Сценарий календарно – обрядового праздника с использованием фольклора как средства духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Мероприятие посвящено тому, что 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.
Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.
В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:
Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.
К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.
Гулянье часто продолжалось до утра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kalendarno-_obryadovyy_prazdnik_kuzma_i_demyan.docx | 34.59 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Титульный лист
Номинация
Лучший авторский сценарий мероприятия (праздника, развлечения, утренника) направленного на духовно-нравственное воспитание в православных традициях.
Название мероприятия
«Кузьма и Демьян»
Тематика
Сценарий календарно – обрядового праздника с использованием фольклора как средства духовно – нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста
Ф.И.О. автора:
Кузнецова Ирина Николаевна – музыкальный руководитель
МБДОУ «Детский сад №102»
Нижегородская область
г. Дзержинск
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №102»
2. Пояснительная записка.
Цели и задачи мероприятия в контексте духовно-нравственного
Цель: формирование основ духовной личности на основе приобщения воспитанников к истокам национальной культуры.
Задачи:
- Приобщать воспитанников к русским народным традициям, к русскому быту, ремеслам средствами музыкального и поэтического фольклора.
- Формировать представление о календарно – обрядовом празднике Кузьмы и Демьяна; познакомить с обрядами этого дня, календарно-обрядовой поэзией.
- Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю, к русской национальной культуре.
Мероприятие посвящено тому, что 14 ноября по народному календарю – праздник встречи зимы и проводов осени. Раньше говорили: “Кузьминки – об осени поминки”. Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна (Косму и Дамиана) покровителями кузнецов и женщин – рукодельниц.
Закует Кузьма – Демьян, до весны не расковать. Кузьминки – куриные именины: отмечались Кочеты. Девицы – посиделочницы устраивали пир – беседу, для этого каждая приносила кочета – петуха. На пирование приглашались молодцы, которые по сердцу.
В русском народе считалось, что Кузьма и Демьян покровительствуют свадьбам, что своим молотом на небесной наковальне они выковывают брачную цепь, а затем помогают семьям жить в ладу, в мире. В деревнях девушки закликали:
Батюшка Кузьма – Демьян,
Скуй нам свадебку
Крепко – накрепко,
До седой головушки,
До долгой бородушки.
К вечеру на посиделках изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали голову, опоясывали чучело кушаком. Заводили песни, танцы и непременно разыгрывали так называемые “поцелуйные игры”. После завершения праздника чучело выносили из дома, раздевали и раздергивали по соломинке, плясали и сжигали куклу.
Гулянье часто продолжалось до утра.
Возраст детей – 6-7 лет
Количество объединенных групп – 1 (возрастная группа - подготовительная к школе группа)
Актуальность
Фольклорные праздники дают широкие возможности в разностороннем воспитании детей: воспитывать любовь к Родине, родному краю, природе, людям, проявлять интерес к историческому прошлому, героям нашей страны.
Любовь к Родине зарождается в детстве. Что не заложено в душу с детства, потом невосполнимо. Фольклор приобщает ребенка к познанию истории народа, его национальных особенностей, нравов и обычаев. Именно родная культура должна лежать в основе личности. Огромную роль в воспитательно-образовательном процессе средствами музыкального искусства играет ознакомление детей с народным творчеством своей страны.
Фольклорные праздники и развлечения формируют устойчивый интерес к народной культуре своего народа, вызывают желание стать участниками происходящего действа, активизируют творческую активность в танцевально-игровой деятельности, способствуют сближению родителей и детей, вызывают эмоциональный подъем и яркие впечатления.
Связь содержания мероприятия с реализуемой в ДОУ программой духовно-нравственного воспитания
Мероприятие разработано на основе «Программы воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой», где духовно-нравственное воспитание рассматривается как одно из важнейших сторон общего развития.
Связь содержания мероприятия с традиционными ценностями православной культуры
Соприкосновение с народным искусством и традициями, участие в фольклорных праздниках духовно обогащают ребенка, воспитывают гордость за свой народ, поддерживают интерес к его истории и культуре. Фольклорные праздники способствуют тому, чтобы воспитанники узнали и уважали свое прошлое, свои истоки, историю и культуру своего народа, а является основой воспитания в воспитанниках чувства приобщенности к духовным традициям своего народа и утверждение в их сознании фундаментальных духовных и эстетических ценностей.
Особенности реализации мероприятия: форма проведения,
Совместное с родителями праздничное мероприятие.
Виды деятельности
Музыкальная деятельность:
- Пение
- Танцы (хоровод)
- Народная музыкальная игра
Коммуникативная деятельность:
- Отгадывание загадок
Нацеленность на результат, на каких ценностях акцентирует внимание воспитанников данное мероприятие –
- Формирование культуры общения, поведения, этических представлений
- Формирование у детей дружеских взаимоотношений и уважения к окружающим
- Развитие у детей товарищества, честности, взаимопомощи, уважительного отношения к труду.
Описание требований к знаниям, умениям и навыкам, которые должен показать воспитанник в процессе мероприятия –
- Использование детьми в активной речи произведений народного фольклора (загадок, приговорок, пословиц и поговорок).
