Проект сюжетно-ролевой игры "Магазин "Добрый"" (, ноябрь-декабрь 2016г.средней группе)
проект (средняя группа) на тему
Прноект сюжетно-ролевой игры "Магазин" для средней группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_magazin_sr.g.docx | 34.69 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад №81» г. Ярославль
Проект:
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
в средней группе «Клубничка»
Подготовила воспитатель: Кондратьева Н.Н.
Вид проекта: познавательно-игровой.
Участники проекта: дети группы «Клубничка» 4-5 лет, воспитатели, родители детей.
Тип проекта: среднесрочный, 1 месяц с 14.11.2016 по 16.12.2016 г.
Место реализации: МДОУ «Детский сад №81».
Актуальность проекта: Игра – ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте.
В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремиться человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Сюжетно – ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуациях, поддерживать дружелюбную атмосферу.
В сюжетно – ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность. Но самое главное, эта деятельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.
Цель: Обогащение игрового опыта детей, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру.
Задачи: - расширять знания детей о магазине;
- продолжать знакомить детей с профессией продавца, кассира и др.;
- закреплять представления детей о труде взрослых.
- активизировать речевое взаимодействие детей в игре, умение поддерживать беседу.
- формировать навыки культурного поведения- умения позитивно общаться и взаимодействовать со сверстниками, проявлять доброжелательность и уважение друг к другу;
- способствовать развитию у детей творческого потенциала в процессе игры.
ФОРМЫ и МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
С детьми: беседы, НОД, чтение и обсуждение произведений художественной литературы, продуктивная деятельность, дидактические игры, строительно-конструктивные игры, обыгрывание сюжетно-ролевых, игровых ситуаций.
С родителями: беседы, индивидуальные консультации, привлечение к организации совместных с детьми наблюдений, к изготовлению атрибутов игры.
Ожидаемые результаты:
- формирование и развитие ролевого поведения у дошкольников;
- совершенствование и расширение игровых умений;
- обогащение и расширение представлений у детей об окружающем по теме: «Магазин», о культуре взаимодействия с окружающими;
- развитие диалогической речи (наличие умения составлять диалоги в соответствии с принятой ролью);
- формирование культуры позитивного поведения;
- совершенствование навыков партнерского взаимодействия в парах.
Этапы работы над проектом:
-подготовительный;
-основной;
-заключительный- результаты работы над проектом.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Мероприятие | Задачи |
I этап. Подготовительный | |
Наблюдение за сюжетно-ролевыми играми детей. | Проанализировать поведение детей в сюжетно-ролевых играх с точки зрения реализации игрового замысла, разнообразия игровых действий. |
Подбор и приобретение методической литературы, наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала для НОД, подбор наглядной информации для родителей. | Организовать совместную деятельность педагогов и родителей. |
Разработка тем и содержания бесед, НОД, подбор художественной литературы по теме проекта, подбор иллюстративного материала на темы: “Овощи”, “Фрукты”, “Магазин”. | Расширение представлений об окружающем по теме “Магазин”. Обогатить жизненный опыт и впечатления детей. |
Подбор, приобретение, изготовление обучающих дидактических игр, подбор сюжетно-ролевых игр-ситуаций. | Обогатить игровой опыт детей. |
Обновление игрового оборудования, обновление и изготовление атрибутов к сюжетно-ролевой игре “Магазин”. | Создать условия, адекватные уровню развития игровых умений детей и содержанию игровой деятельности. |
Беседы с родителями. | Повысить родительскую компетенцию с точки зрения организации и развития детской игры. |
Оформление родительского уголка. Размещение рекомендаций, буклетов, статей по теме проекта. | Просвещение родителей. |
Организация сюжетно-ролевой игры (игры, мероприятия в подготовку к игре) | |
Работа по обогащению жизненного опыта детей Цель: создать основу для развития и обогащения содержания сюжетно-ролевой игры “Магазин” | |
Беседы | |
