Сценарий календарно – обрядового праздника с использованием фольклора как средства духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Кузнецова Ирина Николаевна

Мероприятие  посвящено тому, что 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,

Скуй нам свадебку

Крепко – накрепко,

До седой головушки,

До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarno-_obryadovyy_prazdnik_kuzma_i_demyan.docx34.59 КБ

Предварительный просмотр:

1.Титульный лист

Номинация

Лучший авторский сценарий мероприятия (праздника, развлечения, утренника) направленного на духовно-нравственное воспитание в православных традициях.

Название мероприятия

«Кузьма и Демьян»

Тематика

Сценарий   календарно – обрядового праздника с использованием фольклора как средства духовно – нравственного воспитания  детей старшего дошкольного возраста

Ф.И.О. автора:

Кузнецова Ирина Николаевна – музыкальный руководитель  

МБДОУ  «Детский сад №102»

Нижегородская  область

г. Дзержинск

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №102»

2. Пояснительная записка.

Цели и задачи мероприятия в контексте духовно-нравственного

Цель: формирование основ духовной личности на основе приобщения воспитанников  к истокам национальной культуры.

Задачи:

  1. Приобщать  воспитанников  к русским народным традициям,  к русскому быту, ремеслам  средствами  музыкального  и поэтического фольклора.
  2. Формировать  представление о календарно – обрядовом  празднике Кузьмы и Демьяна; познакомить с обрядами этого дня, календарно-обрядовой поэзией.
  3. Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю, к русской национальной культуре.

Мероприятие  посвящено тому, что 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.

Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.

В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:

Батюшка Кузьма – Демьян,

Скуй нам свадебку

Крепко – накрепко,

До седой головушки,

До долгой бородушки.

К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.

Гулянье часто продолжалось до утра.

Возраст детей – 6-7 лет

Количество объединенных групп – 1 (возрастная  группа - подготовительная к школе группа)

Актуальность

Фольклорные праздники  дают широкие возможности в разностороннем воспитании детей: воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе, людям, проявлять интерес к историческому прошлому, героям нашей страны.

Любовь к Родине зарождается в детстве. Что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо. Фольклор приобщает ребенка к познанию истории народа, его национальных особенностей, нравов и обычаев. Именно родная культура должна лежать в основе личности. Огромную роль в воспитательно-образовательном процессе средствами музыкального искусства играет ознакомление детей с народным творчеством своей страны.

Фольклорные праздники и развлечения  формируют устойчивый интерес к народной культуре своего народа, вызывают желание стать участниками происходящего  действа, активизируют творческую активность в танцевально-игровой деятельности, способствуют сближению родителей и детей, вызывают эмоциональный подъем и яркие впечатления.

Связь содержания мероприятия с реализуемой в ДОУ программой духовно-нравственного воспитания

Мероприятие разработано на основе  «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой»,  где  духовно-нравственное воспитание рассматривается как одно из важнейших сторон общего развития.

Связь содержания мероприятия с традиционными ценностями православной культуры

Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в фольклорных  праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Фольклорные праздники способствуют тому, чтобы  воспитанники  узнали  и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, а является основой  воспитания  в воспитанниках  чувства приобщенности к духовным традициям своего народа и утверждение  в  их сознании  фундаментальных   духовных  и эстетических  ценностей.

Особенности реализации мероприятия: форма проведения,

Совместное с родителями праздничное мероприятие.

Виды деятельности

Музыкальная деятельность:

  • Пение
  • Танцы (хоровод)
  • Народная музыкальная игра

Коммуникативная деятельность:

  • Отгадывание загадок

Нацеленность на результат, на каких ценностях акцентирует внимание воспитанников данное мероприятие –

  • Формирование культуры общения, поведения, этических представлений
  • Формирование у детей дружеских взаимоотношений и уважения к окружающим
  • Развитие у детей товарищества, честности, взаимопомощи, уважительного отношения к труду.

Описание требований к знаниям, умениям и навыкам, которые должен показать воспитанник в процессе мероприятия –

  • Использование детьми в активной речи произведений народного фольклора (загадок, приговорок, пословиц и поговорок).
  • Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки);
  • Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора.

Перечисление качеств личности, которые могут быть развиты у воспитанников в результате занятий данным видом деятельности:

Сформированность представлений у детей о духовно-нравственных

ценностях и таких качествах личности, как доброжелательность, честность, человечность, справедливость, трудолюбие.

  1. Описание проведения мероприятия.

Структурность сценария:

1. Приветствие  (Хозяйка приготовила курник для посиделок.  Девочки гостьи пришли  первыми. Они приветствуют хозяйку  и желают ей благополучия).