- Осмысленное и активное участие детей в русских народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки);
- Эмоциональная отзывчивость при восприятии произведений фольклора.
Перечисление качеств личности, которые могут быть развиты у воспитанников в результате занятий данным видом деятельности:
Сформированность представлений у детей о духовно-нравственных
ценностях и таких качествах личности, как доброжелательность, честность, человечность, справедливость, трудолюбие.
- Описание проведения мероприятия.
Структурность сценария:
1. Приветствие (Хозяйка приготовила курник для посиделок. Девочки гостьи пришли первыми. Они приветствуют хозяйку и желают ей благополучия).
2. Завязка сюжета (Девочки берутся за рукоделие, призывая в помощь Кузьму и Демьяна).
3. Развитие сюжетных линий (Приходят мальчики в роли кузнецов и плотников, они поют, играют, пляшут, изображая кузнецов, угощаются кашей из печки)
4. Кульминация (Идут ряженые с чучелом жениха поют, играют с ним в «поцелуйные игры»)
5. Развязка – рефлексия (Угощаются курником и уносят чучело, благодарят Кузьму и Демьяна за хороший урожай и прощаются до следующей осени).
Роль ведущего: умение организовать детей и активизировать их внимание, заинтересовать. Ведущий (хозяюшка) - воспитатель участвует в празднике и корректирует текст, если это нужно,
Используемый музыкально-литературный материал - художественный, доступный этому возрасту, объем - минимален,
Игровые ситуации пронизывают весь праздник, сюрпризность праздничного действия – всё делается без волшебства, а просто человеческими детскими руками.
Эмоциональная атмосфера (длительность – по возрасту, динамичность во всём)
Эстетика внешнего вида детей и взрослых выдержана благодаря костюмам.
6. Список рекомендуемой литературы оформляется в соответствии с ГОСТом.
Литература:
- Бордюг Н. «Детский музыкальный фольклор Нижегородской области в праздниках и обрядах». Нижний Новгород- 1993г.
- Князева О. Л, Маханева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры «Программа. Издательство «Детство - Пресс» г. Санкт – Петербург 2008г
- Лопатина А. А., Скребцова М. В. «В гости к празднику». Издательство «Амрита - Русь» г. Москва 2010г
- Михайлова М.А. «А у наших у ворот развесёлый хоровод: Народные праздники, игры и развлечения» – Ярославль: Академия развития, 2002. –
- Науменко, Г.М. «Фольклорный праздник в детском саду и школе: Песни, игры, загадки, театрализованные представления» – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.
г. Дзержинск,
МБДОУ «Детский сад №102»
Музыкальный руководитель
Кузнецова Ирина Николаевна
Фольклорный праздник «Кузьма и Демьян»
Цель: формирование основ духовной личности на основе приобщения воспитанников к истокам национальной культуры.
Задачи:
1. Приобщать воспитанников к русским народным традициям, к русскому быту, ремеслам средствами музыкального и поэтического фольклора.
2. Формировать представление о календарно – обрядовом празднике Кузьмы и Демьяна; познакомить с обрядами этого дня, календарно-обрядовой поэзией.
3. Воспитывать у детей нравственные и эстетические чувства – любовь к природе, родному краю, к русской национальной культуре.
Действие происходит в музыкальном зале, стилизованном в русском народном стиле. В центре стоит стол с лавками.
Ход: Хозяйка вносит пирог – курник, ставит на стол.
Хозяйка: Ох и вкусный да душистый курник получился. Курник это такой пирог с начинкой из курицы, ведь сегодня праздник в честь святых Кузьмы и Демьяна. На этот праздник всегда курник пекли. Кузьминки – куриные именины. Сегодня внучка девок да парней собирает на посиделки. (Звучит русская народная музыка).
Хозяйка: Слышу, гости собираются.
Входят девочки с узелочками.
1 девочка: Здравствуй, хозяюшка! Прими кушанье!
2 девочка: На день Кузьмы Демьяна,
Желаем всей живности вашей
Здоровья без изъяна!
3 девочка: Пусть в этот день и другие
На ваших столах
Куриные щи бы парили.
4 девочка: Чтобы курочки водились,
На насеточках садились,
Ушастенькие и головастенькие!
Хозяйка: Проходите, гости дорогие,
Дорогою пряменько
В новую избушку направо.
Девочки рассаживаются, беря рукоделие.
1 девочка: Кузьминки – об осени поминки.
2 девочка: Кузьминки – встреча зимы.
3 девочка: Кузьма с Демьяном – большие работники. Они и кузнецы и плотники. Парням помогают хлеб молотить, девушка – пряжу вить. Они наш дом охраняют от всякой беды, от всякого лиха.
Хозяйка: Хочу загадку вам загадать:
Наша барыня – сударыня,
Толста и бела,
Щей да каши наварила,
Пирогов нам напекла. (Печка)
Девочка: Ой, ты печка, сударыня,
Ты свари, напеки, обогрей, освети,
Помоги и спаси! В дом богатство неси!
