Особенности совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности
статья (младшая группа)

При реализации Программы в продуктивных видах деятельности перед воспитателями и родителями стоит задача развития у детей творческой инициативы, которая проявляется в способности детей преобразовывать различные материалы в соответствии с целью-замыслом.

Проявление у детей инициативы как целеполагания и волевого усилия, означает, что дети занимаются продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, конструируют и т.п.) не под давлением со стороны воспитателя, подчиняясь его требованиям, а добровольно включаются в процесс деятельности, имея конкретное намерение-цель: «Хочу рисовать, лепить», добиваясь результата. В данном разделе методических рекомендаций будут рассмотрены педагогические условия, способы и направления поддержки инициативы детей 3-4 лет в продуктивной деятельности по двум основным блокам:

1) в совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми;

2) в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл produktivnaya_v_ml_gr.docx575.36 КБ

Предварительный просмотр:

Продуктивная деятельность

При реализации Программы в продуктивных видах деятельности перед воспитателями и родителями стоит задача развития у детей творческой инициативы, которая проявляется в способности детей преобразовывать различные материалы в соответствии с целью-замыслом.

Проявление у детей инициативы как целеполагания и волевого усилия, означает, что дети занимаются продуктивной деятельностью (рисуют, лепят, конструируют и т.п.) не под давлением со стороны воспитателя, подчиняясь его требованиям, а добровольно включаются в процесс деятельности, имея конкретное намерение-цель: «Хочу рисовать, лепить», добиваясь результата. В данном разделе методических рекомендаций будут рассмотрены педагогические условия, способы и направления поддержки инициативы детей 3-4 лет в продуктивной деятельности по двум основным блокам:

1) в совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми;

2) в свободной самостоятельной деятельности самих детей.

Особенности совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми в продуктивной деятельности

Для того, чтобы воспитатели могли добиться результата при реализации Программы и дети 3-4 лет обнаружили бы стремление добровольно включиться в процесс рисования, лепки, аппликации или конструирования, взрослый не должен принуждать их к этому.

Когда воспитатель, занимая позицию учителя, ставит перед детьми задачу научиться их чему-то, объясняет способы её достижения и контролирует результат, он лишает детей ощущения добровольности.

Результаты психолого-педагогического исследования, проведённого Н.А. Коротковой и построенного на сравнительном эксперименте, убедительно показали, что мотивированность детей к деятельности, их активность значительно выше при использовании воспитателем не позиции учителя, а позиции равноправного партнёра, готового к сотрудничеству.

Возрастание собственной активности детей при совместной партнёрской деятельности со взрослым объясняется тем, что у детей, которые непринуждённо действуют рядом со взрослым-партнёром, возникает ситуация двойной мотивации.

 С одной стороны, реализовано стремление детей находиться и действовать рядом со взрослым: делать то, что делает он и подражать ему в этом.

С другой стороны – при совместной партнёрской деятельности взрослый не принуждает детей к выполнению определённого задания, не контролирует результат и они могут делать то, что им интересно.

 Вместе с тем, для ребёнка партнёрство со взрослым не означает вседозволенности. В партнёрском образовательном процессе в непринуждённой форме решаются сложные и многоплановые задачи. Поэтому, для того, чтобы добиться у детей становления инициативы, воспитателю необходимо понять и использовать определённые педагогические условия, способы и приёмы работы с детьми, специфические для развития этого личного качества у детей 3-4 лет в продуктивной деятельности. Рассмотрим особенности проведения этой работы более подробно.

Занятия в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми не являются самоцелью. На этих занятиях воспитателями должны решаться образовательные задачи самого широко плана: от позитивного отношения детей к процессу создания изображения и знакомства с изобразительными материалами, до овладения основными культурными способами действия с ними, формирования и совершенствования изобразительных умений и навыков и использования средств выразительности при создании образов. Следовательно, детей многому надо научить, но в тоже время сохранить возможность проявления ими инициативы как целеполагания и волевого усилия.