“Куда мы ходим за продуктами?” “Кто такой продавец?” “Кто такой кассир?” “Откуда продукты берутся в магазине?” “Какие отделы есть в продуктовом магазине?” “Как правильно вести себя в магазине?” “Полезные продукты” | Дать представление о назначении магазина, его функционировании, о правилах поведения в магазине. Формировать знания об особенностях работы продавца, кассира, водителя, грузчика. Вызвать у детей интерес к профессии продавец, дать представление об этой профессии, о сфере деятельности продавца, месте его работы. Формировать начальные представления о здоровом образе жизни, дать представления о полезной и вредной пище. |
НОД | |
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Тема: “Что нас осень принесла”. | Формировать умение различать по внешнему виду и называть овощи, фрукты и ягоды. Формировать представления детей об огородных и садовых растениях. Учить объединять овощи, фрукты, ягоды в группы и обозначать группы обобщающими понятиями. |
Лепка Тема: “Помидоры и огурцы на подносе” | Учить создавать композицию из овощей, передавая характерные особенности предметов (форма, размер), закреплять приемы лепки, развивать чувство формы и композиции. |
Лепка Тема: “Медовые пряники” | Закреплять умение скатывать шарики кругообразными движениями ладоней. Учить сплющивать шар, сдавливая его ладошками. Учить пользоваться стекой для нанесения рисунка на пряник. |
Аппликация Тема: “Большие и маленькие мячи в магазине игрушек” | Учить создавать композицию, наклеивая круглые предметы на форму. Закреплять умение вырезать круг из квадрата,закреплять приемы наклеивания. |
Нетрадиционное рисование (пальчиковое рисование) Тема: “Сварим суп из овощей” | Формировать умение рисовать, используя приемы пальчикового рисования. Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений. Формировать знания детей о продуктах, входящих в состав готовых блюд. Упражнять в классификации, сравнении, обобщении. |
Нетрадиционное рисование (рисование тычком) Тема: “Ватрушки” | Учить заполнять рисунком центр формы, учить рисовать «тычком» жесткой полусухой кистью, дополнять рисунок деталями. |
Чтение художественной литературы: Загадывание описательных загадок о фруктах, овощах, ягодах, продуктах питания. Чтение: Е.Санин “Продавец”, О. Повещенко “Продавец”, Н. Кнушевицкая “Продавец”, В. Душев, И. Мазнин “Веселые весы”, Э. Успенский “Птичий рынок”, Г. Юдин “Как варить компот”, Ю. Тувим “Овощи”, Т. Собакин “О пользе овсяной каши”, С. Михалков “Про девочку, которая плохо кушала”. | Развивать интерес к художественной литературе, пополнить литературный багаж, обогатить жизненный опыт детей. |
Работа по обогащению игрового опыта детей Цель: развивать умения детей переводить жизненный опыт в условный план игры | |
Познавательные дидактические игры | |
“Овощи, фрукты” | Учить объединять различные фрукты, ягоды, овощи в группы и называть эти группы обобщающими словами. |
“Угадай овощи и фрукты на вкус” | Обогащать вкусовые ощущения, развивать вкусовую память, обогащать словарь детей. |
“Сварим суп” “Сварим компот” | Упражнять в классификации, сравнении, обобщении. Закреплять обобщающее понятие “овощи”, “фрукты”. Развивать познавательный интерес, коммуникативные способности, связную речь. |
“Магазин” | Учить объединять предметы в группы и называть их обобщающими словами, знакомить с группами товаров разных отделов магазина, развивать наблюдательность, мышление, восприятие, расширять словарный запас. |
“Разложим продукты для разных отделов магазина” | Формировать знания детей о том, что разные продукты продаются в различных отделах продуктового магазина. |
Строительно-конструктивная игра Тема: “Прилавок для продавца” Тема: “Обеденный стол” | Формировать у детей умение использовать крупный строительный материал, разнообразно действовать с ним. Учить выполнять постройку по образцу воспитателя. Учить создавать простейшие модели реальных объектов, отражать в обыгрывании постройки полученные знания и впечатления. |
Малоподвижная игра | |
“Съедобное-несъедобное” | Развивать моторно-двигательное внимание, быстроту мышления, умение сосредотачиваться на свойствах определенного предмета. |
Пальчиковые игры | |
Пальчиковые игры: “Ягоды”, “Капуста”, “Лимон”, “Огород”, “Муку в тесто замесили”. | Развивать мелкую моторику, координацию движений пальцев рук. |
Речевые дидактические игры | |
“Отгадай, что загадали?” | Уточнить представления детей о продуктах, учить отгадывать описательные загадки о продуктах. |
“Какой сок?” | Учить образовывать качественные прилагательные от имен существительных. |
“Какое варенье?” | |
“Угостим гостей” | Учить составлять фразу по образцу. Упражнять в образовании и употреблении слов обозначающих продукты питания в творительном падеже. (“Я угощу гостя...конфетой, яблоком, грушей, ватрушкой”и т.п.). |
