Методическая разработка для педсовета на тему: «Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми».
методическая разработка
Цель: повысить уровень компетентности педагогов в организации партнерской деятельности с детьми. Задачи: - обобщить теоретические знания педагогов об организации партнерской деятельности с детьми. - повысить компетентность педагогов в практическом решении педагогических ситуаций (работа в парах по заданию). - проанализировать результаты практической работы в парах, определить основные составляющие партнерского взаимодействия педагогов с детьми.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Методическая разработка для педсовета на тему:
«Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми».
Цель: повысить уровень компетентности педагогов в организации партнерской деятельности с детьми.
Задачи:
- обобщить теоретические знания педагогов об организации партнерской
деятельности с детьми.
- повысить компетентность педагогов в практическом решении педагогических ситуаций (работа в парах по заданию).
- проанализировать результаты практической работы в парах, определить
основные составляющие партнерского взаимодействия педагогов с детьми.
План работы практического семинара
1. Сущность понятия партнерская деятельность и взаимодействие,
значение партнерской деятельности в работе с детьми.
2. Деловая игра «Ведущий и ведомый» все воспитатели
3. Практическая деятельность - решение педагогических ситуаций:
(8- 11 ситуаций)
воспитатели - работа в парах
4. Обсуждение: основные составляющие партнерской деятельности (выбрать на столах и поместить на демонстрационную доску), рефлексия.
Все участники
5. Памятки для присутствующих по теме партнерская деятельность
воспитателя с детьми.
старший воспитатель
1. Сущность понятия партнерская деятельность и взаимодействие, значение партнерской деятельности в работе с детьми.
Уважаемые педагоги, здравствуйте! Сегодня мы обсудим с вами в рамках нашего педсовета проблему партнерской деятельности воспитателя с детьми. То есть сегодня нам нужно понять, проработать и обсудить, так что же включает в себя понятие партнерская деятельность воспитателя с детьми, на какие документы мы должны опираться и зачем нужно выполнять эти требования.
Партнерская деятельность взрослого с детьми должна строиться на основе
органично связанных, в образовательном процессе отчетливо дифференцированных культурных практик, а именно на чтении художественной литературы, на игровой, продуктивной, познавательно-исследовательской деятельности, двигательной, трудовой, музыкальной, художественно-творческой их совместных формах.
Существенной особенностью партнерской деятельности взрослого с детьми
является ее открытость в сторону свободной самостоятельной деятельности самих дошкольников. В то же время партнерская деятельность взрослого с детьми открыта для перепроектирования в соответствии с их интересами, субкультурными содержаниями, которые проявляются в их свободной активности.
Блок самостоятельной деятельности детей наполняется образовательным содержанием за счет создания воспитателем разнообразной предметной среды, обеспечивающей широкий выбор дел по интересам, позволяющей ребенку включаться во взаимодействие со сверстниками или действовать индивидуально.
Это материалы для игры, рисования, лепки, конструирования, исследования-
экспериментирования, то есть для культурных практик, трансформированных детьми в собственную деятельность.
Однако в свете ценностных ориентации современного общества и требований школы, которые полагают на «выходе» из дошкольного возраста первоначальное овладение знаковыми формами мышления и такими их средствами, как чтение, письмо, арифметический счет, для детей седьмого года жизни возможно введение в образовательный процесс отдельных элементов учебной модели.
Такой социальный заказ вынуждает включить в образовательный процесс еще одну составляющую - специально организованное обучение в форме «учебных» занятий с функцией (позицией) взрослого как учителя-регламентатора содержания и формы детской активности.
Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми.
Организация образовательной деятельности в форме совместной партнерской
деятельности взрослого с детьми связана с значительной перестройкой стиля поведения воспитателя. В психологии принято выделять два разных стиля отношений человека с другими людьми: авторитарный и демократический.
Первый связан с превосходством над другими, второй - с равенством, взаимным уважением.
Что это означает в реальности дошкольной группы? Говоря это о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что он принимает демократический стиль отношений, а не авторитарный, сопряженный с учительской позицией. Понять, что значит быть партнером детей, легче всего, сопоставив эти две позиции.
Партнер - всегда равноправный участник дела и как таковой связан с другими
взаимным уважением.
