Сообщение для воспитателей «Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
консультация
Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них лишены всякого смысла, а порой даже учат жестокости. Дети больше времени предпочитают проводить за компьютером или телефоном, играя в различные видео игры. Потом все действия этих героев они переносят в свою игру, играют в «Монстров», «Чудовищ», «Зомби» и т.д. Возникает вопрос, как нашим детям учиться у этих героев добру, ласке, милосердию, взаимопомощи, отзывчивости и дружелюбию, умению помогать друг другу в трудную минуту.
Исходя из этого, мною была определена цель:
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, развить творческие способности, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
d.n.v.pptx | 2.71 МБ |
d.n.v.docx | 32.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
«Те высокие нравственные, эстетические и интеллектуальные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания». А.В.Запорожец .
Актуальность Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них лишены всякого смысла, а порой даже учат жестокости. Дети больше времени предпочитают проводить за компьютером или телефоном, играя в различные видео игры. Потом все действия этих героев они переносят в свою игру, играют в «Монстров», «Чудовищ», «Зомби» и т.д. Возникает вопрос, как нашим детям учиться у этих героев добру, ласке, милосердию, взаимопомощи, отзывчивости и дружелюбию, умению помогать друг другу в трудную минуту.
Цель : Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, развить творческие способности, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности
Задачи: 1.Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развитие психических процессов, умение общаться, развивать уверенность в себе. 2.Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование отзывчивости по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты, способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки. 3.Воспитывать послушание на основе любви и уважения, терпения, милосердия, умения помогать друг другу, уступать, с благодарностью принимать помощь. 4. Формировать у детей духовно-нравственные ценности (доброта, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе русских народных сказок, потешек; 5. Вовлечь детей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.
В процессе знакомства детей с театром и овладением ими навыков театрализованных игр, в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка, воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формируется сознание нравственных норм, активно развиваются все психические процессы .
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
Театр- игра и воспитание Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить, играя!
Например, этюд-импровизация «Удивительная история»: детям предлагается выбрать карточку с изображением персонажа. Все дети сидят полукругом, на оставшемся свободном месте расставляются декорации или предметы, которые их заменяют. Карточки отдаются педагогу, как только ребенок озвучит название персонажа.
Вот пример импровизации: «У одной кошки совсем не было домика, и ей приходилось жить на улице, настала зима и кошке стало холодно. Однажды мимо проходила мама с дочкой, увидев кошку девочка пожалела ее, погладила по головке приговаривая ласковые слова. Дочка попросила маму забрать кошку домой, потому что она может замерзнуть. Так у кошки появился новый дом. Теперь она сидела на окошке, смотрела сквозь заледеневшее стекло на улицу и благодарно мурлыкала. В доме, куда ей посчастливилось попасть было тепло и уютно, а девочка гладила кошку и радовалась, что теперь кошке не придется мерзнуть на улице».
Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно нравственного воспитания. Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры как воспитанников, так и педагогов, и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ с семьей.
Предварительный просмотр:
МОУ ИРМО «Дзержинская НШДС»
Сообщение для воспитателей
«Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Выполнила
воспитатель: Рогова Н.Н.
2021г.
Содержание
Введение……………………………………………………………….......…с.3
1.Духовно – нравственное воспитание детей через театрализованную
деятельность………………………………………………………………..с.4-5
2.Театр - игра и воспитание ………………………………………………....с.6-7
Заключение………………………………………………………………........с.7
Список литературы……………………………………………………….......с.8
Введение
«Те высокие нравственные, эстетические
и интеллектуальные чувства, которые
характеризуют развитого взрослого человека и
которые способны вдохновить его на большие
дела и на благородные поступки,
не даны ребенку в готовом виде от рождения.
Они возникают и развиваются на протяжении
детства под влиянием социальных условий
жизни и воспитания».
А.В.Запорожец.
В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, мы пытаемся понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне.
Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и наша задача помочь в этом ребенку, обсуждая с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.
Таким образом, главная задача для педагогов в ДОУ - формирование у детей ясной системы духовно - нравственного воспитания. Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению норм и требований. В результате воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.
1.Духовно – нравственное воспитание детей через театрализованную деятельность. Традиционно в качестве содержания работы по духовно-нравственному воспитанию рассматривают ознакомление с системой ценностей, усвоение представлений о которых обеспечивает духовно-нравственное становление растущего человека.
На мой взгляд, содержанием духовно-нравственного воспитания является тот духовный и нравственный опыт, который приобретается ребенком и «взращивается» педагогом в процессе педагогического взаимодействия в различных видах деятельности, находясь в постоянном взаимодействии со сверстниками. Наиболее эффективными методом работы, в данном направлении, я считаю духовно-нравственное развитие детей посредством театрализованной деятельности. Ведь именно через нее ребенок может приобрести тот самый необходимый ему опыт, осознания себя как личности, способной правильно оценивать ту или иную жизненную ситуацию и принимать верное решение.