Для решения этой задачи в Программе рекомендуется в продуктивной деятельности с детьми использовать разные типы работ.

Работа по образцам проводится в том случае, когда дети впервые знакомятся с изобразительным материалом и приёмами работы с ними. Действуя вместе со взрослым и по его показу и поддержке, дети учатся преодолевать трудности и получают продукт (рисунок, лепку, аппликацию, конструкцию), с которыми можно играть или подарить другим. Возникает позитивное отношение к деятельности, появляется уверенность в себе и своих возможностях, возникает чувство удовлетворения достигнутыми результатами.

 Работа с незавершёнными продуктами позволяет детям «почувствовать вкус» к продуктивным видам деятельности. Она может проводиться с детьми, как на начальном этапе овладения приёмами создания изображения, так и с целью упражнения в полученных навыках. Работа с незавершёнными продуктами не требует от детей особого напряжения, но зато открывает перспективу проявления инициативы: на голове снеговика можно нарисовать шапочку по своему желанию, красивую новогоднюю ёлку украсить игрушками по своему выбору и вкусу.

Созданный продукт позволяет детям в полной мере насладиться полученным результатом, испытать чувство удовлетворения. У детей возникает естественное желание вновь пережить радость созидания. Появляется потребность действовать, а вслед за этим инициатива как целеполагание и волевое усилие, потому что ребёнок не по принуждению со стороны взрослого, а сам захотел сделать что-то. При этом, вначале дети обнаруживают стремление включиться в процесс деятельности, а затем могут сформулировать конкретное намерение-цель («Хочу слепить птичку и подарить маме» и другое) и проявлять стремление к тому, чтобы добиться нужного результата.

Психологическая и техническая подготовка детей, полученная на занятиях в форме совместной партнёрской деятельности со взрослым при работе по образцам и с незавершёнными продуктами, открывают широкие перспективы для использования в образовательном процессе формы представленности цели по словесному описанию. При этом воспитателям важно понимать, что работа с детьми с использованием формы представленности цели по словесному описанию «сработает» на проявление инициативы только в том случае, если при реализации предложенного детям содержания у них будет для этого графический или пластический опыт. Так, например, при обучении детей рисованию работа по образцу была направлена на овладение 2-3 приёмами рисования травы. Работа с незавершённым продуктом (рисунком) требовала рисования травы по заданным в самом материале условиям (среди травы детям надо было «спрятать от волка» маленького зайчонка).

Следовательно, в рисование по словесному описанию, предложенное для творческого воплощения, желательно включить содержание, которое позволит детям сделать выбор и проявить инициативу при рисовании картинки, но с использованием полученных ранее умений и навыков. Например: «Наступила весна и на лесной полянке выросло много травы».

 При этом, подбор типов работы может осуществляться, как для одного вида продуктивной деятельности, как в данном примере (в рисовании), так и с использованием разных видов продуктивной деятельности. Например, при обучении детей изображению предметов прямоугольной формы, работу по образцу лучше начать с действий детей с готовыми формами. Например, детей можно привлечь к изготовлению гирлянды из флажков для украшения группы.

Работу с незавершённым продуктом лучше организовать в рисовании, предложив детям дорисовать платочки, которые ежиха повесила на верёвку сушиться.

 В дальнейшем, работа по словесному описанию может включать различные варианты передачи детьми в рисовании прямоугольной формы в зависимости от их подготовленности при проведении предыдущей работы и индивидуальных особенностей.

Вначале создание изображения может осуществляться детьми с опорой на дополнительно нарисованные на листе бумаги линии. Это может быть изображение верёвки, на которой дети смогут нарисовать то, что на ней сушится (красивые салфетки, платочки, полотенце и др.)

Кроме того, при выполнении работы по словесному описанию, в зависимости от подготовленности детей вполне возможным является создание изображения в сочетании с незавершённым продуктом. Например, дети рисуют конфеты на листе бумаги, оформленном в виде коробки.

