Доклад «Организация образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей»
статья на тему
Партнерская деятельность взрослого и детей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_partnerskaya.docx | 21.22 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15 С.Кабанск»
Доклад
«Организация образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей»
Выполнила:
Воспитатель- Бушкова Т. О.
2017 г.
Происходящая в стране модернизация образования обусловила необходимость важных изменений в определении содержания и способов организации педагогического процесса в детском саду. Внутренние резервы современного ребенка раскрываются в разных видах предпочитаемой им деятельности, но современному дошкольнику часто не хватает общения с родителями, сверстниками, поэтому группа детского сада — как раз то место, где он реализует свои потребности.
В психологии принято выделять два разных стиля отношений человека с другими людьми - авторитарный и демократический. Первый связан с превосходством над другими, второй — с равенством, взаимным уважением. Говоря о партнерской позиции воспитателя, мы подразумеваем, что это равноправный участник деятельности. Постоянная учительская позиция взрослого, напротив, вызывает пассивность ребенка, невозможность самостоятельно принять решение, эмоциональный дискомфорт, страх сделать что-то не так. Роль воспитателя в совместной деятельности с детьми заключается в том, чтобы: обеспечивать комфортное и конструктивно – деловое участие всех детей в общем деле.
Позиции воспитателя в разные моменты совместной деятельности.
- Давайте сегодня...
- Кто хочет, устраивайтесь удобнее...
- Кто хочет — присоединяйтесь...
Наметив задачу для совместного выполнения, взрослый и дети находят возможные способы ее реализации. В самом процессе деятельности воспитатель «задает» развивающее содержание , предлагает свою идею или свой результат для детской критики, проявляет заинтересованность в результате других, включается во взаимную оценку и интерпретацию действий участников, так же усиливает интерес ребенка к работе сверстника, поощряя содержательное общение, провоцирует взаимные оценки, обсуждения возникающих проблем. Особым образом строится и заключительный этап деятельности. Прежде всего, его характеризует концовка, где каждый ребенок работает в своем темпе и решает сам, закончил он или нет работу. Необходима оценка взрослым действий детей, но она может быть дана лишь косвенно, как сопоставление результата с целью ребенка: что хотел сделать — что получилось.
Партнерская форма занятия требует и определенной организации пространства деятельности: надо максимально приблизиться к ситуации «круглого стола», приглашающего к равному участию в работе, обсуждении, исследовании. Это может быть свободное расположение всех участников (включая взрослого) за реальным круглым столом, на ковре или вокруг нескольких общих столов с материалами для работы, экспериментирования.
Дети свободно выбирают рабочие места, перемещаются, чтобы взять тот или иной материал, инструмент. От того, как воспитатель решит для себя задачу: «Где я буду», — во многом зависит успех партнерской деятельности; она невозможна при размещении детей за одними столами, а взрослого – за своим столом. Если воспитатель правильно подбирает содержания для занятий с дошкольниками, соответствующие их интересам, и эмоционально настроен на предлагаемое дело, проблемы присоединения к нему детей просто не возникает или возникают временно. Основной формой учебной деятельности является занятие, и его никто не отменял, но в него следует вкладывать иной смысл: занятие как занимательное дело. Продуктивная деятельность - это превращение того или иного исходного материала (комплекса материалов) в конкретный продукт в соответствии с поставленной целью (замыслом). При организации продуктивной деятельности взрослый обязан, прежде всего, удовлетворить потребность ребенка в созидании. Чтобы почувствовать себя созидателем, ему нужно видеть плоды своего труда в форме конкретной вещи (будь то рисунок, поделка, панно-аппликация и пр.), которую можно держать в руках, демонстрировать другим, гордиться ею. Это вещь, которая продолжает свою жизнь в игре ребенка, в интерьере группового помещения или у него дома. Поэтому здесь не годится работа с тем раздаточным материалом, который после занятия исчезает в шкафу воспитателя. Здесь нет жестких рамок, нет жестко закрепленной структуры. Взрослый предоставляет детям достаточную свободу для реализации их собственных потребностей. Задача взрослых не в том, чтобы заставить ребенка выполнить то, что они считают важным, нужным для его блага или для реализации программы, а в том, чтобы помочь ему сделать собственный выбор, спланировать свою деятельность, осознать важность, нужность своих и предложенных взрослыми действий. Взрослый включается в деятельность наравне с детьми, не только присутствует при работе, но и стремится получить конечный продукт, поддерживая у остальных участников это стремление.
Таким образом, возникновение новых тенденций в образовании приводит к тому, что от педагога требуется, прежде всего, раскрытие и формирование у воспитанников способностей к самопознанию, самообразованию, самосовершенствованию. Происходит переосмысление роли педагога, который становится в большей степени «координатором» или «наставником», чем непосредственным источником информации. Позиция педагога дошкольного образования по отношению к детям сегодня изменяется и приобретает характер сотрудничества, когда ребенок выступает в ситуации совместной с педагогом деятельности и общения равноправным партнером, а значит равноправным участником общей работы, в результате меняются стиль поведения взрослого от административно-регламентирующего к непринужденно-доверительному; рабочее пространство, на котором разворачивается совместная работа от отдельного места за «учительским» столом к месту за общим столом рядом с детьми; отношение педагога к выполнению общей работы: от общего руководства к участию в выполнении определенной части работы. При организации занятий в форме совместной партнерской деятельности меняется положение детей. Дети могут сами решать, участвовать или нет в общей работе. Но это не введение вседозволенности и анархии. У ребенка появляется возможность выбора – участвовать в этой работе или организовать что-то другое, заняться чем-то другим. Поэтому первым условием становления и развития ключевых компетентностей должна быть атмосфера взаимного доверия, принятия и уважения чужого мнения.
В результате партнерской деятельности происходит развитие у детей инициативности, произвольности, формирование интереса к учебной деятельности, расширение сферы интересов отдельных детей и группы в целом. Проявление инициативы, активность, самостоятельность, сотрудничество – основные факторы в овладении ключевыми компетенциями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ В ФОРМЕ СОВМЕСТНОЙ ПАРТНЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО С ДЕТЬМИ.
Направление - Реализация Федеральных Государственных требований в системе дошкольного образования....
«Особенности организации непосредственно образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности»
Консультация для воспитателей ДОУ всех возрастных групп...
Особенности организации непосредственной образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого и детей
laquo;Мы включены в деятельность, не связаны обязательными отношениями, а только желанием и обоюдным договором: мы все хотим делать это»...
Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление...
Презентация Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнерской деятельности взрослого с детьми
Партнерская позиция воспитателя способствует развитию у ребенка активности, самостоятельности, умения принять решение, пробовать делать что-то, не боясь, что получится неправильно, вызывает стремление...
Методическая разработка для педсовета на тему: «Особенности организации образовательной деятельности в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми».
Цель: повысить уровень компетентности педагогов в организации партнерской деятельности с детьми. Задачи: - обобщить теоретические знания педагогов об организации партнерской деятельности с д...