Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию проектной деятельности. Презентация проекта, посвященного ВОВ, «Чтобы помнили…»
проект (подготовительная группа) на тему

Цель проекта: Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов. 

Материал содержит актуальную практическую информацию для педагогов об особенностях организации проектной деятельности со старшими дошкольниками (на примере творческого краткосрочного проекта, посвященного ВОВ, "Чтобы помнили..."): определение проблемы, цели (взрослая и детская), задач, предполагаемого результата; описание предварительной работы, всех этапов реализации проекта с участием детей, педагогов и родителей; выводы (достигнутые результаты).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_posvyashchennyy_vov_chtoby_pomnili_.docx45.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА № 2 «ДЮЙМОВОЧКА» ГОРОДА ЗАРИНСКА

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников через организацию проектной деятельности

Презентация проекта, посвященного ВОВ, «Чтобы помнили…»

Подготовила

Чудова Ольга Николаевна,

старший воспитатель

Заринск 2018

Нравственно-патриотическое воспитание старших дошкольников

 через организацию проектной деятельности

Актуальность

«Детство - каждодневное открытие мира, поэтому надо сделать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия»

(В.А. Сухомлинский)

Проблема нравственно-патриотического воспитания в современном мире актуальна и сложна. Патриотизм – высокое человеческое чувство, оно  многогранно по своему содержанию: это и любовь к родным и близким людям и к малой родине, и гордость за свой  народ, уважение к традициям нашей страны, почитание старшего поколения, бережное отношение к памяти прошлого.

Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма. Нравственно-патриотическое воспитание является одной из важнейших задач дошкольного образования.

В Национальной доктрине образования Российской Федерации подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить ... воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Стратегия развития образования на период до 2025г. предусматривает, в том числе, государственный заказ на (цитата) «высоко нравственного патриота своей Родины».

Ценностные установки, провозглашенные в Конституции РФ и национальной доктрине образования: Права и свобода человека, Любовь к Отечеству, Равноправие народов, Незыблемость демократической основы России, Бережное отношение к историко-культурному наследию народов, Разностороннее развитие детей, - служат базовыми ориентирами при определении целей нравственно-патриотического воспитания.

В настоящее время большое значение приобретают поиск и разработка инновационных подходов к нравственно-патриотическому воспитанию, реализация которых способствовала бы созданию качественно новых подходов к организации этой деятельности с подрастающим поколением. Одним из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания мы считаем метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых (включая родителей), который широко используется в нашей ДОО.

В связи с актуальностью данной проблемы и в соответствии с одной из годовых задач детского сада был разработан и реализован проект «Чтобы помнили…».

Определение проблемы

В преддверии празднования Дня Победы с детьми провели опрос по выявлению знаний и представлений о ВОВ, который показал что:

- дети имеют очень скудные знания о Великой Отечественной Войне:

- не имеют представлений о причинах возникновения праздника;

- плохо ориентируются в истории нашей страны;

- у детей не сформированы такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия.

Цель проекта

Создать условия для ознакомления детей с героическим подвигом русского народа в Великой Отечественной войне, формирования нравственно-патриотических чувств дошкольников через совместные мероприятия с участием детей, их родителей, педагогов.

Задачи проекта

  • Обобщать и расширять знания детей об истории Великой Отечественной войны, о героях войны и о подвигах юных героев, о боевой технике, родах войск, о жизни детей в годы войны.
  • Способствовать формированию чувства гордости за свой народ, его боевые заслуги.
  • Воспитывать уважение к участникам и ветеранам ВОВ, защитникам Отечества.
  • Познакомить детей с тем, как жители Алтайского края сражались на фронте и трудились в тылу, приближая Победу.
  • Дать представления о памятниках, установленных в честь воинов-победителей.
  • Познакомить детей с произведениями искусства, посвящёнными теме Великой Отечественной войны, воинам-защитникам, труженикам тыла, детям войны.
  • Продолжать развивать творческие способности в рамках реализации проекта.
  • Продолжать расширять сотрудничество с родителями воспитанников.
  • Вызвать у детей желание подготовить и провести праздник, посвящённый Дню Победы с приглашением ветеранов, родственников детей.

Цель детская

Подготовить и провести праздник, посвящённый Дню Победы с приглашением участников ВОВ.

Тип проекта

Творческий, познавательный, краткосрочный (2 недели), групповой.

Участники проекта

Дети подготовительных групп, родители, воспитатели, музыкальные руководители

Предполагаемый результат

•        сохранение интереса к истории своей страны, к Великой Отечественной войне, осознанное проявление уважения к заслугам и подвигам воинов Великой Отечественной войны;

•        осознание родителями важности нравственно-патриотического воспитания дошкольников.