коробка

Воспитатели могут по-разному подойти к подбору типов работ. В начале года могут преобладать работы по образцам и незавершённым продуктам с постепенным увеличением к концу года работ по словесному описанию цели-условия.

Осуществляя регулирование форм совместной продуктивной деятельности с детьми, воспитатели руководствуются общими требования к организации занятий в форме партнёрской деятельности, разработанными Н.А. Коротковой[1].

1. Занятия продуктивной деятельностью обозначаются для детей, как работа в мастерской и для их проведения в группе выделяется специальное хорошо освещённое место. В зависимости от количества детей, это могут быть составленные вместе у окна столы, покрытые клеёнкой, за которыми предусмотрены места для всех детей группы и воспитателя. Рабочие места постоянно не закрепляются за детьми и воспитателем и они могут менять своё месторасположение. Так, например, воспитатель может занять место рядом с теми детьми, кому он, при выполнении данной работы, намерен оказывать индивидуальную поддержку и помощь.

 Рядом со столами должны быть расположены материалы и оборудование для уборки воспитателем и каждым ребёнком своего рабочего места.

2. До начала проведения работы в форме мастерской, воспитатель договаривается с детьми о правилах поведения: во время работы можно общаться друг с другом, не спрашивая разрешения, можно встать и подойти к воспитателю за помощью и советом. Выполненную работу надо показать воспитателю, затем убрать рабочее место и тогда можно заняться другими делами. Нельзя шуметь и отвлекать других детей от работы.

3. Привлекая детей к работе в мастерской, воспитатель не оказывает на них психологического давления, не принуждает к участию в работе. Он обращает их внимание на подготовленные материалы и очень кратко и убедительно заинтересовывает детей содержанием предстоящей работы, тем, что он намерен сделать вместе с ними. Эффективным приёмом подготовки детей к предстоящей работе является предварительное обсуждение с ними необходимости в её проведении. Ежедневное планирование совместной деятельности воспитателя с детьми может проводиться в рамках ежедневной утренней традиции «Наши добрые дела».

4. Работая в мастерской, воспитатель действует наравне с детьми, объясняя свои намерения и комментируя последовательность проведения работы. В тех случаях, когда воспитатель видит, что у большинства детей возникают трудности, он может работать в замедленном темпе, вводить «пошаговое» объяснение или несколько раз выполнять одну и ту же работу.

5. Воспитатель регулирует время проведения работы в мастерской, не допуская переутомления детей. Дети работают в удобном для них темпе. Воспитатель заранее подготавливает детей к окончанию работы или объявляет о продолжении её в другое время, демонстрирует полученные детьми результаты.

Познакомившись с предлагаемыми приёмами работы с детьми, воспитатели могут почувствовать к ним определённое недоверие. Такое отношение является вполне понятным. Перейти от авторитарных методов руководства к непринуждённой деятельности с детьми является сложной задачей, с которой сможет справиться не каждый педагог.

Основные опасения воспитателей были связаны с тем, что они не смогут привлечь всех детей к работе в мастерской, а так как эта работа является альтернативой занятиям, то будет нанесён серьёзный урон образованию детей.

Вместе с тем, практический опыт проведения занятий продуктивной деятельностью в форме совместной партнёрской деятельности, позволил им убедиться в обратном. При желании воспитателей и выполнении ими рассмотренных выше рекомендаций, эта работа не вызывает у них серьёзных затруднений.

Оказалось, что от участия в общей работе отказываются только отдельные дети. Но, по истечению определённого времени, постепенно и эти дети присоединяются к работе всей группы.

Воспитатели рассказывали, что в их опыте были единичные случаи, когда в группу поступали из семьи дети, которые были агрессивно настроены по отношению ко всему тому, что происходит в детском саду и пытались сознательно мешать работать остальным. В основном, негативные проявления детей были связаны с адаптацией к новым условиям и недостатками, допущенными родителями при воспитании ребёнка в семье. В результате индивидуальной работы и с помощью специалистов (врачей, психологов) негативные проявления этих детей постепенно нивелировались.

