Формирование основ ЗОЖ у старших дошкольников по средствам проектного метода. Проект "Береги свои зубы"
проект (старшая группа) на тему

Сивачева Оксана Николаевна

Фрмирование у детей мотивационно-ценностного  отношения к сохранению  здоровья своих зубов по средствам проектной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в старшей группе по теме «Береги свои зубы».

Тематическое поле: Cохранение и укрепление здоровья зубов.

Проблема, сформулированная детьми и воспитателем: Мы знаем, что нужно чистить зубы, чтобы они не болели, но не знаем, почему зубы болят.

Тип проекта: практико-ориентированный, средней продолжительности, групповой.

  1. Цель проекта дошкольников:
  1. Цель работы над проектом для воспитателя:

Научиться беречь свои зубы и правильно ухаживать за ними.

Сформировать у детей представления о необходимости укрепления здоровья зубов.

Научить детей правильно чистить зубы и  заботиться об их здоровье.

  1.  Задачи работы над проектом для дошкольников:
  1.  Задачи работы над проектом для воспитателя:

Узнать, почему болят зубы.

Создать условия для работы над проектом:

  1. Привлечь родителей к оказанию помощи детям в поиске информации, иллюстраций, книг, оформлении альбома рисунков, подготовки презентации.
  2. Пополнить библиотеку группы иллюстрациями, книгами по ЗОЖ, сказками, стихами о зубах.

Исследовать ситуацию причины болезни зубов.

Организовать деятельность детей по исследованию возникновения кариеса:

  1. Привлечь родителей в подготовке материала для экспериментирования и опытов.
  2. Провести опыты, эксперименты и обсудить результаты возникновения кариеса.
  3. Прочитать и обсудить с детьми сказки, стихи о здоровье зубов.
  4. Помочь детям научиться правильно  и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой;
  5. Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета и  к встрече с врачом-стоматологом;
  6. Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.

Сделать альбом рисунков «Крепкие зубки».

Сделать панно «Полезные и вредные продукты для здоровья зубов».

  1. Помочь детям в оформлении альбома рисунков «Крепкие зубки».
  2. Совместно с детьми изготовить панно «Полезные и вредные продукты для здоровья детей».
  1.  Описание продукта, полученного детьми в результате выполнения проекта:
  1.  Описание результата работы детей над проектом, полученного воспитателем:

Альбом рисунков «Крепкие зубки».

 Панно «Полезные и вредные продукты для здоровья зубов».

  1. Знания детей  о гигиене полости рта и причинах болезни зубов.
  2. Желание детей  следить за здоровьем своих зубов.
  3. Умения детей правильно чистить зубы.
  4. Повышение информационной  компетентности дошкольников.
  5. Преобразование предметно-развивающей  среды группы (накопление материала по ЗОЖ).
  6. Вовлечение родителей в работу ДОУ.

 Основной раздел Программы дошкольного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» под редакцией  Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Раздел

Тема

ОО «Физическое развитие»

Упражнение «Учимся чистить зубы» (материал: макет зубной челюсти, щетка)

КГН: создать условия для чистки зубов и хранения индивидуальных щеток и зубных паст, стаканчиков для полоскания полости рта.

Д/и «Полезно – вредно»

Настольно-печатная игра «Валеология или здоровый малыш (зубы, зрение, слух)»

Другие разделы:

Раздел

Тема

ОО «Познавательное развитие»

Экспериментирование:

  • остатки пищи на зубах на примере черного хлеба;
  • разрушение эмали зубов на примере отколотой эмалированной крышки; отколотого зуба (зуб из соленого теста, покрытый толстым слоем белой краски);
  •  налет на зубах: улыбки до приема      шоколада и после, рассматривание налета после чая на фарфоровой чашке.

Опыты по выявлению возникновения кариеса

  • Опыт с расческой (остатки пищи после еды)
  • Опыт с яйцами (возникновение трещин на эмали зубов)

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Чтение детям:

- рассказ «Как появилась первая зубная щетка?»;

- загадки про зубы;

- стихи про зубы.

Просмотр мультфильма «Птичка Тари»

ОО «Художественно-эстетическое развитие»

Разучивание песни «Крепкие зубки» на музыку к сказке «Три поросенка».

Рисование на тему «Крепкие зубки».

Изготовление панно «Полезные и вредные продукты для здоровья зубов».

«Надпредметная» информация, необходимая детям для выполнения проекта:

Область человеческих знаний

Необходимая информация

Познание

Уметь делать выводы из полученной информации, анализировать её содержание.