2. Завязка сюжета  (Девочки берутся за рукоделие, призывая в помощь Кузьму и Демьяна).

3. Развитие сюжетных линий  (Приходят мальчики в роли кузнецов и плотников, они поют, играют, пляшут, изображая кузнецов,  угощаются кашей из печки)

4. Кульминация (Идут ряженые с чучелом жениха поют,  играют с ним  в «поцелуйные игры»)

5. Развязка – рефлексия (Угощаются курником и уносят чучело, благодарят Кузьму и Демьяна за хороший урожай и прощаются до следующей осени).

Роль ведущего: умение организовать детей и активизировать их внимание, заинтересовать. Ведущий (хозяюшка)  -  воспитатель  участвует в празднике и корректирует текст, если это нужно,

Используемый музыкально-литературный материал - художественный, доступный этому возрасту, объем - минимален,

Игровые ситуации пронизывают весь праздник, сюрпризность праздничного действия – всё делается без волшебства, а просто человеческими детскими руками.

Эмоциональная атмосфера (длительность – по возрасту, динамичность во всём)

Эстетика внешнего вида детей и взрослых выдержана благодаря костюмам.

6. Список рекомендуемой литературы оформляется в соответствии с ГОСТом.

Литература:

  1. Бордюг Н. «Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах». Нижний Новгород- 1993г.
  2. Князева О. Л, Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Программа. Издательство «Детство - Пресс» г. Санкт – Петербург 2008г
  3. Лопатина А. А., Скребцова М. В. «В гости к празднику». Издательство «Амрита - Русь» г. Москва 2010г
  4. Михайлова М.А. «А у наших у ворот развесёлый хоровод: Народные праздники, игры и развлечения»  – Ярославль: Академия развития, 2002. –
  5. Науменко, Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе: Песни, игры, загадки, театрализованные представления» – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.

Нижегородская область,

г. Дзержинск,

МБДОУ «Детский сад №102»

Музыкальный руководитель

Кузнецова Ирина Николаевна

Фольклорный праздник «Кузьма и Демьян»

Цель: формирование основ духовной личности на основе приобщения воспитанников  к истокам национальной культуры.

Задачи:

1.        Приобщать  воспитанников  к русским народным традициям,  к русскому быту, ремеслам  средствами  музыкального  и поэтического фольклора.

2.        Формировать  представление о календарно – обрядовом  празднике Кузьмы и Демьяна; познакомить с обрядами этого дня, календарно-обрядовой поэзией.

3.        Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю, к русской национальной культуре.

Действие происходит в музыкальном зале,  стилизованном в русском народном стиле.  В центре стоит  стол с лавками.

Ход: Хозяйка вносит пирог – курник, ставит на стол.

Хозяйка: Ох и вкусный да  душистый курник получился. Курник это такой пирог с начинкой из курицы, ведь сегодня праздник в честь святых Кузьмы и Демьяна. На этот праздник всегда курник пекли. Кузьминки – куриные именины. Сегодня внучка девок да парней собирает на посиделки. (Звучит русская народная музыка).

Хозяйка: Слышу, гости собираются.

Входят девочки с узелочками.

1 девочка: Здравствуй, хозяюшка! Прими кушанье!

2 девочка: На день Кузьмы Демьяна,

Желаем всей живности вашей

Здоровья без изъяна!

3 девочка: Пусть в этот день и другие

На ваших  столах

Куриные щи бы парили.

4 девочка: Чтобы курочки водились,

На  насеточках  садились,

Ушастенькие и головастенькие!          

Хозяйка:   Проходите, гости дорогие,

Дорогою пряменько

В новую избушку направо.

Девочки рассаживаются, беря рукоделие.

1 девочка: Кузьминки – об осени поминки.

2 девочка: Кузьминки – встреча зимы.

3 девочка: Кузьма с Демьяном – большие работники. Они и кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, девушка – пряжу вить. Они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха. 

Хозяйка: Хочу загадку вам загадать:

Наша барыня – сударыня,

Толста и бела,

Щей да каши наварила,

Пирогов нам напекла. (Печка)

Девочка: Ой, ты печка, сударыня,

Ты свари, напеки, обогрей, освети,

Помоги и  спаси! В дом богатство неси!

Хозяйка: Светло, тепло, беритесь девушки за рукоделие, зимнюю пряжу прясть. Да попросим Кузьму с Демьяном нам помочь, ведь они наши покровители «Батюшка Кузьма – Демьян, сравняй позднее с ранним», а чтоб работа спорилась давайте песню споем.