Сюжетно-ролевые игры - ситуации | |
“В магазин привезли много овощей и фруктов” | Развивать у детей интерес к сюжетно-ролевым играм, создать игровую ситуацию. Учить брать на себя роль (продавца, кассира, покупателя), выполнять игровые действия соответственно взятой роли. Учить вести диалог (продавец-покупатель, кассир-покупатель), употребляя вежливые слова и фразы: “здравствуйте”, “что бы вы хотели купить”, “возьмите, пожалуйста”, “ждем вас снова”, “я хотел бы купить”, “дайте мне, пожалуйста”, “спасибо”, “до свидания”. |
“Покупатели оплачивают покупку” | |
“В магазин привезли свежие продукты” | |
“Вежливый продавец” | |
“Вежливый покупатель” | |
“Покупаем полезные продукты” | Создать игровую ситуацию. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре. Закреплять полученные знания о полезных продуктах, здоровом питании. |
Активизирующее общение педагога с детьми в процессе игры | |
Побуждение детей к ролевым высказываниям: “Кто хочет быть продавцом?” “Что делает продавец?” Подключение к игре малоактивных детей: “Шофер, в магазине заканчиваются овощи, привези ещё овощей и фруктов” Обращения по ходу игры: “Покупатели, встаньте в очередь”, “Кассир, пробейте, пожалуйста, чек” Побуждать детей правильно называть себя в игровой роли: “Я - продавец”, “Я - покупатель”, “Я - кассир” Побуждать называть игровые действия: “Я раскладываю овощи”, “Я выбиваю чек” и т. п. Побуждать отвечать на вопросы воспитателя об игре, игровой роли, выполняемых действиях. | Способствовать развитию самостоятельной игры детей, поиску новых игровых задач и способов их решения. |
Взаимодействие с родителями | |
Рекомендации родителям о проведении с детьми целевых экскурсий в магазин, совместных с детьми наблюдений за работой продавца, кассира, покупателя в магазине, размещением продуктов в разных отделах магазина. | Обогатить жизненный опыт и впечатления детей в ходе экскурсий с родителями и бесед об увиденном. |
Консультация для родителей Тема: “Играйте вместе с детьми!” | Показать актуальность развития игровой деятельности для умственного развития детей вследствие ее привлекательности для дошкольников. |
II этап. Основной (практический) | |
I Создание игровой ситуации: Мишка пришел к ребятам и попросил помочь ему. -Ребята, у меня сегодня день рождения я пригласил много гостей, но в холодильнике пусто Что мне делать, как мне быть? Где продукты раздобыть? Воспитатель обращается к ребятам: - Хотите помочь Мишке? Как? А как он попадет в магазин? Воспитатель задает наводящие вопросы детям, пока не услышит ответа «Поиграть в магазин» или «Построить магазин». -Хорошо, идите, играйте. Дети (идут, играют), но играть нечем. Возвращаются к воспитателю. -Получилось помочь Мишке? Спрашивает воспитатель. -Нет! (отвечают дети). - Почему не получилось помочь? Не знаете? А что нужно делать, если чего-то не знаешь, но очень хочешь узнать? Правильно ребята, спросить у родителей, у воспитателя. Конечно же, я вам подскажу, но для начала вспомним, кто работает в магазине? - Правильно, продавцы, охранники, уборщицы, кассиры. Воспитатель предлагает : - Хотите поработать в нашем магазине? -Что делают продавцы? -Что делает кассир? -Какие обязанности у охранника? -Что делает уборщица? - Молодцы! Осталось распределить роли. -Сотрудникам магазина предлагают занять свои места. Пока дети готовятся, воспитатель достает свой волшебный колокольчик и приглашает покупателей и Мишутку взять свои сумочки, кошельки и отправится в магазин. -Здравствуйте! Приглашаем всех в наш продуктовый магазин! II Игровая ситуация: Дети играют, педагог помогает тем, кто затрудняется, берет на себя какую-то роль, может быть фрагментарно в каждой роли. III Выход из игры: Мишка приглашает всех в гости. Воспитатель: -Хозяюшки накрывают на стол, приглашают всех на чаепитие. (Сделав покупки, все вместе сервируют стол, раскладывают все, то, что приобрели в магазине: овощи, фрукты, печенье, тортики, хлеб, кексы) - Ребята, скажите, получилось у вас помочь Мишке? Почему? Куда ходили? Что купили? Понравилось вам играть в магазин? -Какие вы молодцы! Как красиво вы накрыли на стол! Новое знание: Что это у вас? Как все это можно, назвать, одним словом? Не знаете? Хотите узнать? -Ребята, печенье, кексы, рогалики – все это хлебобулочные изделия. Запомнили? Скажите Мишке что это? (хлебобулочные изделия). -Замечательный у Мишки получился День рождения! Угощайтесь! | Методы приемы (прямые, косвенные): Словесные методы: Создание проблемной ситуации. вопросы, беседа с опорой на личный опыт детей, яркий, впечатляющий