Хозяйка: Светло, тепло, беритесь девушки за рукоделие, зимнюю пряжу прясть. Да попросим Кузьму с Демьяном нам помочь, ведь они наши покровители «Батюшка Кузьма – Демьян, сравняй позднее с ранним», а чтоб работа спорилась давайте песню споем.
Песня «Крутись веретенце» (сл. и муз. Омский хор)
Звучит музыка входят мальчики.
1 мальчик: Идут кузнецы из кузницы
Несут кузнецы два молота.
2 мальчик: Галки, вороны, собирайтесь к нам.
Варить кутью, поминать Кузьму.
3 мальчик: Хозяева, кузнецы нужны?
Девочка: А что вы умеете делать?
Мальчик: А вот что!
Инсценировка русской народной песни «Во кузнице» (подают гвозди и цепь)
Мальчик: Да среди нас не только кузнецы есть, но плотники знатные.
Песня «Посмотрите, как у нас – то в мастерской»
1 куплет: Посмотрите, как у нас – то в мастерской
Там работнички трудятся день - деньской.
Как пойдут они топориком рубить,
Молоточком по гвоздочкам молотить.
2 куплет: А пилами – то пилят, пилят, пилят
Во все стороны опилочки летят.
А рубаночком строгают хоть куда,
Мастера мы неплохие, вот так да!
3 куплет: Время плотникам работушку кончать,
Вот пойдут они вприсядочку плясать.
Ай, люли! Ай люли! Ай, люли! Ай люли!
Вот пойдут они вприсядочку плясать.
Мальчик: Вот вам хозяева и умение наше в доме пригодится.
Хозяйка: Ай, спасибо работнички, уважили. Чем же вам заплатить?
1 Мальчик: Мы бессребреники, как Кузьма и Демьян. Дайте нам кашу ржану и накормите вволю.
2 Мальчик: Хозяину работа, а нам каши охота!
1 девочка: Печка барыня, не вари кашу круту, вари мягеньку и расваристу (ставит плошку).
2 девочка: За крутой кашей и разговор краше.
3 девочка: Что в горшке варилось, то в поле уродилось.
Мальчики едят кашу, а девочки поют песню «Поставила ведерочки» - русская народная песня
1 Мальчик: Наелся вволю, а вот запить бы чем?
2 Мальчик: Я знаю, у девчат квасок к празднику приготовлен.
Девочка выносит кувшин с квасом.
Звучит голос за дверью: Раздайся народ,
Катерина идет
Белолица, круглолица,
Белой лебедью плывет.
(Стук, входят ряженые взрослые и ведут куклу жениха)
Кукла: Мир честной компании!
Надоело на печи лежать,
Хочу с девками гулять!
Наукам не мог научиться,
Ребята, помогите жениться!
Хозяйка: Хорош жених! Отворотясь не насмотришься!
Гости: Жених у нас ростом высок, да лицом пригож!
Девочки перебраниваются
1 девочка: На рост не собак вешать!
2 девочка: Велик лоб, в голове – то мох!
3 девочка: Велик пень, да дуплист!
Гости: Видно сокола по полету, а добра молодца по поступкам. (Жених – кукла идет неуклюже).
Хозяйка: Ну, невестушки, убедились, что жених первый парень на деревне? А как его звать – величать?
Гости: Так Кузьмой назвали!
Кукла: Покажите ваш товар, может ваши невесты рябые!
Хозяйка: Ну что же, смотри и выбирай!
Поцелуйный хоровод «Подушечка» играют дети.
Девочки вместе: Кузьма, а что ты невесту не выбираешь? У нас все красавицы! (играют с куклой). Целуйтесь, молодые, да за праздничный стол садитесь.
Девочка: А частушки то попеть, не хотите ли? Чтобы угощение вкуснее было?
Девочки исполняют частушки. Гости и дети садятся за стол, угощаются курником, запивая компотом или чаем. Кукла падает со стула.
Хозяйка: Ох, упал родимый! Знать празднику конец приходит. Пришли Кузьма и Демьян да потешили нас, осень с собой унесли, дорогу зиме выстлали (кладут куклу в корыто) и ряженые его уносят
Все дети: Прощай, хозяюшка!
До новой осени!
До нового урожая!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста
Использования малых форм фольклора в рамках духовно - нравственного развития детей дошкольного возраста...
Использование малых форм фольклора в рамках духовно- нравственного развития детей дошкольного возраста.
Опыт работы ГБОУ №675 прогимназии "Талант" СПб....
Фольклор как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста
Данная статья расскажет о том, что развивать чувство патриотизма у детей дошкольного возраста можно через фольклор....
Презентация "Фольклор - как средство духовно-нравственного воспитания старших дошкольников"
опыт работы...
« Праздник Зул,как средство духовно–нравственного воспитания детей дошкольного возраста на обычаях и традициях калмыцкого народа»
Приобщение детей старшего дошкольного возраста к истокам калмыцкой народной культуры, её наследию; формирование чувства любви и добра; воспитание патриотизма. Познакомить детей с традициями и об...
«Православные и фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
laquo; …Трудно не согласиться с теми, кто утверждает, что без христианства, православной веры, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому важно вернуться к этим пе...
Презентация «Православные и фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»
laquo;Православные и фольклорные праздники как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста»...