 Наблюдения показали, что к концу года, овладев основными приёмами совместной партнёрской деятельности работы с детьми, воспитатели признали преимущества данного подхода и изъявили желание аналогичным образом продолжить работу с детьми на следующих возрастных этапах. При этом было отмечено, что освоение воспитателями второго блока образовательной деятельности при реализации Программы, направленного на поддержку детской инициативы в свободной самостоятельной деятельности самих детей, потребовало от них значительно меньших усилий. Рассмотрим основные направления в проведении этой работы.

Свободная самостоятельная продуктивная деятельность детей

При реализации раздела Программы «Продуктивная деятельность» воспитателям важно понимать, что они не смогут достигнуть результата в работе с детьми, если ограничатся только обучением детей на занятиях в форме совместной продуктивной деятельности. Для развития инициативы, как целеполагания и волевого усилия, необходимо, чтобы сами дети регулярно действовали самостоятельно. При этом, вполне правомерным является то, что намерения –цели детей будут являться повторением того содержания, которым они овладели в процессе занятий совместной партнёрской деятельностью со взрослым. Самостоятельная постановка ребёнком конкретной цели в рисовании, лепке, аппликации или конструировании, способность удержать её во время работы, проявление стремления достичь хорошего качества и доведение создания изображения до конца, является важным показателем его развития на этапе дошкольного детства и результатом в реализации Программы.

Особенность руководства самостоятельной продуктивной деятельностью детей состоит в том, что работа воспитателей главным образом связана с созданием для детей условий для её проведения.

У детей младшего дошкольного возраста наблюдается весьма специфическое отношение к свободной самостоятельной продуктивной деятельности. Разнообразие материалов, их фактура и возможность использования являются для маленьких детей очень привлекательными. Поэтому большинство детей с удовольствием начинают действовать с ними. Но, в процессе использования, дети нещадно эксплуатируют материалы до полного их «исписывания» с «измачаливанием» стержней маркеров и фломастеров, с разбрасывание комочков пластических материалов и т.п.

Прохождение данного этапа освоения материала играет определённую роль. Ребёнок реализует интерес к материалу, учится элементарно действовать с ним и приобретает уверенность в себе и своих возможностях.

Однако, манипулирование с материалами является лишь незначительным шагом к основной цели - появлению у детей собственной инициативы в осуществлении созидательных действий. Задача воспитателя состоит в том, чтобы акцентировать внимание детей на постановке целей и зафиксировать для них момент результативности той деятельности, которую они совершают. Для решения этой задачи воспитатели могут использовать следующие приёмы работы с детьми.

1. Предоставлять в распоряжение детей те материалы и образцы с показом (прорисовкой) способов выполнения, которые использовались воспитателями в совместной продуктивной деятельности с детьми при работе в мастерской.

Это значит, что всё то, воспитатель использовал для обучения рисованию, лепке и аппликации в работе мастерской, сохраняется и используется им для демонстрации детям с целью того, чтобы они повторно использовали это, но уже по собственной инициативе в свободной самостоятельной деятельности.

Для того, чтобы предлагаемые материалы были информативными и стимулировали бы детей к повторному воспроизведению, необходимо продумать их расположение.

Свободная самостоятельная продуктивная деятельность самих детей может осуществляться за теми же столами, за которыми они работают в мастерской. В качестве приспособлений для расположения материалов с предыдущих занятий в мастерской, могут использоваться полки, подставки, которые располагаются в центре каждого стола, прикрепляются к стенам или демонстрируются на стоящих на полу досках и т.п.

Если позволяет помещение группы, то специально для самостоятельной продуктивной деятельности детей могут быть выделены 1-2 стола и стеллаж на стене или угловая этажерка на колёсиках. Изобразительные материалы и оборудование располагаются на полках этажерки, а стеллаж используется для демонстрации материалов, созданных детьми совместно со взрослым.

В качестве идеального варианта, можно порекомендовать использование нескольких столов, оборудованных для разных видов продуктивной деятельности со стеллажами или демонстрационными досками на стенах и угловыми этажерками на колёсиках.