Уметь оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением и окружающей средой (знать, что несет пользу и вред здоровью).

Общение

Уметь продуктивно взаимодействовать с членами группы,    решающей общую задачу;

Уметь вести диалог со взрослыми и сверстниками;

Уметь выслушать другого и прийти к общему решению.

Продуктивная деятельность

Уметь понимать инструкцию и алгоритм деятельности.

Уметь устанавливать причинно-следственные связи.

Уметь принимать решения и применять знания в тех или иных жизненных ситуациях.

Количество дошкольников, участвующих в проекте: 5 человек.

Материально – технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта:

  • ноутбук, запись  м/ф «Птичка Тари»;
  • зеркала;
  • плитка шоколада, фарфоровая чашка с налетом после чая;
  • кусочки черного хлеба, расческа и кусочки ваты;
  •  эмалированная крышка с отбитой эмалью; по два вареных яйца на каждого ребенка, черная краска и кисточка, стаканчик с водой; зубы из соленого теста, покрытые толстым слоем белой краски;
  •  макеты челюсти и зубные щетки;
  • зубные щетки, детская зубная паста, индивидуальные стаканчики для полоскания полости рта;
  • карандаши, восковые мелки, листы бумаги;
  • газетные рекламы, клей, ножницы, клеенки, тряпочки, ватман;
  • загадки, стихи, рассказы о зубах;
  • для оформления материала к проекту: скоросшиватель, файлы;
  • консультация для родителей «Как сохранить зубы здоровыми и красивыми», памятки «Шесть правил здоровых зубов».

Планируемое время и деятельность     детей и воспитателя на различных этапах проекта:

Этап

Кол-во часов

Содержание деятельности детей на различных этапах проекта

Содержание деятельности воспитателя на различных этапах проекта

Поисковый этап

20 минут

  • Мотив деятельности: Просмотр и обсуждения мультфильма «Птичка Тари»
  • Формулирование  проблемы: «Мы знаем, что нужно чистить зубы, чтобы они не болели, но не знаем, почему зубы болят».

Методика трех вопросов:

 - Что мы знаем? 

 Нужно чистить зубы по утрам;

 Не есть сладкого много;

 Полоскать ротовую полость после еды.

 - Что мы хотим узнать?

 Почему болят наши зубы?

 Почему на наших зубах появляются дырочки?

 - Где можно это узнать? 

  • Формулируют цель и задачи проекта при помощи воспитателя.
  • Создает мотивацию детей к проектной деятельности (просмотр мультфильма «Птичка Тари»)
  •  Участвует в процессе обсуждения и помогает сформулировать проблему сохранения и укрепления здоровья зубов.
  • Консультирует детей при постановке цели и задач, корректирует их формулировку

Аналитический этап

Три дня

  • Проводят поиск, сбор, информации.
  • Осуществляют процесс планирования:
  • провести опыты по определению возникновения кариеса;
  • научиться правильно чистить зубы;
  • сделать альбом рисунков «Крепкие зубки» и панно «Полезные и вредные продукты для здоровья зубов».
  • Оценивают ресурсы:

- принести из дома зубные щетки и пасты;

- материал для опытов;

- газетную рекламу, где есть изображение продуктов,

- подготовить альбомные листы бумаги, карандаши, фломастеры, вырезки из газет.

  • Продумывает и реализует взаимодействие с родителями:

- изготавливает памятки для родителей: «Шесть правил здоровых зубов»;

- оформляет информационный стенд для родителей «Как сохранить зубы детей здоровыми и красивыми»;        

- привлекает родителей к сбору материала (стихов, рассказов, сказок о зубах, зубной щетке, принадлежностей для гигиены полости рта, проведения опытов).

  • Помогает определить круг источников информации, предлагает экспертов.
  • Организует процесс систематизации  информации.
  • Предлагает детям способ хранения информации.
  • Помогает детям скорректировать задачи.
  • Помогает спланировать деятельность.
  • Организует процесс контроля разработанного плана деятельности и ресурсов.

Практический этап

4 дня

  • Выполняют запланированные действия самостоятельно и в группе.
  • Осуществляют текущий самоконтроль с помощью взрослого и обсуждают его результаты.
  • При необходимости консультируются с воспитателем.
  • Наблюдает.
  • Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.
  • Участвует в проведении опытов, помогает сделать вывод.
  • Контролирует соблюдение правил техники безопасности.
  • Отвечает на вопросы детей.
  • Консультирует детей и помогает оформить рисунки и панно.