Предварительная работа с детьми и родителями

  • Чтение  художественной литературыв детском саду и дома, обсуждение прочитанного (Е. Благина «Шинель»; чтение глав из книги  С. Баруздина «Шел по улице солдат»; Н. Дилакторская «Почему маму прозвали Гришкой»; А. Митяев «Землянка»; «Мешок овсянки»; «Почему армия родная?»Л. Кассиль  из книги «Твои защитники»).
  • Выставка художественной литературы о ВОВ «Ради жизни на Земле» в методическом кабинете, организация экскурсии. В подборе литературы активное участие приняли все педагоги детского сада, родители и родственники детей, участвовавших в проекте.
  • Прослушивание музыкальных произведений: «Священная война», «День Победы», «Катюша» и др.
  • Конструирование «Военная база» (из мелкого и крупного конструктора разных видов,маленьких солдатиков, военной техники).
  • Моделирование и решение проблемных ситуаций («Что было бы, если…», «Помоги товарищу», «Как бы ты поступил…» и др.).
  • Сюжетно-ролевые игры «Военные», «Моряки», «Госпиталь» и др.
  • Дидактические игры «Чья форма», «Ордена и медали», «Что изменилось», «Военный транспорт», «Назови пословицу», «Защитники Отечества», «Раньше и теперь» и др.
  • Подвижные игры «Кто быстрее?», «Перетягушки», «Снаряды на передовую», «Сапёры».
  • Настольная игра «Морской бой» (домашнее задание).
  • Спортивный досуг «Мы – солдаты».
  • Рассматривание открыток и иллюстраций «Города-герои», «Великие люди ВОВ».
  • Беседы с детьми «Вставай страна огромная…»; «Они сражались за родину», «Почему война называется Великой Отечественной войной?», «Дети войны», «В нашей семье есть герой». Подготовка рассказов детей с родителями, бабушками, дедушками.
  • Просмотр видео фильма «Минута памяти», слайдовых презентаций «Военная хроника», «Рода войск».

Содержание этапов проекта

1 этап. Целеполагание

На данном этапе проекта воспитатели предложили детям порадовать участников ВОВ.

Дети:

- определили проблему - нужно уделить внимание и порадовать участников ВОВ, показать, что мы их помним, ценим;

- поставили цель – подготовить праздник, посвященный Дню Победы и пригласить на него участников ВОВ.

Здесь важно, чтобы инициаторами, вдохновителями идеи были сами дети.

2 этап. Разработка проекта

Воспитатели предложили детям составить план подготовки к празднику.

Дети с помощью воспитателей определили, что нужно, чтобы праздник прошел интересно, к кому можно обратиться за помощью, т.е. составили план по достижению цели, наметили шаги.

3 этап. Реализация проекта

    Это так называемая практическая часть, осуществлению которой помогали родители, бабушки, дедушки, музыкальные руководители, воспитатели.

План подготовки к празднику (составили дети с помощью воспитателей):

  • Выставка игрушек разных лет «Военная техника».
  • Продуктивная деятельность:
  • выставка детских рисунков «9 мая – День Победы»;
  • выставка семейного творчества (поделок, стенгазет, фотографий) «Ради жизни на Земле».
  • Выбор и заучивание стихотворений по данной тематике.
  • Изготовление праздничных открыток для участников ВОВ – совместное творчество детей и их родителей.
  • Репетиция танцев, заучивание и повторение песен(обратились за помощью к музыкальным руководителям).
  • Разработка слайдовой презентация совместно с воспитателями в формате MicrosoftPowerPoint «9 мая - День Победы» для демонстрации на празднике.
  • Составление сценария (обратились за помощью к музыкальным руководителям).
  • Оформление музыкального зала к празднику.

4 этап. Подведение итогов

  1. Презентация проекта в форме праздника с приглашением ветерана ВОВ, тружеников тыла, участника блокадного Ленинграда «Поклонимся великим тем годам…».

Итоговый заключительный этап проекта стал для каждого участника особо торжественным и запоминающимся. В нем принимали участие:

- педагоги и специалисты дошкольного учреждения;

- дети подготовительных к школе групп;

- родители;

- ветераны ВОВ, труженики тыла, участник блокадного Ленинграда.