Актуальность: мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них лишены всякого смысла, а порой даже учат жестокости. Дети больше времени предпочитают проводить за компьютером или телефоном, играя в различные видео игры. Потом все действия этих героев они переносят в свою игру, играют в «Монстров», «Чудовищ», «Зомби» и т.д. Возникает вопрос, как нашим детям учиться у этих героев добру, ласке, милосердию, взаимопомощи, отзывчивости и дружелюбию, умению помогать друг другу в трудную минуту.
Исходя из этого, мною была определена цель:
Развить и воспитать в душе каждого ребенка духовное начало, развить творческие способности, психологическое раскрепощение детей посредством театрализованной деятельности.
Задачи:
1.Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развитие психических процессов, умение общаться, развивать уверенность в себе.
2.Организовать воспитательную деятельность, направленную на формирование отзывчивости по отношению к сверстникам, умению мирно разрешать конфликты, способности к сопереживанию, чувства ответственности за свои поступки.
3.Воспитывать послушание на основе любви и уважения, терпения, милосердия, умения помогать друг другу, уступать, с благодарностью принимать помощь.
4.Формировать у детей духовно-нравственные ценности (доброта, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе русских народных сказок, потешек;
5.Вовлечь детей в совместную деятельность с ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей.
Театрализованная игра – одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д.
Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки). Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью.
Театр - игра и воспитание. Почему именно театрализованная деятельность? Театрализованная деятельность один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить, играя!
Дети старшего дошкольного возраста при помощи сценических образов, учатся видеть, слышать и понимать друг драга, пластически выражать поведение сказочных героев, передавать их настроение, характер. Дети учатся действовать не только от имени сказочного героя, а от своего. В театре-экспромте используется импровизированный метод, т.е. дети используют различные роли без заучивания текста, следуя развитию сюжета, а педагог выступает в роли «суфлёра» помогая развиваться сюжету в нужном русле.
Например, этюд-импровизация «Удивительная история»: детям предлагается выбрать карточку с изображением персонажа. Все дети сидят полукругом, на оставшемся свободном месте расставляются декорации или предметы, которые их заменяют. Карточки отдаются педагогу, как только ребенок озвучит название персонажа.
Вот пример импровизации: «У одной кошки совсем не было домика, и ей приходилось жить на улице, наступила зима, и кошке стало холодно. Однажды мимо проходила мама с дочкой, увидев кошку, девочка пожалела ее, погладила по головке, приговаривая ласковые слова. Дочка попросила маму забрать кошку домой, потому что она может замерзнуть. Так у кошки появился новый дом. Теперь она сидела на окошке, смотрела сквозь заледеневшее стекло на улицу и благодарно мурлыкала. В доме, куда ей посчастливилось попасть, было тепло и уютно, а девочка гладила кошку и радовалась, что теперь кошке не придется мерзнуть на улице».
Именно благодаря театрализованной деятельности осуществляется эмоционально-чувственное «наполнение» отдельных духовно-нравственных понятий и помогает воспитанникам постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор.
Взаимосвязь с другими составляющими педагогического процесса по всем направлениям и различным педагогическим областям дают возможность достичь положительных результатов и говорить о том, что использование педагогического потенциала театрализованной деятельности может способствовать формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ и семьи.
И как конечной цели воспитание гуманистически целостной духовно развитой личности, которая сможет противостоять реалиям нашей действительности, созидая и приумножая добро вокруг себя, стремясь к нравственному самосовершенствованию, имеющую желание путем внутренней работы приобрести твердые нравственные убеждения, найти свой нравственный идеал, направить свою деятельность на служение благородному делу, своему Отечеству. «Воспитание окончено и достигло своей цели, - считал Николай Христианович Вессель, - если воспитанник возымел силу и волю далее, всю жизнь развивать себя, неутомимо работая над тем делом, которое вполне соответствует его духовным и телесным силам».
Заключение
Таким образом, театрализованная деятельность - одна из самых демократичных, доступных для детей видов искусства, она позволяет решать актуальные проблемы духовно нравственного воспитания.
Использование педагогического потенциала театрализованной деятельности способствует формированию нравственных качеств дошкольников; осмыслению духовных и нравственных ценностей, повышению нравственной культуры, как воспитанников, так и педагогов, и родителей; обновлению содержания и форм осуществления духовно-нравственного воспитания дошкольников; укреплению сотрудничества ДОУ с семьей.
Список литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий календарно – обрядового праздника с использованием фольклора как средства духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Мероприятие посвящено тому, что 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Ку...
Народные праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Семейные традиции – должны жить!От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет...
Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматривается особая значимость и особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Автором перечислены методы и приемы работы со сказкой, способствующие духовно-нрав...
Проект "Праздничный календарь". Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
ПРОЕКТ "Праздничный календарь"Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСроки реализации проекта: 1 год...
«Подвижные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
laquo;Подвижные игры как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»...
Презентация "Ознакомление с живописью как средством духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста".
В презентации отображена актуальность данной проблемы, ее значение, ожидаемые результаты проекта. этапы его реализации....
«Театрализованная деятельность как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста»
Мы всё чаще сталкиваемся с проблемой ухудшения духовно – нравственного состояния общества. Во многих семьях отдаётся предпочтение просмотру мультфильмов с бездушными героями, многие из них лишен...