ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья

Панфилова Екатерина Владимировна

В статье освещаются проблемы патриотического воспитания у старших дошкольников в  исследовательской проектной деятельности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitanie_osnov_patriotizma_u_starshih.docx26.31 КБ

Предварительный просмотр:

ВОСПИТАНИЕ ОСНОВ ПАТРИОТИЗМА У СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ В ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ

        ДЕЯТЕЛЬНОСТИ        

                                    

Аннотация:  в статье освещаются проблемы патриотического воспитания

у старших дошкольников в  исследовательской проектной деятельности.

Ключевые слова:  патриотическое  воспитание,  дети дошкольного

возраста, патриотизм, воспитание, дошкольное образовательное учреждение.

Патриотическое  воспитание  детей дошкольного возраста   довольно

 актуально  в условиях   развития современного  общества.    Существенные

 изменения, которые происходят в  обществе в последние годы и  постоянно

 возникающие проблемы, связанные с  воспитанием  современных  детей,

 обуславливают переосмысление сущности патриотизма и  патриотического

 воспитания, а также его  роли и места в  общественной жизни.

Патриотизм является одним из  самых глубоких чувств, заложенных в

 человеке и закреплённых веками.   Патриотизм   понятие    многогранное,

 включающее любовь к Родине,  уважение к героическому  прошлому своей

 Родины,  любовь к родному языку,  традициям и обычаям своего  народа, к

 родным местам, к культурному  наследию  своей страны.   Возникает     это

 чувство под влиянием различных  факторов:   искусства,    художественной

 литературы, окружающей среды, практической  деятельности человека и др.

[1].

Чувство  патриотизма   необходимо   развивать  уже с   дошкольного

 возраста. Оно  начинается от эмоциональной привязанности к  семье, друзьям, к товарищам по  играм, к месту жительства, а  заканчивается осознанием своей причастности к Отчизне.

В  старшем дошкольном возрасте происходит формирование культурно-ценностных ориентации духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его чувств, эмоций,  мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс национально-культурной самоидентификации, осознания себя в окружающем  мире.  Этот период жизни человека наиболее благоприятный для эмоционально-психологического воздействия, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому они остаются в памяти дошкольников на длительное время, а иногда и  на всю жизнь, что является важным моментом в воспитании патриотизма.

Воспитать чувство патриотизма у  старших дошкольников педагоги

 должны с помощью различных  форм и методов организации  деятельности

 детей: рассказы педагога, беседы,  игры, экскурсии,    наблюдения,   чтение

 художественной литературы, исследовательская деятельность и др. [2].

Характерной особенностью исследований, связанных с  воспитанием

 патриотизма детей дошкольного возраста,   является обращение к отдельным

 аспектам данной проблемы, они и  составили теоретико-методологическую

 основу исследования.   Так, в  работах  Н.В.  Алешиной  довольно  ясно

 прослеживаются  идеи патриотического  воспитания,  однако    понятие

 «воспитание патриотизма» автором не  используется; в исследованиях Э.К.

 Сусловой   патриотическое    воспитание    рассматривается    в    контексте

 экологического воспитания; М.А.  Бесова, А.Д. Жариков, Р.И.  Жуковская,

А.Х.  Казетова, В.А. Крехалёва и  другие делают акцент на  приобщение детей к культурному наследию  народа.  Такие исследователи, как Л.Е. Никонова, Э.К. Суслова предлагают  одним из решений проблемы воспитания патриотизма дошкольников познание ими  Родины – России.

Вопросы воспитания основ патриотизма  средствами исследовательской проектной деятельности отражены в  работах М.В. Краевской, Л.В. Нелюбиной, Е.В. Савенковой.

Однако, несмотря на многообразие  форм патриотического воспитания,

 существует проблема: целостная научная  концепция формирования основ

 патриотизма дошкольников в современных  условиях развития дошкольного

 образования ещё не создана.  Данная проблема пока ещё  не нашла должного

 отражения  в современных психолого-педагогических  исследованиях.

Большинство авторов отмечают важность и значимость патриотического воспитания детей дошкольного возраста,  но в то же время не предлагают целостной системы работы в  данном направлении.

 В настоящее  время поставлены вопросы  воспитания патриотизма подрастающего поколения в условиях  нестабильной и меняющейся политической обстановки в мире. В  современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни  общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением  становится воспитание основ патриотизма. В  период нестабильности в современном обществе возникает необходимость вернуться к истокам  своего народа, к  его вековым традициям, к таким вечным понятиям, как  Родина, родной край, род,  родство [1].

Дошкольная образовательная организация является  идеальным местом

 по созданию условий для  воспитания основ патриотизма.  Применяя новые

 подходы к решению актуальной  задачи воспитания основ патриотизма, од-

ним  из которых является исследовательская  проектная деятельность, педагоги решают вопросы социальной  адаптации детей, создают предпосылки становления личности дошкольника.

Целью  образовательного  процесса  дошкольных  образовательных

 учреждений должно стать создание таких условий для воспитания  основ патриотизма детей старшего дошкольного  возраста в исследовательской проектной деятельности, с помощью  которых эта работа осуществлялась бы не только в процессе освоения  базисного плана знаний, но и через приобщение дошкольников к региональному компоненту [4].

