«Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания»
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Методическая разработка "Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания". В данной работе метод проектов раскрывается как "система обучения" детей. Рассматриваются такие вопросы, как специфика и значимость проектной деятельности, основные требоваия использования метода проектов в детском саду, формы и методы, а также его этапы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод проектов в экологическом воспитании | 20.3 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка по теме:
«Развитие любознательности у старших дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания»
Подготовила воспитатель:
Климова Светлана Сергеевна
Санкт – Петербург 2022г.
Дошкольное детство – это начальный этап формирования личности человека, в котором закладывается позитивное отношение к природе, к «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.
В наше время происходит интенсивное изменение окружающей жизни во всех сферах, которое диктует педагогу необходимость выбирать более эффективные средства обучения и воспитания на основе современных методов и новых интегрированных технологий. Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы, является метод проектной деятельности. Он развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества, практические умения. Мы можем наблюдать как у дошкольников начинает развиваться творческая активность. Таким образом, достигаются поставленные целевые ориентиры, которые представлены в ФГОС ДОО.
Метод проектов определяется как «система обучения, при которой обучающиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий-проектов».
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные качества дошкольников, а также любознательность.
Что такое любознательность?
Любознательность – это склонность к приобретению новых знаний, пытливость. Источниками для появления и формирования любознательности являются непосредственно воспринимаемые явления жизни. Любознательность ребенка окрашена эмоциональным восприятием окружающего мира и составляет первую ступень познавательного отношения.
Любознательность и познавательный интерес являются ценными качествами личности и выражают отношение к окружающей жизни, к природе.
Метод проектно - исследовательской деятельности предпочтительнее использовать в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности.
Спецификой метода проектов обусловлен его воспитательный потенциал. Особая педагогическая значимость метода проектов заключается в следующем:
- открывает возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром;
- является педагогической технологией и методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей;
- это один из немногих методов, выводящий педагогический процесс из стен детского учреждения в окружающий мир, природную и социальную среду.
Кроме того, проектная деятельность способствует актуализации знаний, умений и навыков детей, их практическому применению во взаимодействии с окружающим; стимулирует потребность детей в самореализации, самовыражении, творческой личностно- и общественно-значимой деятельности; реализует процесс сотрудничества детей и взрослых; является технологией, обеспечивающей рост личности ребенка.
Основные требования к использованию проектной деятельности в детском саду:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект - это «игра всерьез», результаты которой значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта - детская самостоятельность (при поддержке педагога), сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков, применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Использование проектного метода в системе экологического воспитания дошкольников считается наиболее эффективным, так как он позволяет сочетать интересы всех участников:
- Педагог имеет возможность проявить свои творческие способности в соответствии с собственным профессиональным уровнем;
- Родители имеют возможность активно участвовать в значимом для них процессе экологического воспитания;
- Деятельность детей организована в соответствии с их интересами, желаниями и потребностями.
Зачем нужны проекты?
- Помогают активизировать самостоятельную познавательную деятельность детей;
- Помогают осваивать детьми окружающую действительность, всесторонне изучать ее;
- Способствуют развитию творческих способностей детей;
- Способствуют умению наблюдать и умению слушать;
- Способствуют развитию навыков обобщать и анализировать;
- Помогают увидеть проблему с разных сторон, комплексно;
- Развивают любознательность, воображение, мышление, внимание, память, речь.
Этапы проектно- исследовательской деятельности детей:
- Первый этап: выбор темы. Дети выбирают интересующую их тему или проблему, или педагог ставит её, если дети ещё не подготовлены к выбору.
- Второй этап: разработка проекта (план): постановка вопросов. Например, дети выбирают тему «Лекарственные растения Красной книги». Объясняем детям, что для того, чтобы подготовить сообщение о лекарственных растениях, надо собрать всю доступную информацию о них и обработать её. Как можно это сделать? Надо рассказать о том, что есть много способов сбора информации. Дети сами предлагают все возможные варианты, записываем их:
- подумать;
- спросить у другого человека; (основной способ - родители, др. родственники, знакомые, старшие товарищи, друзья семьи и др.)
