Доклад: "Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала старших дошкольников через эколого-проектную деятельность"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида № 4 «Солнышко»
Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан
СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ ГРАЖДАНСТВЕННОСТИ И РАЗВИТИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ЭКОЛОГО-ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Воспитатель
I квалификационной категории
Виноградова В.В.
Зеленодольск 2017
«Улицы, площади, каналы, отдельные дома, парки напоминают, напоминают... Ненавязчиво и ненастойчиво входят впечатления прошлого в духовный мир человека, и человек с открытой душой входит в прошлое. Он учится уважению к предкам и помнит о том, что в свою очередь нужно будет для его потомков. Прошлое и будущее становятся своими для человека. Он начинает учиться ответственности - нравственной ответственности перед людьми прошлого и одновременно перед людьми будущего».
Академик Д.С. Лихачев
Огромные изменения произошли в нашей стране за последние годы. Это касается нравственных ценностей и отношения к событиям истории. Дети подвергаются воздействию неблагоприятных факторов современной цивилизации. Именно поэтому гражданско - патриотическое воспитание так важно начинать прививать молодому поколению еще в детском саду. Работа по патриотическому воспитанию в дошкольном учреждении актуальна и трудна, требует большого такта и терпения. «Мы должны строить своё будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм» (Из выступления В.В.Путина о ключевых аспектах патриотического воспитания).
Поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию, процесс зарождения первых ростков гражданственности дошкольников должно осуществляться не только в процессе освоения базисного плана знаний, но и через приобщение к региональному компоненту.
Благодаря обращению к особенностям культуры и быта малой родины, дети смогут осознать свою принадлежность к культурно-природной среде, и понять меру своей ответственности за ее сохранение и приумножение.
Для формирования чувственной основы, важно не забывать, что пища для ума – знания, а патриотизм – от «сердца». Ум раскручивает духовно-нравственную работу души, а любящее сердце в свою очередь создает патриотическое мировоззрение. «Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца». Д.С. Лихачев
Принимая во внимание актуальность данного вопроса, для достижения определенного результата, необходимо подобрать живые формы воспитания и методы воздействия на эмоциональную и нравственную сферы ребенка. Причем такие методы, которые не казались бы скучными и чрезмерно назидательными, а естественно и гармонично наполняли бы мировоззрение детей содержанием.
Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять взаимосвязь с объектами окружающей действительности и жизни общества – позволяет один из методов развивающего обучения - эколого - проектная деятельность. Как показывает практика, этот метод является наиболее запоминающимся и эффективным, поскольку дети сами становятся активными субъектами процесса созидания.
Гуляние по родным улицам, посещение городских праздников навели нас с ребятами на мысль, что загрязнение нашего города, несомненно, влечет к глобальным изменениям в экологической обстановке. «Всё меньше – окружающей природы… Всё больше окружающей среды» - говорил Роберт Рождественский. Поэтому главным вопросом было выдвинуто определение посильного вклада, который могли бы внести ребята в решение проблемы – мусорозагрязнения нашего города.
Краткосрочный проект «Мы за чистый город» был разработан с учётом окружающей социальной жизни и теми близлежащими и доступными объектами, которые окружают ребёнка: дом, детский сад, улица.
Цель проекта: Изучить проблему мусоразагрязнения окружающей среды города.
Задачи:
Образовательные:
- учить видеть окружающий мир со всеми его противоречиями.
- учить собирать информацию из научной литературы.
Развивающие:
- развивать навыки практической и исследовательской работы.
- уметь видеть проблему и намечать пути ее решения.
Воспитывающие:
- потребность в непосредственном участии в экологической деятельности,
- экологическое поведение
- формирование основ активной жизненной позиции.
На подготовительном этапе работы были выдвинуты проблемные вопросы:
1) Можем ли мы защитить от загрязнения наш город?
2) Какой вклад в решение этой проблемы могли бы внести ребята нашей группы?
3) Как это можно сделать?
Подготовительный этап охватил сбор информации и подготовку материалов, необходимых для проведения проекта.
1 блок нашей работы под названием «Экологическая обстановка нашего города» включил в себя:
– рассматривания фотографий прошлых лет нашего города
– оформление альбомов: «Улицы нашего города», «Сохрани природу Татарстана», «Что мы знаем о веществах»;
– подбор произведений для чтения и обсуждения
– подбор эколистовок.
2 блок исследования «Роль человека в загрязнении окружающей среды» включил в себя:
– непосредственную образовательную деятельность «Люби и знай свой край родной, «Где живу и чем горжусь!», «Относись к планете правильно»
– беседы – презентации: «Мусор – глобальная экологическая проблема», «Откуда берется и куда девается мусор», «Мусор и как с ним бороться»
– эко – КВН
– фотовыставка «Любимые места горожан»
Для организации фотовыставки: «Любимые места горожан», дети отправлялись на семейные экскурсии и наблюдения с фотоаппаратом, чтобы запечатлеть моменты общения с природой. Это позволило увидеть не только красоту, но и отметить пагубное воздействие человека на природу. Снимки окружающей действительности, вызывали глубокие переживания у детей и понимание, что хорошо, а что плохо.