Учитель – это руководитель, регламентатор; он непосредственно не включен в деятельность, а дает задание (объясняет) и контролирует (оценивает: правильно -неправильно). Он, по сути, не может избежать психологического и дисциплинарного принуждения, авторитарного стиля.
Чем для детей чревата та или иная позиция взрослого?
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление к достижению, благоприятствует эмоциональному комфорту.
Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность
ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный
дискомфорт, страх сделать что-то не так и агрессию как оборотную сторону страха, как разрядка накапливающегося напряжения.
Образовательная деятельность в партнерской форме требуют от взрослого
стиля поведения, который может быть выражен девизом: «Мы все включены
в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это».
В разные моменты образовательной деятельности партнерская позиция
воспитателя проявляется особым образом.
Для начала это приглашение к деятельности - необязательной,
непринужденной: «Давайте сегодня... Кто хочет, устраивайтесь поудобнее...» (или: «Я буду... Кто хочет - присоединяйтесь...»).
Наметив задачу для совместного выполнения взрослый, как равноправный
участник, предлагает возможные способы ее реализации. В самом процессе
деятельности исподволь он «задает» развивающееся содержание (новые знания, способы деятельности и пр.); предлагает свою идею или свой результат для детской критики; проявляет заинтересованность в результат других; включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников; усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряет содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем.
Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет исследование, работу. Оценка взрослым действий детей может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать – что получилось.
Партнерская форма образовательной деятельности требует и определенной
организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. Партнер-взрослый всегда вместе (рядом) с детьми, в круге (в учительской позиции он вне круга, противостоит детям, «над» ними).
От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», - во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за столами, а взрослого – за письменным столом, как на школьном уроке. Кстати, первый шаг воспитателя к партнерству - освобождение группового помещения от учительского стола.
2.Упражнения «Ведущий и ведомые».
Цели: снятие напряжения у членов группы, создание доброжелательной
атмосферы и настроя на работу, экспериментирование участников с различными движениями и межличностными позициями ведущего и ведомого.
Время: 30-45 минут.
Материалы: музыкальные записи разных стилей.
Описание проведения:
Группа выстраивается в ряд. Звучит музыка и участники начинают двигаться,
причем первый участник становится ведущим, а остальные – ведомыми. В качестве ведущего участник группы спонтанно и свободно самовыражается, максимально используя свой танцевально-экспрессивный репертуар. Остальные члены группы следуют за ним, стараясь повторять его движения. Через некоторое время первый участник переходит в конец ряда и становится ведомым.
Схемы обсуждения:
- что чувствовали участники, будучи ведущими? А ведомыми?
- когда участникам было более комфортно: когда повторяли движения других
или когда сами были ведущими?
Возьмите фишку зеленого цвета – если вам было комфортно в роли ведущего, если
вам было комфортно в роли ведомого – возьмите фишку красного цвета.
Ситуация: родитель – ребенок;
Ситуация: воспитатель – ребенок;
Ситуация: взрослый – взрослый;
Ситуация: ребенок – ребенок;
3. Решение педагогических ситуаций:
1. Взрослый - взрослый
Проблема: Мама бесконечно опаздывает за ребенком. Конфликтовать нельзя,
хвалить – тоже. Ваши действия.
Анализ ситуации: в данной ситуации маму устраивает, что ребенок полностью
готов к ее приходу.
Анализ задачи: Что есть? – мать, которая постоянно опаздывает за ребенком в детский сад.
Что не устраивает? – воспитатель задерживается на работе.
Что нужно? – чтобы мать вовремя приходила забирать ребенка.
Конфликт: желание воспитателя уйти домой вовремя конфликтует с регулярными
опозданиями матери.
Противоречие: если воспитатель будет постоянно напоминать маме о времени, то
«+» мама возможно перестанет опаздывать, «-» возникнут конфликтные
отношения.
Ресурс: время, затраченное на сборы ребенка домой.
Задача решается одним из типовых приемов разрешения противоречий «обратить
вред в пользу»: сборы ребенка домой занимают личное время не только
воспитателя, но и матери.