Песня «Крутись веретенце» (сл.  и муз. Омский хор)

Звучит музыка входят мальчики.

1 мальчик: Идут кузнецы из кузницы

Несут кузнецы два молота.

2 мальчик: Галки, вороны, собирайтесь к нам.

Варить кутью, поминать Кузьму.

3 мальчик: Хозяева, кузнецы нужны?

Девочка: А что вы умеете делать?

Мальчик: А вот что!

Инсценировка русской народной песни «Во кузнице» (подают гвозди и цепь)

Мальчик: Да среди нас не только кузнецы есть, но плотники знатные.

Песня «Посмотрите, как у нас – то в мастерской»

1 куплет: Посмотрите, как у нас – то в мастерской

Там работнички трудятся день - деньской.

Как пойдут они топориком рубить,

Молоточком  по гвоздочкам молотить.

2 куплет: А пилами – то пилят, пилят, пилят

Во все стороны опилочки летят.

А рубаночком строгают хоть куда,

Мастера мы неплохие, вот так да!

3 куплет: Время плотникам работушку кончать,

Вот пойдут они вприсядочку плясать.

Ай, люли! Ай люли! Ай, люли! Ай люли!

Вот пойдут они вприсядочку плясать.

Мальчик: Вот  вам хозяева и умение наше в доме пригодится.  

Хозяйка: Ай, спасибо работнички, уважили. Чем же вам заплатить?

1 Мальчик: Мы бессребреники,  как Кузьма и Демьян. Дайте нам кашу ржану и накормите вволю.

2 Мальчик: Хозяину работа, а нам каши охота!

1 девочка: Печка барыня, не вари кашу круту, вари мягеньку и расваристу (ставит плошку).

2 девочка: За крутой кашей и разговор краше.

3 девочка: Что в горшке варилось, то в поле уродилось.

Мальчики едят кашу, а девочки поют песню  «Поставила ведерочки» - русская народная песня

1 Мальчик: Наелся вволю, а вот запить бы чем?

2 Мальчик: Я знаю, у девчат квасок к празднику приготовлен.

Девочка выносит кувшин с квасом.

Звучит голос за дверью: Раздайся народ,

Катерина идет

Белолица, круглолица,

Белой лебедью плывет.

(Стук, входят ряженые взрослые и ведут куклу жениха)

Кукла: Мир честной компании!

Надоело на печи лежать,

Хочу с девками гулять!

Наукам не мог научиться,

Ребята, помогите жениться!

Хозяйка: Хорош жених! Отворотясь  не насмотришься!

Гости: Жених у нас ростом высок, да лицом пригож!

Девочки перебраниваются

1 девочка: На рост не собак вешать!

2 девочка: Велик лоб, в голове – то мох!

3 девочка: Велик пень, да дуплист!

Гости: Видно сокола по полету, а добра молодца по поступкам. (Жених – кукла идет неуклюже).

Хозяйка: Ну, невестушки, убедились, что жених первый парень на деревне? А как его звать – величать?

Гости: Так Кузьмой назвали!

Кукла: Покажите ваш товар, может ваши невесты рябые!

Хозяйка: Ну что же, смотри и выбирай!

Поцелуйный хоровод «Подушечка» играют дети.

Девочки вместе:  Кузьма, а что ты невесту не выбираешь? У нас все красавицы! (играют с куклой). Целуйтесь, молодые, да за праздничный стол садитесь.

Девочка: А частушки то попеть,  не хотите ли? Чтобы угощение вкуснее было?

Девочки исполняют частушки. Гости и дети садятся за стол, угощаются курником, запивая компотом или чаем. Кукла падает со стула.

Хозяйка: Ох, упал родимый! Знать празднику конец приходит. Пришли Кузьма и Демьян да  потешили нас, осень с собой унесли, дорогу зиме выстлали (кладут куклу в корыто) и ряженые его уносят

Все дети: Прощай, хозяюшка!

До новой осени!

До нового урожая!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста

Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста...

Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста

Данная статья расскажет о том, что развивать чувство патриотизма у детей дошкольного возраста можно через фольклор....

« Праздник Зул,как средство духовно–нравственного воспитания детей дошкольного возраста на обычаях и традициях калмыцкого народа»

Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам калмыцкой народной культуры, её наследию; формирование чувства любви и добра; воспитание патриотизма.  Познакомить детей с традициями и об...

«Православные и фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

laquo; …Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим пе...

Презентация «Православные и фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»

laquo;Православные и фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...