Интегрированный подход в работе с дошкольниками позволил использовать взаимосвязь занятий, наблюдений в природе, опытнической деятельности, экологических игр, изобразительной деятельности, чтение художественной литературы, моделирования, создание проблемных ситуаций, семейных экскурсий.
Постигать истину: «Чистота города – чистота души» помогли вновь созданные дидактические игры: «Экологический светофор», «Экомозаика», «Лесные заморочки», «Путешествие в лес», «Лесник» и т.д.
3 блок «Вклад в решение проблемы» охватил практическую и продуктивную деятельность детей и включил в себя:
– участие в конкурсе детских плакатов «Дети Зеленодольска за чистую воду»
– благоустройство участка детского сада «Очистим участок от шин»
– фотовыставка «Вторая жизнь мусора»
– распечатка и расклеивание эколистовок.
Важным условием успешной проектной деятельности в данном направлении стал тесный контакт с семьей воспитанников. Именно родители учат нести ответственность за выполненные поручения, обогащают впечатления и переживания детей, закрепляют представления о влиянии природы на человека. Дети совместно с родителями мастерили разнообразные кормушки, организовывали экосубботники, благоустраивали прогулочные площадки, участвовали в ежегодном шествии «Бессмертного полка». Именно такие начинания подтверждают слова: «Настоящий патриот тот, кто знает, как и чем он может служить своему Отечеству» (В.Путин).
Работа, построенная предлагаемым нами образом, значительно расширила познания о родном городе и углубила экологические знания дошкольников. Целенаправленный воспитательный процесс повысил мотивацию дошкольников жить в гармонии с собой и природой, чувствовать личную ответственность за родную землю.
В настоящее время работа продолжается, пополняется картотека проблемно-поисковых ситуаций экологического содержания, намечена разработка непосредственно образовательной деятельности на основе этих ситуаций для дошкольников разных возрастных групп.
Очень важно, чтобы детство каждого воспитанника было запоминающимся началом его жизненного пути. Нынешние дети растут в совершенно другое время, имеют другой уклад жизни. Развитие патриотического потенциала детей отражает потребности общества в людях, обладающих гражданскими качествами. Воспитывая уважительных и любознательных детей, мы воспитываем будущих патриотов Отчизны, народа, природы.
Литература
- Алешина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М., 2008.- С.247
- Александрова Е. Ю., Гордеева Е. П., Постникова М. П. Система патриотического воспитания в ДОУ. Волгоград, - 2007.С.203.
- Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду. - М. : Мозаика-синтез, 2009.
- Веракса А. Н., Веракса Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М. : Мозаика-синтез, 2010.
- Деркунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно - методическое пособие. - М. : Центр педагогического образования, 2012. - 144 с.
- Жариков А.Д. Растите детей патриотами. - М., 2000- С.192
- Масленникова О. М. Экологические проекты в детском саду // Учитель. - Волгоград, 2009.
- Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников: Методические рекомендации. http://www.portal-slovo.ru
- Николаева С. Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. - М. : Просвещение, 2002. - 144 с.
- Павлова Л. О взаимодействии семейного и общественного воспитания детей. Дошкольное воспитание. 2002. С.-8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельн...
Развитие познавательной активности дошкольников, через опытно-экспериментальную деятельность.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации; дети становятся в ней субъектами - носителями предметно-практической деятельности и познания, "активными делателями", эт...
Развитие познавательной активности дошкольников через опытно- экспериментальную деятельность.
Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного дошкольного образования. Знания, полученные в результате собственного эксперимента, исследовательско...
Конспект выступления На муниципальной ассоциации педагогов по «Художественно-эстетическому развитию детей» Тема: «Выявление и развитие одаренных детей дошкольников через музыкальные виды деятельности»
quot;Выявление и развитие одаренных детей дошкольников через музыкальные виды деятельности"...
Педсовет в ДОУ по теме «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса»
Данная методическая разработка позволяет провести педагогический совет в ДОУ, используя активные методы работы с педагогами...
Музей камня как средство формирования исторического и патриотического сознания дошкольников через исследовательско – краеведческую деятельность
В нашей группе мы создали музей камня. Целью создания этого музея является социально-нравственное становление дошкольников, направленное на развитие личности по средствам приобщения детей к культур...
План-конспект проведения педагогического совета в форме деловой игры «Создание условий для воспитания гражданственности и развития патриотического потенциала детей дошкольного возраста через построение целостного педагогического процесса»
Цель педсовета: закрепление, уточнение и совершенствование знаний педагогов о воспитании патриотических и нравственных качеств дошкольников в процессе повседневной деятельности.Форма проведения: делов...