты приходишь в магазин -

продавец там есть один.

всё подскажет: что купить,

сколько надо заплатить,

подобрать, найти, примерить,

взвесить, завернуть, отмерить,

настроение поднять,

снова в гости вас позвать.

сразу видно - молодец!

самый лучший продавец!

 

Продавец книг

Я продаю книжки,

подходите, детишки!

Кому букварь,

кому словарь?

Песни, прибаутки,

загадки,

ручки, карандаши,

тетрадки,

кисточки, краски,

волшебные сказки,

картинки-новинки!..

Кто хочет учиться,

пусть в двери

ко мне стучится!

3 день

Дидактическая игра: Магазин: «Ягоды, фрукты»

Цели и задачи: Развивать умение детей точно описывать внешний вид (цвет, форму), вкус, место произрастания фруктов и ягод; проверить, правильно ли они понимают и умеют пользоваться обобщающими словами «фрукты», «ягоды».

Подготовка: Необходимо подобрать картинки (или игрушки), изображающие известные детям фрукты и ягоды.

Выбирается продавец. Картинки раскладываются на столе вверх изображением. Покупатель подходит к столу и, не называя фрукта/ягоды, описывает то, что хотел бы купить. Например: «Я хочу купить фрукт. Он круглый, бывает красного, жёлтого и зелёного цветов. Растёт в саду. Из этого фрукта можно варить варенье и компот, можно использовать как начинку к пирогу» (Яблоко).

Покупатель должен так описать картинку, чтобы продавец понял, какие фрукты или ягоды он хочет купить.

Продавец продает фрукты и ягоды (отдает картинку) только тому, кто правильно выполнил задание.

Рекомендации:

По этому же принципу могут быть проведены игры: «Магазин «Овощи, фрукты» или «Магазин «Посуда», «Магазин «Бытовая техника»,  «Магазин «Игрушек» и т.д.

4 день

Рассматривание  иллюстрационного альбома «сюжетно – ролевая игра: «магазин»».

5 день

Сюжетно ролевая игра: «Магазин»

 

Задачи: Развивать у детей интерес и уважение к профессии продавца. Воспитывать внимательное отношение к покупателям, культуру общения.

Роли: покупатели, директор магазина, товаровед, продавец, кассир, грузчики, уборщица.

Игровые действия:

Покупатель приходит в магазин, сообщают продавцу, что бы они хотели купить, беседуют с продавцом о качестве товара, расплачиваются с кассиром деньгами.

Директор магазина организует работу сотрудников магазина, подписывает необходимые документы, работает в сотрудничестве с товароведом. Проверяет работу остальных сотрудников.

Товаровед делает заявки на получение товаров, беседует с покупателями о том, какие товары они ещё хотели бы покупать в их магазине.

Продавцы помогают выбрать товар, «рекламируют» его, помогают сложить в корзину и провожают покупателя на кассу. Продавцы внимательны к покупателям.

Кассир «выбивает» чек, проверяет, весь ли товар оплачен (можно просто рисовать палочки на чеке), вручает чек покупателю, берёт с покупателя деньги и выдаёт сдачу.

Водитель доставляет нужное количество товаров, получает заявки на получение товара от товароведа или заведующего.

Грузчики/рабочие разгружают товар на склад, помогают продавцам распределить его по отделам.

Рекомендации: для детей младшего дошкольного возраста в магазине может быть только один отдел, например, продуктовый или магазин игрушек. Постепенно количество отделов увеличивается.

Диалог с ребенком:

В.: Ты когда-нибудь был в магазине?

Р.: Был.

В.: Как называются люди, которые продают товар?

Р.: Продавцы.

В.: А как называются люди, которые пришли в магазин за покупками?

Р.: Покупатели.

В.: А во что одеты продавцы? В обычную одежду или в специальную?

Р.:  В обычную и в специальную.

В.: Правильно, некоторые продавцы должны ходить в специальной одежде. Это, например, продавец молочного отдела или продавец в аптеке. А ещё в каждом большом продовольственном отделе или магазине придумывают одинаковую спецодежду для всех работников магазина.

В.: А какие отделы/магазины ты можешь назвать?

Р.:  называет такие, какие сможет вспомнить.

В.: Правильно, а ещё бывают…

Итак, мы с вами отправимся в магазин. Но не за покупками, а чтобы понаблюдать за работой продавца.