Конкретное решение: непосредственно перед приходом матери воспитатель
занимает ребенка интересным делом или игрой. Когда мать приходит, ребенок неохотно идет домой. Воспитатель настаивает на том, чтобы ребенок убрал за собой игрушки. Матери приходится ждать…
2. Ребенок - ребенок
Девочка, 6 лет. С трех лет посещает хореографический кружок, с 5-ти – вокальную и театральную студии. Очень часто выступает на сцене, участвует в разных конкурсах. Перед очередным выступлением во время игры пытается руководить своими сверстницами: « Я лучше вас знаю, я на сцене уже много раз выступала, а вы нет. Поэтому я буду играть роль лисы». Девочки пытаются ей не подчиниться и идут за помощью к воспитательнице.
Ваши действия.
Вариант 1.
Предложить девочке роль режиссера в данной игре, чтобы помочь своим
подругам проявить себя. Показать, что их выступления тоже достойны похвалы.
Вариант 2.
Провести беседу с ребенком, направленную на анализ отрицательных сторон
поведения героев художественных произведений (хвастовство, обида товарищей и т.д.), объяснить, что другие девочки, ее подруги, тоже хотят сыграть эту роль. Предложить сыграть по очереди.
Вариант 3.
Предложить детям не ссориться, а распределить роли при помощи жребия.
Так будет справедливо.
Вариант 4.
Организовать кастинг на главную роль – лиса, выбрать независимое жюри
(мальчики, дети незадействованные в этой игре).
Вариант 5.
Обратиться за советом к детям, как решить эту проблему.
3. Взрослый - ребенок
Четырехлетний Алеша балуется за столом за обедом, несмотря на замечания
воспитателя. В конце концов, педагог говорит: «Ты же не котик и не собачка, чтобы лизать языком, возьми ложку!». После этого все дети начинают тоже лизать с тарелки. Ведь всем хочется поиграть в «котика». Воспитатель хотел сделать замечание, а получился обратный результат… Ваши действия.
4. Ребенок - ребенок
Дети средней группы собираются вечером на прогулку. У Ромы и Лизы
шкафчики для одежды расположены рядом, дети ссорятся, мешают друг другу.
Чтобы разрешить ситуацию, воспитатель отодвигает скамейку, чтобы детям было
удобнее, но дети продолжают спорить и мешать друг другу.
Вариант 1.
Предложить Роме, как настоящему джентльмену, уступить место даме.
Сказать, что настоящие мужчины всегда так поступают.
Вариант 2.
Предложить Лизе не ссориться, взять свои вещи и перейти на другое место.
Вариант 3.
Если дети часто ссорятся, по поводу шкафчиков, то можно попробовать
«переселить» их в другие шкафчики.
5. Взрослый - взрослый
В общении со своими детьми родители часто сравнивают их с другими
детьми.
Нинина мама, довольная поведением дочери, часто говорит: «Ты у меня все
умеешь, ты лучше всех», «Ты у меня — самая красивая».
А вот мама Тани, желая, чтобы ее дочь была организованнее и развивалась
лучше, говорит: «Все дети, как дети, только ты у меня ненормальная», «Посмотри, какая умница Катя. Все у нее получается, а у тебя...»
- Обе мамы желают добра своим детям, но кто из них добьется лучшего
результата в воспитании?
- Есть ли зависимость направления «проектирования» поведения детей от
особенностей личности самих мам?
РЕШЕНИЕ. Обе мамы своих детей сравнивают с другими детьми, но первая
мама применяет позитивное сравнение, а вторая мама — негативное. Тем самым
«проектирование» поведения Нины и Тани разное.
Если мать - уверенный в себе человек, то, как правило, она хвалит своего
ребенка и выделяет его среди других детей положительно. Это способствует
повышению социального статуса ребенка и занятию благоприятного места в
системе межличностных отношений со сверстниками.
Если мать - человек неуверенный, ощущающий себя в чем-то хуже других
людей, к своему ребенку она будет относиться так же, передавая ему свою
собственную неуверенность. Ребенок такой матери будет иметь низкий
социальный статус.
Вообще, лучше сравнивать поведение детей с его же собственным, которое
было вчера, в прошлом.
6. Ситуация родитель - воспитатель
Папа привел ребенка в детский сад. Тот не хочет заходить в группу, спрятался в шкафчике.