Приобщение старших дошкольников к  историческим и духовным цен-

ностям  родного края, воспитание  уважения к его  национальным и культур-

ным  традициям, формирование исследовательской, поисковой   мотивации

краеведческой деятельности должно осуществляться  через решение следую-

щих  задач:

-  сформировать у детей старшего  дошкольного возраста гражданственность, чувство  любви к   Родине,  чувство  гордости за  её  прошлое  и  настоящее

на  основе изучения культуры,  истории, природы родного края;

-  спроектировать  культурно –  образовательную  среду    в   дошкольном

 образовательном учреждении;

-  ориентировать родителей на воспитание основ  патриотизма у детей в

 семье [3].

Одним из важных педагогических  условий воспитания основ патрио-

тизма у  старших дошкольников в  исследовательской проектной деятельности является выбор методов работы. К  наиболее эффективным можно отнести следующие:

1.  Методы ознакомления детей с  социальной действительностью – включают в  себя: методы, повышающие эмоциональную активность (игровой, наглядный, практический); методы, повышающие познавательную активность (элементарный и казуальный  анализ (выявляет причинные зависимости и связи между  признаками, выявленными в ходе  элементарного анализа: сравнение, конструирование, повторение, метод вопросов); методы, способствующие установлению связи между разными видами деятельности (практический, исследовательский); методы коррекции, уточнения представлений детей о социальном мире  (повторение, упражнение, эксперимент).

2.  Методы   обучения  и  развития   детского  творчества   (метод проектов,

 опыты, эксперименты, метод творческих  преобразований, метод открытых

 задач, эвристические беседы);

3. Методы ТРИЗ (теории решения    изобретательских     задач) –  мозговой

 штурм, синектика (метод аналогий), морфологический анализ, метод фокальных объектов («примерка» свойства  или качества другого объекта), метод Робинзона (умение находить применение ненужного предмета), типовое фантазирование [4].

При организации деятельности педагогов ДОУ,  направленной на  вос-

 питание основ патриотизма у  старших дошкольников в исследовательской

 проектной деятельности необходимо соблюдать  следующие педагогические

 условия:

1.      Интегративность  знаний – это упорядоченная совокупность  новых

знаний,  обладающих такими свойствами  как простота, глубина,  конструк-

тивность и универсальность.

2.  Диалогичность – это способность к общению,  диалогу, обеспечивающая на основе  взаимодействия  с   окружающими  людьми  развитие у   ребёнка

 человеческих качеств.

3.  Приоритетность  регионального культурного компонента – воспитание основ патриотизма на  местном, краеведческом материале.

4.  Установление взаимосвязи с природным и  социальным окружением:

 единство общества и природы.

5.  Удовлетворение потребностей детей в  познании родного края – до -школьникам необходимо знать и  изучать историю и культуру своего родного края, так как это  поможет в дальнейшем с  уважением и интересом относиться к истории своего  государства и других стран.

6.  Развитие  детей в деятельности –    детская  деятельность должна носить

 развивающий характер.

7.  Опора на эмоционально-чувственную сферу  детей –создание условий для появления эмоциональных реакций и развития эмоций детей, которые сосредотачивают внимание и  деятельность детей на объекте  познания [4].

Таким образом,  основными педагогическим  условиями воспитания ос-

 нов патриотизма у старших  дошкольников в исследовательской проектной

 деятельности являются соблюдение принципов  воспитания патриотизма, выбор оптимальных методов работы, интегративность знаний, диалогичность, приоритет регионального компонента, развивающий  характер деятельности, опора на эмоционально-чувственную сферу  дошкольников.

 Список использованных источников:

 1.  Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников / Н.В.

 Алешина. – М.: ЦГЛ, 2015. –256 с.

 2.  Андреева Н.Ф. Планирование работы по  патриотическому воспитанию в ДОУ/ Н.Ф.  Андреева// Управление ДОУ. –2005. –№1. –С .16-24.

 3.  Белая К.Ю. Система работы с  детьми по вопросам патриотического

 воспитания: из опыта работы  по патриотическому воспитанию в ДОУ/ К. Ю.Белая. - М.:  Творческий центр Сфера, 2008. - 175 с.

4.  Савенкова Е.В. Проектная и  исследовательская деятельность как

 средство патриотического воспитания //    Информ- образованиe. –2016. – Вып.1. –C. 97-105.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитание чувства патриотизма у старших дошкольников через ознакомление с событиями Великой Отечественной войны посредством художественной литературы и мультипликации.

Изменения, прошедшие в нашем обществе, в последние десятилетия привели к деформации таких понятий, как гражданственность и патриотизм, лежавших в основании государства. Однако закон маятника возвращае...

Формирование основ ЗОЖ у старших дошкольников по средствам проектного метода. Проект "Береги свои зубы"

Фрмирование у детей мотивационно-ценностного  отношения к сохранению  здоровья своих зубов по средствам проектной деятельности....

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию проектной деятельности. Презентация проекта, посвященного ВОВ, «Чтобы помнили…»

Цель проекта: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные ...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности старших дошкольников через познавательную проектную деятельность

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему Становится очевидным, что ключевая роль в обеспечении национальной безопасности любо...

«Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания»

Методическая разработка "Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания".  В данной работе метод проектов раскрыв...