Обстановка, которая была создана организаторами мероприятия (педагогами и детьми), «говорила» о продуманном,  творческом подходе к организации событийной общности, желании объединить людей разных поколений. Это говорит об осознанном, ответственном, уважительном отношении к каждому члену общности. Составители сценария умело сочетали музыку, танцы, художественное слово, создавая события тех давно минувших дней, которые так бережно хранит каждый из нас в своем сердце. Педагоги нашего ДОУ исполнили песни военных лет. Особый интерес вызвали рассказы участников ВОВ: о битве на Курской Дуге, о блокадном Ленинграде, о труде детей во время ВОВ на полях, заводах, фабриках. Все присутствующие со слезами на глазах слушали гостей и проживали в душе те далекие, страшные события. Дети с неподдельным интересом, желанием и гордостью  исполняли подготовленные номера: танцы, песни, стихи. В заключении наши гости получили подарки, приготовленные детьми и родителями: цветы и открытки.

  1. Постановка новой проблемы.

Дети предложили ежегодно проводить подобные мероприятия в детском саду. Но т.к. они выпускаются из детского сада, захотели передать свои знания и наработанный материал детям старших групп.

Выводы

По окончании проекта повторно был проведен опрос детей, участвовавших в проекте.

Реализация проекта  показала свою эффективность:

Дети:

-демонстрируют обширные  знания о Великой Отечественной Войне;

- имеют представления о причинах возникновения праздника;

- у детей  сформировались такие понятия, как ветераны, оборона, захватчики, фашисты, фашистская Германия;

- имеют представления о военных профессиях, о родах войск армии РФ;

- знакомы с произведениями поэтов, писателей и художников на военную тематику;

- владеют  расширенным словарным запасом на тему «9 Мая – День Победы»;

- умеют ориентироваться в исторических событиях нашей Родины и в ленте времени;

- толерантны, испытывают уважение к защитникам Родины и чувство гордости за свой народ.

Родители:

- активные и заинтересованные участники проекта;

-  ориентированы на развитие у ребёнка потребности к познанию, общению со взрослыми и сверстниками через совместную проектную деятельность.

Педагоги:

- осуществляют инновационную деятельность.

- повышают профессиональный уровень.

Заключение

  1. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, нравственного самоопределения и становления самосознания.
  2. Мы считаем, что основы, заложенные в детском саду, помогут успешно решить главную задачу – быть необходимым гражданином и патриотом для своего города, своей страны, Родины.
  3. Использование метода проектов в практике нашей работы - один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения свободного пространства детства.

«Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное и сохраненное предшествующим поколением, может любить Родину, узнать ее, стать подлинным патриотом»

(С. Михалков)

 

Литература:

  • Занятия по патриотическому воспитанию в детском саду. Под ред. Л. А. Кондрыкинской. Творческий центр. М. 2011
  • Ознакомление с окружающим миром. Конспекты занятий дляработа с детьми 6-7 лет. И. А. Морозова, М. А. Пушкарева. Мозаика – синтез. М. 2007
  • Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. –сост.: Л.С. Киселёва, Т.А. Данилина и др. – 2-е изд.; испр. И доп.- М.: АРКТИ, 2001
  • Петрова В.И.. Стульчик Т.Д. Этические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов.- М.:Мозаика-Синтез, 2007.- 80с.
  • Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников/Под ред. А.М. Виноградовой.- М., 1991.
  • Жариков А.Д. Растите детей патриотами.- М., 1980.
  • Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
  • Костик Э. П., Кочнева Н. Н.. Мой родной дом. - М., 2004.
  • Куприна Л.С., Бударина Т.А., Маркеева О.А., Корепанова О.Н. и др. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб: Детство-Пресс, 1999.
  • Лялина Л.А. Народные игры в детском саду. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Маханева М.Д. Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2009.
  • Новицкая М. Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. - М., 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»

«Формирование нравственно - патриотических чувств у старших дошкольников через проектную деятельности»...

Районное методическое объединение (обобщение опыта) Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности

В своём выступления я поделилась опытом как осуществляется нравственно-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности. Рассказала о различных формах работы с детьми и ...

Патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельность "За нами будущее"

Аннотация патриотическое воспитание дошкольников через комплексную работу наиболее эффективно. Реализация проекта «За нами будущее» предполагает привлечение родителей, специалистов дошколь...

Статья в газету "Дошкольный вестник" (2023) "ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ОРГАНИЗАЦИЮ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья посвящена гражданскому и патриотическому воспитанию дошкольников в МКДОУ.В статье описан опыт реализации долгосрочных проектов со старшими дошкольниками: "МАСЛЕНИЦА", "ЭТИХ ДНЕЙ ...

Мастер-класс с родителями на тему: "Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников через организацию проектной деятельности"

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание успешных, социально ориентированных граждан, обладающих высокой нравственной культурой. И одной из актуальных проблем воспитания дошкол...

«Формирование нравственно-патриотических чувств у старших дошкольников, через художественно-эстетическую деятельность"

Как часто звучат в наше время слова: «русская душа», «феномен русской души». Но не менее часто: «падение нравственности», «деградация общества». Поэтому...