Папа: «Это он показывает свой характер, растет парень, своего добьется. Пообещав ему купить, что надо, папа уходит. Ребенок сидит в шкафу. Вечером воспитатель провела беседу с родителями.
Воспитатель: «Чтобы успокоить Ванечку приходится оставлять детей в группе одних, уговаривать Ваню вылезти из шкафчика. Приводите ребенка в группу сами. Папа: «Ну что поделаешь, дома мы ему все разрешаем, он слушается.
7. Ситуация взрослый – взрослый
За Ксюшей пришла мама, пожаловалась, меня Маша сегодня обижала. Мама Ксюши, Машу отругала, вечером, когда пришла мама за Машей, она пожаловалась на маму Ксюши, что она наругала ее. На следующее утро обе мамы встретились в детском саду. Мама Маши: «Вы, почему вчера отругали мою дочь?». Мама Ксюши: «Потому, что она очень часто
обижает мою дочь. Вы очень плохо воспитываете свою дочь, что она дерется.
Мама Машы: «Я воспитываю, так как считаю нужным».
Ваши действия.
8. Ситуация взрослый – взрослый
Утро в детском саду. Родитель: «У Миши ночью болел зуб, мы ему давали таблетку обезболивающую. Конечно, надо лечить, но пока ни как с работы не отпускают. Дайте, пожалуйста, после завтрака ему таблетку, что бы зуб не заболел». Воспитатель: «Мы не можем давать таблетки, тем более вы их даете без назначения врача».
9. Ситуация взрослый – ребенок
У одной девочки в группе день рождения. Кроме угощения она принесла детям подарки: мальчикам – машинки, девочкам – куклы. Один мальчик стал просить, чтобы ему поменяли машинку на другую. Воспитатель объяснила, что подарки не
меняют. Ребенок плачет. Ваши действия…
10.Ситуация взрослый – ребенок
Четырехлетний Алеша балуется за столом за обедом, несмотря на замечания
воспитателя. В конце концов, педагог говорит: «Ты же не котик и не собачка, чтобы
лизать языком, возьми ложку!». После этого все дети начинают тоже лизать с
тарелки. Ведь всем хочется поиграть в «котика». Воспитатель хотел сделать
замечание, а получился обратный результат… Ваши действия.
11.Ситуация взрослый – ребенок
Забирая ребенка, домой, мама сообщает воспитателю, что сын жалуется, что его обижают в детском саду. На самом деле мальчика никто не обижает. Действия воспитателя…
4. Обсуждение:
основные составляющие партнерской деятельности.
И так сейчас нам осталось выяснить: так какие же 4 основные составляющие
партнерской деятельности мы с вами должны осуществлять в совместной
деятельности с детьми. (после обсуждения выбрать на столах озвучить и поместить на демонстрационную доску 4 основные компонента партнерской деятельности).
Задание дается списком различных определений по количеству больше чем 4,
нужно выбрать правильные 4 определения составляющих партнерской
деятельности воспитателя и детей.
1. Ввод в ситуацию - приглашение к деятельности - необязательной,
непринужденной: «Давайте сегодня... Кто хочет, устраивайтесь поудобнее...» (или: «Я буду... Кто хочет - присоединяйтесь...»).
2. Определенной организации пространства деятельности: Это может быть свободное расположение и перемещение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.
3. Включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми: «Мы все включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это»
4. Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует «открытый конец»: рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Организация образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей»
Партнерская деятельность взрослого и детей в ДОУ...
Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление...
Презентация Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление...
Методическая разработка для педсовета «Использование инновационных технологий в образовательной деятельности по речевому развитию детей дошкольного возраста в контексте ФГОС ДО»
В презентации раскрываются задачи речевого развития в контексте ФГОС ДО; рассматриваются условные группы инновационных технологий; приводятся примеры использования технологий на практике....
Особенности совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности
При реализации Программы в продуктивных видах деятельности перед воспитателями и родителями стоит задача развития у детей творческой инициативы, которая проявляется в способности детей преобразовывать...
План-конспект совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми с ЗПР в разновозрастной группе (4-7лет) ТЕМА: «Книга о зиме».
Привлечение детей к созданию книги о зиме с использованием нетрадиционной техники рисования....