Консультация для педагогов "Организация образовательной деятельности по познавательному развитию"
консультация
Консультация для педагогов "Организация образовательной деятельности по познавательному развитию"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация | 22.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Веселоярский детский сад «Сказка»
Консультация для воспитателей
«Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников»
Подготовила
Ходоренко О.А.,
воспитатель
с. Веселоярск, 2022
Известно, что дошкольный возраст — возраст становления и развития наиболее общих способностей, которые по мере взросления ребенка будут совершенствоваться и дифференцироваться. Одна из наиболее важных способностей — способность к познанию.
Познавательное развитие по ФГОС в ДОУ предполагает вовлечение малыша в самостоятельную деятельность, развитие его воображения и любознательности.
ФГОС ДО трактует познавательное развитие, как образовательную область, основная цель которой заключается в развитии познавательных интересов и познавательных способностей дошкольников. Такое понимание сущности данной образовательной области предполагает рассматривать его как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой. К стадиям познавательного развития относятся: любопытство, любознательность, развитие познавательного интереса, развитие познавательной активности.
4 стадии познавательного развития
I стадия – Любопытство. Избирательное отношение к любому предмету, обусловленное внешними, часто внезапно открывающимися ребенку сторонами и обстоятельствами.
II стадия – Любознательность. Ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением ребенка проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии интереса, как правило проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельности. Примерами проявления любознательности являются детские вопросы: «Почему трава зеленая?», «Почему деревья не падают?», «Почему солнце светит?». Для развития детской любознательности особое значение приобретает умение взрослого отвечать на подобные вопросы.
III стадия – Познавательный интерес. Характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной нацеленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Проявлением такого интереса считают стремление ребенка самостоятельно отвечать на поставленные вопросы, например в ходе экспериментирования.
IV стадия – Познавательная активность – самый высокий уровень познавательного развития. В соответствии с теорией Д.Б.Эльконина развитие познавательной активности осуществляется путем накопления положительного учебно-познавательного опыта. Ее источником является познавательная потребность. Познавательная активность выступает как природное проявление интереса ребенка к окружающему миру (внимание и повышенная заинтересованность; эмоциональное отношение).
Основные задачи реализации образовательной области «Познавательное развитие» в программе «От рождения до школы»:
1/ Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
- Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
- Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
- Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
- Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
- Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
2/ Ознакомление с социальным миром:
- Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
- Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
- Формирование гражданской принадлежности; воспитание любви к Родине, гордости за ее достижения, патриотических чувств.
- Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
3/ Формирование элементарных математических представлений:
- Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
4/ Ознакомление с миром природы:
- Ознакомление с природой и природными явлениями.
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений.
- Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
- Воспитание умения правильно вести себя в природе.
- Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
5/ Ознакомление с предметным окружением:
- Ознакомление с предметным миром (название, функция, назначение, свойства и качества предмета); восприятие предмета как творения человеческой мысли и результата труда.
- Формирование первичных представлений о многообразии предметного окружения; о том, что человек создает предметное окружение, изменяет и совершенствует его для себя и других людей, делая жизнь более удобной и комфортной.
- Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между миром предметов и природным миром.
Принципы реализации образовательной области «Познавательное развитие»
- принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
- принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
- принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
- принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
- принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
- принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности – содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисково-исследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.
Основные формы взаимодействия педагога с детьми, способствующие познавательному развитию:
— вовлечение ребенка в различные виды деятельности;
— использование дидактических игр;
— применение методов обучения, направленных на обогащение творческого воображения, мышления, памяти, развития речи.
Формы работы:
Занятия
Беседы
Досуги
Загадывание загадок
Развлечения
Викторины
Конструирование
Театрализованная деятельность
Дидактические игры
Спортивные игры
Народные игры
Экскурсии
Развивающие игры;
Изобразительная деятельность;
Опыты (экспериментирование);
Коллекционирование
Выставки
Обучение в повседневных бытовых ситуациях;
Самостоятельная деятельность в развивающей среде.
Игровая деятельность (сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).
Проектная деятельность
Исследовательская деятельность
Создание коллекций
Изостудия.
Методы работы:
1/ Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов)
2/ Практические: игры, дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в том числе строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты, эксперименты.
3/ Словесные: рассказ, беседа, чтение.
Сотрудничество с семьей строим по следующим направлениям:
• вовлечение семьи в образовательный процесс, организованный дошкольным учреждением;
• повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации. Педагоги оформляют папки - передвижки, выпускаются информационные листы для родителей.
• обеспечение единства воздействий детского сада и семьи в вопросах познавательного развития воспитанников.
Оценка эффективности работы по познавательному развитию детей осуществляется с помощью педагогической диагностики, проводимой по всем разделам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новые подходы к организации образовательной деятельности по познавательному развитию старших дошкольников
С введением ФГОС существенно изменяются подходы к организации работы с детьми....
Консультация для педагогов "Организация образовательной деятельности"
Условия проведения, форма проведения, методика ведения образовательной деятельности....
Организация образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми младшего дошкольного возраста. Проект: «Морское путешествие по сенсорике»
Сроки проекта: краткосрочныйЦель: закрепить с детьми счёт, цвет, геометрические фигуры, нахождение одинаковых предметов, использовать музыкальное сопровождение, использовать рисование пальчиками...
"Путешествие в сказку" - конструкт организации образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми 7-го года жизни
Подробный конструкт организации образователдьной деятельности по познавательному развитию с детьми 7-го года жизни "Путешествие в сказку"...
Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников».
Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по познавательному развитию дошкольников»....
Консультация для педагогов «Организация образовательной деятельности по ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОУ»
Консультация для педагогов...
Консультация для педагогов "Организация образовательной деятельности в ДОУ"
Презентация "организация образовательной деятельности в ДОУ"...