Вместе с продавцом мы придём в магазин ещё до его открытия. Зачем же продавцу нужно приходить на работу пораньше? А затем, чтобы успеть расставить товар на свои места.

Ну, вот магазин открылся, пришли покупатели. Продавец встречает покупателей приветливой улыбкой, он рад помочь! Именно у приветливого продавца хочется что-то купить. Очень важно, чтобы продавец был аккуратно одет и причёсан.

Продавец хорошо знает свой товар. Помнит, где и что лежит. Для этого ему нужна хорошая память.

Как только покупатель выбирал товар, продавец провожает его на кассу. За кассой сидит кассир (закрепляем слово).

Кто же такой кассир? Кассир это тоже продавец, но он не ходит по торговым залам. Его место за кассой (закрепляем слово), он «пробивает» чек и берёт с покупателей деньги за товар.

 Давай подумаем, кто же ещё может работать в магазине?

В магазине работают водители, их задача привезти новый товар в магазин.

Ещё в магазине работают грузчики (или рабочие) – они принимают и помогают разгрузить новый товар.

В магазине работает товаровед (новое слово), это человек, который следит за качеством товара, продаваемого в магазине, он умеет отличать хороший товар от плохого. Старается договориться с лучшими фабриками и заводами, что бы закупить нужный товар. Он ответственный за весь товар в магазине. Это очень важная и ответственная работа.

Конечно же, в магазине работают уборщицы(ки) (закрепляем слово),которые следят за чистотой магазина. И если кто-нибудь из покупателей нечаянно что-то разобьёт или прольет, они тут же уберут. В магазине нужно стараться не мусорить, нужно беречь труд уборщиц (ков).

И, наконец, самый главный человек в магазине – директор магазина. Директор магазина следит, что бы все остальные работники правильно и хорошо выполняли свою работу.

Ну, вот и закончилась наша прогулка по магазину.

В следующий раз, когда пойдёшь в магазин, посмотри внимательно – может быть, ты заметишь ещё что-нибудь интересное.

  1. Заключение

Подводя итог проделанной работы, можно сказать, что такой способ организации в ходе реализации учебного тематического проекта позволил добиться значительных результатов с помощью объединения усилий и эффективного использования коммуникативных умений всех участников педагогического процесса.

У младших дошкольников сформировались элементарные представления о работе продавца. Дети научились  брать на себя  определённую роль, отражать в игре знания об обязанностях продавца, познакомились с приёмами предметно – игрового взаимодействия, научились брать на себя роль, использовать различные атрибуты. Сформировалось  умение взаимодействовать в сюжетах с двумя действующими лицами (продавец – покупатель). Познакомились с новым сюжетом игры «Магазин».

Уровень развития игровых качеств во второй младшей группе соответствует данному возрасту. Дети играют увлеченно и с желанием. Дети выполняют ролевое поведение, испытывают чувство ответственности за выполнение порученной ему роли.

 



Литература:

1. Примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ под ред. Вераксы Н.Е., Комаровой Т.С., Васильевой М.А.

2.Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности : Вторая младшая группа.

3.Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности: Вторая младшая

группа.

ПРИЛОЖЕНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация проекта сюжетно -ролевой игры "Магазин подарков"

В презентации раскрыты все этапы организации проекта сюжетно-ролевой игры...

Проект сюжетно-ролевой игры "Магазин"

Планомерное обогащение жизненного опыта детей, игрового опыта детей, активизирующее общение педагога с детьми в прцессе игры, проектирование предметно-игровой среды, развитие навыков общения с детьми ...

Проект сюжетно-ролевой игры "Магазин игрушек"

Раскрыта система работы по развитию у младших дошкольников представлений о магазине, его роли в жизни людей через проектную деятельность....

Проект сюжетно-ролевой игры "Магазин "Добрый"" (, ноябрь-декабрь 2016г.средней группе)

Прноект сюжетно-ролевой игры "Магазин" для средней группы...

Проект сюжетно - ролевой игры "Магазин"

В данной работе представлен проект сюжетно - ролевой игры "Магазин"...

Проект: Сюжетно-ролевая игра «Магазин» в 3 смеш. дошкольной группе ноябрь 2020г

Цель: Обогащение игрового опыта детей, который позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру....