Народные праздники как средство духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа) по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
НАПРАВЛЯЯ- РАЗВИВАЙ. УВЛЕКАЯ – СОВЕРШЕНСТВУЙ. УВА | 2.98 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
От того, как будут образованы, а главное, воспитаны сегодняшние дошкольники, будет зависеть, какое мы возродим общество, и счастливо ли, интересно ли в нем будет жить. Все мы говорим о возрождении России, но ведь оно невозможно без возрождения культа семьи и народных традиций. Ведь с момента крещения Руси люди жили по законам духовности и нравственности. Так жила и семья, признававшаяся главной человеческой ценностью. В настоящее время нельзя не отметить, что во многих семьях наблюдается ослабление связей между детьми и родителями. Это ведет к потере традиций, которые и являются фундаментом культурной жизни человеческого общества. Это элементы культурного наследия, передающиеся из поколения в поколение. В последнее время о традициях говорят много. Это и громкие слова о «возрождении традиций и повышении уровня самосознания нации», и удивительные истории об обычаях других стран, и реклама, где все всегда традиционно. Традиции – это розовощекие красавицы, поющие на сцене народные песни, и шумная Масленица с душистыми блинами, пушистая верба на Вербное воскресенье и демонстрация в День Победы. А еще традиции – это мама, каждый вечер рассказывающая детям сказку на ночь, это папа, который превращается в Деда Мороза тайком на лестнице, и миллион мелочей, которые есть только в вашей семье и которые остаются с вами сладкими воспоминаниями о детстве. Но именно о таких мелочах, которые принято называть семейными традициями, мы почему-то забываем. Традиции представляются нам чем-то глобальным, чем-то далеким, происходящим то ли на государственном, то ли на национальном уровне. Итак, формирование, развитие культурного общества невозможно без соблюдения традиций. Семья – это самая благородная форма существования человека. И пусть с губительной целью приходят житейские бури и неурядицы, они ничего не смогут сделать, пока все мы будем хранителями своего семейного архива, своих семейных традиций.
Цель проекта: Осуществлять взаимодействие ДОУ и семьи через приобщение к народным и семейным традициям. Задачи проекта: 1. Выявить уровень знаний детей, педагогов, родителей о народных и семейных праздниках. 2. Сплотить детей, педагогов и родителей единой творческой мыслью через изучение семейных традиций, проведение народных и семейных праздников. 3. Создать условия для совместной работы ДОУ и семьи по возрождению народных и семейных традиций. 4. Воспитывать уважение к членам своей семьи, бережное отношение к своим реликвиям и обычаям. 5. Укрепить отношения между семьей и дошкольным учреждением.
Цель этапа: Выявление знаний педагогов, родителей, детей о семейных и народных традициях. 1. Анкетирование родителей, педагогов на тему: «Знаете ли вы русские праздники, обычаи, традиции?» 2. Посещение семей воспитанников с целью знакомства, с укладом их жизни, обычаями, реликвиями. 3. Собеседование с детьми об их семье, родственниках, семейных праздниках.
Цель этапа: Знакомство детей, родителей, педагогов с народными и семейными праздниками через разные формы работы. 1. Создание клуба «Берегиня», в рамках которого и будет проходить ознакомление всех участников проекта. 2. Консультации для родителей на темы: «Народные праздники» «Почему пекут блины в масленичную неделю?» «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?» «Коляда, коляда, отворяй ворота» «Сказки, рассказанные на ночь» «Колыбельная для малышей» «Игры, хороводы наших бабушек» «День рождения – только раз в году» «Как удивить детей новогодними подарками?» «Что вы знаете о фольклоре?»
Цель этапа: Использование традиционных форм, себя оправдавших и поиск новых наиболее эффективных. 1. Развлечения: «Песни, хороводы наших бабушек»; «Народные игры забавы»; «Загляните в семейный альбом»; 2. Конкурс «Моя родословная»; 3. Конкурс «Бабушкин сундук» 4. Создание мини-музея семейных реликвий, традиций» 5. Семейный праздник «Красна изба пирогами, река – берегами, а семья – традициями». 6.Оформить тематические выставки на темы: «Народные праздники»; «Почему пекут блины в масленичную неделю?» «Откуда произошла традиция красить яйца и печь куличи?» «Коляда, коляда, отворяй ворота» «Сказки, рассказанные на ночь» «Колыбельная для малышей» «Игры, хороводы наших бабушек» «День рождения – только раз в году» «Как удивить детей новогодними подарками?» «Что вы знаете о фольклоре?»
Я уверена, что выбранное мною направление перспективно, что нравственно-патриотическое воспитание нужно начинать с рождения ребенка в каждой семье, с приобщения к традициям, ведь не секрет, что дети не чтут семейных традиций, т.к. они во многих семьях потеряны или забыты. А ведь какое приятное дело – ждать Дня рождения, субботнего похода в парк или просто вечернего чаепития, маминой колыбельной или сказки на ночь, всех этих чудесных событий, без которых невозможно ощутить себя одной семьей, такой изобретательной, веселой, дружной и счастливой. Очень важно следовать семейным традициям, хранить их, передавать из поколения в поколение. А самое главное – они нужны, чтобы укреплять семью, чтобы можно было с гордостью сказать: «Мой дом – моя крепость»
Я предполагаю, что в результате реализации данного проекта все его участники – дети, педагоги, родители – приобретут определенные знания. Дети будут знать: имена дедушек, бабушек минимум до третьего колена; профессии бабушек и дедушек, своих родителей; прошлое своей семьи; происхождение своей фамилии; народные игры, танцы, песни, заклички, колыбельные; смогут составить рассказ о членах своей семьи, семейном гербе, родословной, реликвии; будут хорошо ориентироваться в генеалогическом древе своей семьи; пополнят словарный запас (реликвия, традиция, обряд, берегиня и т.д.); смогут быть экскурсоводами в музеи семейных коллекций; приобретут представления об общечеловеческих ценностях; научатся проявлять уважение к своим родителям, членам семьи, людям труда; у них будет развито чувство гордости за свою семью.
Родители приобретут знания о семейных и народных традициях, праздниках; укрепят межсемейные и внутрисемейные связи; у них будет развито чувство гордости за свою семью; будут уважительно относиться к своим предкам, внимательно – к событиям в доме; научатся хранить и чтить свои семейные традиции; знать свою родословную, минимум до третьего колена; откуда произошли их фамилии; будут знать историю своих реликвий; знать народные песни, петь их на семейных праздниках; научатся организовывать семейные праздники; сделают видеоархив семейных праздников и традиций; соберут копилку семейных реликвий.
Педагоги расширят знания о народных праздниках, их происхождении; пополнят личный репертуар народными песнями, фольклорными закличками; разработают планы занятий, бесед для детей, консультации для родителей; пополнят словарный запас детей; будут лучше знать семьи своих воспитанников, их уклад жизни, традиции, что будет способствовать тесному сотрудничеству; создадут копилку народных и семейных праздников; будут уважительно относиться к семейным реликвиям, интересоваться традициям семьи.
Я предполагаю, что главным критерием эффективности данного проекта будет активность родителей во всех мероприятиях, проводимых в рамках данного проекта, а также полнота и прочность знаний детей о реликвиях и традициях своей семьи и своего народа. Если педагоги сработают так, что родителям все станет ясно и понятно, они проникнутся, «загорятся» этой идеей, у них появится желание перенести какие-то традиции в свою семью, придумать, если не было таковых, новые, то праздник, как кульминация проекта «Семейные традиции – должны жить!», удастся на славу. И польза, и удовольствие, полученное всеми участниками проекта, вызовут искреннее желание продолжить сотрудничество в новых проектах, чтобы семьи воспитанников стали особым государством, чтобы детство малышей было намного богаче, чтобы родник семейных традиций был жив и не иссяк никогда, чтобы он питал реку традиций русского народа. Проект могут оценить: члены родительского комитета ДОУ , устроив тайное голосование по выбору семьи, главной хранительницы семейных традиций; представители управления образования по результатам работы, по степени реализации мероприятий спланированных в рамках данного проекта, по уровню знаний детей; специально созданная комиссия из педагогов и родителей , которая будет оценивать все мероприятия, проводимые в рамках проекта; читатели местной газеты, в которой будет опубликован проект, а затем открыта рубрика, где будут освещаться мероприятия, направленные на реализацию проекта; телезрители после просмотра праздников, развлечений, проведенных в ДОУ
- Это доступно - Всегда есть выбор ( вариативность) - Командная работа усиливает потенциал каждого - Приносит удовольствие
Семья-это ценность, которую мы должны беречь. В семье мы даём друг другу доброту, верность, отзывчивость, любовь, взаимопомощь, уважение, терпение. Семья-это счастье, любовь и удача, Семья-это летом поездки на дачу. Семья-это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Семья-это труд, друг о друге забота Семья-это много домашней работы. Хотим, чтоб про вас говорили друзья: «Какая хорошая эта семья!»
Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют Считается также, что с Яблочным Спасом приходят первые холода. Потому-то в старину и существовал обычай– гулять в поле, провожать песнями закат первого осеннего солнца. С Яблочного Спаса в садах начинается горячая пора
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...
Из опыта работы на тему:" Русская народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей среднего дошкольного возраста"
Малыши нуждаются в ярких интересных событиях для построения качественного обучения и воспитания. Обновление содержания образования нацеливает нас, педагогов, на возможность сделать жизнь детей в детск...
Сценарий календарно – обрядового праздника с использованием фольклора как средства духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Мероприятие посвящено тому, что 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Ку...
«Русские народные сказки как средство духовно - нравственном воспитания детей младшего дошкольного возраста»
О взаимодействии с родителями по вопросам духовно - нравственного воспитания детей младшего дошкольного возраста по средством русской народной сказки....
Сказка, как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста.
В статье рассматривается особая значимость и особенности духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. Автором перечислены методы и приемы работы со сказкой, способствующие духовно-нрав...
Проект "Праздничный календарь". Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
ПРОЕКТ "Праздничный календарь"Календарно-обрядовые праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возрастаСроки реализации проекта: 1 год...