- узнать из книг;
- понаблюдать;
- посмотреть по телевизору и т. д.
- что мы знаем?
- чего не знаем?
- что хотим узнать?
- как мы это можем сделать?
- какие предметы (оборудование …) мы будем использовать?
- к кому обратимся за помощью?
- Далее мы приступаем к третьему этапу: сбору информации.
Собираемые сведения нужно фиксировать. Дети с помощью родителей и педагогов могут зарисовать, наклеить картинки, все что найдут по теме. Кроме того, собирается информация в виде выставки книг, альбомов, слайдов и т. д. Затем собранные сведения надо проанализировать и обобщить, а главное, придумать, что нового и интересного можно сделать, каким будет продукт проекта. По теме проекта воспитатель предлагает детям задания (например, приготовить макет природной зоны, альбом с рисунками растений, плакат в защиту животных, гербарий первоцветов, фотографии местных зимующих птиц и т.д.). Ребята вместе с родителями на свое усмотрение выбирают задание, и прежде чем раздать задания, воспитатель тщательно продумывает, так как важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатель предоставляет справочный, практический материал или рекомендует, где его можно найти.
Четвёртый этап: презентация проекта. Форма защиты проекта проходит ярко, интересно и продумана так, чтобы высветить и продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Важная особенность проектного метода: в результате всегда должен быть создан какой-то продукт: рисунок, аппликация, альбом, макет, сочиненная сказка, спектакль, книга, урожай и др.
Экологический проект предусматривает решение определенных задач в процессе исследования. Объектом проекта интереснее всего выбрать представителей живой природы. Так как на их примере можно проследить все стадии развития живого, установить природные взаимосвязи, научить способам ухода за объектом, а главное, увидеть тот живой организм, который нуждается в уходе и защите ребёнка. В роли такого проекта может выступить проект «Огород на окне».
Проект - это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей. Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. При составлении плана работы над проектом важно поддерживать детскую инициативу, стараться заинтересовать каждого ребенка тематикой проекта, поддерживать его любознательность и устойчивый интерес к проблеме. Все предложенные детьми варианты решения проблемы рассматриваются тактично, ведь ребенок должен иметь право на ошибку и не бояться высказываться. На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность.
Факторами, способствующими формированию любознательности у дошкольников, выступают формы и методы, используемые в проектной деятельности:
- Беседы;
- Прогулки и экскурсии в природу;
- Наблюдения за природой и окружающим миром;
- Экспериментальная работа с природным материалом;
- Чтение книг и рассматривание иллюстраций;
- Совместный просмотр познавательных передач, фильмов, презентаций о природе;
- Загадывание загадок, решение кроссвордов и ребусов и многое другое.
Таким образом, если не воспитывать у детей способность заниматься мыслительной деятельностью, их любознательность останется на низком уровне и может превратиться в пустое любопытство – мелочный интерес ко всяким несущественным подробностям. А любопытство не требует от детей особых мыслительных усилий. Опираясь на любознательность детей, необходимо учить их понимать богатство и многообразие взаимосвязей в природе.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ
Одной из основных задач воспитания и образования является формирование экологической культуры и природоохранного сознания, фундамент которых составляют достоверные знания по экологии, эмоционал...
Развитие культуры речи старших дошкольников в процессе познавательной деятельности
Цель: Выявить комплекс педагогических условий, направленных на развитие культуры речи в процессе познавательной деятельности старших дошкольников.Задачи исследования....
Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"
Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....
Опыт работы по теме: «Экологическое воспитание дошкольников в процессе проектной деятельности»
Данный проект направлен на воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста. Он носит комплексный характкр - включает в себя познавательно - исследовательскую, творческую и практическую де...
Доклад: "Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала старших дошкольников через эколого-проектную деятельность"
ОО "Познание"...
Семинар по экологии «Развитие любознательности у дошкольников в процессе проектной деятельности в области экологического воспитания»
15 ноября 2021 года в МКДОУ детский сад «Солнышко прошел семинар на тему: «Проектная деятельность по экологическому воспитанию в работе с детьми дошкольного возраста и их родителями»...