диалог Мишки и рассказ воспитателя. Игровые действия воспитанника: В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская» цель (помочь Мишке, поиграть в магазин). Выбирают необходимые атрибуты. Контроль результатов деятельности: Дети имеют представления о работе магазина; могут выбрать необходимые атрибуты для игры. Методы приема: Включение педагога в игру, принятие на себя роли. Наблюдение педагога за игрой, советы, напоминания. Игровые действия воспитанника: В беседе взаимодействуют с воспитателем, отвечают на вопросы, принимают решение вместе с педагогом: «детская» цель (помочь Мишке, поиграть, поработать в магазине). Вместе с педагогом распределяют роли. Сотрудники магазина занимают свои рабочие места. Покупатели, Мишка с педагогом проходят за сумками и кошельками с деньгами. Дети продолжают игру самостоятельно, объединившись в микрогруппы по 2 ребенка. Дети, которые взяли роли, занимают места в магазине. Продавец магазина - вежливо здоровается с покупателем, предлагает ему товар, даёт ему то, что он выбрал. Покупатели – просят продавца продать тот или иной товар, оплачивают покупку у кассира, складывают покупки в сумку, соблюдают правила поведения в общественных местах. Вступают в диалог друг с другом. Охранник – следит за порядком. Контроль результатов деятельности: Дети активно участвуют в распределении роли; имеют представления о работе сотрудников магазина, владеют навыками культурного поведения в общественном месте. Методы, приемы: Беседа. Игровые действия воспитанника: Дети совместно с воспитателем собираются у стола ,где девочки накрывают стол, расставляют все угощения, которые они приобрели в магазине. Активно помогают друг другу. Обсуждают с педагогом, где они сегодня были, что приобрели, что узнали нового. Если интерес к игре не угас, то дети продолжают играть, разворачивая и обогащая сюжет. Часть детей может заняться играми по интересам. Контроль результатов деятельности: Наблюдает за игрой, не выходя из роли. |
III этап.Заключительный | |
Анализ результатов проекта. | Оценить эффективность реализации проекта |
РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
У детей:
- обогатился жизненный опыт, расширились представления об окружающем мире;
- обогатился игровой опыт, в том числе, через совместные игры со взрослыми;
- обогатились игровые действия, игровое взаимодействие со взрослыми и сверстниками;
- обогатился ролевой словарь, повысилась речевая активность;
- усовершенствовались умения вести диалог с партнером по игре (взрослым, сверстником);
- обогатился эмоциональный опыт в процессе совместных игр со сверстниками и взрослыми.
У родителей:
- проявилась заинтересованность в непосредственном участии в образовательной деятельности.
У воспитателя:
- повысилась профессиональная компетенция, умение использовать комплексный метод педагогической поддержки сюжетно-ролевых игр, способствующий развитию самодеятельных игр детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект сюжетно-ролевой игры с элементами творчества в младшей группе «День рождения куклы Маши»
Педагогическая актуальность Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определя...
проект "Сюжетно-ролевая игра по итогам лексической недели с группе детей с выраженной задержкой психического развития сложного генеза (смешанной,1 год обучения)"
Практическому осуществлению проекта предшествовала подробная диагностика каждого ребёна и выработка индивидуального образовательного маршрута. В дальнейшем подготовка к участию в игре осуществлялась с...
проект сюжетно-ролевой игры "Космические дали" в старшей - подготовительной группах
в проекте показана работа по сюжетно ролевой игре: предварительная работа, использование ИКТ в работе с детьми, работа с родителями....
«Проект сюжетно - ролевой игры «День рождения» с детьми средней группы»
Министерство образования и науки Самарской областиГосударственное автономное образовательное учреждение дополнительногопрофессионального образования (повышения квалификации) специалистовСамарский обла...
Проект сюжетно-ролевой игры с элементами творчества в младшей группе «День рождения куклы Маши»
Проект сюжетно-ролевой игры с элементами творчества в младшей группе «День рождения куклы Маши»...
Проект сюжетно-ролевой игры «Ветеринарная клиника» с детьми старшей группы
Проект игры "Ветеринарная клиника"...
«Проект сюжетно-ролевой игры «Кафе «Ромашка» с детьми подготовительной группы»
Материал представлен в помощь педагогам для организации и проведения сюжетно-ролевой игры "Кафе" с детьми дошкольного возраста....