Очевидно, создание условий для свободной самостоятельной деятельности самих детей по рисованию, лепке, аппликации и конструированию имеет ряд преимуществ: можно увеличить количество материалов и оборудования, расширить демонстрацию таблиц с демонстрацией способов и приёмов изображения.

Крупный напольный строительный материал и 2-3 строительных набора для настольного конструирования должны свободно использоваться детьми, но их не следует включать в особое, выделенное пространство. Воспитатель договаривается с детьми о правилах их использования, с обязательной оценкой результата деятельности детей путём съёмки построек на телефон и вырабатывает общие требования к ежедневной уборке (не при уходе на прогулку, а в конце дня).

Очевидно, что вариантов по созданию условий для свободной самостоятельной деятельности самих детей может быть очень много. Главное – нельзя игнорировать проведение этой работы и теснота групповых помещений не может служить оправданием тому, что в группе не созданы условия для самостоятельной продуктивной деятельности детей. Поэтому, каждый воспитатель, исходя из имеющихся у него возможностей, решает данный вопрос по-своему.

2. Использовать материалы на печатной основе, с которыми дети научились действовать в совместной продуктивной деятельности со взрослыми в детском саду и семье.

В учебно-методическом комплекте по реализации Программы «Миры детства: конструирование возможностей» представлен широкий ассортимент материалов на печатной основе для продуктивных видов деятельности, как в детском саду, так и в семье.

В помощь воспитателям при реализации раздела «Продуктивная деятельность» Программы «Миры детства: конструирование возможностей» разработана система игровых заданий для детей 3-4 лет, направленная на развитие у них основных графических умений и навыков в рисовании, композиции и создания сюжетных картинок.

Развитие графический умений и навыков детей (от рисования коротких, длинных, пересекающихся линий до рисования совершается ребенком не механически, а имеет для него определенный смысл.

Например, воспитатель, используя систему заданий на печатной основе, может предложить детям помочь зайцу вырастить овощи. Для этого надо нарисовать сильный дождь, который обильно «польёт» грядки.

грядки

После того, как ребёнок нарисует дождь, он получал маркеры с изображением овощей и наклеивает их на грядки. Воспитатель, наравне со всеми детьми, тоже участвует в выполнении этой почётной миссии – оказание помощи зайцу, а затем, как бы, от лица счастливого зайца, благодарит детей за помощь.

Наборы для аппликации из готовых форм («В лесу», «В городе», «В деревне» и т.п.) позволяют решать образовательные задачи другого плана. Действуя с готовыми формами, дети получают уникальную возможность создавать сюжетные картинки и упражняться в композиционном расположении изображений, что является очень важным, как для общего, так и для их художественного развития.

Вначале широкое использование продукции на печатной основе используется воспитателем в совместной партнёрской продуктивной деятельности с детьми в работе мастерской. Только после того, как дети в совместной продуктивной деятельности со взрослым выполнят работу в мастерской и получат практические навыки использования данного материала, воспитатель может разместить листки с заданиями на печатной основе для их самостоятельного использования. 

При этом, педагогически значимым для развития детей в продуктивной деятельности является то, что задания на печатной основе с одним содержанием разработаны для разных типов работ: по образцу, с незавершёнными продуктами по словесному описанию цели-условия. В результате дети получают возможность выбирать тип работы.

Длительность использования материалов на печатной основе определяется воспитателем в зависимости от отношения детей к выполнению этой работы. Если дети с увлечением работают с заданиями на печатной основе, то материалы систематически пополняются новыми с постепенным усложнение приёмов и способов работы детей с ними. Чтобы перейти от наиболее технически простых коротких линий (рисунок с дождем для моркови) к наиболее сложным прямоугольным (рисунок с конфетами), ребенок должен пройти несколько промежуточных стадий.

Это рисование наклонных линий:        Длинных прямых линий:

зайцы на опушкеавтомобили

Материалы на печатной основе систематически вносятся и постепенно дополняются новыми до тех пор, пока не будет утрачен интерес детей к их использованию. Если дети не используют материалы, но воспитатель видит, что они ещё не овладели элементарными формообразующими движениями в рисовании, то разрабатываются новые способы и направления поддержки детской инициативы.