Презентационный этап

2 дня

  • Выбирают форму презентации: чтение стихов. 
  • Готовят и проводят презентацию: подбирают костюмы с помощью родителей, читают стихи и  поют  песню про зубы.

  • Организует презентацию.
  • Продумывает и реализует взаимодействие с родителями: изготовить шапочки, подобрать костюмы в соответствии со стихотворением, выучить с детьми слова.
  • Помогает в подготовке презентации.

Контрольный этап

10 минут

Оценка себя в проекте, самооценка собственной деятельности.

Стимулирование детей к самоанализу и самооценке.

Оценка деятельности по педагогической эффективности.

Форма проведения презентации: Чтение детьми стихов о зубах и исполнение песни «Крепкие зубы».

Критерии оценки выполнения проекта:

Активность и инициативность детей

Наличие изученной информации в продуктах детской деятельности

Наличие у детей мотивации к сохранению и укреплению здоровья зубов

Активная позиция родителей в вопросе охраны здоровья зубов, и интерес к деятельности детей в проекте.

Презентация проекта «Береги свои зубы» в старшей группе.

1 зуб.                Зубы падают молочные –

                Слабенькие и непрочные.

                Растут белые, блестящие,

                Крепкие и настоящие.

2 зуб.        Если б зубы вдруг могли говорить,

                То они нас начали б учить:

                «Ты нас чисти, чисти, чисти, не спеши,

                И снаружи и внутри нас почеши».

Микроб.        А не то придут микробы,

                Заберётся тебе в рот

                Главный кариес – микроб.

                Будет жить он самозванцем,

                Твои зубки разрушать.

                Он размером с твой мизинец.

                Его нужно прогонять!

Щетка.                Чистим зубки дважды в сутки,

                        Чистим долго: три минутки,

                        Щеткой чистой, не лохматой,

                        Пастой вкусной, ароматной.

                        Чистим щеткой вверх и вниз –

                        Ну, микробы, берегись!

Стоматолог.                Как поел почисти зубки!

                        Делай так два раза в сутки!

                        Предпочти конфетам фрукты –

                        Очень важные продукты.

                        К стоматологу идем

                        В год два раза на приём.

                        И тогда улыбки свет

                        Сохранишь на много лет.

Поют песню на музыку «Три поросенка».

Песня.        Надо чистить каждый зуб,

                Верхний зуб, нижний зуб,

                Даже самый дальний зуб –

                Очень важный зуб.

                Изнутри, снаружи три,

                Три снаружи и внутри.

                Даже самый дальний зуб –

                Очень важный зуб.

Литература:

 1. Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М. : Мозаика — Синтез, 2015. — 64 с.

2. Ошкина А. А. Формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников. // Автореферат.  Сакт-Петербург- 2009.

3. Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей/Н. А. Виноградова, Е. П. Панкова. – М. : Айрис-пресс, 2008. – 208 с. – (Дошкольное воспитание и развитие).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в формировании основ безопасного поведения дошкольников

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....

Педагогическая технология формирования мотивационной готовности у детей по средствам проектного метода

Цель - разработать педагогическую технологию формирования мотивационной готовности к обучению у детей старшего дошкольного возраста посредством проектного метода.    Задачи:Определить с...

Программа по самообразованию. Тема: "Формирование основ толерантности старших дошкольников посредством социокультурных ценностей".

В Программе обоснована актуальность проблемы воспитания толерантной культуры, разработаны основные этапы и направления реализации программы по теме самообразования....

Опыт работы по теме "Формирование экологической культуры старших дошкольников в процессе проектно – исследовательской деятельности"

Использование экспериментов, опытов и других форм исследовательской деятельности в воспитании экологической культуры....

Доклад из опыта работы "«Формирование основ экологического сознания дошкольников на основе использования метода проектов»

      Ведущая    педагогическая     идея     опыта  заключается  в    создании необ...

Статья: «Традиционные и современные подходы к формированию взаимоотношений у старших дошкольников, как средство реализации целевых ориентиров ФГОС ДО»

В статье размещён авторский опыт работы по формированию взаимоотношений  у старших дошкольников. Раскрыты методы, используемые педагогом для внедрения современных образовательных технологий в обр...

"Формирование финансовой грамотности старших дошкольников по средствам игровой деятельности"

Невозможно вырастить гармонично развитого человека, не подготовив его к главной реалии современного рынка - товарно-денежным отношениям....