Главное, чтобы при проведении подобного рода работы воспитатели не формально, а заинтересованно относились к её результату и понимали, что, благодаря приложенным усилиям произойдёт сдвиг в проявлении инициативы детей и это отразиться на их развитии.

3. Создавать условия для использования детьми в продуктивной деятельности природных и бросовых материалов.

Природные и бросовые материалы являются для детей 3-4 лет достаточно привлекательными, но возможности младших дошкольников в их использовании в процессе свободной самостоятельной деятельности весьма ограничены. Поэтому воспитателям необходимо создавать специальные условия для их использования в самостоятельной продуктивной деятельности.

Для проведения этой работы воспитатель создаёт условия, рассчитанные на то, что при желании в этой работе могут принять участие все дети группы. Поэтому используются составленные вместе столы, предназначенные для работы в мастерской.

Практичным и экономным материалом для создания основы для коллективной деятельности детей является обратная сторона обоев. Рулон с обоями прикрепляется к стене недалеко от составленных вместе 2-3 столов и от него отматывается часть, закрывающая их поверхность.

В центре столов или в 2-3 местах, размещаются ёмкости с клеем из муки или крахмала, подставки с кисточками, тряпочки для вытирания излишек клея и коробки с низкими бортиками, наполненные вырезанными из бросового материала картинками с изображением зданий, различных предметов, техники, животных, людей и т.п. На одной из сторон обоев заранее наклеивают несколько изображений.

Воспитатель предлагает детям самостоятельно продолжить начатую им работу и наклеить имеющиеся картинки на лист бумаги.

 Дети действую по собственной инициативе в течение дня. В конце дня воспитатель говорит: «А теперь давайте посмотрим, что наши дети сегодня захотели наклеить сами и рассмотрим картину, которая у них получилась».

Воспитатель обращает внимание на каждое наклеенное изображение. Индивидуально хвалит инициативу каждого ребёнка и предлагает наградить его аплодисментами.

Общая работа размещается на доске или специальном стенде для демонстрации коллективных работ до появления новой работы.

При желании воспитателя, он может создавать условия для коллективной самостоятельной деятельности детей с природными и бросовыми материалами 1-2 раза в неделю, постепенно усложняя его. Для наклеивания детям могут быть предложены «живые» листья с деревьев, кусочки ткани, небольшие плоские предметы.

После того, как с января месяца дети приобретут опыт совместной со взрослым продуктивной деятельности с использованием ножниц, вырезанные картинки заменяются различными журналами, рекламными буклетами, из которых дети сами вырезают понравившиеся им картинки, а затем наклеивают их.

        На основе работ Н.А. Коротковой


[1] Организация совместной продуктивной деятельности //Образовательный процесс в группах старшего дошкольного возраста, М., 2014, с.103-108


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми

Организация занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми связана со значительной перестройкой стиля поведения педагога. Говоря о партнёрской позиции педагога, подразумевается...

Совместная партнёрская деятельность взрослых и детей дошкольного возраста.

Данная статья раскрывает опыт работы  ДОУ и семьи, опираясь на теоретические основы взаимодействия этих социальных институтов. Создание единого пространства развития ребёнка, как в ДОУ...

"Особенности организации занятий в форме совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми"

Структура НОД в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.Особенности работы по созданию игровой мотивации на разных возрастных этапах....

Учебно – методическая разработка «Совместная партнёрская деятельность взрослого и детей по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной к школе группе «Час удивительных открытий»

Одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является метод экспериментирования, который относится к познавательному развитию. Экспериментирование способствует форм...

План-конспект совместной партнёрской деятельности взрослого с детьми с ЗПР в разновозрастной группе (4-7лет) ТЕМА: «Книга о зиме».

Привлечение детей к созданию книги о зиме с использованием нетрадиционной техники  рисования....